Черлидинг, как один из имиджеобразующих факторов функционирования спортивного клуба (на примере волейбольного клуба «Динамо»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 17:34, доклад

Описание работы

Сегодня, как и на протяжении многих лет, огромной популярностью среди потребителей (зрителей, болельщиков) пользуются игровые виды спорта, такие как футбол, баскетбол, волейбол, гандбол и др. Как правило, все игровые виды спорта – массовые, привлекают обычно большое количество зрителей, болельщиков, спонсоров и СМИ, так как являются наиболее зрелищными, захватывающими и эмоционально насыщенными.

Файлы: 1 файл

черлидинг обновленное2.doc

— 50.00 Кб (Скачать файл)

Черлидинг, как один из имиджеобразующих факторов функционирования спортивного клуба (на примере волейбольного  клуба  «Динамо»).

       Сегодня, как и на протяжении многих лет, огромной популярностью среди потребителей (зрителей, болельщиков) пользуются игровые виды спорта, такие как футбол, баскетбол, волейбол, гандбол и др. Как правило, все игровые виды спорта – массовые, привлекают обычно большое количество зрителей, болельщиков, спонсоров и СМИ, так как являются наиболее зрелищными, захватывающими и эмоционально насыщенными. Так, например, в футбол играют почти 3 миллиарда жителей нашей планеты, а в России около 5 миллионов поклонников данной игры, из них 1 млн 700 тысяч являются официально зарегистрированными (по данным ФИФА). Число любителей баскетбола в мире составляет около 1,5 миллиардов, в России – более 4 миллионов. Количество официально зарегистрированных игроков – более 1 миллиона (по данным НБА). Волейболом в мире занимаются свыше миллиарда человек, в России – около 3 миллионов, 1 млн 200 тысяч из которых - официально зарегистрированные игроки (по данным FIVB). Естественно, что такое огромное количество участников порождает жесткую конкуренцию. Поэтому каждый спортивный клуб, каждая команда стремится создать и поддерживать свой фирменный стиль, «свое лицо», свой имидж. В связи с этим формирование положительного имиджа спортивного клуба/команды весьма актуально.        

       Исходя из вышесказанного, выделим цель данной работы: выявить, необходимость использования черлидинга в игровых видах спорта, как имиджеобразующего фактора.

       В связи с поставленной целью выделим следующие задачи:

- проанализировать основные вехи развития черлидинга в мире, в России, а также на территории Краснодарского края;

- определить проблемы функционирования данного направления на местном уровне (Краснодарский край);

- объяснить специфику деятельности группы поддержки спортивного клуба (на примере группы поддержки волейбольного клуба (далее – ВК) «Динамо»);

- проиллюстрировать объективные причины использования группы поддержки для развития имиджа спортивного клуба.

       Объект исследования – основы функционирования и развития понятия черлидинг в мировом пространстве, на территории РФ и Краснодарского края.

       Предмет исследования – группа поддержки, как один из имиджеобразующих факторов функционирования спортивного клуба (на примере ВК «Динамо»).

       По утверждению Николая Ивашова (Агентство PR Inc), в настоящее время все более наблюдается тенденция развития работы над имиджем спортивных организаций для повышения у общественности интереса в деятельности данных организаций. Основным методом на протяжении последнего десятилетия является прививание болельщикам понятия «спорт, как праздник». Для этого необходимы: организация благотворительных мероприятий, вечеров, розыгрыш призов и клубной атрибутики, а также включение в основное соревновательное действо элементов шоу. Последнее условие обеспечивается именно при помощи черлидинга, т.е. выступления группы поддержки. В России данное направление делает только первые шаги, и поэтому еще не получило широкого распространения и известности. Хотя, например, в США черлидинг зародился еще в 1898 году, когда 100 студентов Минессотского Университета под руководством активиста Джека Кемпбелла выступили в качестве группы поддержки своей футбольной команды. Интересным было то, что в группу поддержку тогда входили исключительно мужчины. Лишь после 1945 года лидирующие позиции в этом направлении заняли женщины.

       Итак, черлидинг (англ. cheerleading, от cheer — одобрительное, призывное восклицание и lead — вести, управлять) — вид спорта, который сочетает в себе элементы шоу и зрелищных видов спорта (танцы, гимнастику и акробатику). Сегодня черлидинг — это быстроразвивающийся сегмент спортивной и развлекательной индустрии. Как утверждает Юлия Мягкова, исполнительный директор Союза черлидинга России: «Черлидинг стал самостоятельным международным видом спорта отчасти в ответ на «интернационализацию» баскетбола и американского футбола», поэтому в 2001 году была основана Международная федерация черлидинга (ICF), куда впоследствии, помимо стран-членов европейской ассоциации, вошла Япония — страна, где в том же году состоялся первый чемпионат мира по черлидингу.

       Первая черлидинговая команда в нашей стране была создана в 1996 году при Детской Лиге американского футбола (ДЛАФ). В 1999 году во Дворце Спорта «Динамо» (г. Москва) состоялись первые соревнования по черлидингу на Кубок Федерации.

      В настоящее время  во многих субъектах РФ уже  существуют свои краевые или  областные Федерации по черлидингу или спортивные школы по черлидингу, например, Региональные Федерации Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Астрахани, Волгограда, Челябинска, Магнитогорска, Перми, а также Автономная некоммерческая организация Досуговый Клуб «Ассоль» (г. Москва). В Краснодарском крае подобные организации отсутствуют. При этом нельзя утверждать, что черлидинг не развивается на Кубани. Первые шаги в этом направлении были сделаны в 2000 – 2001 г.г.: на основе танцевального клуба «Виктория» была создана группа поддержки, которая выступала на различных спортивных мероприятиях, но при этом с каким-либо конкретным спортивным клубом не сотрудничала. Сегодня деятельность групп поддержки на Кубани развивается довольно стремительно. Но существуют определенные сложности. Основная – отсутствие законодательного подтверждения данной деятельности. Исключением являются  выступления группы поддержки на баскетбольных матчах, где ее наличие заявлено в регламенте проведения игр.

       Черлидинговую деятельность можно разделить на два основных направления: 
1. Соревнования групп поддержки по программам, подготовленным по специальным правилам. Примером являются соревнования среди групп поддержки школ г. Краснодара, которые впервые были проведены в 2008 году. Организатором мероприятия выступил Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Данные соревнования прошли в рамках Спартакиады учащихся школ г. Краснодара.

2. Работа со спортивными  командами, клубами, федерациями. На сегодняшний день лишь в трех спортивных клубах Краснодара есть собственная группа поддержки – это футбольный клуб «Кубань», баскетбольный клуб «Кубань – Локомотив» и волейбольный клуб «Динамо». 

       В данной работе подробнее было рассмотрено влияние группы поддержки на имидж волейбольного клуба «Динамо». Группа поддержки клуба называется «Команда №1». Она работает со спортивным клубом с 2010 года (сезон 2009 – 2010 г.г.). В ее составе – 10 девушек в возрасте 17 – 23 лет. Участницы группы имеют спортивные разряды по художественной гимнастике, по спортивной акробатике, либо являются профессиональными танцорами. Перед вступлением в группу девушки проходили кастинг.

       Во время игры группа поддержки выходит на площадку минимально 8 раз; максимально – 11 раз (по 3 выхода в каждом периоде во время технических перерывов и по окончании партии, после итоговой партии группа поддержки не выступает). Для яркости выступления часто используются различные элементы антуража: яркие помпоны, флаги с изображением символа клуба, вымпелы, полотнища, веера, гимнастические ленты и т.д. Также для участия в выступлениях группы поддержки неоднократно привлекались смешанная акробатическая пара, женская акробатическая тройка и мужская акробатическая четверка. 

       Но в связи с тем, что группа поддержки ВК «Динамо» в своей работе находится на «птичьих правах», встал вопрос о необходимости наличия такой группы в составе клуба. Для ответа на данный вопрос руководство группы решило провести опрос болельщиков ВК «Динамо».

       Опрос проводился в социальной сети «Вконтакте.ру», и состоял из двух вопросов: 

  1. Нужна ли волейбольному клубу группа поддержки? 2. Поясните свой выбор.

      В опросе приняло участие 100 человек.

      Результаты данного  опроса следующие: на первый вопрос 89% опрошенных дали ответ «Да», 8% - ответили «Нет», и 3% опрошенных воздержались.

      Ответившие  «да» объяснили свой выбор следующими фактами, ответив на второй вопрос:

- игры стали более зрелищными, яркими, динамичными; 

- поддерживая их любимую команду, группа поддержки разделяет интересы болельщиков;

- выступления группы поддержки  создают благоприятную атмосферу  в месте проведения игры, поднимая  настроение болельщиков и спортсменов. 

       Реципиенты, давшие ответ «нет», объяснили это следующим образом:

- выступления группы поддержки  отвлекают и болельщиков, и  спортсменов от игры;

- не нравится слишком громкая  музыка в спортивном зале.

        Также в исследовании мы применили метод экспертных оценок, опросив 10 экспертов, а именно: Евгению Старцеву, игрока женской волейбольной команды «Динамо», капитана команды, мастера спорта по волейболу; Татьяну Щукину, игрока женской волейбольной команды «Динамо», мастера спорта по волейболу; Станислава Еремина, игрока мужской волейбольной команды «Динамо», мастера спорта по волейболу; Елену Атараеву, руководителя информационно-организационного отдела обеспечения ВК «Динамо»; Сергея Елфимова, ведущего игр по волейболу; Татьяну Полионову, вице-президента Краснодарской краевой Федерации по художественной гимнастике, заслуженного мастера спорта РСФСР по художественной гимнастике; Анну Шкурупий, администратора Краснодарской краевой Федерации по художественной гимнастике; Сергея Апенькина, спортивного фотографа; Григория Петросяна, спортивного фотографа; Анну Коваленко, руководителя группы поддержки «Команда №1», мастера спорта по художественной гимнастике.

        Экспертам были заданы следующие вопросы:

1. Приемлемо ли привлечение группы  поддержки для выступлений на  соревнованиях по волейболу? Если  ответ «да» - переход к вопросу 2.

2. Необходимо ли дальнейшее развитие  данного направления? Если ответ  «да» - уточнить, каким путем и  с помощью каких средств это  развитие должно осуществляться.

3. Оказывает ли наличие группы  поддержки какое-либо влияние  на общий имидж клуба? Мотивируйте свой ответ.

       В ходе данного  исследования были получены следующие результаты:

- 100 % опрошенных считают, что выступления группы поддержки обязательны во время соревнований по волейболу, причем как на играх мужской волейбольной команды, так и на играх женской;

- 70 % высказали свое мнение о том, что деятельность группы поддержки необходимо продолжать и далее, и предложили следующие пути развития: усиление яркости, динамичности выступлений (привлечение акробатов, клоунов, использование волейбольных мячей, элементов fair-шоу, внедрение в программу как можно большего количества акробатических и гимнастических элементов и т.д.), более частое обновление репертуара (композиций, музыки, костюмов, элементов антуража), расширение состава группы поддержки, сотрудничество и совместное участие в различных мероприятиях с болельщиками ВК «Динамо»;

- 30 % реципиентов заявили, что деятельность группы поддержки необходимо продолжать, но это возможно и без видимых изменений;

- 100 % опрошенных считают, что наличие группы поддержки оказывает значительное положительное влияние на общий имидж клуба, так как она является одним из элементов, формирующих этот имидж, по мнению Елены Атараевой, руководителя информационно-организационного отдела обеспечения ВК «Динамо».

        По итогам исследований было выяснено, что наличие группы поддержки желательно для клуба, так как она выполняет ряд задач по улучшению имиджа ВК «Динамо»: 

- привлекает зрителей (болельщиков)  в спортивные залы с целью  популяризации физкультуры и спорта, здорового образа жизни;

- создает благоприятный  морально-психологический климат  в спортивном зале, смягчает агрессивное  настроение болельщиков-фанатов,  создает обстановку «позитивного  фанатизма» и управляет эмоциями  фанатов;

- поддерживает свою спортивную команду, участвующую в матче;

- активизирует и вносит разнообразие  в рекламно-имиджевую работу на  спортивных мероприятиях.


Информация о работе Черлидинг, как один из имиджеобразующих факторов функционирования спортивного клуба (на примере волейбольного клуба «Динамо»)