Физическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:05, курс лекций

Описание работы

В высших учебных заведениях «Физическая культура» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. В государственном образовательном стандарте профессионального высшего образования дисциплина «Физическая культура» входит в цикл общегуманитарных и социально-экономических дисциплин. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студентов в течение всего периода обучения, «Физическая культура» входит в число обязательных дисциплин.

Содержание работы

Введение
Физическая культура – часть общечеловеческой культуры.
Компоненты физической культуры.
Краткая история физической культуры.
Возрастание роли физической культуры в современном обществе.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Правовые и организационные основы физического воспитания студентов.
Особенности организации физического воспитания студентов УГНТУ.
Сертификат здоровья и физической подготовленности.
Кафедра физического воспитания.
10.Контрольные вопросы.

Файлы: 1 файл

1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

8

процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие  заболеваний, травм, переутомления и других причин. Её разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.).

В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы  (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена – распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

Спорт – часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее  зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся  физической и духовной необходимостью.

9

Итак, спорт – специфический вид деятельности, специально организованный процесс, направленный на выявления предельных возможностей человека в условиях спортивных соревнований или спортивно-педагогического процесса. Роль спорта в жизни каждого человека подчеркнул  М. Миргазямов – один из известных выпускников Уфимского нефтяного: «Спорт всегда был для меня опорой в жизни, помогал переносить большие физические и психологические нагрузки, научил терпению при преодолении невзгод, достойно выигрывать и проигрывать, не зазнаваться и уважать противника. Главное чему научил меня спорт – это плодотворно трудиться, ценить свое и чужое мнение, а также время».

 

                       3..  Краткая история физической культуры

 

Элементы физической культуры имели место на самом раннем этапе

человеческой цивилизации. Условия жизни членов первобытного общества во многом  определялись способностью защитить себя и своих сородичей  от диких зверей и животных,  преодолевать естественные препятствия и большие  расстояния в поисках добычи.  В этом смысле способности человека быть сильным, ловким и выносливым становились жизненноважными.

Создание физической культуры,  как специфической  сферы общественной деятельности, обособленной от добывания материальных благ, необходимых для существования, произошло на этапе древней истории (80000 лет до н. э.).

Характерными системами  физической культуры эпохи рабовладения являются спартановская и древнегреческая  (5-4 тыс. лет до н.э.). Дети в Спарте до  7 лет воспитывались в семье. Затем их отдавали в специальные общественные дома, в которых практиковалось  суровое  воспитание. Большое значение придавалось физическим упражнениям. В 18 лет юноши подвергались

 

10

испытанию, после которого им выдавалось, оружие и они становились воинами. Задачей женщин было рожать здоровое, крепкое наследие. Молодые спартанки до замужества  упражнялись в беге, борьбе, различного рода метаниях.

Воспитание в Афинах было более гармоничным. Идея гармоничного развития личности выражена у древних   эллинов в формуле. О некультурном человеке они говорили: «Не умеет ни читать, ни плавать». Древние греки являются родоначальниками Олимпийских игр. Каждые 1417 дней, начиная с 776 года до н.э., проводились состязания в беге, метаниях, прыжках, кулачном бое и  заездах колесниц.  Самым трудным и в тоже время самым популярным было пятиборье – пентатлон.

Многие великие философы того времени (Платон, Аристотель, Демокрит, Эпикур и др.) были участниками и победителями  античных Олимпиад. Право участвовать в них имели только греки по происхождению, причем только свободные люди (не рабы) и только мужчины. В преддверии Игр объявлялось Олимпийское  перемирие – экехирия.  Должны были прекращаться все распри и войны. Никто не имел право вступить на территорию  Олимпии с оружием. Участвовать в Олимпийских играх  считалось честью и требовало не меньшей ответственности. Атлет должен был   десять месяцев  готовиться дома и ещё месяц усиленно тренироваться в Олимпии. В храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву. «Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться  со своими соперниками!». Победители соревнований  - олимпионики награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала бессмертная слава не только в своем родном городе, но и во всем греческом мире.

В 394 году до н.э. римский император Феодосий 1 олимпийские соревнования запретил.

Отличительной чертой физической культуры в феодальном обществе была подготовка и участие в рыцарских турнирах. В капиталистическом –

11

возобновление после 15 векового перерыва по инициативе Пьера де Кубертена в 1896 году первых  Олимпийских игр современности, которые состоялись в Афинах, и начало развития современных видов спорта.

Основные даты, характеризующие развитие физической культуры и спорта в нашей стране в прошлом веке: 1908 году на четвертых Олимпийских играх приняли участие восемь  российских спортсменов. Первый российский Олимпийский чемпион – фигурист Николай Панин – Коломенкин; 1913 году – первая Всероссийская Олимпиада; 1929 году – Решением Совнаркома введены обязательные учебные занятия по физической культуре в вузах; 1952 году – дебют спортсменов СССР на ХУ летних Олимпийских играх в Хельсинки (медали: золото – 22, серебро – 30, бронза – 19). Второе общекомандное место после США);  1956 год – дебют спортсменов СССР на УП зимних Олимпийских играх в Кортино – д. «Ампеццо» (медали: золото – 7, серебро – 3, бронза –6; первое общекомандное место);  1980 год – ХХП летние Олимпийские игры в г. Москве. Студент технологического  факультета  Игорь Соколов – Олимпийский чемпион  в пулевой стрельбе.

Последние летние Олимпийские  игры  (ХХVШ-е) проведены в 2004 году в Афинах, зимние (ХХ-е) – в 2006  году в Турине.  Следующие состоятся: летние – в Пекине в 2008 году, зимние – в Ванкувере (Канада) в 2010 году.

 

4.  Возрастание роли физической культуры

в современном  обществе

 

Физическая культура играла важную роль на всех этапах развития человеческого общества.  Ёе роль значительно возросла в современном обществе. Связано это с тем, что в наши дни  существенно  снизилась доля тяжелого физического труда. Если сто лет назад 98% энергии, необходимой для

 

 

12

материального производства, создавалось за счет мускульных движений человека и домашних животных, то в наши дни этот показатель составляет

2-3%.

В быту и на производстве на смену ручного труда  пришли механизмы и автоматы. Современная  цивилизация с её многочисленными  благами в основном исключила  физический труд и двигательную активность – главное условие жизни и развития каждого индивидуума в многовековой человеческой истории.

Недостаток двигательной активности (гипокинезия и гиподинамия) привели к появлению новых, ранее неизвестных болезней (эндокринные и онкологические) и более острому проявлению таких болезней, как заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной и пищеварительных систем. Отмечается резкий рост нервно-психических заболеваний. Специалисты связывают  это прежде всего с тем, что при значительном сокращении двигательной активности, существенно возросла нервно-эмоциональная составляющая жизни.

Вышеперечисленное позволяет  считать, что роль систематических  занятий физическими упражнениями в современном обществе возрастает как компенсатора негативных явлений  современной цивилизации.

 

5.Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении

 

В соответствии с государственным  образовательным стандартом высшего

профессионального образования  физическая культура с 1994 года объявлена

обязательной дисциплиной  гуманитарного образовательного цикла.

Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно  богатую личность, обладающую развитым чувством социально-

 

13

профессиональной и  нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и формируемая в ее процессе личностная культура  студента определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.

Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности  направленного использования разнообразных  средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение  следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных  задач:

  • понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке её к профессиональной деятельности;
  • знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
  • формирование мотивационно-ценностного  отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое  самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
  • овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
  • обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

 

14

  • приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

 

6. Правовые и организационные  основы физического воспитания студентов

Физическое воспитание студентов осуществляется с учетом следующих

основополагающих законодательных, инструктивных и программных  документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий  по физической культуре в высшей школе:

  • Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 № 80-ФЗ;
  • приказ Минобразования России «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» от 02.03.2000 № 686;
  • приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 № 1025;
  • инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 № 777.

На основе Государственных  образовательных стандартов высшего

профессионального образования  в учебных планах вузов по всем

направлениям и специальностям в цикле общих  гуманитарных и  социально-экономических дисциплин  на «Физическую культуру» запланировано 408 часов.

По результатам медицинского осмотра  и результатов ежегодного тестирования для организации занятий  создаются три учебных отделения:

15

основное, специальное  и спортивное. Студенты всех учебных  отделений в каждом семестре сдают  зачет по физической культуре. Условием допуска к зачетным упражнениям  является регулярность посещения учебных  занятий.

 

7. Особенности организации физического воспитания студентов УГНТУ

 

В связи со сложившимися физкультурно-спортивными традициями, обеспеченностью педагогическими кадрами и спортивными сооружениями, физическое воспитание студентов УГНТУ имеет специфические особенности.

В основном учебном отделении, численность которого составляет 70% студентов 1-4 курсов, занятия организуются  по принципу общефизической подготовки.  В последние годы практикуется организация  занятий с учетом спортивных интересов  студентов. Подобные группы созданы по следующим видам спорта: аэробика, бадминтон, настольный теннис, гиревой спорт, мини-футбол. За каждой учебной группой на весь период обучения закрепляется преподаватель.

Информация о работе Физическая культура