Физкультура в жизни подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:19, реферат

Описание работы

Физическая культура — это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.
В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………2
2.Физкультура в жизни подростка………………………………………….3
3.Виды физических упражнений для подростков и детей………………...5
4.Влияние занятий физкультурой на системы организма………………….8
5.Заключение…………………………………………………………………17
6.Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 38.97 Кб (Скачать файл)

План:

 

 

1.Введение……………………………………………………………………2        

2.Физкультура в жизни подростка………………………………………….3

3.Виды физических упражнений для подростков и детей………………...5

4.Влияние занятий физкультурой на системы организма………………….8

5.Заключение…………………………………………………………………17

6.Список использованной литературы……………………………………. 18

 

 

 

 

Введение

 

 Спорт — организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.

  Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки, в сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков.

Спорт — составная часть  физической культуры. Это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В нём ярко проявляется  стремление к победе, достижению высоких  результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств  человека.

Физическая  культура объективно является сферой массовой самодеятельности. Она служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции.

Физическая культура —  это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.

В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке.

 

Физкультура в жизни подростка

  В ряде исследований установлено, что у подростков, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость», выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе подростков в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.

Эти данные подчеркивают основательное положительное воздействие  систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические  особенности личности молодого организма.

Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверхвозможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительного труда).

Самостоятельные занятия  подростков физической культурой, спортом, туризмом способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.

Физические упражнения в  режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

 

 

 

 

Виды физических упражнений для подростков и детей.

 

Утренняя  гимнастика. 
 
Утренняя гимнастика готовит организм ребенка к будущей физической и эмоциональной дневной нагрузке. Ее нужно проводить с конца второго года жизни в виде развлекательной игры, не забывая при этом включать ходьбу, несколько специальных упражнений и заключительный бег с переходом на ходьбу. Необходимо учитывать следующую последовательность упражнений:  
 
• упражнения дыхательного типа для плечевого пояса, например, поднимание рук в стороны и опускание их вперед или удары ладонями на уровне груди и за спиной; 
 
• упражнения для мышц спины и живота, развития гибкости хребта, например, приседания с легким наклоном головы вперед или наклоны корпуса вперед. При этом руки касаются голени, потом корпус выпрямляется, руки отводятся за спину. Эти упражнения дают большую нагрузку и должны следовать за более легкими (дыхательными); 
 
• снова, упражнения, способствующие расширению грудной клетки, например, поднимание рук в стороны, до уровня плеч и их опускание. 
 
 
Упражнения с большой нагрузкой (приседания, наклоны) повторяются не более двух-трех раз, а с меньшей нагрузкой (для плечевого пояса) – до пяти-шести раз. 
 
Затем необходим кратковременный (десять-пятнадцать секунд) бег или подпрыгивания. Заканчивать утреннюю гимнастику необходимо ходьбой на месте. 
 
Необходимо стараться правильно выполнять каждое упражнение, при ходьбе следить за тем, чтоб ребенок держался прямо, плечи расправлены, голова не опускается, руки двигаются свободно, без напряжения, дыхание через нос. Хорошо, если утреннюю гимнастику выполняют под музыку и вместе с родителями.

 
 
Упражнения  дыхательного типа. 
 
Рекомендуются следующие дыхательные упражнения, которые вы можете выполнять во время утренней гимнастики и повторно – на прогулке. 
 
1. Исходное положение: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед и назад, проговаривайте какую-нибудь считалочку или просто: “тик-так”. Повторить упражнение 10-12 раз. 
 
2. Исходное положение: сидя, кисти рук зажаты в трубочку и подняты вверх. Медленный выдох .Повторить упражнение 4-5 раз. 
 
3. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять руки в стороны, а потом стукнуть ими по бедрам (имитируя петушка). Выдыхая, произнести: “ку-ка-ре-ку”. Повторить упражнение 5-6 раз. 
 
4. исходное положение: сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. Во время выдоха громко произносите звук “ф-ф-ф-ф-ф”. Считайте, что ваш живот – это кастрюля, в которой закипает каша. Повторить упражнение 3-4 раза. 
 
5. Паровозик: ходите по комнате, делая попеременные движения руками, и произносите: “чух-чух-чух-чух”. Продолжительность упражнения 20-30 секунд. 
 
6. На турнике. Исходное положение: стоя, ноги вместе, в обеих руках перед собой держать гимнастическую палку. Поднять палку вверх, стать на носки – вдох, палку опустить назад, на лопатки – длительный выдох с произнесением звука: “ф-ф-ф-ф-ф”.

 
 
Физические  упражнения 
 
Детей дошкольного возраста нельзя заставлять выполнять упражнения, навязывать им что-либо, чего им не хочется делать. Занятия должны оформляться в виде игры дома или во время прогулки. Неплохо организовать в квартире место для “мини-стадиона”, создать условия для активных движений ребенка. 
 
Специальные занятия гимнастикой необходимо проводить ежедневно или через день, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна на протяжении 10-12 минут. Форма одежды – трусы, майка, босиком. Выполнять упражнения следует на ковре при открытой форточке. 
 
Для занятий необходима будет веревка или скакалка, палка длиной 1-1.5 метра, диаметром 2 см, обруч диаметром 45-50 см, кегли, кубики. 
 
Во время занятий физкультурой необходимо чередовать упражнения для всех групп мышц. Лучше начинать с легких упражнений, постепенно увеличивая их сложность. В каждое занятие необходимо включать упражнения для развития и совершенствования ходьбы, бега, прыжков, ползания, координации движений. Следите за правильностью выполнения упражнений ребенком. Переходить к следующему комплексу упражнений следует только после хорошо усвоенного предыдущего. В два года постепенно, от занятия к занятию, увеличивайте нагрузку, включая в выполняемый комплекс упражнений бег в различном темпе. Начинать и заканчивать занятия необходимо ходьбой на месте и дыхательными упражнениями. 
 
Занятия должны быть интенсивными с достаточной степенью нагрузки, в конце занятия у ребенка должны прослеживаться следы небольшой усталости в виде ускоренного дыхания, незначительного румянца на щеках и потовыделения, но не должно быть жалоб; общее самочувствие – хорошее, движения – бодрые. 
 
При выраженных признаках сильного переутомления следует понизить степень нагрузки и продолжительность занятий.

 

 

 

 

 

Влияние занятий  физкультурой на системы организма

 

Сердечно-сосудистая система

Сердце нетренированного человека в состоянии покоя за одно сокращение (систолу) выталкивает  в аорту 50-70 мл крови, в минуту при 70-80 сокращениях 3.5 –5 л. Систематическая физическая тренировка усиливает функцию сердца и доводит систолический объем до 90-110 мл в покое, а при очень больших физических нагрузках 150 и даже 200 мл. Частота сердечных сокращений при этом увеличивается до 200 и более, минутный объем соответственно до 25, а иногда и 40 л! Словом сердце спортсмена имеет десятикратный резерв мощности.

Частота сердечных сокращений у нетренированного взрослого человека в покое обычно составляет 72-84 в минуту, для сердца же тренированного спортсмена в покое характерна барикардия, т.е. частота сокращений ниже 60 ударов в минуту (иногда до 36-38).

Такой режим работы более  выгоден для сердца, так как  увеличивается время отдыха (диастола), во время которого оно получает обогащенную  кислородом артериальную кровь.

Основное же различие заключается  в том, что при легкой нагрузке сердце нетренированного человека увеличивает количество сокращений, а сердце спортсмена повышает ударный выброс крови, т.е. работает экономичнее.

Конечно, десятикратное увеличение мощности сердца в экстремальных условиях не может не сказаться на функции сосудистой системы. Но у тренированного человека она также имеет больший запас прочности. При больших физических нагрузках максимальное давление у спортсменов и физически тренированных людей может превысить 200-250 мм рт. ст., а минимальное падает до 50 мм рт. ст.

При большой физической нагрузке возрастает, и объем циркулирующей в организме крови в среднем на 1-1,5 л, достигая в целом 5-6 л. пополнение поступает из кровяных депо – своеобразных резервных емкостей, находящихся главным образом в печени, селезенке и легких. Соответственно увеличивается количество циркулирующих эритроцитов, в результате чего возрастает способность крови транспортировать кислород.

Кровоток в работающих мышцах увеличивается в десятки  раз, также многократно увеличивается  число работающих капилляров. Интенсивность  обмена веществ с использованием кислорода возрастает в десятки раз.

Система дыхания

Если сердце представляет собой насос, перекачивающий кровь  и обеспечивающий ее доставку ко всем тканям, то легкие – главный орган  дыхательной системы – насыщают эту кровь кислородом.

Физические нагрузки увеличивают  число альвеол в легких, совершенствуя дыхательный аппарат и увеличивая его резервы. Установлено, что у спортсменов количество альвеол и альвеолярных ходов увеличено на 15-20 % по сравнению с таковыми у не занимающихся спортом. Это значительный анатомический и функциональный резерв.

Физические упражнения оказывают  большое влияние на формирование аппарата дыхания. У спортсменов, например, жизненная емкость легких достигает 7 л. и более. Спортивные врачи сборных команд страны по баскетболу и лыжам зарегистрировали величины, равные 8.1 и 8.7 л.

Конечно, спортсмены – это  люди, как правило, с изначально хорошими физическими данными, но физические нагрузки развивают любой организм.

При максимальных физических нагрузках частота дыхания может  возрасти до 50-70 в минуту, а минутный объем дыхания до 100-150 л, т.е. в 10-15 раз превысить этот показатель, отмеченный в состоянии покоя.

Хорошо развитый дыхательный  аппарат – надежная гарантия полноценной  жизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком в них кислорода. И напротив, многочисленными исследованиями установлено, что чем больше способность организма усваивать кислород, тем выше физическая работоспособность человека. Тренированный аппарат внешнего дыхания (легкие, бронхи, дыхательные мышцы) – это первый этап на пути к улучшению здоровья.

При использовании регулярных физических нагрузок максимальное потребление кислорода, как отмечают спортивные физиологи, повышается в среднем на 20-30%.

У тренированного человека система внешнего дыхания в покое  работает более экономно. Так, частота дыхания снижается до 8-10 в минуту, при этом несколько возрастает его глубина. Из одного и того же объема воздуха, пропущенного через легкие, извлекается большее количество кислорода.

Возникающая при мышечной активности потребность организма  в кислороде «подключает» к решению  энергетических задач незадействованные до этого резервы легочных альвеол. Это сопровождается усилением кровообращения во вступившей в работу ткани и повышением аэрации (насыщенность кислородом) легких. Считают, что этот механизм повышенной вентиляции легких укрепляет их. Кроме того, хорошо «проветриваемая» при физических усилиях легочная ткань менее подвержена заболеваниям, чем те ее участки, которые аэрированы слабее и потому хуже снабжаются кровью. Известно, что при поверхностном дыхании нижние доли легких в малой степени участвуют в газообмене. Именно в местах где легочная ткань обескровлена, чаще всего возникают воспалительные процессы. Напротив, повышенная аэрация целительно действует при лечении некоторых заболеваниях.

Врачи уже давно отметили, что спортсмены и оперные певцы  не болеют туберкулезом легких, в основе этого факта, в обоих случаях, лежит повышенная аэрация легких.

При физических нагрузках  возрастание легочной вентиляции связанно с усилением амплитуды движения диафрагмы. Этот факт благоприятно отражается и на состоянии других органов. Так, сокращаясь при вдохе диафрагма давит на печень и другие органы пищеварения способствуя оттоку из них венозной крови и поступлению ее в правые отделы сердца. При выдохе диафрагма поднимается, облегчая приток артериальной крови к органам брюшной полости и улучшая их питание и работу. Таким образом, диафрагма является как бы вспомогательным органом кровообращения для органов пищеварения.

Информация о работе Физкультура в жизни подростка