Футбольные фанаты как молодежная субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 23:29, реферат

Описание работы

Социально-политические и экономические изменения, происходящие в российском обществе, выдвигают новые требования к современной личности – способность к самостоятельной постановке жизненных целей, возможность осуществлять личный выбор, уверенность в себе, независимость. В связи с этим особое внимание психологи уделяют юношескому возрасту, который рассматривается как важнейший период формирования личности.

Содержание работы

Введение. 2
Интерпретация основных понятий. 5
Операционализация понятий. 9
Теоретико-методологическая разработка темы. 10
Статистические данные. 13
Вывод 16
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

исследование.docx

— 123.27 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Введение. 2

Интерпретация основных понятий. 5

Операционализация понятий.  9

Теоретико-методологическая разработка темы. 10

Статистические данные. 13

Вывод 16

Список используемой литературы 17

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

    Социально-политические и экономические изменения, происходящие в российском обществе, выдвигают новые требования к современной личности – способность к самостоятельной постановке жизненных целей, возможность осуществлять личный выбор, уверенность в себе, независимость. В связи с этим особое внимание психологи уделяют юношескому возрасту, который рассматривается как важнейший период формирования личности.

Общая закономерность развития на этапе перехода к взрослости состоит в ориентации на цели, которые  личность ставит себе в этот период жизни. Эти цели, тесно связанные  с общественными экспектациями1, реализуются в возрастных задачах. Возрастные задачи представляют собой важные, аффективно переживаемые, значимые интересы, которые характеризуют усилия личности по самореализации; они определяют надежды и мечты, связанные с будущим. Наиболее часто отечественные и зарубежные психологи выделяют следующие возрастные задачи: профессиональное самоопределение, формирование гендерной идентичности, выработка общественной (гражданской позиции), формирование собственного мировоззрения, системы ценностей.

Потребность молодого человека заявить о себе как о сформировавшейся личности в мире взрослых очень велика, но не всегда легко достижима. Одним  из способов приобщения к современной  многоликой культуре и обозначение  своей особой мировоззренческой  позиции стало включение в  ту или иную молодежную субкультуру. С каждым годом в мире появляются все новые неформальные направления и течения в молодежном сообществе (музыкальные, идеологические, компьютерные и т.д.), где юноши и девушки пытаются удовлетворить свои потребности в общении со сверстниками, в самоопределении, в построении и принятии ценностно-мировозренческой позиции. Молодежные течения и субкультурные образования преобразуются, адаптируются в соответствии с особенностями культуры государства, некоторые становятся особенно модными и популярными.

Одним из ярких примеров проникновения западной культуры в культуру современной  России является околоспортивная и, в частности, околофутбольная субкультура, что явилось следствием развития рыночных отношений, расширения свободы слова, межкультурного взаимодействия со странами из различных уголков мира через Интернет и средства массовой информации.

Так, например, возникновение и укрепление околофутбольной субкультуры привело к тому, что и в России вслед за Великобританией и другими странами появились не только футбольные болельщики, любители данного вида спорта, но футбольные фанаты и футбольные хулиганы, представители которых нередко отличаются крайне агрессивным поведением. 2Сегодня «фанатское движение» стало неотъемлемой частью футбольной жизни. В свою очередь средства массовой информации чаще всего обращают внимание на объединения футбольных фанатов именно в связи с нарастающей проблемой околофутбольного насилия. В комментариях обычно подчеркивается, что события, связанные с действиями футбольных фанатов, социально опасны и приносят значительный материальный ущерб. К явлению футбольного фанатизма можно относиться по-разному: толерантно или нетерпимо, приветствовать или осуждать. Однако игнорировать это социальное явление, это молодежное сообщество нельзя.

 

Цель  исследования: выявление своеобразия личностных характеристик юношей - футбольных фанатов; формирование более полного и сбалансированного представления о характеристиках личности, включенной в специфическую молодежную субкультуру.

Объект  исследования: личность юноши - футбольного фаната.

Предмет исследования: личностные характеристики футбольных фанатов.

Задачи  исследования:

  1. Изучить научные исследования, посвященные молодежной субкультуре и в частности, околофутбольной субкультуре: сущность, функции, значение в процессе социализации.

 

  1. Установить теоретические и эмпирические критерии дифференциации любителей футбола и осуществить классификацию представителей околофутбольной субкультуры.

 

 

  1. Провести сравнительный эмпирический анализ личностных характеристик юношей, причастных и непричастных к. околофутбольной субкультуре; установить и проанализировать специфику личностных характеристик юношей-футбольных фанатов.

Интерпретация основных понятий.

 
Абориген — местный житель какого-либо населенного пункта  
Аргументы — камни, бутылки, палки, пряги и прочее  
Банда — группировка фанатов  
Баннер — транспарант с эмблемой клуба или фанатской группировки  
3Бас — автобус (от англ. bus)  
Берцы — армейские боты  
Бичества — вид сленга (или стеба), распространенный среди красно-белых футбольных хулиганов  
Балабол — телекомментатор  
Барыга — человек, перепродающий билеты  
Бомжи — фанаты «Зенита»  
Брызгалка — специальный водомет для разгона толпы  
Валить — нападать на врага  
Втыкать — с трудом понимать происходящее  
Вязалово — массовый арест  
Выезд — поездка фанатов в другой город на матч своей команды  
Гляделка — видеокамера слежения (в магазинах, в метро и т. д.)  
Гоп — еда, семечки  
Гренадеры — фанаты ЦСКА  
Гопник — агрессивный и малообразованный, ничего не понимающий в фанатизме человек  
Глума — активная поддержка команды на трибуне, беспредел  
Гроб — багажное отделение под нижней полкой в поезде  
Двойник — выезд на два матча без заезда домой  
Договорняк — договорной матч  
Дым — зажженная дымовая шашка на секторе  
Дурик — нелепый гол  
Дерьмо — камни, бутылки, палки, пряги и прочее  
Динамики, динамайты — фанаты «Динамо»  
Дерби — встреча двух команд из одного города  
Ермак — фанат, совершивший немыслимый выезд  
Жаба — фанат, поменявший клуб  
Заряжать — кричать на стадионе; острить, шутить  
Золотой сезон — когда фанат побывал на всех официальных матчах команды в сезоне  
Инчас — фанаты «Реала»  
Йогурты — фанаты «Сатурна»  
Карлик — юный, неопытный фанат  
Кинолог — фанат, едущий на электричках  
Крысы — фанаты «Крыльев Советов»  
Космонавт — омоновец, облаченный в шлем, бронежилет и с дубинкой  
Кузьмич — агрессивный и малообразованный, ничего не понимающий в фанатизме человек  
Кони — фанаты ЦСКА  
Козел — милицейский уазик  
Лошади — фанаты ЦСКА  
«Локо» — «Локомотив»  
Локошники — фанаты «Локомотива»  
Левые — фанаты, не имеющие авторитета в группировке  
«Лужа» — стадион «Лужники»  
Махало — боковой судья  
Момон — ОМОН  
Мясо — фанаты «Спартака»  
Мешки — фанаты «Зенита»  
Мусор — милиционер или фанат «Динамо»  
Наскок — нападение гопников, превосходящих вас числом  
Нулевой тайм (нулевка) — распитие спиртных напитков до матча (разогрев перед боем) 

Отбить — попытка нападения  на милицию с целью вырвать  забираемого ими хулигана  
Омоновск — Нижний Новгород  
4Паровозы — фанаты «Локомотива»  
Пионер — молодой, неопытный болельщик  
Паб — бар  
Правый фанат — фанат, заслуживший большой авторитет  
Пердь (пердяевка) — малопривлекательный, далеко расположенный населенный пункт  
Перекличка — скандирование речовок попеременно с противоположной или соседней трибуной  
Перемах — небольшая стычка или драка  
Рабы — иностранные легионеры  
Резиновые — фанаты ярославского «Шинника»  
Ржавые (оскорб.) — фанаты московского «Торпедо»  
Роза, розетка — шарф с атрибутикой клуба  
Рыло — одна фанатская единица  
Скворечник — комментаторская кабина  
Слив — проигрыш команды за бабки или по договору  
Слоган — кричалка, речовка  
Стадик — стадион  
Сачок — ворота  
Скальпер — спекулянт  
Слэм — куча-мала, проводимая на фанатском секторе после гола или как провокация для милиционеров  
Трофей — снятый шарф, отнятая пряга или флаг  
Траблмейкер — (от англ. trouble maker) фанаты, которые непосредственно ведут боевые действия  
Тикет (от англ. ticket) — билет на матч или на поезд  
Торпедоны — фанаты «Торпедо»  
Торсида — большая группа фанатов  
Третий тайм — время после матча на выяснение отношений между фанатами  
Фанзин — печатное издание фанатов  
Хардкор (от англ. hardcore) — фанаты, которые непосредственно ведут боевые действия  
Хулс — хулиганы  
Цвета — клубная атрибутика (шарф, футболка и т. д.)  
Шиннари — фанаты «Шинника»  
Экстремальный выезд — путешествие фанатов в город, где базируется враждебная группировка  
Эстадио — стадион5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Операционализация понятий. 6

 

Понятия



 

 










Теоретико-методологическая разработка темы.

 

 

В нашей  стране субкультура околофутбольного сообщества и его характеристики фактически не исследованы с научной точки зрения. В работе социолога В.С. Козловой показано, что в советский период в силу известных установок социума и властных структур, специальных исследований, посвященных проблеме изучения личности футбольного фаната, практически не проводилось (В.С Козлова, 2005). Как правило, феномен «боления» анализировался в контексте решения более общих проблем культурной, физкультурно-спортивной деятельности населения (Н.Н. Визитей, 1979, Н.И. Пономарев, 1974, В.А Пономарчук, 1987). 7Тем не менее, в прессе советского периода появляется термин «фанат». Не раскрывая содержания данного понятия, авторы статей пытались описать некоторые поведенческие и социально-психологические особенности постоянного посетителя стадиона.

Попытки установить социально-психологические  характеристики и  классифицировать болельщиков были предприняты в  конце 80-х начале 90-х гг. прошлого века (В.А. Викторов, 1991,  В.А. Винник, 1991, С.И. Платонов, 1989, В.А. Пономарчук, 1989). Западные исследователи гораздо раньше обратили внимание на проблемные зоны, которыми стали стадионы и спортивные состязания. Особое внимание уделялось вопросам влияния спортивных зрелищ на агрессивность зрителей (Р.Н. Сингер, 1980, Дж. Гольштейн и Р. Армс, 1976, К. Лоренц, 1963, Дж. Кингсмор, 1970). Появились работы, описывающие социальные группы потребителей спортивной информации, а также исследования, выделявшие категории любителей спорта: зрители, болельщики, фанаты, потребители спорта, спортивная публика и т.д. (А.А. Фрекин, 1963, А. Ческа, 1970, М. Чутка, 1974, Н. Эдварс, 1973, С. Исо-Ахола, 1974, Г. Стун, 1976).

В современной  России исследования, посвященные околофутбольной субкультуре и ее представителям, единичны. В имеющихся отечественных научных работах, связанных с изучением футбольных болельщиков и фанатов, в первую очередь, ставится проблема делинквентности в рамках околофутбольной субкультуры. Это, прежде всего социологические исследования А. Илле (1999), В.С. Козловой (2005), Т.Б. Щепанской (2001), в которых рассматриваются вопросы асоциального поведения личности в толпе. Еще более жестко данная позиция заявлена в исследованиях футбольных фанатов и болельщиков в рамках юридических наук. В криминологических работах Д.В. Деккерта, В.А. Мамедова (2006) и А.А. Мейтина (2005) 8субкультура футбольных фанатов рассматривается как стимулирующая среда для совершения противоправной и уголовно-наказуемой деятельности, а также как плодотворная почва для образования групп с элементами организованной преступности. В психологии изучение футбольного фанатизма и психологических особенностей футбольных фанатов только обозначено отдельными работами (напр., Е.В. Платова, 2006).

При этом футбольный фанатизм не только не исчезает как явление, но и приобретает  все больший размах. По данным «Аналитического  Агентства СК» в 2007 г., как и в 2006 г. матчи только Премьер-лиги посетили порядка 260 тыс. любителей футбола, что составляет 0,2% жителей РФ старше 10 лет. Следует отметить, что данные цифры не отражают общее количество желающих посетить стадионы, т.к. количество посадочных мест на трибунах ограничено. Также следует отметить, что матчи Премьер-лиги проходят только в тех городах, команды которых участвуют в элитной лиге чемпионата. Таким образом, получается, что болельщики из других городов могут следить за игрой только в телетрансляции. Для сравнения приведем статистику телеаудитории матчей двух чемпионатов России по футболу 2003 и 2007 года (по данным «Аналитического Агентства СК»): на Чемпионате России по футболу-2003 она составляла приблизительно 5,5 млн. человек, а на Чемпионате России по футболу в 2007 г. - уже 7,25 млн. человек.9

Околофутбольная субкультура создает своеобразные психологические условия, идеалы, ценности, нормы морали и поведения, которые активно ассимилируются в молодежной среде. Большой популярностью пользуются книги о футбольных фанатах (Д. Бримсон, Б. Буфорд, А. Гэйвин, Д.Кинг,     Д. Лекух, Д. Факоффский, Н.Хорнби, ЛайтСмок) и художественные фильмы, созданные при участии лиц, причастных к околофутбольной субкультуре («Удостоверение», «Ультра»  «Фабрика футбола», «Фирма», «Хулиганы зеленой улицы»). Следует отметить, что эти произведения (и книги, и фильмы) могут быть рассмотрены как важные источники информации, которые раскрывают данную субкультуру изнутри.

Статистические  данные.

 

Примерно 20 процентов, или 25 миллионов, жителей страны старше 10 лет можно  отнести к условно постоянным футбольным болельщикам. Эта часть  населения хотя бы изредка смотрит (в основном по ТВ) большой футбол и вне финальных турниров чемпионатов  мира и Европы.  
 
Из них более 10 миллионов предпочитают наблюдать лишь матчи сборной России и важнейшие игры европейских клубных турниров, причём не все подряд. Этот сегмент болельщиков практически не интересуется внутренним футболом, хотя определённое их количество и причисляет себя к поклонникам того или иного российского клуба. Но, по сути, они таковыми не являются.  
 
Около двух миллионов человек составляют сегмент нейтральных болельщиков, которые постоянно не симпатизируют ни одному из клубов. Но при этом переживают за своих земляков или иных кумиров, выступающих в различных командах, в целом следят за ходом турниров в одной или нескольких лигах российского чемпионата и время от времени смотрят соответствующие трансляции по ТВ.  
 
А остальные 13 миллионов любителей футбола являются болельщиками профессиональных клубов России. Они периодически, но с разной частотой, следят по различным источникам за выступлением своих команд и наблюдают внутренний футбол по ТВ (более 99 %, с учётом трансляций на всех каналах) и/или на стадионах (более 5 %, с учётом всех профессиональных лиг). Предпочтения клубных болельщиков отечественного футбола распределяются следующим образом. 

 

 

Мотивация событий жизни у футбольных фанатов и молодых людей, не включенных в

околофутбольную субкультуру

 

(таблица взята с интернет-ресурса «проект общественного мнения» URL:

http://fom.ru/obshchestvo/10467)

Для обеих  групп драка выступает в одинаковой степени привлекательной, что, вероятно, связано с возрастными особенностями. Футбольные фанаты также к интересным занятиям и увлечениям относят конфликт, в отличие от не-фанатов, для которых он выступает в большей степени как источник стресса. Матч представляет интерес только для фанатов, а победа в большей степени выступает как предпочитаемое событие жизни в контрольной группе, что отражает их стремление к успеху, самоактуализации.

Информация о работе Футбольные фанаты как молодежная субкультура