Формирование культуры здоровья в ходе профессиональной подготовке студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 13:45, реферат

Описание работы

Физическая культура студентов среднего профессионального образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, средств и методов общей и профессионально-прикладной физической подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования учащихся, является характеристикой ее общей и профессиональной культуры.

Файлы: 1 файл

Формирование культуры здоровья в ходе профессиональной подготовки студентов.docx

— 23.06 Кб (Скачать файл)

Формирование культуры здоровья в ходе профессиональной подготовке студентов

Физическая культура студентов среднего профессионального образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, средств и методов общей и профессионально-прикладной физической подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования учащихся, является характеристикой ее общей и профессиональной культуры.

Студенты должны регулярно заниматься физической культурой, спортом, туризмом. Это ставит перед всеми важную задачу — целенаправленно формировать у молодого поколения здоровые интересы, настойчиво бороться с вредными привычками и наклонностями, последовательно прививать потребность физического и нравственного совершенствования, воспитывать высокие волевые качества, мужество и выносливость.

Физическое и духовное развитие учащейся молодежи органически дополняет друг друга и способствует повышению социальной активности личности. Студенческий возраст имеет важное значение как период наиболее активного овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека. Физическая культура — это средство не только физического, совершенствования и оздоровления, но и воспитания социальной, трудовой и творческой активности молодежи, существенно влияющего на развитие социальной структуры общества. В частности, от физической подготовленности, состояния здоровья, уровня работоспособности будущих специалистов во многом зависит выполнение ими социально-профессиональных функций.

Потенциальные возможности в области двигательной деятельности, которыми человек наделен от природы и которые он в течение жизни использует недостаточно, физическая культура позволяет раскрыть, развить в полной мере. При этом расширяются представления о возможных резервах и «пределах» развития физических качеств.

Постоянно растущий объем информации, усложнение учебных программ, различные общественные поручения делают учебный труд студенческой молодежи все более интенсивным и напряженным. Зачастую это приводит к уменьшению двигательной активности (гиподинамии), а одновременное увеличение нагрузки на психику отрицательно влияет на организм, затрудняет учебу и физическую подготовку к будущей производственной деятельности.

Малоподвижный образ жизни является одной из главных причин тяжелых хронических заболеваний внутренних органов. При этом ухудшается умственная работоспособность, происходят отрицательные изменения в центральной нервной системе, снижаются функции внимания, мышления, памяти, ослабляется эмоциональная устойчивость.

В процессе обучения у молодежи следует постоянно вырабатывать навыки здорового образа жизни. Необходимо помнить, что систематические занятия физической культурой и спортом сохраняют молодость, здоровье, долголетие, которому сопутствует творческий трудовой подъем. Соблюдение гигиенических норм, создание в студенческих коллективах хорошего психологического климата, стимулирование занятий массовой физической культурой, правильная организация рабочего времени — необходимые условия здорового образа жизни. Огромное значение имеет сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями.

Применительно к учащейся молодежи образ жизни социологи рассматривают как систему основных видов деятельности, которая связана с подготовкой специалистов высококвалифицированного умственного труда с хорошей физической подготовленностью, посредством которой раскрываются характер и мера активности молодежи, степень реализации социальных функций.

Комплексное решение задач физического воспитания в среднем профессиональном образовании обеспечивает готовность выпускников к более активной производственной деятельности, способность быстрее овладевать навыками, осваивать новые трудовые профессии.

Физическая культура способствует проявлению лучших свойств личности студента. При этом на высоком эмоциональном уровне реализуется одна из важнейших общественных потребностей — общение с людьми. Преимущества спорта как социального явления заключаются в его привлекательности для молодежи, его «язык» доступен и понятен каждому, человеку, его польза для здоровья несомненна. Физическая культура развивает общественную активность студентов.

Физическое образование в учебных заведениях вооружает студентов знаниями о влиянии физических упражнений на организм человека, развивает физические качества (способности), двигательные навыки, обеспечивает физическую подготовку молодежи к жизни, общественно-политической деятельности.

Целью физического образования студенческой молодежи следует считать формирование системы специальных знаний, позволяющих оперировать общими понятиями, закономерностями, принципами, фактами, правилами теории и практики физической культуры.

Таким образом, физическая культура как вид образования есть специально организованный и сознательно управляемый педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие студенческой молодежи, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе.

При этом  студенты любым способом стараются избежать традиционных занятий физкультурой. Так количество «освобожденных» студентов  увеличивается в несколько раз. Важно то, что если на первом курсе основой мотивации учащихся к занятиям является улучшение своей физической формы, то на третьем и четвертом основная цель – только получение зачета. В итоге возрастающий уровень гиподинамии на фоне учебного стресса еще более ухудшает здоровье студентов.

 

 

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в физическом воспитании студентов сложились определенные формы направленного использования средств физической культуры и спорта. Основной среди них является такая форма, как учебные занятия. Она осуществляется в соответствии с программой, позволяющей строить учебный процесс с учетом уровня общей физической подготовленности, состояния здоровья и спортивной подготовленности. Для оценки эффективности работы по программе используются специально разработанные нормативы общей и специальной физической подготовленности.

При этом студенты обязаны:

  1. систематически посещать учебные занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;
  2. проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья и физического развития, за физической и спортивной подготовленностью;
  3. укреплять здоровье, повышать свою физическую подготовленность, совершенствовать спортивное мастерство;
  4. активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, между вузами.

 

Как говорил Рене Декарт «Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно».

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Агаджанян Н. А. Здоровье студента / Н. А. Агаджанян, В. П. Дегтярев, Е. И. Русанов и др. – М., 1997.
  2. Барчуков И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / И. С. Барчуков. – М. : КНОРУС, 2011. – 368 с.
  3. Давиденко Д. Н. Физическая культура и здоровый образ жизни /

Д. Н. Давиденко, А. Л. Димова // Физическая культура в высших учебных заведениях: ответы на вызовы нового века: Материалы межвуз. научн.-практ. конференции, 16 апреля 2002 г. – М. : МГСА, 2002. – С. 11-13.

  1. Димова, А. Л. Комплексная методика оздоровления студентов, повышения показателей качества жизни и работоспособности / А. Л. Димова, Р. В. Чернышова // Физическая культура в высших учебных заведениях: ответы на вызовы нового века: Материалы межвуз. научно-практ. конференции,16 апреля 2002 г. – М. : МГСА, 2002. – С. 13-15.
  2. Евсеев Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. –6-е изд., доп. и испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 444 с.
  3. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие/ Л.И. Лубышева. – М. : Академия, 2001

 

 

 

 


Информация о работе Формирование культуры здоровья в ходе профессиональной подготовке студентов