Физическое развитие. Ловкость. Координация движений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 12:43, доклад

Описание работы

Представление о физических качествах окончательно неупорядочено. Часть авторов рассматривает их как свойства и способности человека, другие - как стороны двигательной деятельности. Первое научное определение физическим качествам дал П.Ф. Лесгафт, рассматривая их как причину движения или его видоизменения. Сила - это способность производить механическую работу. Неутомимость - способность к длительному ее выполнению. Быстрота - способность управлять силой во времени. Ловкость - способность управлять ею в пространстве.

Файлы: 1 файл

Физические особенности человека и их развитие.docx

— 42.74 Кб (Скачать файл)

1) к точности движений;

2) к их взаимной согласованности;

3) к внезапности изменения  обстановки.

Методические приемы, с  помощью  которых  реализуются  общие  методические положения:

- выполнение I раз показанных  комплексов ОРУ или несложных  гимнастических и акробатических элементов;

- выполнение упражнений  оригинальным  (необычным)  способом  (выполнение подъема  не  силой,  а  махом;  преодоление  препятствий   нетрадиционным способом);

- зеркальное выполнение  упражнения (соскок в “чужую”  сторону, метание или прыжок “чужой” ногой или толчок “чужой” рукой);

- применение необычных  исходных положений (прыжки или  бег спиной  вперед).

Приемы  необычных  двигательных  заданий  развивают  способность   быстро обучаться новым движениям, т.е. “тренируют тренированность ЦНС”;

- изменение скорости или  темпа движений;

- изменение пространственных  границ (увеличение размеров препятствий   или высоты снаряда, уменьшение площадок для игры);

- введение дополнительных  движений (опорный прыжок с последующим  кувырком или поворотом в воздухе);

-  изменение  последовательности  выполняемых   движений   (элементов   в

комбинации);

- комплексирование видов  деятельности (ходьба и прыжки, бег  и ловля);

- выполнение движений  без зрительного анализатора.

Данные методические приемы повышают координационную сложность  упражнений. Координация  движений  зависит   от   точности   движений,   устойчивости вестибулярного аппарата, умения расслаблять мышцы. Точность и соразмерность  движений  -  это  способность  выполнять  их  в максимальном  соответствии  с  требуемой  формой   и   содержанием.   Они предполагают наличие не только точно согласованной мышечной деятельности, но и тонких кинестетических, зрительных ощущений и  хорошей  двигательной памяти.  Соответствие  пространственных  параметров  действия   заданному эталону   достигается   взаимосвязью   пространственной,   временной    и динамической точности движений в различных двигательных действиях. Воспитание   точности   обеспечивается    систематическим    развивающим воздействием  на  восприятие  и  анализ   пространственных   условий,   а одновременно и на управление пространственными параметрами движений.

Рекомендуемые методические приемы и подходы:

- ОРУ на точность движений  по командам;

- разметка дистанции,  постановка дополнительных ориентиров  в прыжках  или соскоках;

- метание по цели (на  указанное расстояние, в корзину,  по мишени);

- прыжки и соскоки на  точность приземления (0,5 х 0,5 м);

- бег с различной величиной  и частотой шага;

-  сочетание  контрастных   заданий  (метание  на  разные  расстояния  или

предметов разного веса на одно расстояние, удары по воротам  с 10 и 20 м);

- улучшение пространственных  дифференцировок  путем  перехода  к  близким заданиям;

- ограничение  или   временное  исключение  зрительного   самоконтроля  при выполнении двигательного действия.

Использование сенсорного метода срочной информации о параметрах  движений позволяет спортсмену и тренеру сразу внести коррективы  в  движения,  тем самым способствуют развитию ловкости.  Приборная  коррекция  дает  точные количественные коррективы: словесная коррекция тренера вносит  обобщенные уточнения в движения (рано, поздно, меньше, больше  и  т.д.).  Воспитанию способностей  к  точной  пространственной  ориентировке  способствует   и самоконтроль  спортсмена.  Для  этого  используются  наглядные  ориентиры (рисунки, предметы, разметка  инвентаря);  они указывают направление и граничные точки амплитуды.

 

Средства воспитания координационных способностей.

Практика воспитания физического  воспитания и спорта располагает  основным арсеналом средств для  воспитания на координационные способности.Основным средством для воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличивать за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения средств, их вес, высоту; изменяя площадь опор или увеличивать ее подвижность в упражнениях на равновесие и так далее; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или в ограниченное время. Особой эффективностью обладает методический прием, направленный на представление дополнительной информации. Так, использование зеркала или ориентиров для контроля движения облегчает освоение навыка. Ограниченное или полное исключение, например, зрительной информации (очки, закрывание глаз, затемненное помещение) значительно усложняют выполнение двигательных действий.

Наиболее широкую и  доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками и другие), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей, в разные стороны элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и другие), упражнения в равновесии.

Для воспитания способности  быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности.

Специальные упражнения для  совершенствования координационных  движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные  упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта. На стартовой тренировке применяют  две группы таких средств:

  1. Подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта.
  2. Развивающие, направленныее на непосредственно воспитание координационных способностей, проявляющихся конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях - ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку).

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Зятем, они теряют свою ценность, так как любое, основанное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательного действия, но стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.

 

Способность к  равновесию.

Она может быть статической  и динамической. В этом отношении  полезны упражнения, связанные с  вращением в различных плоскостях головы, конечностей, туловища. К ним  относятся повороты, кувырки, перевороты, повороты или комбинации упражнений. Фактором, который влияет на устойчивость равновесия в условиях опоры, относятся: положение общего центра тяжести  по отношению к плоскости опоры; высота снаряда, служащего опорой, его  устойчивость; скорость движения тела, его равномерность и другие. Для  совершенствования способности  к статическому равновесию необходимо использовать следующие методические приемы: удлинение времени сохранения позы, временное исключение зрительного  самоконтроля, уменьшение площади опоры, включение предварительных и  сопутствующих движений, введение противодействий. Основой совершенствования способности  к динамическому равновесию является адаптация к различным внешним условиям. К важным средствам воспитания динамического равновесия относится подвижные и спортивные игры, в которых резко меняется направление движения.

Для воспитания способности  к  поддержанию  равновесия используют методические приемы, затрудняющие сохранение равновесия:

-уменьшение опоры;

- использование высокой  и качающейся опоры;

- увеличение времени сохранения  позы;

-  самостоятельная   кратковременная  потеря  равновесия   с   последующим

восстановлением позы;

- использование противодействия;

- временное исключение  зрительного самоконтроля.

Другое направление –  совершенствование функций вестибулярного

аппарата:

- круговые движения головой;

- вращение на стуле  или в упоре присев;

- ускорения прямолинейные  и угловые (серии кувырков, ТСО  - качели и др.);

- парные и групповые  упражнения в равновесии;

- прыжки с поворотом  на определенное количество градусов.

Они  особенно  эффективны  для  детей  и  лиц  с   ослабленной   функцией равновесия. Умение управлять мышечным тонусом также влияет  на  проявление  ловкости, т.к. любое движение есть результат напряжения  и  расслабления  мышц.  На этапе   начального   обучения   наблюдается   координационная    мышечная напряженность,  т.е.   замедленный   переход   мышц   от   напряжения   к расслаблению.  Внешне  движения  скованы,  неловки.  Для  устранения   ее применяют:

- многократное выполнение  упражнений в медленном темпе;

-  снижение  эмоционального  возбуждения   (устранение  соревновательной обстановки и др.);

- контроль за мимикой лица (напряженность обычно и выражается  в мимике, рекомендуется улыбаться);

- чередование напряжения  и расслабления мышц (метод контрастных  заданий).

Причиной   координационной   напряженности   при   выполнении   освоенных упражнений может быть стрессовая  ситуация,  повышенная  ответственность, непривычные условия. Устранить  ее  можно,  применяя  приемы  психической саморегуляции, выполняя упражнения в состоянии утомления. Повышенная  мышечная  напряженность   в   состоянии   покоя   (тоническая напряженность) снижается при выполнении упражнений на расслабление в виде свободных  движений  конечностями  и  туловищем   в   интервалы   отдыха, упражнений на растягивание, приемами массажа, плаванием и сауной.

Дифференцированная  способность.

При воспитании способности  дифференцировать различные параметры, следует использовать такие методические приемы, как включение зрительного анализатора, задание на точность, "сближаемые" и "контрастные" задания. При воспитании точности движений используется метод "контрастных" заданий. Прыжки на максимальную длину, равную половине максимального результата, броски с ближних дистанций и дальних и тому подобно. Указанные приемы намного эффективнее, чем многократное повторение. В процессе развития у детей пространственной точности метательных движений при изменении веса снаряда важно использовать вариативную методику, а не стабильную. Сущность вариативного метода заключается в постоянном чередовании снарядов разного веса при метании на одно и тоже расстояние. Разница во времени вариативной и стабильной методик проявляется уже на первом занятии. Воспитание у детей способности точно реагировать величины силовых усилий содействуют упражнения, имеющие предметно обозначенную цель и количественно оцениваемый результат. Например, метание малого мяча в цель, броски мяча в корзину, вращение на одной ноге в заданной плоскости (начерченный на полу круг с разметкой) и так далее. Использование этого метода позволяет повысить активность и интерес детей, достичь более полного осмысления, обстановки применения изучаемых действий, добиваться более быстрого образования координационных связей во взаимных движениях. При воспитании дифференцировки временных интервалов используют звуковые сигналы, которые выступают как источники срочной информации. Добиваясь точного согласования действий со звуками и сигналами, воспитатель обучает детей выполнять упражнения в определенном темпе. Для ознакомления детей с основными временными понятиями в обучении выполнять движения в медленном, среднем и быстром темпе, формирование длительности темпа выполнения упражнений рекомендуется применять следующие задания:

1. Коллективный подсчет  от одного до десяти, под звуки  метронома, установленного на  частоту 60 и 120 ударов в минуту.

2. Выполнение общеразвивающих упражнений в медленном и быстром темпе (наклон на один счет и затем на четыре счета и тому подобное).

3. Ходьба на месте в  медленном темпе с постепенным  переходом на быстрый (по 8 шагов в каждом темпе).

4. Прыжки на месте на  одной и двух ногах (8 прыжков  – быстро, 8 –медленно) и другие.

Ритмическая способность.

Средствами развития ритмической  способности являются физические упражнения, выполняемых в различных временных  и пространственных соотношениях, танцы, танцевальные шаги. Для создания представления о ритме можно применять музыку, счет и другие звуки (хлопки, удары в бубен и другие), они могут предшествовать и сопутствовать выполняемым движениям. Наиболее рациональное формирование ритмической способности проходит при попеременном выполнении упражнений под музыку и без музыкального сопровождения (метод ритмической активности). Большое значение имеют упражнения, которые дети выполняют сообща или держась за руки, и их движения четко согласуются с музыкой. В содержании занятий необходимо включать ритмическую ходьбу, фигурное марширование, несложные перестроения, марш, вальс, народные мелодии и другие движения.

Способность к  переключению – проектирование оптимальной программы действий: контроль, корректировка и перестройка двигательной реакции в соответствии ситуации. Например, единоборство, борьба и спортивные игры. В процессе управления в движении необходимо использование различных видов коррекционных способностей, а ловкость является проявлением конвекционных способностей в быстрых, точных и относительно сложных движениях. Двигательные координационные способности называются способности к согласованию определенных двигательных действий и операций в единое целое с учетом поставленной цели. Отсюда следует сделать вывод по координационным способностям.

1. Коррекционные способности  – это один из ведущих факторов эффективной двигательной деятельности.

2. Коррекционная способность  более широкое понятие, чем  ловкость, и включает его в  себя.

3. В управлении движениями  действиями координационные способности  занимают промежуточное положение  между координационными способностями (физические качества) и двигательными навыками и умениями.

 

Список литературы.

  1. Ильин В.И. ППФП студентов в  ВУЗах.  Научно-методологические  и организационные основы. — М.,1978.
  2. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания  в ВУЗе. — М., 1983.
  3. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания  в ВУЗе. — М., 1983.
  4. Вилеский М.Я. Основы профессиональной направленности  студентов педагогических институтов. — М., 1980.
  5. Динер В.Л. Теория и методика физической культуры. — Краснодар, 2001
  6. Фомин Н.А. Физиология  человека.  –  М.:  Просвещение;  Владос, 1995.
  7. Мильнер Е.Г. Формула жизни. - М.: ФиС, 1991.
  8. Теоретическая подготовка юных спортсменов/Под ред. Ю.Ф.Буйлина,     Ю.Ф.Курамшина.- М.: Физкультура и спорт,1981

Информация о работе Физическое развитие. Ловкость. Координация движений