Формы построения занятий в физическом воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 23:57, реферат

Описание работы

В официально организованной практике физического воспитания и самодеятельном физкультурном движении сложились разнообразные формы занятий: урочные формы, характерные, например, для занятий по физической культуре в учебных заведениях, соревновательные формы организации физкультурно-спортивной деятельности, различные формы самодеятельных физкультурных занятий, так называемые малые формы занятий физическими упражнениями (в частности, такие своеобразные, как физкультпаузы и физкультминуты) и ряд других.

Файлы: 1 файл

ТиМФВ.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

    Продолжительность заключительной  части урока, как и других  его частей, в принципе величина  не стандартная. Её нужно варьировать  с учетом, прежде всего индивидуальной динамики утомления занимающихся. Практически главными ограничениями заключительной части урока являются пределы времени, выделяемого на него в целом, и затраты времени на реализацию основных решаемых в нем задач. В часовом урочном занятии по общему курсу ФВ на заключительную часть выделяют во многих случаях около 3 – 5 мин., что следует рассматривать лишь как сугубо ориентировочную расчётную величину.

    Особенности отдельных не урочных форм занятий в физкультурной практике. Малые формы. Типичными признаками, отличающими так называемые малые формы занятий физическими упражнениями от крупных, являются главным образом следующие: относительно узкая направленность деятельности; сравнительно небольшая протяжённость во времени; относительно невысокий уровень функциональных нагрузок.

    Утренняя гигиеническая гимнастика, как известно, одна из наиболее распространённых, популярных форм физкультурных занятий в режиме повседневной жизнедеятельности. Её главное назначение – оптимизировать переход от продолжительного отдыха (сна) к повседневной жизнедеятельности. Основу утренней гигиенической зарядки составляет своего рода разминка, с той, однако, особенностью, что ориентирована она не на оперативную подготовку к какому-либо одному виду деятельности, а на постепенную общую активизацию функций организма, преодоление инерции покоя, включение в повседневные дела в состоянии нормального тонуса и с хорошим настроением. Параллельно в рамках этой формы занятий можно отчасти решать и такие задачи, как формирование и сохранение нормальной осанки, поддержание достигнутого уровня развития отдельных двигательных качеств и общей тренированности и некоторые другие, но лишь постольку, поскольку это не ведет к неоправданному здесь форсированию нагрузки, не противоречит закономерностям постепенного развертывания функциональных возможностей организма после многочасового пребывания в состоянии глубокого покоя.

    Наиболее распространенные малые формы занятий в сфере производственной ФК – вводная гимнастика, физкультминуты и физкультпаузы. Их отличительные особенности в решающей мере обусловлены тем, что они органически, непосредственно встроены в структуру трудового процесса и подчинены закономерностям его оптимизации.

    Вводная гимнастика. Она обычно представляет собой комплекс из 5 - 8 относительно несложных гимнастических упражнений без снарядов, выполняемых в течение 5 – 7 мин. непосредственно перед началом рабочих операций. Это тоже своего рода разминка, которая, последовательно активизируя функциональные системы организма, способствует эффективному выполнению последующих рабочих операций, сокращает период врабатывания. Кроме общего эффекта разминки здесь имеет значение и специфическая психомоторная настройка на основные рабочие действия, если трудовая деятельность характеризуется регулярным воспроизведением одного и того же состава движений (в рамках рабочего динамического стереотипа). Поэтому в зависимости от особенностей трудовой деятельности комплекс упражнений вводной гимнастики специализируется.

    Физкультпаузы и физкультминутки. Они имеют деятельностный характер, поскольку представляют собой моменты целесообразного переключения на действия иного типа по сравнению с основными трудовыми операциями, причём как раз такого переключения, которое способно даже несколько повысить его (прежде всего по механизму активного отдыха), особенно когда начинает сказываться текущее утомление. Малые формы занятий в сфере производственной физической культуры в специальной литературе обычно подразделяют в первую очередь по продолжительности: фикультпаузы продолжительностью 5 – 7 мин. (точнее их можно назвать «ординарные физкультпаузы»), физкультминутки – 1 – 2 мин. и микропаузы – 20 – 30 секунд.

    Крупные формы самодеятельных занятий тренировочного и физкультурно-рекреативного характера. Условно крупными можно назвать те из форм занятий в самодеятельном физкультурном движении, которые имеют многоминутную протяженность, отличаются от малых форм более широким содержанием и более обособленной структурой, имеют в силу этого свое самостоятельное значение. Дифференцируются эти формы главным образом по двум направлениям: 1) как формы самостоятельных тренировочных занятий и 2) как формы расширенного активного отдыха.

    Самодеятельные тренировочные занятия, подобные урочным. Часто это не только спортивно-тренировочные занятия, а не имеющие непосредственно спортивной ориентации самостоятельные занятия по ОФП или избирательно-кондиционной тренировке. По содержанию они бывают однопредметными (включающими, например, быструю ходьбу или продолжительный бег, в том числе «трусцой», или главным образом материал аэробно-ритмической, либо атлетической, либо иных разновидностей основной гимнастики и т. д.) и комплексными (например, сочетающими материал гимнастических упражнений и естественных упражнений циклического характера).

    Выбор предмета занятий  в данном случае определяется, кроме прочего, индивидуальными интересами, способностями и полученным ранее физкультурным образованием. Вместе с тем существенное влияние на их практическую ориентацию оказывают условия жизни и другие обстоятельства, в том числе и конъюнктурные, связанные с модой на те или иные физкультурные увлечения.

    Целесообразный объём  затрат времени на самодеятельные  тренировочные занятия в различные  возрастные периоды и в разных  конкретных условиях жизнедеятельности  не остается, естественно, постоянным. Когда такие занятия становятся основным фактором сохранения и совершенствования индивидуальной физической кондиции, они должны быть не менее трёх-четырёхкратными еженедельно, примерно часовой продолжительности каждое. Вместе с тем тратить ежедневно помногу часов на физическую тренировку для большинства отнюдь не лучший способ использования жизненного времени и энергии. Тут, как и в любом увлечении, важно соблюдать меру.

    Физкультурно-рекреативные формы занятий, имеющие характер расширенного активного отдыха. Эти занятия в немалой степени позволяют поддерживать нормальное физическое состояние организма и одновременно удовлетворять потребность в здоровом отдыхе. Они издавна практикуются в режиме школьного дня (большие «подвижные перемены»), в свободное время в домашних условиях, в выходные дни и других подобных ситуациях. По определяющему содержанию эти занятия – это отдых, но отдых деятельный, основанный на предметной двигательной активности, которая в данном случае ценна более всего своим восстановительным и оздоровительным эффектом.    

    Такие формы двигательной  активности, как по  содержанию, так  и в структурном отношении  значительно менее жестко регламентированы, чем тренировочные и другие  занятия, типичные для ФВ, что  вытекает из их восстановительно-рекретивной  ориентации, предполагающей свободное самостоятельное варьирование поведения с установкой не на кем-то навязываемое дело, а на лично интересный содержательный отдых. Это, однако, не исключает необходимости регулирования нагрузки, предупреждения травм и исключения других нежелательных явлений, что обеспечивается опять-таки на основе физкультурно-образовательных ЗУН.

    Соревновательные формы организации занятий в ФВ. В ряду разнообразных форм организации занятий в многолетнем процессе ФВ неординарной в известном смысле является соревновательная форма. Нужно различать собственно-спортивные соревнования в строгом смысле этого понятия и подобные им формы организации физкультурных занятий.

    Спортивные соревнования  или подобные им физкультурные  акции модифицируются и приобретают различную конкретную направленность в зависимости от определяющего профиля системы занятий, в рамках которой они организуются. Так, в рамках общего обязательного курса ФВ в общеобразовательной школе и других учебных заведениях применение соревновательных форм организации занятий подчинено, прежде всего, логике педагогического процесса, интересам улучшения его качества, решению образовательно-воспитательных задач. Соревновательная и урочная формы здесь в определённых случаях как бы сливаются (так называемый контрольный урок лил зачёт, организуемый в соревновательной обстановке для выполнения учебных нормативов). При этом соревнования имеют большей частью внутренний характер. Своеобразны соревновательные формы занятий и в самодеятельном физкультурном движении, не имеющем чисто спортивной ориентации. Для многих они фактически форма эмоционального насыщенного общения, здорового отдыха и развлечения.

    В регулярной спортивной  деятельности, направленной к высшим  достижениям, специфические для неё соревнования и тренировочные занятия составляют формообразующую основу системы подготовки спортсмена и одновременно являются теми целевыми пунктами, на которые ориентируется весь процесс спортивной подготовки. Соответственно они здесь в полной мере развернуты и глубоко специализированы в зависимости от конкретного назначения и места в общей организации спортивной деятельности. Причем по мере роста масштаба состязаний, уровня конкуренции в них и степени ответственности они предъявляют всё более серьезные требования к физическим и психическим качествам спортсмена.




Информация о работе Формы построения занятий в физическом воспитании