Физкультурные занятия дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвести детей к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и их использованием. Без обобщения невозможен перенос правильного выполнения в другие ситуации.

Файлы: 1 файл

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.docx

— 32.77 Кб (Скачать файл)

При выполнении физических упражнений следует приучать детей  правильно дышать, особенно это важно  во время занятий на открытом воздухе. Углубленное дыхание, естественно, появляется в процессе выполнения различных  физических упражнений. В покое у  дошкольников дыхание более поверхностное (это объясняется анатомофизиологическими особенностями органов дыхания), поэтому и доставка кислорода органам и тканям меньше. При систематической тренировке вырабатывается стереотип, обеспечивающий правильное, ритмичное сочетание глубокого дыхания с движениями. Во время занятий на воздухе надо приучать детей к дыханию через нос, рот и сочетанию дыхания с движением.

В холодное время  года (особенно зимой) больше внимания следует уделять носовому дыханию, особенно в группах детей, предварительно не закаленных. Но в то же время не надо бояться, когда при беге, ходьбе или выполнении других упражнений при произвольном дыхании дети дышат ртом. Как правило, дыхание через рот чередуется с носовым дыханием (если нос у ребенка очищен от слизи), и поток холодного воздуха сменяется теплым, согретым и очищенным при прохождении через носовые ходы воздухом. Это является хорошим закаливающим средством. Постепенно в процессе тренировки у детей вырабатывается ритмичное и глубокое дыхание; они дышат не только ртом, но и носом, и эффективность носового дыхания увеличивается.

Физические упражнения для укрепления здоровья нацелены на формирование правильной осанки и сводчатости стопы, укрепление скелетных мышц, совершенствование работы различных органов и систем. В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов, что приводит к нарушению регулирующей функции мозга и отражается на работе всех внутренних органов. Следовательно, развитие опорно-двигательного аппарата, предотвращение нарушений осанки, стимулирование функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем являются необходимым условием для нормального роста и развития детского организма (в том числе умственного).

Физические упражнения для развития двигательных умений предполагают совершенствование двигательной сферы  путем расширения запаса двигательных умений и навыков, являющихся базовыми в двигательном развитии ребенка (ходьбы, бега, прыжков).

Упражнения для  развития физических качеств обеспечивают формирование основных физических способностей, отражающих качественную сторону двигательных умений и навыков (скоростные, силовые, координационные способности; гибкость, выносливость). Особое внимание уделяют развитию общих координационных способностей (дифференцировочной, ориентационной, ритмической и др.), включающих умение тонко и точно дозировать движения по усилию, направлению, времени, с целью формирования тонкой дифференцированной различительной чувствительности к временным, силовым, пространственным характеристикам движений.

Определив в качестве основной цели физического воспитания дошкольников, содействие гармоничному формированию их личности, получаем два  блока задач – задачи, суть которых  заключается в обучении двигательным действиям, воспитании физических качеств, оздоровлении детей, и общепедагогические, предполагающие повышение уровня умственного  развития дошкольников (через систему  элементарных знаний в области физической культуры и в смежных областях; развитие познавательных процессов, активизацию  мыслительной деятельности на основе двигательной активности; сенсорное  развитие посредством физических упражнений с применением спортивно-игрового оборудования; становление речи, увеличение словарного запаса детей), воспитание личностных качеств, моральных ценностей, эстетической культуры. Помимо физических упражнений для формирования здорового  образа жизни с детьми нужно проводить  мероприятия по закаливанию, упражнения по формированию навыков личной гигиены, игры и др.

Знания по физической культуре и гигиене лучше давать детям на занятиях в кратких (3-5 мин) беседах, которые проводят в начале занятия. Более прочному усвоению содержания бесед способствует использование  видеофильмов, таблиц, образцов спортивной одежды, обуви, инвентаря. Важно добиться, чтобы усваивая знания, дети как  можно быстрее запоминали практические рекомендации, вытекающие из этих знаний, и умели использовать их в повседневной жизни.

Упражнения для  физического развития делятся по нескольким разным признакам:

I. Упражнения в  основных движениях.

Гимнастика –  основное средство физического воспитания дошкольников. Она включает разные виды упражнений, применение которых  обеспечивает всестороннее влияние  на организм ребенка.

Ходьба и бег  – являются природными движениями и поэтому играют особую роль в  физическом воспитании дошкольников. Эти упражнения способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формированию правильной осанки.

Равновесие –  формирует умение сохранять устойчивое положение на уменьшенной площади  опоры и определенной высоте, в  разных позах и при быстрой  смене положения тела. Кроме того, они развивают координацию движений, ориентацию в пространстве, смелость.

Прыжки – также  природные движения, и обучению им необходимо уделять достаточное  внимание. Для дошкольников предусмотрены  прыжки на двух и одной ноге на месте, с продвижением, в длину с места, в высоту и в длину с разбега, с высоты до 30 см, через набивные мячи, длинную скакалку.

Метание – мяча двумя руками из-за головы; набивного  мяча 1кг из положения сидя ноги врозь способствует развитию координации и точности движений, скоростно-силовых качеств.

Лазанье – выполняется  в смешанных висах и упорах, при которых масса тела равномерно распределяется на ноги и руки. Эти  упражнения являются действенным средством  развития мышц плечевого пояса рук  и ног. Предусмотрено лазанье  по гимнастической стенке и канату, наклонной скамейке в упоре присев и упоре стоя на коленях, перелезание через гору матов, гимнастическую скамейку, подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке.

Построения и  перестроения – строевые упражнения широко используются для организации  детей, они способствуют воспитанию внимания и дисциплинированности, благоприятно влияют на формирование правильной осанки, точности движений, навыков коллективных действий.

Танцевальные упражнения – это шаги различных танцев. Изучают шаг с подскоком, приставной шаг, шаг галопа в сторону, способствуют воспитанию у детей чувства выразительности  и грациозности движений, формированию умения слушать музыку и согласовывать  с ней движения, а кроме того благоприятно влияют на осанку.

Акробатические  упражнения – всесторонне влияют на организм ребенка, совершенствуют функцию  вестибулярного аппарата, чувство равновесия, развивают ориентацию в пространстве при изменении положений тела. Особенно полезными данные упражнения являются для детей с нарушениями  осанки.

II. Упражнения, способствующие  укреплению отдельных групп мышц (общеразвивающие).

Для мышц плечевого  пояса

Для мышц ног

Для мышц туловища

III. Упражнения, проводимые  в разные времена года на  улице.

Проведение подвижных  игра и упражнений в основных видах  движений на прогулке повышает двигательную активность детей, способствует дальнейшему  закреплению навыков, улучшению  здоровья. В начале в подвижные игры вовлекают часть детей, а в дальнейшем надо стремиться, чтобы все дети принимали в них участие. Подготовка к проведению подвижных игр и упражнений на прогулке не сложна. Выходя на прогулку, дети выносят нужный инвентарь: несколько мячей, кубики, шнур и т. п. В теплый период года игры и упражнения можно проводить как в начале прогулки, так и конце. В холодный период – в конце прогулки, с тем чтобы после игр и упражнений разгоряченные дети уходили в помещение.

Во время игр  и проведения основных движений дети одеты в обычную для прогулок одежду, поэтому воспитатель должен следить, чтобы они не перегрелись. При большой активности детей  в игре можно несколько удлинить перерывы между повторениями, обсудив  в это время действия детей  и допущенные ими ошибки. В сырую  и ветреную погоду нужно величить активность детей, выбрав для игры большую по размеру площадку, сокращая время между повторениями.

Занятия во время  прогулки можно распределить следующим  образом: в сентябре, мае и июне – катание на велосипеде, игры в  бадминтон, настольный теннис и городки, в октябре, ноябре и в марте, апреле – элементы футбола, баскетбола, прыжки через скакалку, упражнения с мячом  и обручами; в декабре – феврале  – ходьба на лыжах, скольжение по ледяным  дорожка, игры в снежки, хоккей на снегу  без коньков.

Дети должны играть только в присутствии воспитателя. Обучение спортивным играм значительно  ускоряется, если воспитатель сам  принимает в них активное участие, руководит действиями детей, очень  полезно будет, если кто-то из родителей  придет и поможет обучиться детям, например, кататься на велосипеде или  лыжах.

Летом:

• Спортивные летние игры

• Бадминтон

• Настольный теннис

• Велосипед

• Самокат

• Купание (подготовка к плаванию)

Зимой:

• Спортивные зимние игры

• Санки

• Лыжи

• Коньки


Информация о работе Физкультурные занятия дошкольников