Физические качества человека и методы их воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:34, реферат

Описание работы

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.

Содержание работы

Введение
1.Основные физические двигательные качества
2. Средства и методы развития физических качеств
2.1 Средства и методы развития силы
2.2 Средства и методы развития быстроты движений
2.3 Средства и методы развития выносливости
2.4 Средства и методы развития гибкости
2.5 Средства и методы развития ловкости
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

физра.docx

— 62.28 Кб (Скачать файл)

Физические качества человека и методы их воспитания

Содержание

 

Введение

1.Основные физические двигательные качества

2. Средства и методы  развития физических качеств

2.1 Средства и методы  развития силы

2.2 Средства и методы  развития быстроты движений

2.3 Средства и методы  развития выносливости

2.4 Средства и методы  развития гибкости

2.5 Средства и методы  развития ловкости

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято  называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные  качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины  «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает  активное и направленное воздействие  на рост показателей физического  качества.

В современной литературе используют термины «физические  качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как  индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные  способности, общую и специфическую  выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.

У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В  основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков:

- анатомо-морфологические  особенности мозга и нервной  системы (свойства нервных процессов  — сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения  коры, степень функциональной зрелости  ее отдельных областей и др.);

- физиологические (особенности  сердечно-сосудистой и дыхательной систем — максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);

- биологические (особенности  биологического окисления, эндокринной  регуляции, обмена веществ, энергетики  мышечного сокращения и др.);

- телесные (длина тела  и конечностей, масса тела, масса  мышечной и жировой ткани и  др.);

- хромосомные (генные).

На развитие двигательных способностей влияют также и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).

О способностях человека судят  не только по его достижениям в  процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает  эти умения и навыки.

Способности проявляются  и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат  совместных действий наследственных и  средовых факторов. Практические пределы  развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились.

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя  соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы  реакции на внешние нагрузки.

Физические качества человека

Физические качества человека. Средства и методы их воспитания.

Под физическими  качествами понимают социально обусловленные  совокупности

биологических и  психических свойств человека, выражающие его физическую

готовность осуществлять активную двигательную деятельность.

К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость,

гибкость и т. д.

От других качеств  личности физические качества отличаются тем, что могут

проявляться только при решении двигательных задач  через двигательные

действия.

Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым

индивидом могут  выполняться различно. У одних  отмечается более высокий темп

выполнения, у других - более высокая точность воспроизведения  параметров

движения и т. п.

Под физическими  способностями понимают относительно устойчивые, врожденные

и приобретенные  функциональные возможности органов  и структур организма,

взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных

действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками,

приобретенные - социально-экологической средой жизнеобитания человека. При

этом одна физическая способность может развиваться  на основе разных

задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать

разные способности. Реализация физических способностей в двигательных

действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей

отдельных органов  и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая

способность не может  выразить в полном объеме соответствующее физическое

качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность

физических способностей определяет то или иное физическое качество.

Например, нельзя судить о выносливости как о физическом качестве человека,

если он способен длительно поддерживать скорость бега только на дистанции

800 м. Говорить  о выносливости можно лишь  тогда, когда совокупность

физических способностей обеспечивает длительное поддержание  работы при всем

многообразии двигательных режимов ее выполнения. Развитие физических

способностей происходит под действием двух основных факторов:

наследственной  программы индивидуального развития организма и социально-

экологической его  адаптации (приспособление к внешним  воздействиям). В силу

этого под процессом  развития физических способностей понимают единство

наследственного и  педагогически направляемого изменения  функциональных

возможностей органов  и структур организма.

Изложенные представления  о сути физических качеств и физических

способностей позволяют  заключить: а) в основе воспитания физических качеств

лежит развитие физических способностей. Чем более развиты  способности,

выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно проявляется

в решении двигательных задач; б), развитие физических способностей

обуславливается врожденными  задатками, определяющими индивидуальные

возможности функционального  развития отдельных органов и  структур

организма. Чем более  надежно функциональное взаимодействие органов и

структур организма, тем более устойчиво выражение  соответствующих

физических способностей в двигательных действиях; в) воспитание физических

качеств достигается  через решение разнообразных  двигательных задач, а

развитие физических способностей - через выполнение двигательных заданий.

Возможность решения  многообразных двигательных задач  характеризует

всесторонность  воспитания физических качеств, а возможность  выполнения

многообразных двигательных действий с необходимой функциональной

активностью органов  и структур организма говорит  о гармоничном воспитании

физических качеств.

 

 

2. Средства и  методы развития физических качеств

 

2.1 Средства и  методы развития силы

 

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять  ему посредством мышечных напряжений. Различают абсолютную и относительную  силу:

- абсолютная сила - суммарная  сила всех мышечных групп, участвующих  в конкретном движении.

- относительная сила - проявление  абсолютной силы в пересчете  на кг веса человека.

Средствами развития силы мышц являются различные несложные  по структуре общеразвивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три основных вида:

- упражнения с внешним  сопротивлением (упражнения с тяжестями,  на тренажерах, упражнения с сопротивлением  партнера,

- упражнения с сопротивлением  внешней среды: бег в гору, по  песку, в воде и т.д.);

- упражнения с преодолением  веса собственного тела (гимнастические  силовые упражнения: отжимания в упоре лежа, отжимания на брусьях, подтягивание; легкоатлетические прыжковые упражнения и т.д.);

- изометрические упражнения (упражнения статического характера).

Наиболее распространены следующие методы развития силы:

- метод максимальных усилий (упражнения выполняются с применением  предельных или околопредельных отягощений до 90% от максимально возможного; в серии выполняется 1-3 повторений, за одно занятие выполняется 5-6 серий, отдых между сериями 4-8 минут);

- метод повторных усилий (или метод "до отказа") (упражнения  выполняются с отягощением до 70% от максимально возможного, которые  выполняются сериями до 12 повторений, в одном занятии выполняется  от 3 до 6 серий, отдых между сериями  от 2 до 4 минут);

- метод динамических усилий (упражнения выполняются с отягощением  до 30% от максимально возможного, в серии выполняется до 25 повторений, количество серий за одной  занятие от 3 до 6. Отдых между сериями от 2 до 4 минут).

 

2.2 Средства и  методы развития быстроты движений

 

Быстрота - это комплекс свойств, непосредственно определяющих скоростные характеристики движения, а также  время двигательной реакции.

Быстрота движений обусловливается  в первую очередь соответствующей  деятельностью коры головного мозга, подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц, направляющих и координирующих действие спортсмена. Показатель, характеризующий  быстроту как качество, определяется временем одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой одинаковых движений в единицу времени (темпом).

Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции  с большой эффективностью используются различные методы:

- метод многократного  повторения скоростных упражнений  с предельной и околопредельной интенсивностью, (в серии выполняется 3-6 по-»трений, за одно занятие выполняются 2 серии. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинает развиваться выносливость, а не быстрота);

- игровой метод (дает  возможность комплексного развития  скоростных качеств, поскольку  имеет место воздействие на  скорость двигательной реакции,  на быстроту движений и другие  действия, связанные с оперативным  мышлением. Присущий играм высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия способствуют проявлению скоростных возможностей).

Средства для развития быстроты могут быть самыми разнообразными - это легкая атлетика, бокс, вольная  борьба, спортивные игры.

 

2.3 Средства и  методы развития выносливости

 

Выносливость - это способность  человека значительное время выполнять  работу без снижения мощности нагрузки ее интенсивности или способность  организма противостоять утомлению.

Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:

- в продолжительности  работы без признаков утомления  на данном уровне мощности;

- в скорости снижения  работоспособности при наступлении  утомления.

На практике различают  общую и специальную выносливость.

Общая выносливость - совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к  продолжительному выполнению любой  мышечной работы с высокой эффективностью.

Специальная выносливость - способность организма длительное время выполнять специфическую  мышечную работу в условиях строго ограниченной дисциплины (бег, плавание) или в течение строго ограниченного  времени (футбол, баскетбол, хоккей).

В зависимости от интенсивности  работы и выполняемых упражнений выносливость различают как: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную  и выносливость к статическим  усилиям.

Для развития выносливости применяются  различные методы.

- равномерный непрерывный  метод (дает возможность развитию  аэробных способностей организма. Здесь применяются упражнения цик лического характера (бег, ходьба), выполняемые с равномерной скоростью малой и средней интенсивности);

- переменный непрерывный  метод (заключается в непрерывном  движении, но с изменением скорости  на отдельных участках движения);

- интервальный метод (дозированное  повторное выполнение упражнений  небольшой интенсивности и продолжительности  со строго определенным временем  отдыха, где интервалом отдыха  служит обычно ходьба).

Информация о работе Физические качества человека и методы их воспитания