Физкультура и основные понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:50, контрольная работа

Описание работы

Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физи́ческая культу́ра — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 33.38 Кб (Скачать файл)

 

Другой комплекс ценностей  физической культуры личности формируется  совокупностью его личных физических достижений. Он определяется развитием  уровня его физических качеств и  координационных способностей. Внешне это проявляется в физической работоспособности, умении управлять  своими движениями, грамотно и рационально  решать привычные и новые двигательные задачи и двигательные действия. Уровень  культуры движений во многом зависит  от способности человека правильно  использовать свой физический потенциал.

 

В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно  связаны с эмоциональными, познавательными  и волевыми ее сторонами, образующими  содержательную направленность личности. Характер же направ¬ленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие - познаватель¬ную, третьи - поведенческую активность.

Уровень культуры общества в  большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования  индивидуальных человеческих способностей. При этом особенно важно подчеркнуть, что в системе общечеловеческих культурных ценностей одной из главных  составляющих является уровень здоровья и физической подготовленности всей популяции в различные возрастные периоды и особенно в первую половину жизни, определяющей возможности освоения всех остальных ценностей.

 

Физическая культура и  спорт представляют собой самостоятельный  вид деятельности человека, значение которого в развитии общества весьма многообразно. Они оказывают определенное влияние на общественное производство, на формирование человека как личности, на развитие общественных отношений.

 

В настоящее время возросло понимание физической культуры как  общественной и индивидуальной ценности, что позволяет сформировать новые  тенденции в развитии общественного  мнения и личностных мотиваций к  освоению ценностей физической культуры всеми и каждым.

 

Если еще в не очень  далеком прошлом занятия физическими  упражнениями были уделом энтузиастов, спортсменов и физкультурников, то в настоящее время они становятся все более необходимой составляющей образования и здорового образа жизни каждого человека. Одной  из основных задач цивилизованного  общества является внедрение в повседневный режим жизни активной двигательной деятельности. Важнейший мотив этого  – стремление повысить устойчивость организма к различным неблагоприятным  условиям внешней среды, сохранить  здоровье, активную трудоспособность и устранить проявления хронической  патологии.

 

Целью физической культуры и  спорта является также расширение диапазона  максимально предельных возможностей организма здоровых людей для  сохранения устойчивого состояния  и способности к преодолению  экстремальных факторов, связанных  с определенными условиями труда, и общественной деятельности человека. Личность развивается в основном в процессе деятельности и конкретных ее видов. Основными универсальными ее видами являются: познавательная, трудовая, коммуникативная, игровая. Человек, по существу, и является продуктом этих видов деятельности. Деятельность представляет собой процесс освоения мира, как в целом, так и в конкретных его проявлениях. Другими словами – это человеческая активность, направленная на освоение окружающей действительности, на ее совершенствование в интересах человека, на физическое и интеллектуальное саморазвитие человека.

 

Она неразрывно связана с  потребностями, поскольку вся история  человеческого общества есть не что  иное, как деятельность по удовлетворению его потребностей. Существует два  класса, два условия потребностей – естественные, докультурные и человеческие – социальные, культурные. К первым относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, потребности размножения, защите потомства. Они в полной мере присущи как животным, так и человеку, но в человеческом обществе они детерминированы социальными условиями.

 

Культурные, человеческие потребности  не даны, а только «заданы» природой; они формируются в процессе воспитания и различных видов деятельности. Уровень их сформированности и осознанности зависит от качества деятельности человека по удовлетворению осознанной им нужды, необходимости в материальных и духовных, физических и психических, интеллектуальных и эмоциональных ценностях. И по этому механизму в процессе деятельности формируются духовные и физические качества человека, его способности. А затем эти различные, разносторонние способности (например, в двигательной деятельности) раскрываются, реализуются в процессе жизни, труда, быта, военного дела, как в интересах самого человека, так и в интересах общества, создания его материальных и духовных ценностей.

 

Иначе говоря – потребность  является одним из важнейших источников и условий развития личности и  общества, побудительной причиной социальной деятельности людей. При этом имеется  в виду, прежде всего, свободная активность, в основе которой может лежать как творческая вариативность, так  и репродуктивная, стандартная деятельность.

 

К числу наиболее общих  социальных, сверх природных потребностей относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной  нации, во всесторонне и гармонически развитых людях и в создании объективных  условий для свободного и безграничного  развития их сил, способностей и дарований. Это, прежде всего, обусловлено социальным строем, уровнем и характером развития производительных сил (людей, техники, науки, искусства) и взаимоотношениями  людей в процессе производства. Эта  потребность, с позиции здравого смысла, присуща любому здравомыслящему  человеку.

 

Стремительный прогресс производства, снижение доли физического труда  в быту, значительное интеллектуальное, эмоциональное и психологическое  напряжение рабочей деятельности в  условиях резкого снижения физической активности, этого главного у предшествующих поколений регулятора состояния  функций организма человека, обнажили со всей остротой дефицит физической культуры большинства населения.

 

Жизнь показала, что даже самые выдающиеся достижения современной  медицины не в состоянии принципиально  повлиять на процесс физической де-градации человека. Они могут в лучшем случае лишь замедлить его, спасти то, что еще можно спасти. Модный тезис о необходимости охраны природы теперь можно дополнить призывом к охране природы самого человека (В.К. Бальсевич, 1986 г.). Большинство ученых всего мира считают главным источником развития и укрепления здоровья систематическую физическую активность в течение всей жизни.

 

Осознание роли физической культуры в жизни человека и общества усилилось  в последние десятилетия. Стимулом для этого является значение физической культуры как фактора совершенствования  природы человека, как элемента компенсации  развивающегося дисбаланса требуемого объема и качества двигательной активности с одной стороны, и реальной физической активности в повседневной жизни  – с другой стороны.

 

Физическая культура посредством  физических упражнений готовит людей  к жизни и труду, используя  естественные силы природы и весь комплекс гигиенических факторов, а  также режим труда, быт, отдых, определяющих состояние здоровья человека и уровень  его общей и специальной физической подготовки.

 

Показателями состояния  физической культуры в обществе являются: массовость ее развития; степень использования  средств физической культуры в сфере  образования и воспитания; уровень  здоровья и всестороннего развития физических способностей людей; уровень  спортивных достижений; наличие и  уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров; пропаганда физической культуры и спорта.

 

Физическая культура и  спорт привлекают все большее  внимание социологов, медиков, историков, педагогов, философов и специалистов других наук. О спорте пишут статьи, книги, ему посвящаются спектакли  и кинофильмы. Все это не просто дань моде, а отражение того места  в жизни современного общества, которое  заняли в нем физическая культура и спорт.

С мотивациями, уровнем физкультурной  образованности и объемом накопленного опыта связана и непосредственно  осуществляемая каждым физическая активность. Главными слагаемыми любой личностной культурной ценности являются: качество организации, систематичность, соответствие целям физической подготовки, адекватность состоянию организма, возрасту, уровню физической подготовленности.

 

Таким образом, именно в физической активности человека реализуется потенциал  его физической культуры, отражается способность к совершенствованию  своей физической природы на основе использования и освоения накопленных  всем обществом знаний, опыта, технологических  и материальных возможностей и соответствующих  условиям жизни установок.

    продолжение Актуальность системного подхода к определению основных понятий теории физической культуры обусловлена прежде всего необходимостью уточнения соотношения данных понятий с ведущими общепедагогическими понятиями и категориями. Например, в настоящее время вызывает большое сомнение чрезмерно широкое использование понятия "физическое воспитание", в содержание которого включаются помимо собственно воспитания также обучение и в целом образование. Такое нестрогое определение понятия физического воспитания вынуждает часть специалистов формулировать такие задачи, как, например, воспитание гибкости, т.е воспитание биологического качества (?!), что не укладывается ни в какие рамки логического рассуждения.

 

В настоящее время необходимо уточнить соотношение части общепедагогических понятий, по которым отсутствует  единая точка зрения среди ученых. К таким понятиям следует отнести, на наш взгляд, понятия образования, воспитания, обучения, технологии, методики и ряд других.

 

С учетом вышесказанного в  статье сделана попытка логически  обосновать определения главных  понятий теории физической культуры на основании уточнения соотношения  ведущих понятий на общепедагоги ческом и философском уровнях.

 

Философский уровень определения  понятий. К данному уровню следует  отнести, на наш взгляд, определение  следующих понятий1 :

 

- физическое (телесное) развитие  есть комплекс изменений в  организме человека, характеризующихся  необходимостью, закономерностью и  определенной направленностью (прогрессивной  или регрессивной);

 

- физическое (телесное) формирование - это воздействие окружающей, прежде  всего социальной, среды на человека  с целью изменения уровня его  телесной организации. Оно может  быть стихийным и целенаправленным;

 

- физкультурная деятельность  есть форма активного отношения  человека к окружающему миру  и к самому себе с целью  достижения им физического совершенства;

 

- физическая культура  есть вид материальной культуры, характери зующий уровень развития как общества в целом, так и человека в отдельности с точки зрения активного, целенаправленного формирования общественным индивидом своего физического совершенства;

 

- теория физической культуры  представляет собой высшую форму  научного знания в области  физической культуры, дающую целостное  представление о закономерностях  и существенных связях активного,  целенаправленного формирования  общественным индивидом своего  физического совершенства.

 

Общепедагогический уровень  определения понятий. После определения  наиболее общих (философских) понятий  следует перейти к более конкретному  уровню определения основных понятий  теории физической культуры. В качестве такового выступает общепедагогический уровень определения основных категорий  теории физической культуры. Это связано  с тем, что в содержании понятия физической культуры большой вес имеет педагогическая составляющая, т.е. физкультурное образование. К числу общепедагогических понятий, выступающих в качестве понятийного базиса в теории физкультурного образования, следует отнести понятия образования, воспитания, цели, задач, принципов, содержания, средств, методов и форм организации обучения, технологии и методики обучения. Системное определение данных понятий может быть представлено следующим образом:

 

- образование есть процесс  и результат целенаправленного  формирования человека. Его основными  элементами являются воспитание  и обучение человека;

 

- воспитание (в узком смысле  слова) представляет собой целенаправленное  формирование личности;

 

- обучение есть целенаправленное  формирование знаний, умений и  навыков у человека с целью  усвоения им социально-исторического  опыта;

 

- цель образования есть  идеальный результат целенаправленного  формирования человека;

 

- задача образования - это часть цели, отражающая определенную  сторону идеального результата  целенаправленного формирования  человека;

 

- принцип образования  представляет собой определяющее  требование, регулирующее процесс  целенаправленного формирования  человека;

 

- содержание образования  есть совокупность частей целенаправленного  формирования человека;

 

- средство образования  - это предметы, отношения и виды  деятельности, используемые в процессе  целенаправленного формирования  человека;

 

- метод образования есть  способ использования средств в процессе целенаправленного формирования человека;

 

- форма организации образования  представляет собой общий способ  упорядочения взаимодей ствия участников педагогического процесса для достижения цели образования (урок, семинар, практикум и т.п.);

Информация о работе Физкультура и основные понятия