Физическая культурно-органическая часть культуры общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 11:55, курс лекций

Описание работы

Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, связанная с активной двигательной деятельностью. По определению доктора педагогических наук А.А.Гужаловского, ФК - область деятельности, которая удовлетворяет потребности общества по созданию физической готовности людей к различным формам деятельности. Профессор В.Н.Выдрин характеризует ФК как часть (подсистему) общей культуры человечества, которая является творческой деятельностью по освоению и созданию новых цен ностей в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей. Цель ее - воспроизводство человека специфическими средствами; причина развития - социальные потребности.

Файлы: 1 файл

Физическая культура (ответы ).doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 2   НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕСЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ФИЗИЧЕСКОЙ        КУЛЬТУРЫ

 

  1. Профессия, специальность, квалификация 
       
      Профессия - это род трудовой деятельности, которая удовлетворяет общественную потребность, служит источником существования и требует определенной подготовки, обеспечивающей ее эффективное осуществление. Возникновение профессий связано с общественным разделением труда. Первоначально оно носило естественный характер и было обусловлено различием природных склонностей, способностей и свойств, присущих человеку. Уже в первобытном обществе наиболее выносливые и сильные брали на себя работу, требующую больших физических усилий, а наиболее опытные руководили выполнением работ. 
      Общественное разделение труда означало появление различных социальных функций, которые выполнялись наиболее подготовленными группами людей. В связи с этим выделяются особые сферы трудовой деятельности (сельское хозяйство, промышленность, наука, армия, образование и т.д.). Это разделение видов социальной деятельности по конечному продукту, результату, которое удовлетворяет ту или иную общественную потребность. На этой основе и появляются профессии (агроном, рабочий, учитель, военнослужащий и т.д.). 
      По мере накопления общественного опыта и средств деятельности в любой из этих сфер начинается техническое разделение труда, его расчленение на ряд частичных функций, выполняющихся различными людьми. Каждая из этих функций обеспечивает получение промежуточного или одного из компонентов конечного продукта деятельности. Разделение труда идет обычно с учетом специфики условий, средств и способов реализации частичных функций (в армии - пехота, артиллерия, флот, авиация и др.). Нередко дифференциация происходит по компонентам деятельности или ее конечного продукта (физическое, умственное, политехническое образование и др.). Это уровень формирования специальностей и специализаций. 
      Появление любой профессии обусловлено потребностью в специалистах, которые способны создавать те или иные условия для существования и развития человека. Разнообразие условий жизни и потребностей, а также средств их удовлетворения приводит к появлению особых специальностей в рамках любой профессии. Так, профессия учителя возникла в связи с необходимостью целенаправленного формирования способности к труду и подготовки человека к жизни. Первый учитель учил всему. Но подготовка к жизни становится все более разнообразной, сложной, многогранной. Круг способностей и свойств, которые нужно формировать, становится все более широким и дифференцированным. Появляется ряд учительских профессий - специальностей. Учителя физики и математики, чистописания и рисования, труда и физкультуры, истории, литературы, химии и др. - все это представители одной профессии, но каждый из них владеет особой специальностью. 
      Специальность - это особый вид профессиональной деятельности, который отличается характером условий, средств и способов ее осуществления. Специальность формируется в рамках профессии. Специальности в рамках профессии взаимодействуют, обогащают одна другую, но каждая из них обладает ограниченным составом средств, обеспечивает реализацию какой-либо частичной функции, необходимой для получения конечных результатов деятельности. 
      Нередко специальность, возникшая в пределах одной профессии, становится необходимой и для другой сферы. Если средства специальности оказываются пригодными и для решения задач другой профессии, то появляется особый профиль специальности. 
      Так, в числе первых специальностей в рамках учительской профессии была гимнастика. Первоначально она носила узко прикладной характер, ее целью было формирование физических способностей и прикладных умений, необходимых в труде, быту, военном деле. Но вскоре появляется лечебная гимнастика, которая ориентирована на профессию врача, - не менее необходимую, разностороннюю и многогранную. Объект воздействия один и тот же - человек, но в первом случае здоровый, во втором - больной. Этим обусловлено развитие в направленности профессиональной деятельности. Средства как основа специальности одни и те же - физические упражнения. 
      Указание на профиль специальности обычно включают в название квалификации специалиста по должностному назначению. В области физической культуры как особой специальности работают: преподаватели физического воспитания, тренеры по спорту, методисты производственной гимнастики, лечебной физкультуры и др. Различие квалификации обусловлено здесь профилями специальности, спецификой решаемых задач. 
      Решение одних и тех же задач возможно при помощи различных средств. Их специфика в пределах данной специальности меняет характер, технологию, частично - направленность и эффективность профессиональной деятельности. На этой базе возникает ряд отдельных специализаций специальности (или ее профиля). 
      Существует, например, квалификация "тренер по спорту". Но нет тренеров по спорту вообще. Есть тренеры по футболу, плаванию, акробатике, борьбе и др. Все это - специализации, а профиль специальности у всех один. 
      Специализация - разновидность специальности, отличающаяся конкретным видовым составом средств решения ее задач. В приведенных примерах главным признаком специализации является вид спорта как основное средство решения задач профессии и специальности. Специализация может формироваться и по профилю специальности. Она развертывается на базе данной специальности и не выходит за пределы ее предметно-содержательной основы. 
      Квалификация - это совокупность профессионально важных качеств, знаний и умений, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности. Она является критерием пригодности и показателем готовности специалиста к работе в рамках определенной специальности и специализации. Квалификация приобретается в результате обучения и практической деятельности и является главным показателем культуры профессиональной деятельности специалиста. 
      Для работы в различных звеньях сферы профессиональной деятельности нужны специалисты разной квалификации. Инструктор, методист, бакалавр, преподаватель, дипломированный специалист, магистр - ряд квалификационных уровней современной системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту.  
      Организаторскую и инструкторскую работу по производственной, лечебной и оздоровительной физической культуре могут выполнять специалисты со средним или высшим физкультурным образованием (срок обучения 2-3 года). К работе в общеобразовательной школе и в специальных средних учебных заведениях допускаются специалисты с базовым высшим образованием (преподаватель - бакалавр физической культуры, срок обучения 4 года). Работа в высших специальных учебных заведениях поручается дипломированным специалистам - магистрам наук (срок обучения 5 лет). 
      При одном и том же уровне квалификации возможно некоторое различие состава компонентов профессиональной деятельности и ее задач, поскольку сам объект неоднороден. Для специалиста по физической культуре - это дети и взрослые, здоровые и больные, мужчины и женщины, студенты, рабочие, пенсионеры и др. Каждая из категорий населения обладает целым рядом индивидуальных особенностей, которые должны учитываться в ходе занятий физическими упражнениями. Это предъявляет ряд особых требований к специалисту, включая наличие способностей и свойств, необходимых д 
      ля работы с данными людьми. Такого рода способности нередко являются врожденными или же трудно поддаются формированию. 
      Так, есть тренеры, которые прекрасно работают с детьми, но мало пригодны для работы со спортсменами высокого класса. И наоборот. Каждому из них нужна особая квалификация, особый квалификационный профиль. 
      Свои требования в содержание работы вносит состав ведущих компонентов профессиональной деятельности. Методическая, организационная, оздоровительная, педагогическая, научная работа - по каждому из этих направлений деятельности специалиста возможна специализация. При этом следует учитывать не только подготовку, но и интересы, склонности к выполнению того или иного вида деятельности. Хороший педагог может не иметь организаторских навыков. Способности и склонности специалиста - необходимый элемент его квалификации. 
      Становление специалиста предполагает выбор специальности и приобретение квалификации. Чтобы стать квалифицированным специалистом, нужно освоить накопленный опыт, то есть обладать высокой культурой профессиональной деятельности. 
    2.  Социальный опыт, культура и уровни образования.

 Для работы в различных звеньях сферы профессиональной деятельности нужны специалисты разной квалификации. Инструктор, методист, бакалавр, преподаватель, дипломированный специалист, магистр - ряд квалификационных уровней современной системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту.  
 
Организаторскую и инструкторскую работу по производственной, лечебной и оздоровительной физической культуре могут выполнять специалисты со средним или высшим физкультурным образованием (срок обучения 2-3 года). К работе в общеобразовательной школе и в специальных средних учебных заведениях допускаются специалисты с базовым высшим образованием (преподаватель - бакалавр физической культуры, срок обучения 4 года). Работа в высших специальных учебных заведениях поручается дипломированным специалистам – магистрам наук (срок обучения 5 лет). 
 
При одном и том же уровне квалификации возможно некоторое различие состава компонентов профессиональной деятельности и ее задач, поскольку сам объект неоднороден. Для специалиста по физической культуре – это дети и взрослые, здоровые и больные, мужчины и женщины, студенты, рабочие, пенсионеры и др. Каждая из категорий населения обладает целым рядом индивидуальных особенностей, которые должны учитываться в ходе занятий физическими упражнениями. Это предъявляет ряд особых требований к специалисту, включая наличие способностей и свойств, необходимых д 
 
ля работы с данными людьми. Такого рода способности нередко являются врожденными или же трудно поддаются формированию. 
 
Так, есть тренеры, которые прекрасно работают с детьми, но мало пригодны для работы со спортсменами высокого класса. И наоборот. Каждому из них нужна особая квалификация, особый квалификационный профиль. 
 
Свои требования в содержание работы вносит состав ведущих компонентов профессиональной деятельности. Методическая, организационная, оздоровительная, педагогическая, научная работа – по каждому из этих направлений деятельности специалиста возможна специализация. При этом следует учитывать не только подготовку, но и интересы, склонности к выполнению того или иного вида деятельности. Хороший педагог может не иметь организаторских навыков. Способности и склонности специалиста – необходимый элемент его квалификации. 
 
Становление специалиста предполагает выбор специальности и приобретение квалификации. Чтобы стать квалифицированным специалистом, нужно освоить накопленный опыт, то есть обладать высокой культурой профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КОМПОНЕНТЫ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗ.КУЛЬТ. 
     
     
    Сферой профессиональной деятельности называют ту область жизни (общественного производства), в которой находит применение труд специалиста определенной профессии, специальности и квалификации. 
    Профессии отличаются друг от друга целью и характером общественной потребности в конечном результате деятельности, специальности – характером используемых средств. Главное отличие сфер профессиональной деятельности заключается в предмете профессионального труда, то есть в особом направлении использования предметно-содержательной основы специальности для удовлетворения потребностей человека и общества. Сферу деятельности специалистов физической культуры и спорта называют активной двигательной деятельностью. 
     
    Четыре фактора определяют специфику и структуру сферы профессиональной деятельности: 
     
    1) потребности людей как основание профессии; 
     
    2) культура общества как предметная основа специальности; 
     
    3) предмет и цели профессиональной деятельности; 
     
    4) ее объект. 
     
    Характер потребностей определяет цели профессиональной деятельности и формирует профили специальности, соответствующие определенным направлениям использования ее предметно-содержательной основы. Практически сложившаяся совокупность профилей и образует сферу приложения труда специалистов. Каждый профиль выступает как особый элемент ее структуры. 
    Главным фактором формирования сферы является предметно-содержательная основа специальности – те элементы, части и стороны культуры общества, которые используются в сфере профессиональной деятельности как основные средства решения ее задач. Профили специальности определяют возможные границы сферы профессиональной деятельности, а квалификация специалиста как степень освоения культуры - доступные ему границы этой сферы. 
    То, что объединяет специфические направления использования предметно-содержательной основы специальности в единой, взаимосвязанной системе звеньев сферы профессиональной деятельности, является ее объектом. Субъект – это специалист, воздействующий на объект. 
    Под объектом понимаются обычно люди, внешние предметы, процессы и явления, на которые направлена деятельность специалиста. Цель – внести в объект какие-либо изменения, позволяющие удовлетворять потребности, получить необходимый для их удовлетворения конечный результат. Сами изменения считаются предметом профессиональной деятельности.  
    Например, объект физической культуры – человек. Цель – его физическое совершенство. Предмет – развитие физических способностей. Следовательно, специфический объект – двигательная деятельность человека. 
    Человек многогранен, обладает сложной многоуровневой структурной организацией, множеством функциональных проявлений. Значит он – многопредметен. Любая его сторона, свойство, отношение может быть самостоятельным объектом профессиональной деятельности. 
    Можно выделить три стадии развития, три уровня формирования сфер профессиональной деятельности: 
    1) становление особой профессии, специальности и направления профессиональной деятельности на основе освоения культуры; 
    2) профилирование возникшей специальности: возможности ее использования в различных сферах социальной жизни; 
    3) социальная организация сферы профессиональной деятельности как особой отрасли народного хозяйства (превращает ее в социальную систему). 
    2. Сфера профессиональной деятельности 
    Сферой профессиональной деятельности называют ту область жизни (общественного производства), в которой находит применение труд специалиста определенной профессии, специальности и квалификации. 
    Профессии отличаются друг от друга целью и характером общественной потребности в конечном результате деятельности, специальности – характером используемых средств. Главное отличие сфер профессиональной деятельности заключается в предмете профессионального труда, то есть в особом направлении использования предметно-содержательной основы специальности для удовлетворения потребностей человека и общества. Сферу деятельности специалистов физической культуры и спорта называют активной двигательной деятельностью. 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
4.ФАКТОРЫ И СТАДИИ ФОРМИРОВАНИИ  СФЕРЫ ПРОФ. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Четыре фактора определяют специфику и структуру сферы профессиональной деятельности: 
 
1) потребности людей как основание профессии; 
 
2) культура общества как предметная основа специальности; 
 
3) предмет и цели профессиональной деятельности; 
 
4) ее объект. 
 
Характер потребностей определяет цели профессиональной деятельности и формирует профили специальности, соответствующие определенным направлениям использования ее предметно-содержательной основы. Практически сложившаяся совокупность профилей и образует сферу приложения труда специалистов. Каждый профиль выступает как особый элемент ее структуры. 
 
Главным фактором формирования сферы является предметно-содержательная основа специальности – те элементы, части и стороны культуры общества, которые используются в сфере профессиональной деятельности как основные средства решения ее задач. Профили специальности определяют возможные границы сферы профессиональной деятельности, а квалификация специалиста как степень освоения культуры - доступные ему границы этой сферы. 
 
То, что объединяет специфические направления использования предметно-содержательной основы специальности в единой, взаимосвязанной системе звеньев сферы профессиональной деятельности, является ее объектом. Субъект – это специалист, воздействующий на объект. 
 
Под объектом понимаются обычно люди, внешние предметы, процессы и явления, на которые направлена деятельность специалиста. Цель – внести в объект какие-либо изменения, позволяющие удовлетворять потребности, получить необходимый для их удовлетворения конечный результат. Сами изменения считаются предметом профессиональной деятельности.  
 
Например, объект физической культуры – человек. Цель – его физическое совершенство. Предмет – развитие физических способностей. Следовательно, специфический объект – двигательная деятельность человека. 
 
Человек многогранен, обладает сложной многоуровневой структурной организацией, множеством функциональных проявлений. Значит он – многопредметен. Любая его сторона, свойство, отношение может быть самостоятельным объектом профессиональной деятельности. 
Можно выделить три стадии развития, три уровня формирования сфер профессиональной деятельности: 
1) становление особой профессии, специальности и направления профессиональной деятельности на основе освоения культуры; 
2) профилирование возникшей специальности: возможности ее использования в различных сферах социальной жизни; 
3) социальная организация сферы профессиональной деятельности как особой отрасли народного хозяйства (превращает ее в социальную систему). 
Культура двигательной деятельности как предметно-содержательная основа специальности 
Предмет профессиональной деятельности специалиста – это формирование культуры двигательной деятельности людей с целью развития и сохранения двигательных возможностей. Следовательно, предметно-содержательной основой специальности «Физическая культура» является культура двигательной деятельности как результат отбора и накопления общественно-исторического опыта ее осуществления. Ее использование, развитие и распространение - суть профессиональной деятельности. Специфическим объектом является не человек как таковой, а культура его двигательной  
деятельности, ориентированная на оптимизацию функциональных состояний и достижение высокой эффективности активных двигательных действий, включая освоение рациональных способов их выполнения и развитие необходимых для этого способностей. 
Оптимизация функционального состояния организма (физическая рекреация), физическое воспитание и спорт – это, по существу, особые направления использования, распространения и развития культуры двигательной деятельности человека.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
5. Основные направления и профили деятельности специалиста физической культуры 
 
Базовым объектом профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту является человек. По отношению к активной двигательной деятельности он может находиться в трех состояниях: здоровый, больной и профессионально-ориентированный. Эти состояния определяют характер его потребности в двигательной деятельности. Соответственно можно выделить три главных профиля, которые развертываются в пределах каждого из направлений профессиональной деятельности с учетом ее предмета. 
2. Профессионально-ориентированныйчеловек Профессионально-прикладноефизическое воспитание Производственная физическая культура Профессиональный спорт

3. Человек, имеющий отклонения в состоянии  здоровья или в физическом  развитии Специальное физическое  воспитание Лечебно-восстановительная  физическая культура Спорт для инвалидов 
НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОФЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

По специфике направлений создаются факультеты, по профилям – отделения подготовки специалистов. Дальнейшая дифференцировка специальности идет по возрастным ступеням, особенностям профориентации и характеру заболеваний базового объекта – человека. 
 
Ф и з и ч е с к о е в о с п и т а н и е – общественно организованный процесс формирования способностей, потребностей и свойств человека путем целенаправленного применения активной двигательной деятельности. 
Задачи физического воспитания: всестороннее развитие способностей, формирование двигательного опыта. Основное средство физического воспитания – физические упражнения. Предметная основа – культура двигательной деятельности. 
Наша страна одна из наиболее болезненных наций мира. Для ликвидации этого явления необходимо уже в школьном возрасте формировать потребность в систематической двигательной деятельности. 
 
В рамках направления «Физическое воспитание» практически сложилось два профиля: собственно физическое воспитание и профессионально-прикладное физическое воспитание. Не оформилось как особый профиль, но включено в программы всех учебных заведений физическое воспитание лиц, отнесенных к специальной медицинской группе. Занятия чаще всего проводятся в виде лечебно-восстановительной гимнастики. 
 
Общее физическое воспитание как особый профиль специальности «Физическая культура» ориентировано на освоение всех основных элементов культуры двигательной деятельности на среднем, общественно необходимом уровне, который обеспечивает нормальное развитие всех форм и функций организма человека, так или иначе связанных с осуществлением активной деятельности.  
 
Общее физическое воспитание дифференцируется по ступеням индивидуального развития: дошкольный, школьный возраст, учащаяся молодежь, и ни в коем случае не должно ограничиваться одной только физической подготовкой. Это не воспитание физического в человеке, а «воспитание через физическое», посредством физических упражнений. Оно должно осуществляться на всех уровнях формирования культуры двигательной деятельности: биологическом, психическом и социальном. Реализуется в единстве двух сторон воздействия активной двигательной деятельности на организм: через двигательную активность (развитие и совершенствование органов и функций) и через двигательные действия (освоение общественного опыта рационального и эффективного их выполнения). 
 
Эти составляющие двигательной деятельности и определяют содержание сторон и уровней физического воспитания. Основные квалификационные профили специалистов в этой области – учитель физической культуры и преподаватель физического воспитания. Для работы с детьми дошкольного возраста готовятся также методисты физического воспитания. 
 
Профессионально-прикладное физическое воспитание – специализи-рованный вид физического воспитания, ориентированный на освоение тех элементов культуры двигательной деятельности, которые необходимы для эффективного выполнения трудовых операций и приспособления к условиям осуществления конкретных видов профессиональной деятельности. Дифференцируется по этапам начальной подготовки (учащаяся молодежь) и профессионального совершенствования (рабочее население), осуществляется на всех уровнях формирования культуры двигательной деятельности, но в ограниченном ее объеме, необходимом для освоения и эффективного выполнения конкретных видов профессиональной деятельности. В этом отношении дифференцируется по профессиям и специальностям.  
 
Профессионально-прикладная физическая подготовка, как и физическое воспитание, реализуется в единстве двух сторон воздействия активной деятельности на организм. Включает общую физическую подготовку, являющейся необходимой предпосылкой профессиональной и условием сохранения общей работоспособности. Элитные специалисты в любой профессии достигают высочайших вершин профессионального мастерства посредством напряженной кондиционой тренировки, которая ни в чем не уступает требованиям спортивной тренировки, но не обязательно включает элемент соревнований (каскадеры, специальные войсковые подразделения, космонавты). 
 
Квалификационный профиль специалистов на начальном этапе подготовки – преподаватель физического воспитания. На этапе совершенствования – преподаватель-тренер по прикладным видам спорта, в армии – начальник-руководитель физической подготовки. 
 
Специальное физическое воспитание как особый профиль еще не сложилось, поэтому его название носит несколько условный характер. Контингент – дети и учащаяся молодежь, отнесенные по состоянию здоровья, физического развития к специальной медицинской группе. Специальные программы физического воспитания этой группы занимающихся пока есть только в высших учебных заведениях. Занятия нередко проводятся в форме лечебной гимнастики, чем и определяется их содержание. 
 
В действительности это содержание должно определяться возможностью решения общих задач физического воспитания в объеме и на уровне, доступном для занимающихся. Кроме того, сюда входит необходимость функциональной компенсации имеющихся отклонений в физическом развитии, ограничивающих двигательные возможности человека, расширение этих возможностей и составляет главную задачу специального физического воспитания. 
 
Квалификационный профиль специалистов – учитель физической культуры, преподаватель физического воспитания, методист лечебной физической культуры. Количество задействованных в этой области специалистов составляет до 50 %. 
 
Ф и з и ч е с к а я р е к р е а ц и я предусматривает оптимизацию функционального состояния организма. Применяя рациональные формы физической активности, укрепляется и сохраняется здоровье, повышается работоспособность, что содействует творческому долголетию. 
 
Под физической рекреацией понимают исторически сложившуюся совокупность условий, способов и результатов оптимизации функционального состояния человека посредством рациональной организации режима двигательной деятельности. Основные средства физической рекреации: физические упражнения, естественные силы природы (закаливание), гигиенические факторы оптимизации режима двигательной активности (определены нормы двигательной активности, например, для студентов – 8-10 часов еженедельно). 
 
Предметная основа - двигательная активность. 
 
По направлению «Физическая рекреация» основные профили использования культуры двигательной деятельности вполне определились: оздоровительная, лечебная и производственная физическая культура (прикладные формы физической культуры). Их объединяет преимущественное использование только одной из составляющих активной двигательной деятельности – физической активности человека. Различие – в направленности ее применения. Физическая рекреация – это культура физической активности людей. 
 
Оздоровительная физическая культура должна охватывать все население. Культура двигательной активности является одним из главных факторов борьбы с гиподинамией, используется в целях оптимизации функциональных состояний, укрепления и сохранения здоровья, улучшения телосложения, повышения и сохранения работоспособности, активного отдыха и развлечения, продления творческого долголетия.  
 
Добавить жизнь к годам и годы к жизни – главная задача оздоровительной физической культуры. Состав средств физической активности подбирается с учетом необходимости разностороннего воздействия на организм и поддержание гомеостаза - устойчивого равновесия всех жизненных процессов. Основные элементы – гигиеническая гимнастика, сеансы закаливания, кондиционная оздоровительная тренировка, двигательный режим. 
 
Квалификационный профиль специалиста – преподаватель-тренер по оздоровительной физической культуре. 
 
Производственная физическая культура охватывает учащуюся молодежь и работающее население. Двигательная активность используется в двух направления: для мобилизации процессов двигательной активности на предстоящую профессиональную деятельность и для оптимизации функциональных состояний организма (в процессе трудовой деятельности и послерабочего восстановления). Основные формы – вводная гимнастика (гимнастика до занятий), физкультпауза (физкультминутки), активный отдых в перерыве рабочего дня и мероприятия после рабочего восстановления (бассейн, душ, сауна и др.). Основные задачи – повышение работоспособности и профилактика утомления. 
 
Квалификационный профиль специалиста – методист производствен-ной гимнастики. 
 
Лечебная физкультура ориентирована на лиц, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья. Задача – борьба с заболеваниями и последующее функциональное восстановление. Средства и формы двигательной активности подбираются с учетом характера и степени заболеваний. Основные формы – лечебно-восстановительные процедуры (массаж и др.) и сеансы лечебной гимнастики. Процесс восстановления – до перехода к возможности использования оздоровительной физической культуры. 
 
Квалификационный профиль специалиста – методист лечебной физической культуры, массажист (в прикладных формах физической культуры задействовано 18-20 % специалистов физической культуры). 
 
С п о р т – исторически сложившаяся игровая, состязательная форма развития способностей в сфере двигательной деятельности. Спорт имеет целью достижение предельно высокого эффекта двигательных действий посредством максимального и специализированного развития способностей к их выполнению. 
 
Отличительные черты спорта: состязательность, предельные усилия, специализация, социальная значимость. 
 
Основными средствами спорта являются физические и спортивные упражнения. Предметная основа – эффективность двигательных действий (культура спортивной деятельности – спортивное совершенство). 
 
Массовый спорт ориентирован на освоение и распространение культуры двигательной деятельности с учетом склонностей, функциональных возможностей и интересов человека. Включается в образовательно-оздоровительные и общеразвивающие программы всех направлений и всех групп населения. 
 
Как самостоятельная форма массовый спорт используется в учебных заведениях, коллективах предприятий, самодеятельных коллективах или индивидуально. Как и для спорта в целом, характерно состязание, предельное усилие, специализация и ориентация на внешний результат активной двигательной деятельности, составляющей содержание данного вида спорта. Но состязание – на уровне равных и доступных возможностей; специализация возможна в 2-3 видах спорта, со временем может меняться. Используются все уровни формирования культуры двигательной деятельности в единстве двух сторон ее воздействия на организм, но в объеме, ограниченном особенностями вида спорта. Служит главной базой для отбора талантливых спортсменов. Но там, где проводится жесткий спортивный отбор, массового спорта нет, есть базовый – как форма спорта высших достижений. 
 
Квалификационный профиль специалиста – тренер по спорту. Его функции нередко выполняют учитель физической культуры и преподаватель физического воспитания. 
 
Профессиональный спорт ориентирован на популяризацию, распространение и дальнейшее развитие культуры двигательной деятельности, связанной с перемещением человека или внешних предметов в пространстве. Его разновидности – коммерческий, престижный, олимпийский и спорт высших достижений – отличаются мотивами спортивной деятельности и формами ее организации. Только в этом профиле и формируется рабочая профессия по специальности «Физическая культура» – профессия «Спортсмен».  
 
Профессиональный спорт является одним из главных социальных механизмов развития культуры двигательной деятельности. Он представляет собой лабораторию по определению предельных двигательных возможностей человека, по созданию наиболее совершенных и эффективных средств, форм и способов перемещения в пространстве. Совокупностью отдельных видов спорта охвачены почти все основные разновидности активной двигательной деятельности человека.  
 
Профессиональному спорту присущи производство спортивных зрелищ, утверждение престижа личности и группы, предельное развитие двигательных возможностей человека, формирование личности. Мировые рекорды как основной мотив спортивной деятельности – это показатель уровня развития и степени использования двигательных возможностей человека на данном историческом этапе развития общества. 
 
Квалификационный профиль специалиста – тренер по спорту. Для достижения необходимой кондиции спортсмена используются представители других профессий и специальностей. 
 
Спорт для инвалидов – особый профиль использования и специального развития культуры двигательной деятельности, который находится в процессе становления. Основные задачи – создание условий для социальной адаптации инвалидов и расширение функциональных возможностей, связанных с осуществлением двигательной деятельности, а также борьба с гиподинамией. 
 
Квалификационный профиль специалиста – преподаватель физического воспитания, тренер по спорту, методист лечебной физической культуры. Количество задействованных специалистов в спорте составляет 20-22 %. 
 
Физкультурное спортивное движение – социальное движение по распространению и внедрению физической культуры и спорта. Оно сложилось по мере завершения формирования «Системы физического воспитания». В системе физического воспитания присутствуют государственные и самодеятельные формы. 
 
Четвертое направление профессиональной деятельности специалиста «Физкультурное и спортивное движение» – это область управления развитием, распространением и освоением культуры двигательной деятельности. Выполнение этой работы требует особой квалификации. Выполняют ее оргработники физической культуры (инструктора), спортивные менеджеры, специалисты по маркетингу и др. (10 %). Их деятельность образует особый профиль специальности «Физическая культура».

Информация о работе Физическая культурно-органическая часть культуры общества