Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:50, контрольная работа
Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физи́ческая культу́ра — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
Другой комплекс ценностей физической культуры личности формируется совокупностью его личных физических достижений. Он определяется развитием уровня его физических качеств и координационных способностей. Внешне это проявляется в физической работоспособности, умении управлять своими движениями, грамотно и рационально решать привычные и новые двигательные задачи и двигательные действия. Уровень культуры движений во многом зависит от способности человека правильно использовать свой физический потенциал.
В структуре физкультурно-
Уровень культуры общества в 
большей мере определяется степенью 
развития, раскрытия и использования 
индивидуальных человеческих способностей. 
При этом особенно важно подчеркнуть, 
что в системе общечеловеческих 
культурных ценностей одной из главных 
составляющих является уровень здоровья 
и физической подготовленности всей 
популяции в различные 
Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид деятельности человека, значение которого в развитии общества весьма многообразно. Они оказывают определенное влияние на общественное производство, на формирование человека как личности, на развитие общественных отношений.
В настоящее время возросло понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности, что позволяет сформировать новые тенденции в развитии общественного мнения и личностных мотиваций к освоению ценностей физической культуры всеми и каждым.
Если еще в не очень 
далеком прошлом занятия 
Целью физической культуры и 
спорта является также расширение диапазона 
максимально предельных возможностей 
организма здоровых людей для 
сохранения устойчивого состояния 
и способности к преодолению 
экстремальных факторов, связанных 
с определенными условиями 
Она неразрывно связана с потребностями, поскольку вся история человеческого общества есть не что иное, как деятельность по удовлетворению его потребностей. Существует два класса, два условия потребностей – естественные, докультурные и человеческие – социальные, культурные. К первым относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, потребности размножения, защите потомства. Они в полной мере присущи как животным, так и человеку, но в человеческом обществе они детерминированы социальными условиями.
Культурные, человеческие потребности 
не даны, а только «заданы» природой; 
они формируются в процессе воспитания 
и различных видов 
Иначе говоря – потребность является одним из важнейших источников и условий развития личности и общества, побудительной причиной социальной деятельности людей. При этом имеется в виду, прежде всего, свободная активность, в основе которой может лежать как творческая вариативность, так и репродуктивная, стандартная деятельность.
К числу наиболее общих 
социальных, сверх природных потребностей 
относится необходимость 
Стремительный прогресс производства, 
снижение доли физического труда 
в быту, значительное интеллектуальное, 
эмоциональное и 
Жизнь показала, что даже самые выдающиеся достижения современной медицины не в состоянии принципиально повлиять на процесс физической де-градации человека. Они могут в лучшем случае лишь замедлить его, спасти то, что еще можно спасти. Модный тезис о необходимости охраны природы теперь можно дополнить призывом к охране природы самого человека (В.К. Бальсевич, 1986 г.). Большинство ученых всего мира считают главным источником развития и укрепления здоровья систематическую физическую активность в течение всей жизни.
Осознание роли физической культуры в жизни человека и общества усилилось в последние десятилетия. Стимулом для этого является значение физической культуры как фактора совершенствования природы человека, как элемента компенсации развивающегося дисбаланса требуемого объема и качества двигательной активности с одной стороны, и реальной физической активности в повседневной жизни – с другой стороны.
Физическая культура посредством 
физических упражнений готовит людей 
к жизни и труду, используя 
естественные силы природы и весь 
комплекс гигиенических факторов, а 
также режим труда, быт, отдых, определяющих 
состояние здоровья человека и уровень 
его общей и специальной 
Показателями состояния физической культуры в обществе являются: массовость ее развития; степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания; уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей; уровень спортивных достижений; наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров; пропаганда физической культуры и спорта.
Физическая культура и спорт привлекают все большее внимание социологов, медиков, историков, педагогов, философов и специалистов других наук. О спорте пишут статьи, книги, ему посвящаются спектакли и кинофильмы. Все это не просто дань моде, а отражение того места в жизни современного общества, которое заняли в нем физическая культура и спорт.
С мотивациями, уровнем физкультурной 
образованности и объемом накопленного 
опыта связана и 
Таким образом, именно в физической 
активности человека реализуется потенциал 
его физической культуры, отражается 
способность к 
продолжение Актуальность системного подхода к определению основных понятий теории физической культуры обусловлена прежде всего необходимостью уточнения соотношения данных понятий с ведущими общепедагогическими понятиями и категориями. Например, в настоящее время вызывает большое сомнение чрезмерно широкое использование понятия "физическое воспитание", в содержание которого включаются помимо собственно воспитания также обучение и в целом образование. Такое нестрогое определение понятия физического воспитания вынуждает часть специалистов формулировать такие задачи, как, например, воспитание гибкости, т.е воспитание биологического качества (?!), что не укладывается ни в какие рамки логического рассуждения.
В настоящее время необходимо 
уточнить соотношение части 
С учетом вышесказанного в 
статье сделана попытка логически 
обосновать определения главных 
понятий теории физической культуры 
на основании уточнения 
Философский уровень определения понятий. К данному уровню следует отнести, на наш взгляд, определение следующих понятий1 :
- физическое (телесное) развитие 
есть комплекс изменений в 
организме человека, характеризующихся 
необходимостью, закономерностью и 
определенной направленностью (
- физическое (телесное) формирование 
- это воздействие окружающей, прежде 
всего социальной, среды на человека 
с целью изменения уровня его 
телесной организации. Оно 
- физкультурная деятельность 
есть форма активного 
- физическая культура 
есть вид материальной 
- теория физической культуры 
представляет собой высшую 
Общепедагогический уровень 
определения понятий. После определения 
наиболее общих (философских) понятий 
следует перейти к более 
- образование есть процесс 
и результат целенаправленного 
формирования человека. Его основными 
элементами являются 
- воспитание (в узком смысле 
слова) представляет собой 
- обучение есть 
- цель образования есть 
идеальный результат 
- задача образования - 
это часть цели, отражающая определенную 
сторону идеального результата 
целенаправленного 
- принцип образования 
представляет собой 
- содержание образования 
есть совокупность частей 
- средство образования 
- это предметы, отношения и виды 
деятельности, используемые в процессе 
целенаправленного 
- метод образования есть способ использования средств в процессе целенаправленного формирования человека;
- форма организации образования 
представляет собой общий