Физическая культура:сущность,структура,функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 17:41, реферат

Описание работы

Физическая культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей. «Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию её в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании» (В. М. Выдрин, 1980).

Содержание работы

1)Введение.Понятие физической культуры.
2) Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни .
3) Структура физической культуры .
4) Функции физической культуры, понятие, классификация
4.1)Характеристика общекультурных функций
4.1.1)Эстетическая функция физической культуры
4.1.2)Социальные функции физической культуры
4.2)Характеристика специфических функций
4.2.1)Специфические образовательные функции
4.2.2)Специфические прикладные функции
4.2.3)Специфические спортивные функции
4.2.4)Специфические рекреативные и оздоровительно реабилитационные функции
5) Заключение.

Файлы: 1 файл

Реферат.Физкультура.docx

— 54.46 Кб (Скачать файл)

Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам физического воспитания, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д.

В процессе жизни человек занимается многими  видами деятельности, которые в той  или иной степени связаны с  двигательной активностью и значительными  физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут быть отнесены к физической культуре.

Поэтому сущностным ядром физической культуры можно считать только двигательную активность, связанную с обязательным выполнением физических упражнений.

 Выполняемые  при этом физические нагрузки  могут быть разной величины, зависящие  от поставленных задач – восстановить, поддержать или развить свои  физические кондиции. Поэтому не  всякая, а только окультуренная  (полезная, целесообразная) двигательная  деятельность, воздействующая положительным  образом на психофизическую сферу  человека, может быть отнесена  к культуре физической. А вот  двигательная деятельность, например, грузчика к физической культуре напрямую не имеет непосредственного отношения, т.к. она имеет цель не развитие самого себя, а выполнение производственного задания, которое может быть достигнуто любой ценой, даже перенапряжением. Подобная ситуация в физической культуре в принципе недопустима и вредна.

Таким образом, деятельностный аспект физической культуры реализуется в результате выполнения человеком физических упражнений; при  этом деятельность должна отвечать задачам  физического воспитания и быть организованной в полном соответствии с закономерностями физического воспитания.

В отличие  от других видов физической активности человека физкультурная деятельность имеет ряд принципиальных особенностей:

1.         Физкультурная деятельность обязательно  содержит двигательный компонент,  который в ней, как правило,  является преобладающим;

2.         Деятельность в сфере физической  культуры представлена наиболее  рациональными формами двигательных  действий, имеющими свою конкретную  методику занятий;

3.         Физкультурная деятельность человека  всегда направлена на совершенствовании  самого себя в аспекте овладения  рациональной техникой упражнения, воспитания физических качеств,  формирования правильной осанки, укрепления здоровья и т.д.  Цели, лежащие вне самого человека, хотя и могут существовать  и решаться параллельно, но  ведущими при этом не являются.

Все эти  признаки в своей совокупности присущи  только физической культуре. Для других аспектов человеческой деятельности в  полном объеме они не характерны.

 

 

 

 

 

 

Структура физической культуры.

      Любое сложное общественное явление  и каждая область человеческой  деятельности имеет свою структуру.  Под структурой явления понимают, во-первых, состав его компонентов  (частей, видов), и, во-вторых, связи  и отношения между этими компонентами, их внутреннюю организацию, упорядоченность. 
   
    Базовая физическая культура составляет фундамент физической культуры. Она является одним из важнейших компонентов образования и воспитания, т.к. направлена на обеспечение базового уровня общей физической подготовленности, необходимого в любой из сфер человеческой деятельности. 
 
       Содержание базовой физической культуры способствует приобретению основного фонда знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков, достижению необходимого в жизни уровня общего разностороннего физического развития, то есть является «базой» для избранной деятельности (профессиональной, спортивной и др.) и представляет собой базовое физическое воспитание. 
 
          Базовыми, непременными двигательными навыками являются ходьба, бег, прыжки, метания, плавание. В основе их формирования лежат естественные физические способности: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. 
 
         Основным видом базовой физической культуры является школьная физическая культура, формой организации которой является урок, призванный последовательно создавать благоприятные условия для физического развития учащихся. 
 
        В зависимости от этапов возрастного развития и условий жизни, а также личных интересов и потребностей отдельных людей содержание базовой физической культуры может изменяться. Ее задачи могут также решаться в форме секционных и самостоятельных занятий по общей физической подготовке. Для базовой физической культуры характерно, что содержание занятий обеспечивает комплексное совершенствование физических возможностей занимающихся. 
 
        В состав базовой физической культуры включены и элементы спорта, направленные преимущественно на достижение базовой физической подготовленности. 
 
        Итак, в базовой физической культуре выделяют основные виды (разновидности) физической культуры: - это «школьная физическая культура» и «базовый спорт». 
 
Спорт как компонент физической культуры. Основу спорта составляет соревновательная деятельность. Выделяют «спорт высших достижений» и «базовый спорт». 
 
         Спорт высших достижений ориентирован на достижение наивысших результатов на уровне предельных и около предельных человеческих возможностей. Базовый спорт обеспечивает достижения массового уровня и широко используется для повышения и сохранения общей физической подготовленности. 
 
Профессионально-прикладная физическая культура. Этот компонент физической культуры направлен на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков, которые позволяют человеку выполнять профессиональные функции эффективно, экономно, сохраняя достаточно длительное время высокую работоспособность. 
 
Видами этого направления являются: 
 
- профессионально-прикладная физическая подготовка (в том числе производственно прикладную и военно-прикладную), преимущественно направленная на совершенствование тех свойств организма, от которых непосредственно зависит качество профессионального труда, благодаря чему сокращается время, необходимое для освоения профессии (особенно военные профессии предъявляют высокие требования к физическим качествам человека). 
 
   Производственная физическая культура призвана способствовать повышению производительности труда и предупреждать возможное негативное влияние характера и условий труда на физическое состояние человека. Формами производственной физической культуры могут быть вводная гимнастика, физкульт паузы, физкультминутки, после рабочие реабилитационные упражнения и др.  

 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура, представляющая собой относительно самостоятельное направления использования физической культуры в качестве средства лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных вследствие заболеваний, травм, переутомления. 
 
         Выделяют следующие виды оздоровительно-реабилитационной физической культуры: лечебная физическая культура и спортивно реабилитационная физическая культура. Первая (ЛФК) включает обширный комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и др.), специализированных в зависимости от характера нарушения функций, заболеваний и травм. Вторая (спортивно-реабилитационная) входит в систему подготовки спортсмена, где играет важную роль в восстановлении функциональных возможностей спортсмена после напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, при перетренировке и ликвидаций последствий спортивных травм. 
 
Фоновая физическая культура: 
Под этим условным названием объединены гигиеническая физическая культура (занятия физическими упражнениями в режиме повседневного быта, не связанные со значительными нагрузками: утренняя гимнастика, прогулки и др.) и рекреативная физическая культур (использование физических упражнений для развлечений: игры на пляже, гребля, туристические походы и др.). 
 
          Как правило, в фоновой физической культуре нагрузка незначительна и поэтому коррекции процесса физического развития не происходит. Тем не менее двигательная активность создает благоприятный функциональный и эмоциональный фон для жизнедеятельности организма. 
 
          Итак, выше были рассмотрены наиболее крупные компоненты (виды) физической культуры. Фактически эти компоненты не только взаимосвязаны, но отчасти совпадают. В то же время они имеют определенные различия по целям, функциям, специфике задач.

Функции физической культуры, понятие, классификация.

По определению  Л.П. Матвеева (1984), «Функции физической культуры - это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества». Реализуются функции в процессе физкультурной деятельности, в них раскрывается истинное содержание физической культуры.

                   Физическая культура, являясь относительно  самостоятельным видом культуры, имеет свои специфические функции, которые вытекают из сущности физической культуры и отражают ее структуру.

          Под специфическими функциями  понимают те, которые позволяют  удовлетворять потребности человека  в двигательной активности, оптимизировать  свое физическое состояние и  развитие организма соответственно  закономерностям укрепления здоровья  и обеспечения физической дееспособности, необходимой в жизни. Л.П. Матвеев  (1983) выделяет следующие специфические  функции:

  • образовательные функции – наиболее полно выражены при использовании достижений физической культуры в общей системе образования для систематического формирования жизненного фонда двигательных умений, навыков и знаний, общефизическом развитии и укреплении здоровья людей вне зависимости от пола, возраста, степени физического развития, при создании основы для здорового образа жизни, при сдерживании процессов инволюции т.п.
  • прикладные функции призваны использовать физическую культуру в системе подготовки к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям труда гипокинезии и гиподинамии).
  • спортивные функции наиболее ярко выражены в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая культура служит главным фактором достижения максимальных результатов в реализации физических способностей.
  • рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые выражены при использовании физической культуры в сфере организации досуга и в системе специальных восстановительных мероприятий при утомлении, заболевании, травме.

   Таким образом, физической культуре присуще две категории функций: общекультурные и специфические. Понимание сущности этих функций дает возможность правильно определить роль и значение физической культуры в жизни личности и общества, сформулировать их цели, систему задач, содержание, средства и методы их использования.

Следует различать специфические и общие  функции физической культуры.

 

Функции физической культуры

 
 

 

Специфические функции физической культуры

Частные функции физической культуры

Общие функции физической культуры

 

            

 

Интегральные

Видовые

Эстетические 

       

Обеспечение оптимизации  физического состояния и развития, общей физической подготовленности

Образовательные

Нормативные

       

Прикладные

Информационные

       

Спортивные

Воспитательные

         
 

Рекреативные

Социализация личности

         
 

Оздоровительные

Социальной интеграции

         
 

Реабилитационные

   

Характеристика  общекультурных  функций.

           Поскольку физическая культура является видом культуры личности и общества, то ей присуще, прежде всего общекультурные функции. К ним можно отнести общеобразовательную, воспитательную, преобразовательную, коммуникативную, нормативную, познавательную функция. и др.

         Общие функции основываются на  взаимосвязях между физической  культурой и другими общественными  реалиями. Таким образом, если  физическая культура способна  оказать достаточно заметное  влияние на другую область,  то правомерно говорить о наличии  конкретной функции. Название  такой функции можно обозначить  термином, совпадающим со специфическим  назначением данного общественного  явления.

Эстетическая  функция физической культуры.

           Занятия физическими упражнениями  создают благоприятные условия  для эстетического воспитания. В  процессе занятий формируется  красивая осанка, осуществляется  гармоничное развитие форм телосложения,  воспитывается понимание простоты  и изящества движений. Все это  помогает воспитанию эстетических  чувств,  вкусов  представлений,  способствует проявлению положительных  эмоций,  жизнерадостности,  оптимизма  (А.А. Адаскина, 1999).

       Эстетическое воспитание включает  в себя все стороны духовной  жизни формирующейся личности,  позволяет также правильно понимать  и оценивать прекрасное,  стремится  к нему.

Человек с развитым эстетическим вкусом,  как правило,  стремится создавать  эстетические ценности,  осуществляя  эстетическую деятельность,  которая  в различных формах широко представлена в физической культуре и спорте (Н.С. Бервинова, 1977).

Социальные функции физической культуры.

        Поскольку физическая культура является частью культуры общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные социальные функции. К ним можно отнести такие, как воспитательная, образовательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, экономическая и др. Рассмотрим некоторые из них:

 

  • Воспитание человека. Занятия физическими упражнениями и спортом:  создают возможности для воспитания воли, честности, мужества, трудовых качеств;  развивают гуманистические убеждения, чувство уважения соперника;  формируют социальную активность (капитан команды, физорг, старший в группе, судья по спорту).  В ходе занятий человек получает уроки правовой этики. Отношения между тренером и спортсменом, спортсменом и судьей, между спортсменами требуют сознательного соблюдения правил проведения. Для физкультурников и спортсменов характерны патриотизм, преданность своему делу, борьба за спортивную честь, трудолюбие, выражающееся в строительстве и благоустройстве площадок, заливке катков, уборке мест занятий. 
  • Образование человека. В процессе занятий ФКС человек познает много нового, обучается двигательным умениям и навыкам, поиску новых спортивных средств и методов для улучшения результата. Занятия ФКС создают возможности для развития творчества и формирования познавательной активности. 
  • Оздоровление человека. Физическая культура — важная часть валеологии. Систематические занятия способствуют профилактике заболеваний. Средства лечебной физической культуры используются для реабилитации больных. Адаптивная физическая культура (АФК) — новое направление физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами.  Как самостоятельная часть культуры общества физическая культура имеет специфические социальные функции. Последние органически связаны с общими, но в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры как общественно необходимой деятельности, ее способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания.

Информация о работе Физическая культура:сущность,структура,функции