Ароматерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:29, реферат

Описание работы

Ароматерапия относится к альтернативной медицине, наряду с гомеопатией, фитотерапией, натуропатией, траволечением и т. п. В древние времена существовала лишь народная медицина, которая служила человечеству на протяжении тысячелетий. В современном мире с развитием фармацевтической промышленности она перешла в разряд альтернативных, то есть нетрадиционных с точки зрения современных врачей. Тем не менее, у фитотерапии и народной медицины осталось много приверженцев. Современная медицина вынуждена с этим считаться, и препараты с использованием растительного сырья остаются в арсенале фармакотерапии.

Файлы: 1 файл

ароматерапия.docx

— 71.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 Ароматерапия относится к альтернативной медицине, наряду с гомеопатией, фитотерапией, натуропатией, траволечением и т. п. В древние времена существовала лишь народная медицина, которая служила человечеству на протяжении тысячелетий. В современном мире с развитием фармацевтической промышленности она перешла в разряд альтернативных, то есть нетрадиционных с точки зрения современных врачей. Тем не менее, у фитотерапии и народной медицины осталось много приверженцев. Современная медицина вынуждена с этим считаться, и препараты с использованием растительного сырья остаются в арсенале фармакотерапии.

История ароматерапии берет свои истоки еще с доисторических времен. Ароматерапия, в переводе с древнегреческого «лечение запахом», известна с древних времен, когда впервые появилось представление о том, что вдыхание определенных запахов может благотворно влиять на психическое и физическое состояние человека. В каменных пещерах первобытного человека, найденных на территории разных стран, ученые обнаружили остатки многих растений. Естественно, что люди палеолита хорошо ориентировались в растительном мире, и по мере сил использовали растения для своих нужд, в пищу и для лечения. Несмотря на скудные сведения (найденные остатки пыльцы, прополис, а также наскальные рисунки), можно с уверенностью утверждать, что в жизни первобытного человека растения играли важную роль. Травами украшали жилища, их использовали в качестве постели.

           Термин «аромматерапимя» составлен из слов «аромат» и «терапия», подразумевая «лечение ароматами» и был предложен в 1920-х годах французским химиком и парфюмером Рене Мари Гаттефосом. Он занимался исследованием эфирных масел и обнаружил, что многие ароматические масла действуют более эффективно, чем их синтетические заменители или изолированные активные ингредиенты. Изучению эфирных масел он посвятил всю свою дальнейшую жизнь. В своих исследованиях он отметил, что эфирные масла обладают разнообразными свойствами. Он писал: «Врачи и химики были бы поражены тем многообразием душистых веществ, которые могут использоваться в лечебных целях, и огромным разнообразием их химических функций. Кроме своих антисептических и антимикробных свойств, они обладают антитоксическими и антивирусными свойствами, они обладают мощным, возбуждающим энергию эффектом и заживляют раны. В будущем их роль даже возрастет». Гаттефоссе открыл, что молекулы эфирных масел проникают в кожу, далее через межклеточную жидкость в лимфу, оттуда в кровь и разносятся по всему организму.

          С развитием технического прогресса в 19 веке началось создание синтетических лекарственных препаратов нового поколения и популярность лечения травами пошла на убыль. В косметике и парфюмерии стали применять более дешевые искусственные аналоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Ароматерапия

    1. История ароматерапии

          Ароматерапия – это метод лечения, учитывающий физическое и духовное состояние больного, а также стиль его жизни, привычки в еде, отношения с окружающими.

Термин «ароматерапия» впервые начал использоваться в XX веке для описания лечебных процедур, проводимых с помощью эфирных масел, принципы этого лечения нетрадиционной медицины были заложены в очень давние времена. Растения, из которых сейчас получают эфирные масла, использовались для лечения задолго до того, как был изобретен метод дистилляции.

В местах поселения и захоронений древних  людей археологи находили следы  многих лекарственных растений. Древние  люди замечали, что листья, ягоды  и корни некоторых растений помогали больным выздоравливать, а сок  растений заживлял раны. Они наблюдали, какие растения едят больные животные. Древние люди полностью зависели от природы, поэтому такие знания представляли для них большую  ценность и передавались из поколения  в поколение.

Дым от веток  разных деревьев и кустарников, брошенных  в огонь, вызывал то сонливость, то чувство душевного подъема или  даже галлюцинации. Если такие ощущения повторялись у людей, собравшихся  вокруг костра, и в следующий раз, когда они сжигали ветки того же кустарника, такое растение признавали магическим. Окуривание больного человека дымом горящих растений было одной  из самых ранних форм лечения, а поскольку  религия и целительство в те времена тесно примыкали друг к другу, то этот процесс обычно был связан с различными религиозными обрядами. Для древних людей принесение на алтарь ароматических растений было жертвой, так как они очень дорожили этими растениями. На протяжении столетий при разных религиозных церемониях сжигали благовонные вещества, дающие ароматический дым. Эта традиция сохранилась в основных религиях Востока и Запада до наших дней, так же как и окуривание дымом ароматических растений палат в больницах. Еще до недавнего времени во французских больницах окуривание палат дымом розмарина и тимьяна в целях дезинфекции оставалось стандартной процедурой. Ее перестали проводить как раз в то время, когда наукой были доказаны великолепные бактерицидные свойства этих растений. В менее цивилизованных странах окуривание больничных палат распространено до сих пор.

Еще за три  тысячи лет до нашей эры египтяне применяли благовония в парфюмерии и косметике, а также при бальзамировании  усопших. У них существовало огромное количество благовоний, одни из которых  использовались в домашнем обиходе, другие – в общественных местах. В залах, где проводились важные государственные мероприятия, курили ладан, а танцовщицы-рабыни прикрепляли  к волосам благовонные шарики, которые постепенно плавились, наполняя воздух чудесными ароматами. Некоторые сведения о растениях, использовавшихся древними египтянами в медицине, мы можем получить из обнаруженных в гробницах папирусов, старейший из которых датируется приблизительно 2890 годом до н. э. Из веществ растительного и животного происхождения жители Древнего Египта приготавливали пилюли, порошки, свечи, брикеты, пюре, а также мази и пасты для наружного применения. Использовалась также зола сожженных растений, таких, например, как анис, кедр, кориандр, тмин, чеснок, виноград и арбуз.

Вопрос  о том, были ли знакомы древние  египтяне с процессом дистилляции  эфирных масел, остается открытым. Никаких  упоминаний о дистиллированных маслах в древних документах обнаружено не было, равно как не найдено и емкостей, подходящих для хранения эфирных масел. В пирамидах было найдено множество неповрежденных баночек со следами жирных мазей и липких паст, все еще хранящих еле заметный аромат ладана, стиракса и других благовоний. В записях, обнаруженных на глиняных дощечках, упоминались масла кедра и кипариса, что свидетельствует о существовании торговли маслами уже в то время, но, скорее всего, это были настоянные масла. Тем не менее настенные росписи указывают на то, что по крайней мере к третьему столетию до нашей эры древние египтяне уже владели примитивной техникой перегонки эфирных масел.

В Древнем  Вавилоне врачи выписывали рецепты  для больных на глиняных табличках, древнейшая из которых сделана клинописью. В отличие от египтян, они не указывали  дозу лекарства (возможно, распространенные в то время дозы лекарств были общеизвестны), но давали тщательные рекомендации по приготовлению и приему лекарства  – обычно на рассвете, перед едой. Царь Вавилона повелел разбить сад  лекарственных растений, где были посажены яблони и айва, огурцы, тыква, чеснок, лук, сладкий укроп, шафран, тимьян, горчица, тмин, кориандр, розы и  можжевельник - многие из этих растений мы и сегодня используем в фито- и ароматерапии.

Древние греки  позаимствовали часть своих познаний о лекарственных растениях у  египтян, но сделали и свои открытия в этой области. Так, они установили, что запах одних растений может  возбуждать и освежать, а других – расслаблять и усыплять. Для  извлечения запаха из цветочных лепестков  и трав они использовали оливковое  масло, которого в Греции всегда имелось  в изобилии, и применяли получившийся ароматный продукт в медицине и косметике. Греческие воины, отправляясь  в бой, брали с собой мазь для  лечения ран, приготовленную из мирры. Гиппократ, «отец медицины», в своих  трудах упоминает огромное количество лекарственных растений, включая  и наркотические - белладонну, опийный  мак и мандрагору, а также съедобные  растения - ревень, айву и другие. «Пусть ваше лекарство станет пищей, а пища - лекарством», - писал он.

Греческие врачи  служили в Римской империи. Гален, до того как стать личным врачом императора Марка Аврелия, работал врачом в школе гладиаторов, и его квалификация была так высока, что за период его службы там ни один гладиатор не умер от ран. И это не удивительно, поскольку Гален знал фантастическое количество трав, служивших основой для его лекарств. Гален внес огромный вклад в развитие медицины, классифицировав все лекарственные растения по определенным категориям. Он разработал рецепт оригинального «твердого крема», прототипа почти всех кремов, используемых в настоящее время. Другой грек, Диоскорид, служил врачом в Римской армии в период правления императора Нерона. Он собрал лекарственные растения во многих странах Средиземноморья и к 78 году н. э. объединил накопленную информацию в пять солидных томов под названием «О лекарственных средствах» («Materia Medica»). Работы Гиппократа, Галена, Диоскорида и других ученых, которым удалось спастись после падения Римской империи, были переведены на арабский язык. Так их знания распространились на Востоке. Первым крупным арабским врачом, написавшим более 25 книг по лечению с помощью лекарственных растений с указанием рецептов, был Абу Бахр Мухаммед Ибн Захария аль-Рази (865-925). Но самым известным из арабских врачей был, несомненно, Абу Али аль-Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина (ок. 980—1037), известный нам под именем Авиценны. Уже в детстве он проявлял необыкновенные способности и в 18 лет стал врачом. Он оставил ценные записи о более чем 800 растениях с описанием их воздействия на организм человека. Авиценна использовал местные, народные названия растений, поэтому не все их сегодня можно идентифицировать, но среди тех лекарственных растений, названия которых не вызывают сомнений, мы находим ромашку, лаванду, розу и другие, используемые в современной ароматерапии. Считалось также, что Авиценна изобрел метод дистилляции эфирных масел. Но археологические находки указывают на то, что дистилляция существовала еще до времен Авиценны, хотя вполне вероятно, что он значительно усовершенствовал ее, добавив к основному перегонному кубу систему охлаждения.

В Средние  века установились традиции использования  лекарственных растений, многие из которых сохранились в народной медицине до наших дней. К XII веку «благовония Аравии», то есть эфирные масла, были известны по всей Европе. Из крестовых походов воины приносили с собой не только эфирные масла, но и знания о том, как их нужно дистиллировать. За неимением восточных ароматических растений европейцы получали эфирные масла из лаванды, розмарина, тимьяна и других растений Средиземноморья. Скоро эти растения научились выращивать и в северных районах Европы. Средневековые рукописи содержат упоминания о лавандовой воде и много методов приготовления настоянных масел. С изобретением печати их описания появились в книгах, называемых «Травники», и к XVI веку каждый грамотный человек мог иметь доступ к рецептам использования растений в лечебных целях в форме настоянных масел, ароматических вод, отваров, настоев и т. д. Женщины пользовались всеми этими средствами, а также делали ароматические шарики и сухие духи из лаванды и других трав для защиты белья от моли и ароматизации воздуха в доме. Более сложные средства покупали в аптеке, где продавались также дорогие эфирные масла, а в богатых домах были собственные установки для перегонки эфирного масла. Полы устилали растениями, которые при ходьбе по ним выделяли летучие масла, а в общественных местах люди появлялись с букетиками ароматических трав или ароматическими шариками для зашиты от инфекции, в частности от чумы. Историки склонны приписывать такую практику суеверию, но сейчас уже установлено, что некоторые растения, из которых были составлены такие букетики, на самом деле являются мощными дезинфицирующими, бактерицидными и даже антивирусными агентами. Другие растения защищали от насекомых - переносчиков инфекции.

Книги по траволечению составляли наиболее известные в те времена травники. В Англии это были Джон Джерард, Р. Банкес и Н. Калпепер, во Франции - Шарль де л'Эклюз, в Германии - Брюнфелс, Фукс и Бок, в Испании - Николас Монардес, который включил в свой травник растения, привезенные из недавно открытой Америки. Травник Пьетро Маттиоли, известный в Италии, основывался на трудах Диоскорида; его работы были переведены на многие европейские языки. Общий тираж его книг составил 32 тысячи экземпляров; они вошли в число бестселлеров XVI века!

В Средние  века и в эпоху Тюдоров широко применялись все формы лекарственных  растений, но к XVII веку стала развиваться  химия и натуральные средства лечения под натиском искусственных  лекарств начали отходить на второй план. Николас Калпепер выдвигал яростные обвинения против врачей, использовавших для лечения ядовитые вещества, такие, как ртуть. Но те в ответ заявляли, что он продолжает цепляться за устаревшие травяные лекарства, а его недовольство объясняется не чем иным, как завистью к их гонорарам и положению в обществе. Наше нынешнее беспокойство о побочных эффектах химических лекарств имеет давнюю историю. К счастью, отношение общества к альтернативной медицине стало сегодня куда более терпимым! Охота на ведьм, разгоревшаяся в XVII веке, совпала по времени с началом развития химической фармакологии и была продиктована в равной степени как стремлением медицинских учреждений подавить конкурентов в лице знахарок, так и стремлением церкви уничтожить ересь. Вредными были далеко не все новые лекарства, и полезность для здоровья открытых в то время минеральных элементов, например селена, в полной мере осознана наукой только в наши дни. Немецкий химик Фридрих Гоффман (1660—1742) проводил исследования природы эфирных масел, а также минеральных вод на разных курортах. Но отрицательный эффект новых лекарств послужил причиной того, что право лечить людей полностью перешло в руки профессиональных медиков.

В XVIII и XIX веках химики продолжали исследовать  активные компоненты лекарственных  растений и выделили такие вещества, как кофеин, хинин, морфий, атропин  и другие. Они имели много полезных свойств, но развитие фармакологии все  больше уходило в сторону от использования  этих веществ не взятых отдельно, а в составе самих растений. Постепенно природные растительные вещества начали заменяться синтетическими, и это часто приводило и продолжает приводить к самым печальным результатам. Впрочем, эфирные масла в медицине используются и до настоящего времени.

В отличие  от Европы, где мы лишь сейчас вновь  обретаем потерянные когда-то знания, на Востоке тысячелетние традиции лечения  растительными средствами не прерывались  никогда. В Индии использование  растений в медицине тесно связано  с религиозными и философскими представлениями  о человеке как о неотъемлемой части постоянно изменяющейся природы. Древнейшие священные тексты, такие, как Ригведа (2000 г. до н. э.), содержат рецепты растительных средств, а также обращения к самим растениям: «Растения, вы, существовавшие столь долгое время, еще до рождения богов, я хочу проникнуть в семьсот ваших тайн... Прошу вас, мудрые растения, помогите мне исцелить этого человека». В соответствии с принципами вегетарианства, которые проповедуются основными религиями в Индии, лекарства приготавливали только из растений. Очень важное значение придавалось условиям, в которых растения росли, и состоянию того, кто их собирал. «Растения должны собирать только люди, чистые душой, предварительно постившиеся. Их нужно собирать только в труднодоступных местах с плодородной почвой и хорошим дренажем, но не около храмов, могил или святых мест...»

           Лекарственные растения Индии  составляют основу аюрведической медицины. Приобретя широкую известность в Азии, они проникли в западные страны, где их стали включать в состав травяных лекарственных средств. К ним относятся такие растения, как бензоин (смола стиракса), тмин, кардамон, гвоздика, имбирь, перец и сандаловое дерево, алоэ, кунжут и сахарный тростник. Кроме того, применяется гашиш (высушенная смола, выделяемая женскими растениями индийской конопли). Эфирные масла, получаемые из семи первых растений, используются в настоящее время в ароматерапии.

Китай также  имеет древние традиции применения в медицине растительных средств, которые  нередко используются совместно  с акупунктурой. Первые упоминания о лекарственных растениях встречаются в «Трактате Желтого Императора о внутреннем», датирующемся ранее чем 2000 годом до н. э. и заложившем теоретические основы для развития традиционной китайской медицины. В знаменитой книге по классической китайской медицине «Пен-Цзао-Кхунг-Му», написанной Ли Шицзин, исследователем трав династии Мин, приводится 8160 рецептов различных лекарственных средств из почти двух тысяч веществ, в основном растительного происхождения. В ней описано больше растений, чем используется в традиционной медицине любой другой страны. Многие из растений, характерных для китайской медицины, также известны на Западе: маргаритка, горечавка, лакрица (лакричник, солодка), грецкий орех, персик, подорожник, ревень и другие. Китайский чай - хорошее средство от озноба, головной боли и диареи. Опиум применяли для лечения дизентерии уже в 1000 году до н. э., но до XVI века его не курили.

Информация о работе Ароматерапия