Цели и задачи физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:55, реферат

Описание работы

Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки

Содержание работы

1. Введение……………………………………………….…….3
2. Цель системы физической культуры……………………....4
3. Задачи системы физической культуры…………………….6
4. Список используемой литературы…………………………7

Файлы: 1 файл

тимфК.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Сибирский Государственный  университет физической культуры и  спорта

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра теории и методики физической культуры

 

 

 

 

 

 

                                       Реферат

 

 

Цель и задачи системы физической культуры

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  

 

 

 

                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2012

 

 

 

Содержание

 

  1. Введение……………………………………………….…….3
  2. Цель системы физической культуры……………………....4
  3. Задачи системы физической культуры…………………….6
  4. Список используемой литературы…………………………7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Физическая культура в высшем учебном заведении  является  неотъемлемой частью формирования общей  и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является  одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.

В основе  учебно-воспитательного  процесса в высшей учебной школы  лежит комплексный, системный характер образования, воспитания  и профессиональной подготовке специалистов, в которых органически сливаются формирование мировоззрения,  общественно-политическое, трудовое, нравственное,  физическое, эстетическое и другие виды воспитания.

Причем, воспитание остается объективной реальностью, важнейшей, частью человеческой культуры, истории, цивилизации.

Как не парадоксально  это может показаться, именно высшая школа в условиях нестабильности современного общества остается наиболее важным институтом воспитания.

Время доказало, что воспитание успешно только тогда, когда оно  системно.

В настоящее время  в высшей школе начинают складываться  гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система  образования должна отводить должное  место и физическому воспитанию и спорту. Это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель системы физической культуры

Система физической культуры выступает как относительно самостоятельная, имеющая свои цели, задачи и принципы функционирования.

Цель является центральным, систематизирующим компонентом функционирования всей системы физической культуры в обществе. Под ней подразумевают те конечные результаты, которых желательно достичь в некотором отдаленном будущем.

Цель, которую ставят перед собой люди и общество в целом в сфере физической культуры, представляет собой мысленное предвосхищение того, каким должен стать человек в процессе и результате включения разнообразных видов физкультурной деятельности, связанных с удовлетворением и формированием многообразных потребностей.

Формирование целей  системы физической культуры, ее подсистем  носит не случайный характер, а  обусловлено целым рядом факторов, которые должны учитываться в физкультурной практике. В основе целей всегда лежат определенные общественные и личностные потребности, продиктованные объективными условиями жизни, интересами государства, социокультурными, этническими нормами и традициями.

Общественные цели, имеющие  общегосударственный, общенациональный масштаб, находят свое отражение в государственной политике в области физической культуры, которая базируется на конкретных концептуальных положениях, определяющих общую направленность и социальную организацию системы физической культуры.

Определение целей воспитания и образования в сфере физической культуры на государственном уровне во многом обусловлено сложившимися политическими и социально-экономическими условиями развития общества.

Стратегической целью  системы физической культуры является формирование физической культуры человека как неотъемлемого компонента всесторонне развитой личности, характеризующегося деятельностным самоопределением к творческому освоению физкультурных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи системы физической культуры

Стратегическая цель функционирования физической культуры как социально-педагогической системы конкретизируется в общих задачах, детализирующих ее содержание, которые необходимо решать с любым контингентом занимающихся, выделяя при этом задачи обучения, задачи физического развития и задачи воспитания личности. К образовательным задачам относят:

- формирование и доведение до  необходимой степени совершенства 
разнообразных двигательных умений и навыков;

- овладение целостной системой  знаний, необходимых для сознательного освоения двигательных умений и навыков, физического совершенствования и развития способностей к конструированию индивидуальных систем занятий физическими упражнениями для укрепления и сохранения здоровья и т.п.

Формирование умений и навыков  развивает у человека способности  к овладению двигательными действиями, необходимыми в трудовой, оборонной, рекреационной или спортивной деятельности. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений.

Приобретение знаний существенным образом влияет на повышение  физкультурной грамотности, образованности, эрудиции, интеллектуализации личности в области физической культуры и позволяет использовать ее ценности в целях социализации и физического самосовершенствования на протяжении всей индивидуальной жизни.

Конкретное содержание образовательных задач на различных  этапах возрастного развития воспитуемых  зависит от приобретенного человеком  двигательного опыта, логики перехода от сравнительно простых к более  сложным умениям и навыкам, индивидуальных склонностей, особенностей предстоящей основной деятельности и других факторов. Закономерным при этом является постепенный переход от широкого общего физкультурного образования к углубленному совершенствованию избранных умений и навыков.

Задачи физического  развития включают:

- оптимальное развитие  физических качеств (способностей) — кондиционных (силовых, скоростных, выносливости, гибкости) и координационных;

- совершенствование телосложения  и гармоническое физическое развитие;

- укрепление и сохранение  здоровья, закаливание, восстановление 
работоспособности после болезней, травм;

- многолетнее сохранение  высокого уровня работоспособности. 
Оптимальная степень развития физических качеств (способностей) имеет большое значение для человека. Они являются главным комплексным фактором двигательных возможностей человека. От направленного их развития во многом зависит возможность приобретения совершенных двигательных навыков и общий уровень физической подготовленности.

На основе развития физических качеств решаются и определенные задачи по совершенствованию телосложения, в частности по целесообразному регулированию мышечных объемов, веса тела, формированию осанки, исправления плоскостопия и других недостатков телесного развития человека. Правильное и гармоническое физическое развитие человека может быть обеспечено лишь при условии разносторонней физической подготовки. Гармоничность физического развития создает необходимые предпосылки для полноценного проявления функций всех органов и систем человеческого организма, положительно влияет на проявление и развитие физических способностей.

Решение оздоровительных  задач должно обеспечить повышение  устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, различного рода заболеваниям, меры по оптимизации индивидуального режима жизни в соответствии с гигиеническими требованиями. На базе крепкого здоровья, может быть, достигнут высокий уровень развития разнообразных физических способностей человека.

Сохранение необходимого уровня физического развития человека в течение длительного времени обеспечивает сохранение работоспособности человека в различных сферах деятельности, тем самым продлевает творческое долголетие, создает условия для полноценной и благополучной жизни в обществе.

К воспитательным задачам  относятся:

- формирование мировоззрения,  убеждений, установок, ценностных ориентации, потребностей, мотивов, интересов, активного и осознанного отношения к деятельности, определенной сферой физической культуры;

- формирование нравственных, эстетических, волевых и иных свойств и качеств, отражающих социально-психологические особенности личности, обусловливающих ее физкультурно-спортивную активность. При формировании физической культуры необходимо учитывать, что духовное и физическое начало в развитии человека составляют неразделимое целое и поэтому позволяют в ходе различных организационных форм физической культуры эффективно решать и эти задачи. Данные группы задач представлены здесь в самой общей форме. В такой формулировке они относятся ко всем звеньям системы физической культуры. Вполне очевидно, что общие задачи конкретизируются в соответствии с особенностями контингента занимающихся (возрастными, половыми, индивидуальными, состоянием здоровья), временем, необходимым для их решения, а также в зависимости от профилирующих направлений физкультурной деятельности как основы формирования физической культуры человека. В частности, по видам деятельности выделяются рекреационные, реабилитационные, адаптивные, спортивные, образовательно-кондиционные, профессионально-прикладные задачи; по срочности решения задачи могут быть перспективными (долгосрочными), рассчитанными на отдаленные сроки, календарными (связанными со сроками мероприятий), текущими и оперативными (задачи повседневной деятельности).

Список используемой литературы:

 

1. http://portal.tpu.ru/SHARED/a/ANTONINA/instr/ins/lect3.pdf

2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. – 480с.

3. Матвеев «Теория и практика физической культуры».

4. Курамшин Ю. Теория и методика физической культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Цели и задачи физической культуры