Физическое развитие детей до года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:07, доклад

Описание работы

Эндогенные причины находятся в зависимости от того влияния, которое оказывают на увеличение роста и массы тела эндокринные железы. В самом раннем периоде это влияние исходит из вилочковой железы, с конца первого года жизни - из щитовидной железы и с 3-4 лет - из гипофиза. Уровень гормонов, участвующих в процессе роста и чувствительность тканей к их действию – определяется генотипом.

Файлы: 1 файл

Физическое развитие детей до года.docx

— 270.56 Кб (Скачать файл)

 Положительная динамика  функции дыхания в большой  мере связана с влиянием физических  упражнений.

 В первые годы жизни  наблюдается особенно интенсивное  развитие всей сердечно-сосудистой системы.

 В период от 5 до 6 лет  значительно ускоряется увеличение  массы (до 80г) и объема сердца (до 90см3).

 С возрастом, при  увеличении размеров сердца и  выбрасываемого объема крови  при каждом его сокращении, частота  сердечных сокращений становится  реже (до 80 ударов в минуту в  старшем дошкольном возрасте).

 Отличительной особенностью  деятельности сердечно-сосудистой системы является неравномерность частоты и силы сердечных сокращений даже в состоянии покоя.

 Эта неравномерность  проявляется сильнее при воздействии  физических нагрузок, возбуждении  ребенка. 

 Артериальное давление  у детей в связи с большой  шириной сосудистого русла, большей  эластичности сосудов и меньшей  нагнетательной способностью сердца  ниже чем у взрослых. Физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую систему: под влиянием физических нагрузок вначале увеличивается частота пульса, изменяется максимальное и минимальное кровяное давление, улучшается регуляция сердечной деятельности. По мере тренировки реакция сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки меняется: работа сердца становиться более экономичной, энергетические потребности обеспечиваются не частотой его сокращений, а увеличенным объемом выбрасываемой при этом крови.

 В дошкольном возрасте  особенно от 3 к 4 и от 6 к 7 годам,  совершенствуется регуляция кровообращения. Более экономичным становиться  кровоснабжение тканей в покое  и на единицу выполненной работы, кровераспределение между работающими мышцами и различными тканями работающего организма.

 Особый качественный  скачок в совершенствовании регуляции  кровообращения, приходящийся на  период от 6 до 7 лет, диктует необходимость  предъявления более щадящих нагрузок (особенно статических) в режиме  деятельности детей 6 лет. 

 

3. Закономерности психического  развития детей дошкольного возраста 

 Психическое развитие  человека происходит под влиянием  двух групп факторов: биологических  и социальных.

 Среди них наиболее  важными являются наследственность (биологический фактор), среда, обучение, воспитание, активность человека (социальные  факторы).

 Наследственность –  это сохраняющаяся и закрепленная  несколькими поколениями способность  организма повторять в ряду  поколений сходные типы обмена  веществ и индивидуального развития  в целом. По наследству человек  получает тип строения тела  и всех органов, некоторые частные  особенности – черты лица, цвет  глаз и др.

 От наследуемых следует отличать врожденные признаки, которые приобретаются во время внутриутробной жизни (например, индивидуальные особенности возбудимости нервной системы). От наследуемых и врожденных признаков зависят также важные предпосылки для физкультурных занятий, как общая двигательная активность, скорость процессов реагирования, выносливость, сила и т.п.

Среда представляет собой  единство природных и социальных условий.

Природная среда влияет на развитие организма. Социальная среда  формирует психический склад  личности. Ее составляют несколько  зон – семейная среда, среда сверстников, общественная среда.

 Развитие психики в  онтогенезе под влиянием названных  факторов характеризуется рядом  закономерностей, которые определяются  общими законами развития природы  и общества.

Первая особенность развития психики ребенка состоит в  отсутствии четко определяемого  скачка при появлении нового качества. Переходы в новое качество чаще всего  растянуты по времени. Появление  в характере ребенка, например, самостоятельности  занимает месяцы, а иногда и годы. Возникновение нового качества психического процесса, психического свойства личности не всегда можно своевременно заметить, если не поставить специальной задачи изучения психики ребенка. Своеобразие  качественных изменений в процессе психического развития – одна из причин трудностей, сложностей в работе педагога.

Вторая особенность психического развития – его неравномерность. В возрасте от 0 до 1 года – период младенчества – особенно интенсивно развиваются ощущения, т.к. именно они  составляют необходимую чувственную  основу познания окружающей действительности. Но мышление у младенца развивается  менее интенсивно. В этот период создаются только предпосылки для  его развития.

 От 1 года до трех  лет ощущения продолжают развиваться,  но уже не так ускоренно,  как другие более сложные процессы. Ребенок начинает самостоятельно  ходить, что расширяет возможности  его действий с вещами. Самостоятельное  передвижение совершенствует восприятие  вещей в пространстве. Происходит  исключительно быстрое овладение  речью. На основе овладения  речью начинает развиваться чисто  словесное мышление. Ребенок, хотя  и в элементарной форме прибегает  к мыслительному анализу, синтезу,  сравнению, обобщению. 

Третьей особенностью и движущей силой развития психики ребенка  является борьба внутренних противоречий.

 В этом процессе  старые представления, привычки, интересы изменяются, перестраиваются  под влиянием новых, приходящих  им на смену представлений,  понятий, интересов. Так наступает  более высокая, качественно новая  стадия психического развития.

 Следовательно, в каждом  возрастном периоде одни психические  процессы и свойства характеризуются  ускоренным темпом развития, другие  – более медленным. Периоды  ускоренного развития тех или  иных психических процессов или  свойств называют сензитивными. В такие периоды дети исключительно чувствительны, восприимчивы к педагогическим воздействиям. Эту важную особенность необходимо учитывать в работе с детьми и создавать максимально благоприятные условия для развития психических процессов и свойств. Такими условиями являются, в частности, занятия физическими упражнениями.

 

4. Онтогенез моторики в  различные возрастные периоды 

Развитие движений до момента  рождения (в пренатальном периоде).

 Первые движения у  плода человека регистрируются  уже на восьмой неделе развития. Затем интенсивность и количество  их растет. Начиная с пятого месяца у плода формируются основные безусловные рефлексы, характерные для новорожденного. Развитие движений у плода (а затем и у новорожденного) идет по направлению от головы к нижним конечностям: сначала появляются движения в области головы, затем туловища и рук, а потом уже нижних конечностей. Двигательная активность плода снижается за месяц до рождения. В пренатальном периоде она во многом определяется состоянием матери (утомлением, эмоциональным возбуждением и др.).

 Существует взаимосвязь  между двигательной активностью  плода и ребенка в младенческом  возрасте.

Развитие движений до 1 года.

 У новорожденного существуют  движения двух основных типов: 

 а) беспорядочные, хаотические  движения (Н.А. Бернштейн называл  их «синекинезиями»)

 б) безусловные рефлексы, отличающиеся строгой координацией (например, сосательный рефлекс,  хватательный или ладонный рефлекс,  рефлекс переступания).

 Примером безусловного  рефлекса является также плавательный  рефлекс, достигающий своего максимального  проявления примерно к 40-му  дню жизни: если положить ребенка  этого возраста в воду, слегка  поддерживая голову (мышцы шеи  еще слишком слабы), он начинает  выполнять плавательные движения. На этом основано обучение  детей плаванию в младенческом  возрасте. Известны случаи, когда  дети в 10-месячном возрасте  могли держаться на воде 15 минут. 

 В дальнейшем как  плавательный, так и многие другие безусловные двигательные рефлексы угасают.

 У детей, воспитывающихся  в обычных условиях, существует  определенная последовательность  овладения основными движениями.

Последовательность овладения  основными движениями у детей  младенческого возраста (средние  данные по Сейдж)

1 день – поза новорожденного 

1 месяц – поднимает  подбородок 

2 месяца – поднимает  грудь 

3 месяца – пытается  брать предметы 

4 месяца – сидит с  поддержкой 

5 месяцев – сидит, играя  предметами 

6 месяцев – сидит, играя  подвешенными предметами 

7 месяцев – сидит один 

8 месяцев – стоит с  помощью 

9 месяцев – стоит, держась  за мебель 

10 месяцев – ползает 

11 месяцев – ходит с  помощью 

12 месяцев – встает  сам, держась за мебель 

13 месяцев – ползает  по ступенькам 

14 месяцев – стоит самостоятельно 

15 месяцев – ходит самостоятельно 

 В отдельных случаях  эта последовательность нарушается. Значительная двигательная ретардация (замедление) должна быть предметом  беспокойства и обращения к  врачу. 

 Примерно до полуторалетнего  возраста двигательное и психическое  развитие ребенка идет параллельно.  Развитие движений имеет в  это время исключительное значение  для психического развития. Основы  знаний о пространстве, времени,  причинности закладываются именно  в данном возрасте благодаря  двигательному опыту ребенка.  Поэтому нужно создавать условия,  способствующие развитию активных  движений у детей (одежда, не  стесняющая движений, достаточная  площадь для свободного передвижения, игрушки, внимание взрослых и  развитию движений и т.п.).

 Хотя не всем движениям  детей можно «обучить» (в том  смысле, что обучение не ускоряет  существенно сроков овладения  этими движениями), тем не менее расширение двигательного опыта ребенка в младенческом возрасте очень полезно.

 В исследованиях на близнецах показано, что те из них, которым в младенческом и преддошкольном возрасте создавали улучшенные условия для двигательного развития (например, специально обучали некоторым движениям), в дальнейшем превосходили по показателям моторики своих братьев и сестер, хотя непосредственный эффект обучения мог при этом отсутствовать: сроки овладения движениями (например, манипуляциями игрушками) менялись незначительно.

Возраст от 1 до 3 лет.

 Новый этап в развитии  ребенка начинается, когда он  научается самостоятельно ходить. Говоря словами И.М. Сеченова: «вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить и  управлять движениями рук ребенок  перестает быть, так сказать, прикрепленным  к месту и вступает в эпоху  более свободного и самостоятельного  общения с внешним миром».

 В этот период ребенок  должен овладеть специфически  человеческими движениями и формами  поведения (еда из посуды, соблюдение  опрятности и т.п.), правильными  действиями с различными предметами (умение пользоваться столовыми  приборами и др.). На основе  предметных действий возникают  игры, в которых ребенок пытается  воспроизвести наблюдаемые им  способы обращения с различными  предметами: кормит куклу, возит  коляску и т.п. 

 В этом возрасте  происходит формирование не только  движений рук. Первое время  движения при ходьбе еще очень  неуклюжи, что усугубляется чисто  биомеханическими причинами (высокое  расположение центра масс тела  над осями тазобедренных суставов, слабость мышц нижних конечностей). Ходьба и бег еще не отличаются  друг от друга. 

 Примерно к 2 годам  формирование акта ходьбы в  общих чертах заканчивается (хотя  некоторые тонкие биомеханические  особенности в ходьбе детей  по сравнению с ходьбой взрослых  остаются вплоть до школьного  возраста).

 Основным способом  научения в этом возрасте является  подражание.

Возраст от 3 до 7 лет.

 Моторику детей этого  возраста Н.А. Бернштейн охарактеризовал  как «грациозную неуклюжесть». Дети  этого возраста овладевают большим  количеством разных движений, но  их движения еще недостаточно  ловки и координированы.

 В этот период ребенок  впервые овладевает так называемыми  орудийными движениями, т.е. движениями, где желаемый результат достигается  посредством орудия, инструмента  (учится пользоваться ножницами,  пишущими инструментами, молотком  и т.п.).

 У младших дошкольников (3-4 года) формируются навык бега, в частности появляется фаза  полета, попеременные движения рук  при ходьбе и беге (в 7 лет  такие движения наблюдаются уже  у 95% детей).

 Дети впервые овладевают  прыжками (сначала подпрыгиваниями  на месте, затем на одной  ноге), метаниями и действиями  с мячом. 

 Все эти навыки осваиваются  постепенно. В возрасте после  4 лет начинают проявляться устойчивые  двигательные предпочтения в  использовании одной из сторон  тела (право- или леворукость), активно используются туловище и ноги.

 В этот период впервые  появляется возможность проводить  тестирование детей с установкой  на лучший результат. Достижения  детей в этом возрасте растут  очень быстро. В дошкольном возрасте  появляется возможность систематически  обучать детей различным движениям.  Опыт подготовки спортсменов  показывает, что именно в этот  период целесообразно осваивать  основы техники многих спортивных  движений.

 При правильно поставленном  процессе физического воспитания  дети к 7-летнему возрасту умеют  кататься на коньках, лыжах  (по ровной поверхности и слабопересеченной  местности), двухколесном велосипеде, держаться на воде, бросать и  ловить мячи разных размеров, бегать, прыгать, выполнять простые  гимнастические упражнения и  т.д.

Информация о работе Физическое развитие детей до года