Физкультура в Древнем Мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 17:34, реферат

Описание работы

На самых ранних этапах развития человечества борьба за существование диктовала свои законы. Физическая сила и ловкость на охоте, войне и при распределении добычи играли очень важную роль. Аборигены в Австралии и по сей день сохранили как метод охоты преследование антилопы или кенгуру бегом — пока животное не устанет.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………3
2. Основы физического воспитания……………………...……………4
3. История спорта в государствах древнего мира…………………….6
4. Олимпийские игры в древней Греции………………………………7
5. Заключение……………………………………………………………...9
6. Список литературы…………………………………………………….10

Файлы: 1 файл

1. Физкультура. Развитие спорта в Древнем Мире.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

 

 

  1. Введение…………………………………………………………………3
  2. Основы физического воспитания……………………...……………4
  3. История спорта в государствах древнего мира…………………….6
  4. Олимпийские игры в древней Греции………………………………7
  5. Заключение……………………………………………………………...9
  6. Список литературы…………………………………………………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На самых ранних этапах развития человечества борьба за существование диктовала свои законы. Физическая сила и ловкость на охоте, войне и при распределении добычи играли очень важную роль. Аборигены в Австралии и по сей день сохранили как метод охоты преследование антилопы или кенгуру бегом — пока животное не устанет.

 Физическая форма поддерживалась, кроме того, и тренировками. Австралийские аборигены постоянно упражнялись в стрельбе из лука и метании бумеранга, соревновались в беге и прыжках, играли в некое подобие мяча. У индейских племён Америки пользовались популярностью бросание мяча в цель, бег на дальние расстояния, поднятие тяжестей — камней различного веса. Среди ацтеков, майя, инков получила распространение групповая игра с каучуковым мячом, в которой каждая команда стремилась забросить мяч в кольцо, прикреплённое к столбу или стене. Чем не прародитель современного баскетбола! Первобытные племена Африки в физическом воспитании детей применяли фехтование на палках, борьбу, бег с грузом, раскачивание на лианах. Племена бушменов отличались исключительной выносливостью. Их состязания в беге по холмистой местности иногда продолжались весь день. Благодаря такой тренировке охотники могли преследовать добычу в течение многих часов, а затем и доставлять тяжёлый груз домой.

 

 

ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

В преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». Здоровье в огромной степени зависит от взаимоотношений человека со средой обитания, обществом и производственной деятельностью. Исходя из этого можно определить здоровье также и как состояние организма человека (его физических и психических качеств), обеспечивающее ему возможность активно жить и трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять её неблагоприятным факторам.

Для поддержания оптимальных физических и психических качеств (здоровья) необходима постоянная двигательная активность, которая прежде всего воздействует на обменные процессы в организме. Общеизвестно, что в основе жизни лежит обмен веществ. Он складывается из процессов ассимиляции (образования, усвоения, восстановления) и диссимиляции (использование, выведение из организма, разрушения) различных веществ. Преобладание первых характерно для активного периода жизни, в пожилом возрасте начинает преобладать диссимиляция. И к 70 годам, например, мускулатура человека, ведущего малоактивный образ жизни, может уменьшиться в объеме до 40 %. Особенно страдают мышцы, обеспечивающие сохранение позы, что делает человека сутулым, а подчас изменяет весь облик. Значительно атрофируются и некоторые другие органы и ткани, почти вдвое, например, уменьшается печень.

Недостаток движения – гипокинезия нередко приводит к ожирению. Современная медицина считает излишний вес серьезным нарушением обмена веществ, которое влечёт за собой весьма тяжкие последствия. От ожирения страдает нервная ткань, мозг, особенно у пожилых людей. Все это сопровождается функциональными нарушениями, снижающими выносливость и силовые качества, возникает состояние гиподинамии.

Почему это происходит?

Дело в том, что организм животных и человека обладает физиологическими механизмами, которые обеспечивают восстановление и регенерацию затраченных сил (энергии) и телесных структур (клеток, органов, тканей). Движение регулирует изменения во всех органах и системах организма – происходит усиленный синтез нуклеиновых кислот и белков в протоплазме клеток. Но для этого физические нагрузки должны быть достаточно велики. Так, для получения тренировочного эффекта академик Н.М. Амосов рекомендует здоровому человеку доводить частоту пульса во время ежедневных физических упражнений до 120-140 ударов в минуту, то есть вдвое больше нормы, в течении 10-30 минут.

Советский учёный Н.А. Аршавский в экспериментах доказал, что физические упражнения вызывают усиление расхода энергетических запасов организма, одновременно усиливая усвоение пищевых веществ в значительно большем объеме, чем их расход. Это приводит к росту объема мышц и возрастанию запасов энергии. Такой организм от увеличения физических нагрузок (не чрезмерных) не изнашивается, а обновляется. Выходит, чем больше он тратит энергии, тем больше ею запасается. Человек действительно обретает новые силы, молодеет.

Итак, физическая тренировка способствует сохранению здоровья, повышает устойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды (инфекциям, радиации, колебаниям температуры, атмосферного давления, содержания кислорода в воздухе и др.), увеличивает резервные силы организма, позволяющие переносить более значительные физические и психические нагрузки. Все это, в конечном счете, способствует высокой активности человека, удлинению его творческой жизни.

 

 

ИСТОРИЯ СПОРТА В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО МИРА

Возникновение физкультуры как составной части общей культуры и физического воспитания относят к первобытному обществу на стадии позднего палеолита.

Объективные предпосылки - трудовая деятельность первобытного человека, потребности общества, и условия существования.

Субъективные предпосылки - развитие мышления человека, формирование системы символов и знаков.

Биологическая основа - потребность человека в двигательной деятельности.

1) Отсутствие врожденных программ поведения, необходимость соперничать с природой. Основные требования к человеку: выносливость, физическая сила, навыки добывания пищи, необходимость обучения, физического воспитания, закалки.

2) Синкретичность, неразделенность  сфер деятельности, мифологичность сознания - тесная связь физического воспитания с обрядами и прежде всего инициаций - обрядов посвящения, при переходе из одной возрастной группы в другую, где демонстрировалась и доказывалась выносливость.

3) Жёсткая половозрастная иерархия общества, раздельное физическое воспитание мальчиков и девочек.

4) Физическое воспитание возникает и развивается как обучение навыкам охоты, собирательства, рыболовства, позднее земледелия и скотоводства.

История развития спорта имеет необычайно давние корни. Следы физической культуры и спорта были обнаружены в ранних государствах (IV—III тысячелетия до н. э.). Соревнования в честь бога Мардука, покровителя Вавилона, более чем на тысячу лет предварили древнегреческие Олимпиады. В эти соревнования входили стрельба из лука, борьба на поясах, фехтование на мечах, кулачный бой, скачки в седле, гонки на колесницах, метание копья и охота. В Индии и Персии в древности были широко распространены охота, верховая езда, фехтование на мечах, гонки на колесницах, стрельба из лука, игры с мячом и палкой. В Индии возникли конное поло, шахматы, хоккей на траве и другие игры. В Персии появились школы, где детей обучали верховой езде, метанию дротиков, стрельбе из лука. На клинописных табличках, на стенах древнеегипетских пирамид учёные обнаружили изображения более 400 видов физических упражнений и игр. Среди них борьба, соревнования лучников, плавание, гребля, гонки на колесницах и др. В Древнем Египте в специальных помещениях устраивались соревнования по бегу, прыжкам и метаниям, поднятию тяжестей, борьбе и кулачному бою, фехтованию, а также различные спортивные игры. Наивысшего расцвета физическая культура и спорт достигли в Древней Греции, где состоялись первые Олимпийские игры.

Древнейшей формой организации физического воспитания были игры, которые имеют следующую классификацию:

1. По социальным функциям:

а) воспроизводство трудового процесса,

б) обучение навыкам,

в) обряды.

2. По двигательным навыкам:

а) манипуляционные - владение, манипулирование предметом,

б) локомоционные - владение собственным телом,

в) трофейные - владение навыками захвата и удержания предмета,

г) социальные, прежде всего иерархические - владение навыками совместной деятельности, доминирования и подчинения.

3. По характеру:

а) натуралистический,

б) символический,

в) состязательный. (особенно наглядно изменение характера в единоборствах, например, в фехтовании).

Спортивные игры (вобрали признаки и элементы всех видов игр). Уже в родовом обществе игры и физические упражнения выделяются в самостоятельные виды деятельности, превращаясь в средство воспитания подрастающего поколения и развлечения взрослых (тренировка и самоутверждение).

Для физической культуры первобытного общества характерны: тесная и непосредственная связь с трудом, бытом, бесклассовый характер, доступность и обязательность для всех членов рода или племени. Спорт, как самостоятельная сфера деятельности отсутствует.

 

 

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

В Олимпийских играх участвовать могли все, и бедные, и богатые, и знатные, и незнатные. Но было строгое правило при Олимпийских играх – не должны присутствовать женщины. Запрещалось участвовать воинам из враждующих городов. Воины за год до Олимпийских игр должны были тренироваться. Было очень много видов спорта – гонки на колесницах, бег, метание копья и диска, прыжки, кулачный бой. Игры проводились на стадионе в честь бога Зевса. Воины приезжали из разных стран.

Согласно традиции Олимпийских игр с 776 года до н. э. в Олимпии игры проводились один раз в четыре года. На время Олимпийских игр объявлялся обязательный для всех греков «священный мир». В это время в Греции не велось военных действий, и дороги в Олимпию были безопасны.

Проходили Олимпийские игры в течение 5 дней: первый и пятый дни были посвящены торжественным процессиям, жертвоприношениям, церемониям, остальные – спортивным состязаниям мужчин и мальчиков.

Во время игр перед собравшимися выступали поэты, философы, ораторы.

Согласно хартии Олимпийских игр «… объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению ко всем странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам».

Впервые борцы участвовали в XVIII Олимпийских играх в 708 году до н. э. Самым великим борцом древности считали ученика Пифагора, Милона из Кротова. Он шесть раз завоевывал звание Олимпийского чемпиона.

История конного спорта также уходит в далекую древность. Удивительный миф о кентаврах ученые трактуют так: греки, впервые увидев всадников, приняли их за Фантастические существа с головой человека и туловищем лошади. Прекрасными наездниками считались: Юлий Цезарь, математик Пифагор, Александр Македонский.

Из многих видов конных состязаний олимпийскими считаются выездка-езда замедленными аллюрами, так называются различные виды хода лошади, и конкур - французы называют этот вид «конкур-иппик», что в переводе «конные соревнования», спортсмены по очереди выезжают конкурное поле и преодолевают на скорости 18 препятствий.

В гимнастику у древних греков входил целый комплекс упражнений: бег, борьба, прыжки в длину, кулачный бой и метание. Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегавших ежедневной тренировкой мышц. Некоторые современные гимнастические снаряды были известны в далекой древности. Так римские воины, прежде чем сесть на коня, учились «езде», на его деревянном собрате.

Бег заслуженно считается древнейшим олимпийским видом. Первая дистанция равнялась 192 метрам. Легенда говорит, что сам Геракл отмерил эту дистанцию длиной своей стопы. На первых Олимпийских играх бегуны бежали по дорожке стадиона в направлении алтаря Зевса, где победителя ждал жрец с зажженным факелом в руках. Победитель удостаивался чести зажечь факел. В настоящее время существует 3 основных вида дистанции: спринтерская, средняя и стайерская. Спринт – в переводе с английского «бежать во весь дух». Дистанции – 100 и 200 м. Средние дистанции – 800 и 1 500 м. Стайер – в переводе с английского «выносливый». Дистанции 5 000, 10 000 м., и «марафон» - бег на сверхдлинную дистанцию, равную 42 195 м. Бег является почетным видом всех Олимпийских игр современности.

Бокс (кулачный бой) в переводе с английского – «удар кулака». Гомер в «Илиаде» описывает с большим знанием предмета схватку кулачных борцов Эпеоса и Евриала, устроенную Ахиллом в честь погибшего Патрокла. Узкий, кожаный ремень охватывал сгиб пальцев и запястья древнегреческого бойца. Знали греки и упражнения с «грушей», «мешками», «бой с тенью». В 688 году до н. э. кулачный бой был включен в программу XXIV Олимпийских игр в древности.

 

 

Заключение.

В наше время произошли большие изменения в спорте и Олимпийских играх. Но это не говорит о том, что спорт в наше время стал менее популярен, чем в Древней Греции. Наоборот, это свидетельствует о синтезе древних традиций с современными взглядами.

Информация о работе Физкультура в Древнем Мире