"Драфт" - система отбора спортсменов в командных видах профессионального спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 21:40, лекция

Описание работы

Драфт (entry draft) — специальная система отбора спортсменов в команды и закрепления их за клубами. Впервые отбор игроков по системе "драфт" был введен НФЛ в 1936 г. с целью устранения конкуренции между клубами за одаренных новичков и уравновешивания соревновательной конкурентоспособности команд лиги.

Файлы: 1 файл

Драфт.doc

— 97.47 Кб (Скачать файл)

 


 


"Драфт" - система отбора спортсменов

в командных видах профессионального спорта

Драфт (entry draft) -- специальная система отбора спортсменов в команды и закрепления их за клубами. Впервые отбор игроков по системе "драфт" был введен НФЛ в 1936 г. с целью устранения конкуренции между клубами за одаренных новичков и уравновешивания соревновательной конкурентоспособности команд лиги.

Система "драфт", во-первых, значительно снижает расходы клубов на приобретение новичков, а во-вторых, способствует повышению класса отстающих команд, что позволяет добиться в очередном сезоне повышения накала спортивной борьбы и непредсказуемости результатов как отдельных игр, так и соревнований в целом, что способствует повышению интереса к этим соревнованиям зрителей, средств массовой информации, спонсоров и рекламодателей.

Таким образом, с помощью системы "драфт" лигам удается, с одной стороны, уменьшить расходы на приобретение новых талантливых игроков, а с другой -- повысить зрительский интерес, дороже продать права на телетрансляции матчей, эффективнее осуществлять рекламно-коммерческую деятельность, и, следовательно, увеличивать свои доходы.

Суть "драфта" состоит в том, что не спортсмен выбирает команду, за которую он хотел бы выступать, а представители команд по определенной системе отбирают нужных им игроков. Спортсмены вынуждены либо соглашаться с этой системой трудоустройства, либо распрощаться с надеждой выступать в команде элитной лиги. При свободном трудоустройстве наиболее одаренные спортсмены могли бы заключить более выгодные контракты, а при отборе по системе "драфт" лиги устанавливают пределы зарплаты, которую они могут платить новичкам. Например, первый номер "драфта" НХЛ 1998 г. В. Лекавалье был недоволен своим контрактом с клубом "Тампа Бэй" на сумму 975 тыс. долларов, однако по контракту ему как новичку клуб не имел права платить больше.

В свою очередь ассоциации игроков профессиональных лиг ведут постоянную борьбу с руководством лиг за повышение лимита зарплаты спортсменам-новичкам.

 

Высочайшая эффективность системы "драфт" сочетается с ее простотой: чем ниже место клуба в прошедшем регулярном чемпионате лиги, тем раньше он выбирает себе игрока из утвержденного лигой списка, а следовательно, имеет шанс выбрать более одаренного и перспективного спортсмена и с его помощью улучшить турнирное положение команды в последующих сезонах. Например, приход в 1959 г. в команду Филадельфии, которая занимала последнее место в турнирной таблице регулярного чемпионата НБА, новичка Уилта Чемберлена способствовал тому, что в следующем сезоне она стала вице-чемпионом НБА. Сам У. Чембер-лен завоевал титулы наилучшего дебютанта года и наиболее ценного игрока в НБА. Через десять лет новичок НБА Льюис Алсин-дор (далее в связи с принятием ислама -- Карим Абдул Джаббар) привел команду "Милуоки Бакс", которая до его прихода также занимала последнее место, к финалу в играх плей-офф. Как и У. Чемберлен, он завоевал титул наилучшего дебютанта года.

Однако общая формула проведения отбора по системе "драфт" имела существенный недостаток. Она стимулировала команды, которые на заключительной стадии регулярного чемпионата находились в нижней части турнирной таблицы, к снижению самоотдачи в спортивной борьбе и даже к умышленному проигрышу, чтобы занять последнее место в регулярном чемпионате (в американском профессиональном спорте не практикуется ротация команд между элитными и низшими лигами) и получить право первой выбрать новичка в "драфте" текущего года. Так, в 1993 г. в НХЛ перед последним туром регулярного чемпионата две команды-аутсайдеры имели практически одинаковые показатели. В последнем туре одна из них ("Оттава Сенаторе") без серьезного сопротивления проиграла команде "Бостон" и получила право первого выбора в "драфте". Доказать, что  "Оттава"  проиграла умышленно невозможно, однако команда была оштрафована лигой, вероятно, с целью профилактики, а ее президент вынужден был уйти в отставку.

Избежать этого отрицательного явления помогло нововведение под названием "драфт-лотерея". Суть его состоит в том, что последнее место в регулярном чемпионате еще не гарантирует права выбирать игрока первым. Команды, которые не попали в игры "плей-офф", разыгрывают это право в лотерее. Команда, занявшая наиболее высокое место среди аутсайдеров, получает один шар, следующая за ней -- два и т.д. Например, в регулярном чемпионате НБА принимают участие 29 команд; по итогам регулярного чемпионата 16 лучших получают право участвовать в играх "плей-офф". Таким образом, остается 13 аутсайдеров. Команда, которая заняла 17-е место, получит для участия в "драфт-лотерее" один шар, следующая за ней -- два, а последняя -- 13 шаров. Эти шары засыпают в лото-трон и разыгрываются порядковые номера на право выбора команд в "драфте". Естественно, что команда, занявшая последнее место в регулярном чемпионате, имеет больше шансов получить право первого выбора, поскольку у нее больше шаров.

Система "драфт" постоянно совершенствуется. Так, вследствие изменений организации "драфт-лотереи", которые внесены в последние годы в НБА, шансы команды, замыкающей турнирную таблицу регулярного чемпионата, повысились до 25 %, а сильнейшей -- снизились до 0,5 %.

Команды, которые завоевали право на участие в играх "плей-офф", получают порядковый номер выбора в "драфте", обратный занятому месту в регулярном чемпионате. Команда-победитель выбирает последней, следующая за ней -- предпоследней и т.д. Право выбора под определенным номером в очередном "драфте" или "драфте" следующего года одна команда может продать другой команде или обменять на ее игрока. Например, в 1997 г. руководство клуба "Детройт " передало основного голкипера команды Майка Вернона клубу "Сан-Хосе" за право выбора в "драфте" 1998 и 1999 гг.

Перед каждым "драфтом" центральные скаутские бюро лиг на основании детальной информации составляют рейтинговые списки игроков, которые являются кандидатами на трудоустройство. От места игрока в рейтинге в значительной мере зависит зарплата новичка. Вместе с тем скаутские службы клубов составляют и свои рейтинги игроков, которые часто не совпадают с рейтингами центральных скаутских бюро. Достаточно исчерпывающую информацию о талантливых спортсменах дают клубам тренеры команд колледжей и университетов. Они заинтересованы, чтобы контракты были подписаны с выпускниками именно их вуза, поскольку это хорошая реклама для привлечения в команду их учебного заведения одаренных выпускников средних школ.

Сначала "драфт" проводили "за закрытыми дверями", а затем -- на спортивных аренах клубов как красочное шоу с приглашением зрителей, журналистов и телевидения. Так, драфт НХЛ 1997 г. освещали две телекомпании.

Наиболее интересно проходит первый раунд "драфта". Когда игрока выбирает какая-либо команда, к нему сразу подходит ее представитель и вручает, например в хоккее, "свитер команды". В нем игрок выходит на подиум, позирует перед фотографами, дает интервью телевидению. После этого обязательная пресс-конференция в специальной "пресс-комнате". Спортсмены, отобранные в первой десятке, удостаиваются такого внимания журналистов, которого не имеют даже признанные лидеры лиги. Фактически с "драфта" начинается формирование будущих суперзвезд. Количество раундов в различных лигах разное -- от двух в НБА до 17 в НФЛ.

Если с отобранными в драфте игроками клубы не подписывают контракта до следующего драфта, игроки автоматически получают право на участие в нем. Однако это правило касается только спортсменов, которые выступали в командах Северной Америки (США, Канада). Права на всех других игроков остаются за выбравшими их клубами. Например, если какой-либо клуб НХЛ выбрал в драфте хоккеиста с Украины или

России и не подписал с ним контракт, то этот спортсмен не сможет больше попасть в драфт, а следовательно, трудоустроиться в НХЛ. Он сможет трудоустроиться в НХЛ только в случае, если этот клуб передаст право на этого игрока другому клубу, который заинтересован в заключении с ним контракта.

Таким образом, суть драфта состоит в том, что не спортсмен выбирает команду, в составе которой он хотел бы выступать, а представители клубов по определенным правилам подбирают игроков, которые им нужны. Система "драфт" устраняет клубы от конкурентной борьбы за наиболее квалифицированных новобранцев, что позволяет клубам уменьшить расходы на приобретение одаренных игроков. Эта система предоставляет лигам возможность регулировать конкурентоспособность команд и повышает зрелищность соревнований, что способствует росту доходов как лиги в целом, так и всех ее клубов. Саму процедуру драфта лиги превратили в интересное шоу, которое позволяет получить дополнительные прибыли и популяризировать свой вид спорта.

 

Особенности отбора спортсменов в клубы НБА, ГБЛ, НФЛ, НХЛ

 

Отбор спортсменов в командных игровых видах профессионального спорта Северной Америки осуществляется по системе "драфт". Однако в каждой лиге имеются свои особенности ее функционирования.

Американский баскетбол по своей структуре напоминает большую пирамиду, основание которой составляет школьный баскетбол. Средняя часть -- разветвленная и хорошо организованная система студенческого баскетбола, а также низшие профессиональные лиги; вершина пирамиды -- профессиональные клубы НБА. Ежегодный отбор спортсменов проводится после окончания очередного сезона в июне месяце. К участию в драфте допускаются спортсмены, которым исполнилось 18 лет. Они должны иметь соответствующий уровень спортивного мастерства и подать письменное заявление в НБА не позднее чем за 45 суток до дня проведения драфта.

Согласно коллективному договору между профсоюзом игроков и руководством Национальной баскетбольной ассоциации, каждая команда имеет право только на два выбора в драфте. Все остальные игроки, которые были в драфт-списке Центрального скаутского бюро лиги, получают право на свободное трудоустройство в любом ее клубе, который проявит интерес к тому или иному спортсмену. Чтобы свести к минимуму ошибки при отборе и более точно оценить потенциальные возможности молодого баскетболиста, в НБА создана разветвленная система многолетнего наблюдения за перспективными спортсменами. На каждого молодого игрока заводят "досье", в котором фиксируют все его сильные и слабые стороны: как лучше играть с ним и против него, как помочь ему забросить мяч в корзину, как выключить его из игры и др. Подобную информацию собирают в течение 3--6 лет.

За три недели до драфта проводятся так называемые "смотрины" игроков, которых Центральное скаутское бюро лиги включило в драфт-список. "Смотрины" могут повысить или понизить акции баскетболиста, как это произошло, например, с литовским легионером А. Карнишовасом, которого не задрафтовали в 1995 г., хотя до "смотрин" он котировался довольно высоко. Пять лучших баскетболистов драфт-рейтинга лиги освобождаются от "смотрин" и, как правило, на них не приезжают.

В процессе преддрафтового изучения возможностей игроков клубы стараются решить ряд важнейших вопросов:

1. Оправдает ли игрок вложенные в него средства?

Поскольку расходы клуба даже на игрока под 5--7-м номерами в драфте составляют большую сумму (свыше 2 млн долларов по состоянию на 1996--1998 г.), то этот вопрос чрезвычайно актуален.

2. Обладает ли кандидат достаточными физическими данными и подготовленностью для НБА?

Высокий рост; длинные, сильные, быстрые руки и ноги; мощные плечи и торс; "мягкая" кисть; хорошо развитая мускулатура являются важными предпосылками для успешной карьеры баскетболиста в НБА. Большинство звезд выглядят именно так. Однако бывают и исключения: плохая прыгучесть у суперзвезды профессионального баскетбола Л. Берда, относительно короткие ноги у неоднократного чемпиона НБА С. Пипена, маленький, не только по баскетбольным меркам, рост М. Богза (около 158 см). Предсказать, что они станут выдающимися мастерами, было непросто.

3. Сможет ли новобранец проявить себя в НБА?

Ответ на этот вопрос стараются получить во время преддрафтовых "смотрин". Игрокам дают огромные физические нагрузки и оценивают степень переносимости и восстановления игроков после этих нагрузок, поскольку в течение сезона практически времени на развитие физических качеств и функциональных возможностей недостаточно. На тренировке прежде всего отрабатывают до автоматизма необходимые технико-тактические действия.

4. Что у спортсмена на душе?

Люди по-разному реагируют на большие денежные суммы на банковских счетах и свои фотографии на обложках модных журналов. Чтобы изучить внутренний мир новичка, в НБА применяют психологический тест, который содержит более 600 вопросов. Кроме того, психологи проводят с кандидатами беседы, а если необходимо, общаются с людьми из их ближайшего окружения (друзья по учебе, соседи, педагоги).

5. Чем выделяется игрок и сможет ли он сохранить свою индивидуальность в НБА?

В НБА команды стараются комплектовать из ярких индивидуальностей по принципу: лучший забивающий, лучший по подбору мячей на щитах, лучший диспетчер, лучший защитник. Игрок должен иметь в своем арсенале хотя бы одну выдающуюся сторону. Такой игрок не только полезен для команды, даже если она выступает на среднем уровне,  но и обеспечивает высокую посещаемость игр, а следовательно, высокие доходы клуба.

6. Победитель ли игрок по натуре или он зависит от сыгранности команды, в которой играл прежде?

Важно правильно оценить возможности кандидата в стремлении к победе с его способностью, стиснув зубы, переломить ход матча, если он будет выступать в другой команде. Это, например, удалось "Финиксу", выбравшему в "драфте" 1995 г. Майкла Финли, который выступал за команду университета г. Висконсин. Несмотря на то что в рейтинговом списке он значился под номером 21 в "Финиксе", Финли хорошо себя проявил и стал одним из лучших новичков сезона.

7. Нравится ли руководству клуба этот человек?

Наряду с многолетним изучением возможностей отбора будущих кандидатов в элитные клубы с помощью самых современных компьютерных методик, иногда владельцы команд или генеральные менеджеры делают свой выбор, полагаясь на интуицию.

Информация о работе "Драфт" - система отбора спортсменов в командных видах профессионального спорта