Физическая культура лучшее здоровье в жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Мы живем в мире, наполненном стрессовыми, психо-эмоциональными воздействиями, ухудшающейся экологической обстановкой, неблагоприятными условиями труда, социально-бытовыми проблемами. Растет число больных, неврозов, сердечно-сосудистых заболеваний, пристрастия к алкоголю, курению. Средняя продолжительность жизни россиян на 10-15 лет меньше, чем в высокоразвитых странах. Ежегодно умирает в нашей стране более 600 тысяч, а от несчастных случаев, отравлений и травм погибает около полумиллиона человек.

Файлы: 1 файл

ГУМАНИТАРНАЯ РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

ГУМАНИТАРНАЯ РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ

 Пензенский государственный университет архитектуры и строителства

 

Чубаров М.М., профессор,  Колокатова Л.Ф., доцент, Петухова Т.А. , доцент

 

Мы живем в  мире, наполненном стрессовыми, психо-эмоциональными воздействиями, ухудшающейся экологической обстановкой, неблагоприятными условиями труда, социально-бытовыми проблемами. Растет число больных, неврозов, сердечно-сосудистых заболеваний, пристрастия к  алкоголю, курению. Средняя продолжительность жизни россиян на 10-15 лет меньше, чем в высокоразвитых странах. Ежегодно умирает в нашей стране более 600 тысяч, а от несчастных случаев, отравлений и травм погибает около полумиллиона человек.

Реализуя идеологию ложно понимаемого  гуманизма, система здравоохранения  в нашей стране в течение многих лет ориентирована преимущественно на больных людей, адресуя им основные социальные и медицинские ресурсы. При этом игнорируется тот факт, что болезнь в значительной мере является результатом несоблюдения как государством, так и самим заболевшим общепринятых норм здорового образа жизни.

Для сложившегося в Российской Федерации образа жизни характерен низкий уровень физической культуры личности (ФКЛ), безответственное отношение значительной части населения к своему здоровью, нарушению санитарно-гигиенических нормативов. ФКЛ не стало насущной потребностью личности. Из более чем 10 тысяч научно-обоснованных стандартов во всех областях хозяйства, армии, учебных заведениях выполняется порядка 30-40%. В результате мы имеем один из  самых низких в Европе уровень рождаемости, высокий уровень заболеваемости и смертности и, как следствие, очевидные тенденции по вырождению нации. Здорового населения у нас осталось не более 20% (1, 2).

Эти безрадостные факты свидетельствуют  о том, что система здравоохранения в нынешнем виде объективно не может кардинально улучшить состояние здоровья населения страны. Экологические, клинико-социологические исследования министерства здравоохранения РФ за 2003-2005 г.  связывают со здоровьем населения   деятельностью органов здравоохранения лишь на 10-15 %, состоянием окружающей среды на 20-25%, генетическими факторами на 15-25%, и  образом жизни на 50-55%.

В современных условиях «практически здоровый» человек оказывается  вне поля зрения отечественной медицины. В стране отсутствует «медицина здорового человека», поэтому на первое место выходят проблемы индивидуального сознательного выбора модели поведения и образа жизни, в максимальной мере  освобождающих от «достижений» современной медицины.

Проблема здоровья нации становится вопросом национальной безопасности России.

Необходима разработка и реализация специальной программы оздоровления нации. Важнейшим элементом этой программы должно стать воспитание в человеке физической культуры. Только физическая культура может остановить физическую деградацию народа.

В условиях существующей государственной  политики в области  охраны здоровья населения, ухудшения экологической  обстановки и недостаточного уровня жизни большинства населения, важно  гуманитарное значение и роль физической культуры личности, саморазвитие и самоподготовка, индивидуальная оптимизация условий и образа жизни.

Являясь по своей сути человековедческой  дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную  личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовывать свой творческий, духовный и профессиональный потенциал.

Физическая культура прямо и  опосредованно охватывает такие  свойства и ценностные ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческой деятельности, физического и духовного, разрешать конфликты между природой и производством, трудом и отдыхом. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, физическое, духовное благополучие, выполнение человеком  трудовых, психологических и биологических функций при максимальной продолжительности жизни.

Значение физической культуры  в сложившейся обстановке в стране может стать тем социокультурным  рычагом, который может эффективно использоваться для освоения и совершенствования потенциальных и природных возможностей человека, способствовать решению приоритетной национальной программы, связанной с укреплением здоровья нации.

 Гуманитаризация образовательного процесса  базируется на образованности, самоценности личности. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при котором становятся возможным процессы эффективного саморазвития личности, формирование подлинной физической культуры личности, укрепления здоровья на уровне требований времени.

Успешное социально-экономическое  развитие страны  тесным образом  связано с образованием. Физическая культура приоритетный национальный  проект для нашей страны, он может  и, на наш взгляд, должен стать важнейшим проектом, так как в значительной мере связан с проблемой выживания.

Наблюдаемая за последние годы в  нашей стране  высокая смертность, заболеваемость тесно связаны с  недостатками  образа жизни и  физической культуры личности.  Вместе с тем формирование  физически культурной личности требует современных подходов ее научно-методического обеспечения, повышения гуманитарной роли физического воспитания в ходе непрерывного образования индивидуума на всех этапах его подготовки и жизни.

В связи с изложенным необходима адекватная реалиям стратегия формирования и охраны здоровья, в качестве приоритетного национального проекта с использованием для этого арсенала средств физической культуры.

Начинать осуществлять эту стратегию  непрерывного физкультурного образования на всех этапах жизни населения необходимо повсеместно и, конечно,  в высших  учебных заведениях. Вузы имеют для этого материальное, законодательное и кадровое обеспечение для формирования  здорового образа жизни в повседневной жизни студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников вуза. Развитие физических способностей студента необходимо рассматривать в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особо ценных личностных качеств.

Применение личностно ориентированной  технологии в формировании физически культурной личности создает необходимые условия для реализации личностно-ориентированного и индивидуального подхода в работе по физическому воспитанию со студентами вуза. Особенностью совместной работы преподавателя и студента по формированию физически культурной личности становиться достижение и  развитие способностей к самоуправлению, самоорганизации, самоконтролю. Таким образом, процесс обучения и воспитания   трансформируется в процесс саморазвития и самовоспитания.

По данным вузов  студентов практически здоровых основной медицинской группы  порой насчитывается  25-30%. В тоже время диспансеризация и медицинские обследования показывают значительный рост  студентов специального медицинского отделения, которое в ряде вузов  переваливает за 50%.

Настораживает и тот факт, что  физическая подготовленность и уровень  состояния здоровья  от  курса  к курсу падают. Эти негативные тенденции стратегически несут  угрозу как экономическому развитию, так и национальной безопасности страны.

Здоровье молодежи является социальной значимой ценностью общества, важнейшим условием успешной реализации профессиональных знаний, мастерства, творческой активности и работоспособности Физическая и функциональная подготовленность организма, в первую очередь определяют здоровье каждого человека. Это предопределяет необходимость использования физической культуры  в учебный процесс как обязательной дисциплины.

Модернизация образования  и  приведение его в соответствие с требованиями времени прямо  касается  физической культуры и спорта. Если ранее основной акцент делался на выполнение нормативных основ физической культуры и спорта, на нормировании преподавателем  физических нагрузок применительно к каждому студенту, то  на современном этапе актуальной становится технология личностно ориентированной физической культуры на основе активизации образовательного процесса, определяемого условиями активности самого студента, его самостоятельностью, степенью самостоятельного творческого подхода, углублению и закреплению знаний, умений и навыков, способностью  учиться и добывать необходимые знания.

Экспериментальная проверка технологического обеспечения формирования физической культуры личности (4) подтвердила  ее надежность, педагогическую эффективность  и прогностичность.

Традиционно учебный процесс по физическому воспитанию в высшей школе строился исходя из обучения  знаниям,      умениям, навыкам. Но обществу нужны образованные, инициативные, творческие, здоровые, физически культурные личности,  умеющие использовать собственные потенциальные возможности с творческим, не потребительским отношением к учебе. В связи с чем необходимо, чтобы студент к учебе относился  как креативно понимаемой деятельности. Активная роль студента в учебе и  формировании физически культурной личности  приводит к  активизации учебного процесса за счет  использования педагогической технологии, включающей гуманитарное образование, саморазвитие, самоподготовку, заинтересованность и ответственность за результаты обучения самого студента.

В настоящее время вузовское  образование стоит на пороге очередных  коренных преобразований и  своей  реформы. Достаточно ли только желания  и административного ресурса, чтобы  очередная реформа дала возлагаемые  на нее надежды достижения коренных преобразований и   прогресса вузовской системы образования в Российской Федерации.

 На протяжении многих веков  и до н. в. система  образования  была нацелена, преимущественно,  на формирование знаний,  умений,  навыков с внешними, субъективными   оценками   результатов учебного труда студентов. Административная реформа и эволюционно-прогматический подход не дают возможность  выйти из тупика  догматической парадигмы образования.     Ориентация образования  на директивно доносимые преподавателем студентам знания, умения навыки закономерно приводит к тупиковому пути  развития, не создает высокой заинтересованности самих студентов в результатах подготовки  (5).

Очевидно,   одних административных реформ и  эволюционно-прогматического  путей не достаточно,  для   создания новой и прогрессивной теоретической базы и нахождения выхода из тупика.

Имеются ли примеры построения учебного процесса,  которые выходят за рамки традиционной ориентации на преимущественно  на знания, умения и навыки, которые  могли бы служить отправной базой  для использования  в организации вузовской системы образования. Такие примеры имеются. На наш взгляд, они сосредоточены в теории и практике физической культуре и спорте. Прогрессивные модели можно найти именно в области теории и практики спорта.

Большой спорт нацелен на достижение выдающихся результатов в чрезвычайно сложной специализированной деятельности. Достижение рекордных результатов в современном спорте всегда требует  использования инновационных технологий подготовки. Подготовка рекордсмена это всегда   «ходьба в незнаемое, ранее неизведанное», которая, зачастую, требует отказаться от использования шаблонов,  традиционных методов и путей совершенствования. Необходимость  обновлять арсенал используемых средств,  методов и подходов вынуждает к постоянному творческому поиску и совершенствованию технологий подготовки. В этой связи в спорте накоплен значительный,  во многом, уникальный опыт совершенствования подготовки спортсменов,  проявляемой в чрезвычайно сложной соревновательной деятельности,  в условиях величайшего напряжения сил, экстремальной обстановке и соперничества.

Эффективное решение  задач физического воспитания как  одного из средств  профессионально  значимой подготовки студента в  вузе на уровне современных требований  определяется возможностями индивидуализации, личностно ориентированного, антропологического подхода немыслимого без активного участия в формировании физической культуры личности как педагога, так и студента (3). Обоюдное  и заинтересованное участие в учебном процессе педагога и студента создает образовательную среду, эффективно работающую при использовании  технологий активной рефлексии, самомотивации, учета индивидуальных возможностей студента, личностно-ориентированной педагогики.

В значительной мере  личностно-ориентированный подход (ЛОП) может быть реализован  с использованием компьютерных технологий и различных технических и тренажерных средств. Компьютерные технологии все большее место занимают в организации преподавания, становятся  все более прочной, незаменимой  основой организации учебного процесса в вузе за последние годы.  

Физическое воспитание также не может и не должно стоять в стороне  от  этого год от года набирающего  темпы развития процесса компьютеризации  в вузах. Основанием для этого  является то, что ряд эффектов внедрения в учебный процесс по физическому воспитанию не мыслим без широкого использования компьютеризации. Компьютер становиться основой технической оснащенности учебного процесса и реализации дидактических процессов, которые без него не осуществимы или же невозможны.  Относиться это может как к использованию  «внешних»,   так и «внутренних» средств   оценки результатов учебного труда студента, в том числе с использованием автоматизированного контроля за эффективностью учебного процесса. Это также  относиться к программным обучающим, тренировочным  и контрольным, прогнозирующим и управляющим   средствам учебного труда студента и преподавателя.

Использование компьютерной технологии дает возможность  преподавателю  и студенту возможность контроля за уровнем подготовленности, оперативной коррекции индивидуального плана и управляющей программы для каждого студента.

В н.в. директивный метод  является традиционным в работе преподавателя  со студентами на занятиях физическим воспитанием. Студентам   при его  применении отводится пассивная роль. Студент при этом является объектом директивно доносимых до студента заданий, комплексов упражнений, используемых средств и методов, т.е. объектом воздействия. Студентом управляет  преимущественно внешняя,  «чужая» воля преподавателя, а не личная заинтересованность и собственные мотивы студента как личности.

Информация о работе Физическая культура лучшее здоровье в жизни