Функции физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 21:20, реферат

Описание работы

Физическая культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей. «Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию её в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании» (В. М. Выдрин, 1980).

Содержание работы

Введение
Понятие физической культуры
Структура физической культуры
Функции физической культуры, понятие, классификация
Характеристика общекультурных функций
Эстетическая функция физической культуры
Социальные функции физической культуры
Характеристика специфических функций
Специфические образовательные функции
Специфические прикладные функции
Специфические спортивные функции
Специфические рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции
Характеристика частных функций
Выводы
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

fizkultura_-4.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

Существование у спортсмена стремления к достижению подтверждается тем фактом, что при отсутствии личного прогресса он теряет интерес к спорту, прекращает активные занятия и уходит из него.

Рекордные результаты всегда несут в себе стимул на последующие достижения и в этом плане они служат своеобразным источником, порождающим у спортсмена новые, более значительные усилия. Поэтому данная функция заключается в том, что достижения, как цель деятельности, содержат в себе постоянную, непреходящую установку сделать лучше, быстрее, сильнее. Любое достижение люди пытаются не просто повторить или приблизиться к нему, а стремятся его превзойти, улучшить. В свою очередь подобное -стремление формирует и усиливает у человека потребность в опережении.

Специфические рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции

Важной основой нормального функционирования человеческого организма является его двигательная деятельность, вызывающая обязательный расход мышечной энергии. Для организма не имеет особого значения, в какой форме осуществляется двигательная деятельность, то ли в виде физического труда, то ли в форме физических упражнений. Однако с учетом принципиального несовпадения целей труда и физических упражнений роль физкультурной физической работы, как оздоровительного фактора, неизмеримо более высока, т.к. в этом случае нагрузку можно легко определять и дозировать практически для любого индивида, для любого психического и физического состояния организма. С помощью определенных физкультурных программ возможно решение лечебных задач восстановления работоспособности, поддержания физической кондиции, увеличения физической работоспособности и т.д.

Физическая культура является незаменимым средством удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной деятельности, и в этом плане выполняет компенсаторную роль при дефиците мышечной активности. Жизненно важное значение физической культуры, как фактора удовлетворения двигательных потребностей, обусловлено, прежде всего тем, что человек формировался с момента своего появления как деятельное существо. Двигательная активность всегда была, есть и будет оставаться абсолютно необходимым условием нормального функционирования, развития и существования человеческого организма. Поэтому физическая бездеятельность неизбежно вызывает различные болезни. Аристотель более двух тысяч лет назад заметил: «Ничто так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие!». Современная наука причину появления болезней века, особенно сердечно-сосудистых, связывает, кроме, прочего, с гипокинезией, слабой двигательной деятельностью. Отсюда и возникает необходимость внедрения физической культуры в повседневный образ жизни человека.

Речь зашла о повседневной физической культуре, выскажем следующее предположение. Психологически человек готов заниматься такой деятельностью, которая ему не только необходима, но и приносит удовольствие, развлечение. Поэтому в развитых странах все большую популярность и развитие получают рекреативные формы физкультурных занятий: массовые спортивные игры, различные виды туризма, охота, рыбалка, плавание и купание, лыжные прогулки и т.д. Следовательно, в будущем рекреативная направленность физической культуры неизменно будет возрастать, возможно, в ущерб спортивной и образовательной. Большие перспективы, очевидно, ожидает в будущем так же лечебное направление в физической культуре.

Немаловажна также роль гигиенических факторов в укреплении и поддержании здоровья. Соблюдение режимов сна, питания, личной гигиены в сочетании с разумными физическими нагрузками значительно укрепляет не только здоровье и повышает физическую работоспособность, но и обеспечивает творческое долголетие. 

 

 

Характеристика частных функций

Частные функции физической культуры – это функции ее компонентов (частей). (Ю.Ф. Курамшин, 2003).

Форма физической культуры - это способ существования и организации физической культуры, содержание которой обеспечивает ее целевое назначение. Вопрос о формах физической культуры особенно об их названиях, в настоящее время определенно пока не сложился. Однозначно не решен также вопрос о структуре физической культуры. К примеру, В.М. Выдрин выделяет в физической культуре три формы: физическое воспитание, спорт и физическую рекреацию. Л.П. Матвеев основными формами физической культуры называет: базовую физическую культуру, спорт, профессионально-прикладную физическую культуру, оздоровительно-реабилитационную физическую культуру и «фоновые» виды физической культуры. ( А.М. Максименко, 2001).

Каждая часть физической культуры ( физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация ) имеет свои конкретные функции, которые по отношению к специфическим функциям физической культуры являются внутренними. (В.М. Выдрин , 1986).

Исходя из концепции потребностно-деятельностного подхода, Ю.Ф. Курамшин (2003) выделяет следующие структурные элементы ( части) в системе физической культуры как вида культуры: не специальное ( непрофессиональное) физкультурное образование (НФО), физическую рекреацию, спорт, двигательную реабилитацию, адаптивную физическую культуру.

Не специальное физкультурное образование - это процесс , чаще всего самодеятельного образования ( формирования) нового, более высокого, чем дано природой, уровня развития физических качеств, полученных человеком при рождении, от природы, а также образования (формирования) двигательных навыков, не данных человеку от рожденья(гребля, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, бег на коньках), движения в акробатике, гимнастике, спорт играх.

Спорт – вид физической культуры, игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижение наивысших результатов.

Физическая рекреация - вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.

Двигательная реабилитация - вид физической культуры: целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий.

Адаптивная физическая культура - это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимизация его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции. Функции АФК вытекают из сущности адаптивной физической культуры, а также отображают ее структуру. В структуре АФК все виды, ее составляющие (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, физическая реабилитация и др.), находятся в неразрывной взаимосвязи, подвижны, взаимно переходят и дополняют друг друга и проявляются в единстве. Во избежание разномаштабности рассмотрения функции в АФК выделены группы функций: педагогические (коррекционно-компенсаторная, профилактическая, образовательная, развивающая, воспитательная и др.), свойственные только ей и реализуемые в процессе занятий физическими упражнениями, и социальные ( гуманистическая, социализирующая, коммуникативная и др.) как результат совместной деятельности с другими социальными институтами. (С.П. Евсеев, 2005).

По мнению В.М. Выдрина (2001) к частным функциям физической культуры относятся:

1.Функции неспециального физкультурного  образования - формирование и реализация осознанных потребностей в различных видах двигательной деятельности в интересах укрепления здоровья и гармонического физического развития.

-образование нового, более высокого  уровня развития физических и  волевых способностей.

-совершенствование существующих и формирование новых двигательных навыков, необходимых в быту, труде, военном деле.

-овладение знаниями целесообразного  использования средств, методов, форм  организации занятий двигательной  деятельностью.

2. Функции физической рекреации

-повышение физической и умственной  работоспособности за счет смены  различных видов деятельности.

-обеспечение положительного эмоционального  фона при занятиях двигательной  деятельностью.

-удовлетворение личных интересов, вкусов, желаний в выборе средств, методов, форм занятий двигательной деятельностью, обеспечение полной свободы их выбора, исходя из желаний занимающихся.

3. Функции спорта

-раскрытие биологических и психологических  резервов человека в процессе  его двигательной деятельности  на предельно возможном уровне.

-реализация адаптационных возможностей  человека в условиях его экстремальной  двигательной деятельности.

-расширение международных связей  и дружбы между народами

-самоутверждение личности в  условиях экстремальной деятельности.

-обеспечение быстрейшего восстановления работоспособности после полученных травм и психических перенапряжений.

-расширение диапазона двигательных  действий инвалидов, восстановление  их психического статуса.

-содействие интеграции инвалидов  в общество. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы. 

1. Адаскина А. А. Особенности проявления  эстетического отношения при  восприятии действительности: Учеб. Пособие, «Феникс+» , М:, 1999, с.100.

2. Ашмарин Б.А. Педагогика физической  культуры: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина, «Просвещение», – М., 1999.

3. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье  и физическая культура студента: Учебное пособие, «Альфа-М», М., 2003 - 351 с.

4. Бервинова Н.С. Исследование эстетической  подготовки студентов физкультурных  вузов на занятиях гимнастикой : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бервинова  Н.С.; ГЦОЛИФК. - М., 1977. - 16 с.

5. Виленский М.Я., Физическая культура  студента: Учебник, «Гардарика» - М., 1996, 448 с.

6. Выдрин В.М., Введение в специальность: Учеб. пособие. -М., 1980

7. Выдрин В.М., Теория и методика  физической культуры: Курс лекций. - СПб., 1999

8. Дашинорбоева В.Д., Физическая  культура: Улан-Удэ, 2007, ВСГТУ.

9. Григорьев В.М., Современные проблемы теории и практики физической культуры. Взгляды, идеи, концепции: Сборник научных трудов / Под ред. доцента В.М. Григорьева- СПб.: СПбГАФК, 1997.- 140 с.; илл.

10. Гужаловский А.А.Основы теории  и методики физической культуры: Учебник для техникумов физической культуры/ Под ред.А.А. Гужаловского.- М.: «Физкультура и спорт», 1986.-352 с., ил.

11. Евсеев С.П. Технология подготовки  и тематика квалификационных  работ: Учебное пособие / Под ред. С.П. Евсеева; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 1997. 41 с.

12. Евсеев С.П. Теория и организация  адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая  характеристика адаптивной физической  культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. 2-е изд., испр. и доп.- М.: «Советский спорт», 2005.- 296 с.: ил.

13. Ильинич В.И., Физическая культура  студента: Учебник / Под ред. В. И. Ильинича. М.: Гардарики, - М., 2001, 448 с.

14. Круцевич Т.Ю. Теория и методика  физического воспитания: Учебник/ Под. ред. Круцевич Т.Ю. – К.:«Олимпийская литература», 2003– 424 с.

15. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика  физической культуры: Учебник/ Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина.-М.: «Советский  спорт», 2003.- 464 с.

16. Лукъянов В.П. Физическая культура: Основы знаний: Учеб. пособие. – С., 2001, 345 с.

17. Максименко А.М. Основы теории  и методики физической культуры: Учебное пособие/ Под ред. А.М. Максименко. М.: , 2001.-320 с.

18. Матвеев Л.П. Теория и методика  физической культуры. Введение в  предмет: Учебник, «Омега-Л», М.:, 2004.

19. Николаев Ю.М. Содержание и виды физкультурно-спортивной деятельности: учебное пособие/ Ю.М. Николаев; СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта.: «Олимп-СПб»,2007.-100 с.

20. Харабуга Г.Д. Теория и методика  физического воспитания. Изд. 2-е, дополн.: Учебник для техникумов физической культуры/ Под ред. Харабуги Г.Д. М.: «Физкультура и спорт», 1974.

      1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. 2-е изд.,исир.идоп. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Функции физической культуры