Формула-1 (FIA Formula One World Championship) – история и правила чемпионата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 10:02, реферат

Описание работы

Команды, участвующие в гонках Формулы-1, используют на Гран-при болиды собственного производства. Таким образом, задачей команды является не только нанять быстрого и опытного пилота и обеспечить грамотную настройку и обслуживание машины, но и вообще «с нуля» спроектировать и сконструировать болид.
Поскольку команды строят болиды по собственным технологиям и ввиду высокой конкуренции команд, в Формуле-1 постоянно рождаются оригинальные технические решения, что ведёт к огромному прогрессу как гоночных болидов, так и дорожных автомобилей.

Содержание работы

1. Вступление
2. История
3. Основные правила
4. Заключение

Файлы: 1 файл

Формула-1.docx

— 23.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему

«Формула-1 (FIA Formula One World Championship) – история и правила чемпионата»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

 

 

 

План:

1. Вступление

2. История

3. Основные правила

4. Заключение

1. Вступление

Формула-1 - чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колёсами. Формула-1 является самым популярным, дорогим и высокотехнологичным видом автогонок.

Чемпионат мира Формулы-1 проводится каждый год и состоит из отдельных Гран-при, или этапов. В конце года выявляется победитель чемпионата. В Формуле-1 соревнуются как отдельные пилоты, так и команды. Пилоты соревнуются за титул чемпиона мира, а команды — за Кубок конструкторов.

Команды, участвующие в гонках Формулы-1, используют на Гран-при болиды собственного производства. Таким образом, задачей команды является не только нанять быстрого и опытного пилота и обеспечить грамотную настройку и обслуживание машины, но и вообще «с нуля» спроектировать и сконструировать болид.

Поскольку команды строят болиды по собственным технологиям и ввиду высокой конкуренции команд, в Формуле-1 постоянно рождаются оригинальные технические решения, что ведёт к огромному прогрессу как гоночных болидов, так и дорожных автомобилей.

Болиды участников чемпионата должны соответствовать довольно сложному Техническому регламенту Формулы-1 и пройти тест на ударопрочность. Регламент и вся гоночная серия находится под управлением Международной автомобильной федерации FIA.

2. История

Своими корнями Формула-1 уходит к чемпионату Европы автогонок Гран-при, которые проводились в 1920-е и 1930-е годы. Организации, участвующие в Гран-при, сформулировали первый регламент проведения чемпионата мира еще перед Второй мировой войной, и ввести его в действие планировалось в 1941 году, но вплоть до 1946 года эти правила не были окончательно определены. В 1946 году вновь образованная организация ФИА представила правила так называемой «Формулы-1», которые вступали в действие с 1947 года. Окончательное решение о проведении чемпионатов мира по автогонкам в классе формула 1 было принято ФИА в 1949 году. В 1950 году ФИА решила заносить результаты отдельных гонок в классе «Формула-1» в общий протокол чемпионата мира. Первый  Гран-при прошёл в Англии на автодроме Сильверстоун. До 1958 года чемпионат мира был только личным, затем очки стали начисляться и конструкторам болидов. Так на мировой арене возник Кубок конструкторов.

Но полностью отождествлять класс «Формула-1» и чемпионат мира ФИА не следует. В мире проводилось гораздо больше крупных гонок, нежели входило в чемпионат мира. Многие гонщики принимали участие в самых разных гонках, в том числе и которые не входили в зачет чемпионата мира, а так же не только на машинах с «формульного типа». В 1980-х, когда после «войны FISA-FOCA» был принят так называемый «Договор согласия», все изменилось. С этого момента гонки в классе «Формула-1» стали проходить только в рамках чемпионата мира. Так исчезло определение класса «Формула-1» и появилась гоночная серия Формула-1, коммерческие права, были отделены от спортивных, которые относились к ведению ФИА.

1980-е годы можно по праву назвать эрой турбомоторов. Первый двигатель с турбонаддувом был применён командой Рено в 1977 году, а к 1987 году мощность моторов перевалила за 1000 лошадиных сил. Это и сейчас является рекордом для автомобилей «формульного типа». В целях снижения скоростей в 1984 году ФИА ограничила размер топливного бака. В 1988 году было введено ограничение на допустимое давление наддува, и наконец, в 1989 году турбодвигатели окончательно запретили.

В начале 1990-х годов пришла эра электроники в конструкцию болидов. Она применялась для рулевого усиления, усиления системы управления тягой, системы активной подвески и полуавтоматической коробки передач . В результате расцвета электроники значение пилота стало стремиться к нулю, всё больше функций по управлению болидом брал на себя компьютер. В1994 году ФИА решило запретить многие из электронных нововведений.

Стремительный прогресс технологий и приход крупных автомобильных производителей в Формулу-1 привели к огромному росту затрат. Так, к  началу XXI века бюджет многих команд Формулы-1 составлял уже несколько сотен миллионов долларов в год. По этой причине с 1990 года 28 команд покинуло Формулу-1 в связи с нехваткой средств для конкуренции с лидерами чемпионата.

С начала XXI века в Формуле-1 полностью доминировала команда Феррари. Её пилот Михаэль Шумахер выиграл пять титулов подряд: в 2000 году, 2001, 2002, 2003, 2004 годах, а  команда Феррари завоевывала Кубки конструкторов. Михаэль Шумахер является семикратным чемпионом мира. К пяти титулам с командой Феррари Михаэль добавил два титула, добытые ранние с командой Benetton в 1994 и 1995 годах. Ему так же принадлежит множество других рекордов в Формуле-1. В 2002, 2003, 2004 годах преимущество болидов Феррари было неоспоримо. Ни одной команде не удавалось даже близко подойти к результатам Феррари. Подавляющее превосходство одной команды над всеми остальными, скорее всего, стало одной из главных причин к изменению в спортивном регламенте.

В начале XXI века ФИА часто вносила существенные изменения в регламент. В частности, с 2002 года формат квалификации менялся четыре раза. Самые значительные перемены произошли перед сезоном 2005 года: так, моторы болидов должны были иметь ресурс, достаточный для проведения двух Гран-при, включая свободные заезды. Также по ходу гонки запрещалась смена резины. Квалификация должна была проходить с баками, заправленными на первую часть гонки.

Эти изменения были связаны с попыткой уменьшить скорости, для увеличения безопасности, с одной стороны, и увеличить количество обгонов по ходу гонки - для повышения интереса болельщиков. Но не все принятые решения были столь хороши: так, в частности, невозможность смены резины в течение гонки приводило к её сильному износу. А это в свою очередь приводило к плохой управляемости болида, что создавало большую опасность.

Новая эра Формулы-1 сопровождалась скандалами. На Гран-при Австрии сезона 2002, разразился скандал, когда Рубенс Баррикелло лидирующий на тот момент в гонки по приказу из боксов команды Феррари пропустил вперед напарника по команде Михаэля Шумахера,  чтобы тот набрал больше очков в борьбе за чемпионский титул. Это вызвало негодование среди зрителей, и других участников гонки и с тех пор в Формуле-1 запрещена командная тактика. На Гран-при США 2005 года разразился, так называемый «шинный скандал».  Из-за дефекта в шинах Michelin, который мог привести к серьёзным авариям, все команды, использующие резину этого производителя, отказались от участия в гонке. Разрешить ситуацию компромиссом, не удалось, поэтому на Гран-при США выступали всего 6 болидов.

Эти события, недовольство команд распределением доходов от проведения Гран-при Формулы-1, постоянные смены регламента стали причиной колоссального напряжения в отношениях между командами и ФИА. Многие автомобильные производители приступили к разработке альтернативного чемпионата, в котором будут участвовать их команды в случае, если договорённость не будет достигнута.

Чтобы спасти единство Формулы-1, президент ФИА Макс Мосли подал в отставку по окончании сезона-2009. Окончательное решение о спортивном и техническом регламенте на 2010 год  принималось уже с новым президентом. Им стал известный деятель  автоспорта  Жан Тодт, экс-руководитель Ferrari.

3. Основные правила

Каждая команда сама создаёт шасси для своего болида. Моторы и шины могут быть приобретены у стороннего производителя. Так и происходит в современной Формуле-1: практически все команды имеют партнёра - автомобильного производителя, который поставляет им моторы. За соответствием машин техническому регламенту следят стюарды Международной федерации автоспорта. От каждой команды в каждом Гран-при должны выступать два пилота на одинаковых болидах. В том случае, если команда не выйдет на старт гонки или выставит только один болид, это может караться штрафом.

Гран-при состоит из свободных заездов, квалификации и гонки. Сезон состоит из различного количества Гран-при: от 7-ми до 19-ти.  Обычно чемпионат проводится с марта по октябрь. За первые 8 мест на финише гонки пилоты и команды получают очки по системе 10-8-6-5-4-3-2-1. Трое первых гонщиков поднимаются на подиум. В честь победителя играет гимн страны, за которую он выступает, а затем — гимн страны, к которой себя относит команда победителя. Очки, набранные пилотами в гонке, прибавляются к их счёту в борьбе за титул чемпиона мира, а также к счёту их команд в борьбе за Кубок конструкторов.

Порядок проведения Гран-при, обязанности команд и пилотов определяются спортивным регламентом. Его положения должны неукоснительно соблюдаться всеми участниками чемпионата мира Формулы-1. На Гран-при от одной команды могут выступать 2 пилота в квалификации и гонке. Кроме того в свободных заездах команда может использовать третьего пилота, но принимать участие могут только 2 машины. В случае болезни или иных уважительных причин третий пилот может заменить на квалификации и гонке одного из основных пилотов команды. Очки, набранные запасным пилотом в гонке, будут начислены на его личный счёт в чемпионате мира; в борьбе за Кубок конструкторов эти очки будут прибавлены к счёту команды, как если бы за неё выступал основной пилот. В течение сезона за одну команду могут выступать, набирая для себя и для неё очки, до 4 пилотов. Чтобы участвовать в Гран-при, пилот обязан получить суперлицензию Международной федерации автоспорта.

Каждый сезон Формулы-1 является соревнованием пилотов за чемпионат мира, а команд — за Кубок конструкторов. На протяжении сезона очки, набранные пилотом на Гран-при, складываются с очками, которые уже есть на его счету. Команда получает за каждую гонку все очки, набранные обоими её пилотами. В конце сезона производится подсчёт очков, и выявляются победители в обеих номинациях. За гонку очки получают первые 8 пилотов, если они попали в итоговую классификацию.

4. Заключение

Многие называют Формулу-1 «королевой автоспорта», «вершиной автоспорта», «королевской формулой». Выступление в Формуле-1 считается наиболее престижным среди гонщиков, и для большинства из них становится целью всей жизни. С одной стороны, такое отношение связано с большой популярностью гоночной серии, а с другой — с высочайшими техническими достижениями Формулы-1, делающим её болиды самыми быстрыми гоночными машинами в рамках ограничений, устанавливаемых техническим регламентом. Несмотря на то, что скорость в Формуле-1 не самая большая среди автогонок, конкуренция между командами способствует повышению технического уровня по другим направлениям, например всё большему совершенствованию тормозной и аэродинамической систем. Потраченные миллиарды долларов и работа ведущих технических специалистов приводят к созданию узлов машины, наиболее эффективных при действующих ограничениях регламента.

Следует отметить, что за время существования Формулы-1 погибли 46 пилотов, 32 из них погибли непосредственно в заездах чемпионата мира, ещё 10 погибли в тестовых заездах, а 5 пилотов погибли в гонках, не включённых в чемпионат мира. Последняя на сегодняшний день трагедия произошла 1 мая 1994 года, когда бразильский гонщик Айртон Сенна не справился с управлением и врезался в стену на скорости 218 км/ч. Системы защиты жизни пилотов постоянно совершенствуются, и с 1994го года смертельных случаев в Формуле-1 не было.


Информация о работе Формула-1 (FIA Formula One World Championship) – история и правила чемпионата