Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 17:28, реферат

Описание работы

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Содержание работы

Введение--------------------------------------------------------------------------------3
Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни------------4
Заключение-----------------------------------------------------------------------------
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Заключение

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОУ ВПО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

 

 

 

 

 

 

 

   Выполнила: Белобородова Л.  ФИЯ. 2 курс группа 02103

                                     Проверила: Ешеев В. А.

 

 

Улан-Улэ.

2011 год.

 

Содержание

 

Введение--------------------------------------------------------------------------------3

Ценностные ориентации студентов  на здоровый образ жизни------------4

Заключение-----------------------------------------------------------------------------

Список литературы.

 

Введение

 

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни  студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста  заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Здоровый образ жизни  отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Здоровый образ жизни  во многом зависит от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального  и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентации, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности.

 

 

 

 

 

ЦЕННОСТНЫЕ  ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ

                   ЖИЗНИ, ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

  Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ  жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. 

Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов  оценку огромного значения (от 69 до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. 

Вторая группа «преимущественных  ценностей» (от 63 до 66%) – хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих.

Третья группа ценностей  получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения (от 35,5 до 59,2%). Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития

физических качеств, интересный отдых. 

Четвертая группа ценностей  названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (от 17 до 28%) – знания  о  функционировании  человеческого  организма,  физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.

Полученные данные дают основание к суждению о наличии противоречия между абсолютной ценностью общих положений здорового образа жизни и конкретными ценностями его поддержания, в том числе профессионального здоровья. 

При рассмотрении соотношений общей  и физической культуры студентов  ответы опрашиваемых (респондентов) на вопрос «Можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии?» выявили, что 21,9% считают это возможным, а 51% отрицают такую взаимосвязь, 27,9% – затрудняются в определении

своей позиции.

Таким образом, менее  половины студентов имеют определенные представления о тесной взаимосвязи общей и физической культуры в своем личностном развитии и в соответствии с этим принимают поведенческие решения.

Суждения студентов о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности в большей степени связаны с улучшением форм телесного и функционального развития. Заметное снижение влияния физической культуры на другие стороны личности и ее

деятельность обусловлены  постановкой физического воспитания в вузе, недостаточной реализацией его гуманитарного содержания, негативным опытом предшествующих занятий, воздействием ближайшего окружения и др.

Менее четверти студентов  приобщено к регулярной физкультурно-спортивной деятельности на досуге. На этом фоне наблюдается недостаточная  эффективность  пропаганды  здорового  образа  жизни преподавателями  физического  воспитания,  медицинскими  работниками.

Студенты выделяют среди  факторов риска здоровью, прежде всего, злоупотребление алкоголем – 75,6%, курение – 73,5%, что отражает один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаток двигательной активности отмечен 39,9% студентов; загрязнение окружающей среды осознается 29,3% респондентов; на конфликты с окружающими  указали 29,1%;  на  перегруженность учебно-профессиональными и домашними обязанностями – 7,9%. В то же время напряженный режим учебного труда, как показывают многие исследования, – существенный фактор возникновения астенических состояний студентов.

Что побуждает студентов  поддерживать свое физическое состояние? Уверенно чувствовать себя среди других людей, больше нравиться им, вызывать у них уважение» (68,1% опрошенных) и «получать удовольствие от двигательной деятельности, ощущать радость и красоту  движений  собственного  тела,  испытывать  мышечную  радость, чувствовать высокий мышечный тонус» (44,5% опрошенных). Очевидно, что в приобщении к физической культуре необходимо обращать внимание на разнообразие ее эмоциональных и рекреативных эффектов. Стремление достигнуть высоких спортивных результатов престижно лишь для очень ограниченного круга сегодняшних студентов (2,5% женщин и 6% мужчин). К сожалению, возможности физической культуры как средства поддержания работоспособности еще не получили должной оценки у студентов (менее четверти ответов).

Такое положение вызвано, в частности, ограниченным образовательным потенциалом учебных занятий по физическому воспитанию.

Среди причин невнимания к поддержанию своего физического  состояния студентами отмечается нехватка времени (18,5% женщин и 41,6% мужчин) и отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости (17,5% женщин и 20,8% мужчин). Это свидетельствует о недостаточной организованности и требовательности к себе студентов в организации жизнедеятельности, где органично присутствуют и волевые начала.

Забота о своем физическом состоянии отличается у девушек и юношей. У девушек это проявляется в поддержании «внешних» форм:

– пропорции телосложения – 27%, соотношение роста и массы  тела – 

54%,  особенности   фигуры;  у  юношей  отмечена  забота  о  развитии 

мускулатуры – 61,2%, пропорций телосложения – 50%, физических

качеств – 32–47%.

Эти факты свидетельствуют  о необходимости более дифференцированного  подхода к методикам физического  воспитания для лиц разного пола. 

Полученные данные говорят об отсутствии у большинства студентов  активных  усилий  по  поддержанию  своего  физического  состояния. Даже в количественном отношении число случаев систематического использования необходимых средств для этой цели (6%) существенно уступает числу случаев пренебрежения этими средства-

ми (70%). Простые и доступные  средства – самомассаж, закаливание, аутогенная тренировка – очень редко  используются студентами, а наличие  в арсенале средств регулирования  физического состояния – табака, алкоголя и даже наркотиков, с одной  стороны, характеризует ограниченный выбор средств, с другой – говорит об отсутствии валеологического мышления и поведения у большинства студентов.

Женщины предпочитают не слишком продолжительные по времени  занятия (менее  часа),  но  достаточно  регулярные.  Мужчинам нравятся более длительные по времени занятия, но проводимые реже. 

Путь к общекультурному  развитию, а, следовательно, и к здоровью начинается с овладения знаниями. Они опережают практику, указывают путь ее преобразования, превращают знания в элементы сознания, расширяя и перерабатывая их в убеждения. А убеждения строятся не столько на логическом характере знаний, сколько на их практическом смысле.

Основным источником информации для студентов являются:

– теоретические и  практические занятия по физическому воспи-

танию (38–51%);

– влияние средств  массовой информации: газет, интернета,телерепортажей (25–44%)

– специальная литература и посещение спортивных зрелищ (14–

23%). 

В качестве значимой студенты выделяют информацию о рациональном питании, методике оздоровительного бега и ходьбы, а также самоконтроле в процессе занятий физическими упражнениями, методике использования гимнастических и дыхательных упражнений, закаливании.

Заключение

Таким образом, в ценностном сознании студентов не всегда сформировано отношение к здоровью, как к главной жизненной ценности. Большинство студенческой

молодежи воспринимает здоровье на уровне физического благополучия и считает

основными условиями  его сохранения отказ от вредных  привычек, двигательный режим и правильное питание.

Необходимо  больше уделять внимания проведению оздоровительных мероприятий; разработать  программу целенаправленной мотивации  студентов для повышения заинтересованности в занятиях физической культурой; научить  составлять правильный рацион питания и режим дня; провести ряд мероприятий, направленных на формирование негативных установок по отношению к вредным привычкам. Быть здоровым и сильным в настоящее время должно быть модно.

 

Список литературы

 

Интернет ресурсы:

 

 


Информация о работе Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни