«Дыхательные гимнастики» К.П. Бутейко, А.Н. Стрельникова, В.Ф. Фролова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 19:15, реферат

Описание работы

Существует много разновидностей дыхательной гимнастики. В настоящее время наиболее популярными являются: парадоксальное дыхание по А.Н. Стрельниковой, поверхностное дыхание по К.П. Бутейко, редкое и глубокое дыхание по системе йогов, метод Фролова (тренажер Фролова).
Строго говоря, дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой, таковой не является, скорее, это обычная гимнастика, состоящая из многократно повторяемых физических упражнений, сопровождаемых неправильным дыханием, дыханием наоборот - парадоксальным. И лечебный эффект здесь достигается скорее не благодаря неправильному, шумовому, прерывистому дыханию, а благодаря многочисленным,порой доходящим до нескольких сот движениям.

Содержание работы

Введение 3
1 Практическое овладение методом Бутейко К. П. и В.Ф. Фролова 3
1.1 Противопоказания метода Бутейко К. П. 6
1.2 Метод В. Ф. Фролова – эндогенное дыхание 7
1.3 Противопоказания метода В. Ф. Фролова 17
2 Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельникова 18
2.1 Правила методики дыхания А.Н. Стрельникова 18
Заключение

Файлы: 1 файл

физра.docx

— 74.13 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

Кафедра физического воспитания.

 

Реферат

на тему :

 «Дыхательные  гимнастики» К.П. Бутейко, А.Н. Стрельникова, В.Ф. Фролова.

 

Выполнила: студентка

очной формы обучения

группы ГБЖг-111

Иванова Н.А.

Проверил: Старший

 преподаватель

Горюпов А.Г.

 

 

Владимир 2014 г.

Содержание

Введение                                                                                                         3

1 Практическое овладение методом Бутейко К. П. и   В.Ф. Фролова     3

1.1 Противопоказания метода  Бутейко К. П.  6

1.2 Метод В. Ф. Фролова –  эндогенное дыхание 7

1.3 Противопоказания метода  В. Ф. Фролова 17

2 Дыхательная гимнастика  А. Н. Стрельникова 18

2.1 Правила методики дыхания  А.Н. Стрельникова 18

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.

Приоритетность процесса дыхания для жизни делает способность в совершенстве владеть этим процессом едва ли не главной способностью человека творить чудеса со своим организмом, избавляться от болезней, становиться здоровым. Это уже давно доказали индийские йоги, которые могут обходиться без дыхания значительно дольше, чем обычные люди.

С помощью дыхания можно вводить организм в состояние возбуждения (как это делается в боевых искусствах Востока) и максимального расслабления (йоги способны вводить себя в состояние клинической смерти).

Наша с вами задача - второго плана: научиться расслаблять себя, помочь организму в восстановлении систем и органов, находящихся в постоянном напряжении.

Усугублению состояния стресса и перенапряжения в значительной степени способствует мясная пища. К сожалению, отказ от нее для большинства россиян - дело неблизкого будущего, хотя доказано, что даже "очень злые " хищники (волки, тигры, львы и др.), употребляя продукты растительного происхождения, становятся более спокойными и уравновешенными.

Существует много разновидностей дыхательной гимнастики. В настоящее время наиболее популярными являются: парадоксальное дыхание по А.Н. Стрельниковой, поверхностное дыхание по К.П. Бутейко, редкое и глубокое дыхание по системе йогов, метод Фролова (тренажер Фролова).

Строго говоря, дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой, таковой не является, скорее, это обычная гимнастика, состоящая из многократно повторяемых физических упражнений, сопровождаемых неправильным дыханием, дыханием наоборот - парадоксальным. И лечебный эффект здесь достигается скорее не благодаря неправильному, шумовому, прерывистому дыханию, а благодаря многочисленным,порой доходящим до нескольких сот движениям.

Вместо того, чтобы научить человека ( да еще больного ) правильному плавному дыханию через нос и без шума, А.Н. Стрельникова заставляет его совершать противоестественные действия: вместо выдоха - вдох. Я сравнил бы такой вариант дыхания с неправильным сном. Т.е. если ночью человек бодрствует, а днем спит, такую жизнь вряд ли можно назвать нормальной.

Уверен, если парадоксальное дыхание начнут выполнять люди, страдающие гипертонической болезнью 2 и 3 стадии, больные с вертебробазилярной недостаточностью, с аневризмой аорты и другими серьезными заболеваниями, то от такой гимнастики можно ожидать плачевных результатов.

А лечебный эффект, который порой достигается с помощью гимнастики А.Н. Стрельниковой (многочисленными физическими и дыхательными упражнениями), можно достичь другими способами всего за несколько минут (кстати, в состоянии покоя).

Считаю, если и применять методику А.Н. Стрельниковой, то для очень ограниченного круга людей. Практический опыт показывает, что эффективность лечения методом парадоксального дыхания достигает лишь 60-65 %. В связи с этим, если придерживаться заповеди "Лечи, но не вреди" (Гиппократ), то метод парадоксального дыхания А.Н. Стрельниковой из-за высокого процента отрицательных результатов нельзя применять в лечебной практике.

Совсем другое дело - волевая ликвидация глубокого дыхания (ВЛГД), автором которого является К.П. Бутейко. Во врачебной практике эффективность лечения методом Бутейко составила 80-85%. Такой же процент эффективности лечения наблюдался и при проведении научных исследований в г. Новосибирске. Наибольшие успехи были достигнуты лечении пациентов с заболеваниями функционального характера органов дыхания, ССС, желудочно-кишечного тракта. С наименьшей эффективностью заканчивали курс больные с изменениями органического характера (атеросклероз, моче и желчно-каменная болезни, деформирующий остеоартроз, остеоходроз позвоночника и др.).

Главная сложность применения метода Бутейко заключается в том, что больные люди вынуждены проявлять максимум волевых усилий для достижения положительного результата, а это далеко не всем по силам.

Есть у метода ВЛГД и отрицательные стороны. Практика показывает, что при длительных (полгода и более ) занятиях поверхностным дыханием постепенно начинают снижаться функциональные способности легких почти по всем спирометрическим показателям. Для сравнения могу привести ходьбу короткими шашками, которая через полгода - год приведет к атрофии мышц ног и человек уже не сможет выполнять обычную ходьбу широкими шагами.

Считаю, что метод ВЛГД можно применять при гиперфункции органов дыхания и в стадии обострения заболеваний тех органов и систем, имеющих гладкую мускулатуру, воздействуя на нее накоплением СО2 в крови и в легких - это ССС, желудочно-кишечный тракт, желче и

мочевыводящие протоки, т.е. при таких состояниях, как насморк, ринит, гайморит, фронтит, синусит, фарингит, ларингит, бронхит, пневмония, стенокардия, мигрень, связанная со спазмами сосудов, желудочно-кишечные колики, повышенное артериальное давление и др. Особо отмечу, что методом К.П. Бутейко со 100% эффективностью снимаются спазмы родовых путей во время схваток у рожениц. Женщины избавляются от сильных и мучительных болей. Период родов значительно облегчается и сокращается.

Методом поверхностного дыхания можно воспользоваться, когда вы находитесь в запыленном или загазованном местах, в душном помещении. Ведь при глубоком дыхании пыль оседает в бронхах или даже в легких. Выводить ее из организма уже сложно. Дыхательный аппарат, по сути, выполняет функцию пылесоса, т.е. человек вдыхает загрязненный воздух, а выдыхает его чистым, оставляя в бронхиолах или альвеолах легких грязь, выводить которую очень сложно. Этот же механизм срабатывает и при ОРЗ.

Первоначально инфекция находится в носоглотке, но в результате глубокого дыхания опускается в трахею, бронхи, легкие. В данном случае от глубины дыхания во многом зависит, получит ли человек трахеит, бронхит или пневмонию. Поэтому при появлении ОРЗ нужно срочно переходить на постоянное поверхностное дыхание.

Самой благоприятной нагрузкой на дыхательный аппарат человека, без всякого сомнения, является тысячелетиями проверенное дыхание по системе йогов - глубокое и редкое, без шума и, естественно, через нос. Йоги утверждают: кто редко дышит, тот долго живет. И еще: чтобы быть здоровым, человек должен выполнять от 40 до 60 глубоких дыхательных

упражнений в сутки. Теория йогов гласит: прана - космическая, жизненная энергия, идущая от Солнца, должна накапливаться в солнечном сплетении человека, попадая в наш организм через воздух с помощью глубокого дыхания. Многолетний практический врачебный опыт показывает, что эффективность лечения дыханием по системе йогов достигает 95-96%. Это исключительно высокий показатель.

Правильное дыхание - это дыхание через нос и без шума. К сожалению, многие полагают, что для дыхания предназначен и рот (хотя даже элементарное знание анатомии и физиологии человека позволяет утверждать, что нос является первым органом дыхательного аппарата, а рот - первым органом пищеварительного тракта). В связи с этим, специалисты по дыханию говорят так: " Если человек дышит через рот, то его нужно кормить через нос". Вот такую ошибку допускают люди. Некоторые из нас вообще не задумываются над тем, как они дышат. Иные считают, что почти всегда дышат через нос, на самом деле чаще всего вдыхают воздух ртом. Впрочем, каждый легко может проверить себя. Оставшись в комнате в одиночестве, заклейте губы пластырем. Если через некоторое время у вас появится потребность в дыхании через рот, значит ваши дыхательные пути не в порядке и дышите вы неправильно.

Что в таком случае делать? Учиться правильно дышать! Да, да, учиться всю оставшуюся жизнь. Конечно, перестроиться в одночасье практически невозможно, тем более, что ни дома, ни в детском саду, ни в школе, ни в институте основам правильного дыхания не обучают.

Итак, носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. Не случайно поэтому, скажем, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития. Наверняка, многие из вас обращали внимание на то, как выглядят умственно отсталые дети: рот у них всегда открыт, нижняя челюсть отвисает ...

А чем же плохо дыхание с шумом. Шумовой эффект - показатель того, что дыхательный аппарат работает с перегрузкой, с напряжением. Как правило, это приводит к патологическим изменениям дыхательной системы, а затем - ССС и желудочно-кишечного тракта. Эту взаимосвязь подтверждают и исследования доктора К.П. Бутейко. В связи с этим с помощью дыхания можно дозировать и контролировать физические нагрузки. Например, во время ровного, спокойного дыхания можно выполнять физические упражнения даже после инфаркта миокарда. Кстати, подобная практика давно существует в клиниках высокоразвитых стран.

Рекомендуется с одной стороны, упрощенный, с другой - универсальный комплекс дыхательных упражнений, направленный на развитие поверхностного, глубокого, редкого дыхания, а также на развитие способности человека задерживать дыхание как на вдохе, так и на выдохе, как в состоянии покоя, так и при физической нагрузке. Верхние отделы легких: 5 сек.- выдох, расслабляя мышцы грудной клетки: 5 сек. пауза, не дышим, находимся в максимальном расслаблении, 10 раз.

 

 

 

 

 

 

1 Практическое овладение методом Бутейко К. П. и   В.Ф. Фролова:

В методе Бутейко существует одно непреложное правило. Его иначе называют правилом пяти пальцев. Правило пяти пальцев гласит:

(1) Уменьшать

(2) глубину

(3) дыхания

(4) расслаблением диафрагмы

(5) до чувства легкой  нехватки воздуха.

Это правило очень просто: желание вдохнуть должно сохраняться в течение всего занятия. То есть все время «недобирается» привычное количество воздуха, организм приучается к новой для него программе.

Задержка дыхания способствует выработке правильного дыхания, но основной элемент гимнастики – уменьшение глубины вдоха.

Чтобы не позволять себе делать глубокие вдохи, рекомендуется во время занятий перетянуть грудную клетку тугим поясом. Правильное дыхание не должно быть ни слышным, ни даже видным.

1. Подышите несколько  минут так, чтобы ни живот, ни  грудная клетка не шевелились.

2. Затаите дыхание.

3. Проделайте в течение 2-3 мин неглубокие вдохи (такие, чтобы  каждый раз хотелось вдохнуть  больше воздуха). Вдохи выполняйте  через каждые 15, 20, 25, 30 с. На вдохе  дыхание не задерживать, сразу  выдыхать и держать на выдохе. Вдох делать только носом. Если  очень трудно держаться, прорываются  глубокие судорожные вдохи, уменьшите  паузу, но продолжайте вдыхать  неглубоко и через равные промежутки  времени. Не следите постоянно  за стрелкой часов. Старайтесь  отсчитывать про себя и угадывать, когда прошел нужный промежуток  времени и можно вдохнуть, лишь  периодически контролируя себя  взглядом на часы.

Редкое дыхание

Уровень 1: 1-5 с – вдох, 5 с – выдох, 5 с – пауза; получается 4 дыхания в минуту.

Выполнять в течение 1 мин, затем, не прекращая дыхания, перейти к следующему уровню.

Уровень 2: 2-5 с – вдох, 5 с – задержка дыхания на вдохе, 5 с – выдох, 5 с – пауза; получается 3 дыхания в минуту.

Выполнять 2 мин.

Уровень 3: 3 – 7,5 с – вдох, 7,5 с – задержка, 7,5 с – выдох, 5 с – пауза; получается 2 дыхания в минуту.

Выполнять 3 мин.

Уровень 4: 4-10 с – вдох, 10 с – задержка, 10 с – выдох, 10 с – пауза; получается 1,5 дыхания в минуту.

Вылолнять 4 мин.

И так далее – кто сколько выдержит. Норма – довести до 1 дыхания в минуту.

Двойная задержка дыхания

Сначала 1 раз выполняется максимальная пауза на выдохе, затем максимальная задержка на вдохе.

Затем: максимальная пауза в положении сидя – 3– 10 раз; максимальная пауза в ходьбе на месте – 3– 10 раз; максимальная пауза в беге на месте – 3-10 раз; максимальная пауза в приседании – 3-10 раз.

Поверхностное дыхание

Сидя в удобном положении для максимального расслабления, выполняем упражнение на грудное дыхание. Постепенно уменьшаем объем вдоха и выдоха, доведя его до невидимого дыхания или дыхания на уровне носоглотки. Во время такого дыхания будет появляться сначала легкая, затем средняя или даже сильная нехватка воздуха, подтверждая то, что упражнение выполняется правильно. Выполнять поверхностное дыхание нужно от 3 до 10 мин.

Все упражнения выполняются обязательно с дыханием через нос и без шума. Перед выполнением комплекса и после него делаются контрольные измерения: МП – максимальная пауза, пульс.

В норме для взрослых людей МП: удовлетворительно – 30 с, хорошо – 60 с, отлично – 90 с.

Пульс: удовлетворительно – 70 уд./мин, хорошо – 60 уд./мин, отлично – 50 уд./мин.

Для детей среднего и старшего школьного возрастов МП в норме на 1/3 меньше, пульс на 10 уд./мин больше. Для детей дошкольного и младшего школьного возрастов МП на 2/3 меньше, пульс на 20 уд./мин больше.

Выполнять комплекс упражнений желательно на голодный желудок.

Поверхностное дыхание с элементами физической нагрузки

Встаньте прямо, сделайте обычный выдох и выполните, не вдыхая, несколько движений из обычного комплекса общефизической подготовки в среднем темпе или ниже среднего. Не торопитесь.

1. Разводите вытянутые  руки в стороны, вдыхая через  каждые 10 движений.

2. Наклоняйтесь, вдыхая через 5-6 движений.

3. Делайте «мельницу»  в наклонном положении, вдыхая  через 8-10 движений.

4. Аналогичным образом  можно выполнять вращательные  движения руками и головой, наклоны  туловища в стороны и другие  легкие физические упражнения. Не  забывайте, что вдыхать нужно  меньше, чем хочется.

В первый год тренировок заниматься следует 6 раз в сутки через 4 ч начиная с полуночи (0 ч). Каждое занятие длится вначале 25 мин (5 подходов по 5 мин) и постепенно доводится до часа (6 подходов по 10 мин). При удачно сокращенном объеме вдоха можно добиться прироста величины КП на 1 с за неделю. Например, начальная величина КП равна 15 с (довольно часто встречается именно такая цифра). За 45 недель можно прибавить 45 с и довести КП до 60 с. А это, по представлениям Бутейко, норма, присущая здоровому человеку. Трудоемкость занятий велика – 45 недель по 7 дней и 6 ч занятий ежедневно; итого – 1890 ч за первый год.

Информация о работе «Дыхательные гимнастики» К.П. Бутейко, А.Н. Стрельникова, В.Ф. Фролова