Анализ техники и методика обучения барьерному бегу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:13, реферат

Описание работы

Сначала барьеры были из сплошных изгородей, как на конных скачках. Потом появились деревянные барьеры, которые вбивались в землю, затем - переносные барьеры, напоминающие козлы для пилки дров, а после 1900 г. появились барьеры в форме перевернутой буквы «Т». Все эти барьеры были неудобны и приводили к многочисленным травмам. Лишь в 1935 г. по предложению Б. Хиллмена появились барьеры типа буквы «L» с утяжеленным основанием, которые падали при силе удара в 8 фунтов. В настоящее время опрокидывающая сила должна быть не более 4,0 кг. Конструкция такого барьера позволила спортсменам избежать многих травм.

Содержание работы

Введение.
.Основы техники барьерного бега
.Методика обучения
.Правила организации соревнований
Список литературы

Файлы: 1 файл

словарь.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Наибольшее выпрямление  моховой ноги в коленном суставе. Это положение должно быть обязательным до барьера и сопровождаться в последующий момент активным, без задержки, началом опускания ноги за барьер. В современном представлении эффективной техники бега с барьерами это движение должно начинаться со стопы и голени.

Наклон туловища в  момент приземления на сходе с  барьера. Для обеспечения энергичного  бега между барьерами необходимо строго держать этот наклон и ни в коем случае не выпрямляться.

 

Совершенно иная конфигурация структуры ведущих факторов в женском барьерном беге. Здесь определены три параметра, в наибольшей степени определяющих эффективность техники преодоления препятствий:

 

1. расстояние от места  отталкивания до барьера;

 

. расстояние от барьера  до места приземления (за барьером);

 

3. угол отталкивания при выполнении  первого шага в беге между  барьерами.

 

Такая специфика преодоления женских  барьеров свидетельствует о лучшем соответствии (с позиции реализации двигательного потенциала) расстояния между барьерами (8,5 м) и морфофункциональными показателями барьеристок (проявляемых, в частности, в распределении длины беговых шагов между барьерами).

 

На основе своих исследований Е. Разумовский делает вывод, что в  беге на 100 м большое значение имеют  беговые качества (скоростные способности) спортсменок, в беге на10О м - более значимы техника преодоления барьеров и ритм барьерного бега.

 

Техника барьерного бега на 100 м у  женщин в основном схожа с техникой барьерного бега у мужчин, хотя есть некоторые отличия. Старт и стартовый  разгон выполняются так же, только женщины бегут до первого барьера за 8 беговых шагов. Последний шаг перед барьером также укорачивается. Высота барьеров у Женщин меньше, поэтому к барьеру они подходят в более высоком положении. Наклон туловища при атаке меньше, хотя движения ног и рук в атакующем положении такие же, как и у мужчин. Переход через барьер зависит от роста спортсменки и длины ее ног. Отталкивание на барьер происходит за 190-195 см до него. Приземление за барьер приходится на расстояние 95 - 105 см. При Переходе через барьер бедро толчковой ноги меньше отводится в сторону. Ритм перехода через барьер основывается на переносе Толчковой ноги через него - это главный элемент техники преодоления барьеров. Быстрый перенос толчковой ноги, приближающийся по времени к переносу ноги в беговом шаге спринтерского бега, является основой техники женского барьерного бега Ритм бега между барьерами не отличается от ритма межбарьерного бега у мужчин. Первый шаг короткий, второй - более мощный и широкий, третий - короче второго, чтобы ускорить шаг через очередной барьер.

 

В беге между барьерами необходимо выполнять быстрые, размашистые  движения согнутыми в локтевых суставах руками. Все движения должны сопутствовать  движению вперед. Наклон туловища как  в спринтерском беге, стараясь высоко удерживать ОЦМ. Не следует опускаться на всю стопу, бег должен быть высоким и упругим.

 

После последнего барьера барьеристка  активно и быстро пробегает финишный отрезок (10,5 м), не снижая скорости на последних  метрах.

 

Укороченное расстояние между барьерами (8,5 м) и сравнительно невысокие барьеры (84 см) позволяют спортсменкам развивать довольно высокую скорость бега и дают приоритет не технике преодоления барьеров, а проявлению скоростных способностей спортсменок.

 

Барьерный бег на 400 м отличается от спринтерского барьерного бега тем, что к организму спортсмена предъявляются повышенные требования. Основными параметрами техники здесь выступают ритм и темп. Ритм - определенное чередование беговых шагов. Темп - скорость, с которой барьерист пробегает определенные отрезки дистанции. Ритм и темп тесно связаны между собой, а также с техникой перешагивания барьеров.

 

В беге на 400 м с барьерами наиболее трудный отрезок - бег по повороту. На прямых отрезках дистанции техника  перешагивания барьеров не отличается от обычной техники. Барьеры на этой дистанции ниже: у мужчин - 91,4 см; у женщин - 76,2 см. Расстояние между барьерами одинаково - 35 м, а до первого барьера - 45 м.

 

Необходимо, чтобы спортсмены преодолевали барьеры на повороте дальней от бровки ногой, т. е. правой. Это уменьшает длину пробегаемой дистанции, так как спортсмен бежит близко в бровке. Туловище при беге по повороту наклоняется влево, наклон зависит от скорости бега: чем выше скорость, тем больше наклон. Стопа левой ноги при постановке слегка разворачивается наружу, стопа правой ноги - внутрь. Правая рука удлиняет движение вперед-внутрь поворота и укорачивает назад-наружу, левая рука удлиняет движение назад - вверх локтем и укорачивает вперед - влево.

 

Приближаясь к барьеру за 2 - 3 беговых шага, нужно удалиться от бровки на 30 - 35 см. В момент шага через барьер необходимо сохранять наклон туловища влево, посылая его активно вперед на барьер. При сходе с барьера нужно удерживать наклон туловища влево - вперед, не отводя плечи назад.

 

Для достижения высокого результата большое значение имеют  ритм бега между барьерами и количество шагов между ними. При 15-шаговом ритме между барьерами стартовый отрезок преодолевают обычно за 22 шага, при 14-шаговом ритме - за 21 шаг, при 13-шаговом ритме - за 20 шагов. Высококвалифицированные спортсмены обычно сохраняют свой ритм бега на протяжении всей дистанции. У женщин количество шагов между барьерами колеблется от 15 до 17 беговых шагов. Очень сложно сохранить в беге между барьерами одинаковое количество шагов, такое возможно только при большем количестве шагов. Обычно спортсмены начинают бег с 13 (мужчины) и 15 (женщины) шагов на первых отрезках, а затем, по мере появления усталости, переходят на другой ритм 14- 15 и 16-17 шагов, соответственно. Такая смена ритма шагов требует от спортсменов умения преодолевать барьеры с любой ноги.

 

Финишный отрезок (40 м) преодолевается с полной концентрацией усилий, с ускорением, близким к спринтерскому бегу.

 

Интегральной оценкой  эффективности техники барьерного бега является разница времени преодоления  барьерной и гладкой дистанции. Это характерно для барьерного бега на 100 и 400 м у женщин и на 400 м у мужчин, где на результат в основном влияют скоростные способности и проявления скоростной выносливости. В беге на 10О м с барьерами для оценки эффективности техники нужно включить и другие характеристики.

 

 

2.Методика обучения

 

барьерный бег техника дистанция

 

Барьерный бег является одним из наиболее сложных в координационном  отношении видов легкой атлетики. Сложность этого бега заключается  в том, что бегуну, помимо соответствующих  требований к скоростному бегу на гладкой дистанции, необходимо четко соблюдать определенный ритм и длину шагов от старта до последнего барьера, не допускать излишних вертикальных колебаний ОЦМ, владеть хорошей координацией движений, иметь силу и ловкость, гибкость и подвижность в тазобедренных суставах.

 

Приступать к овладению техникой барьерного бега возможно лишь после того, как занимающиеся овладели основами гладкого бега и освоили технику высокого и низкого стартов.

 

Задача 1. Ознакомить с  техникой барьерного бега.

 

Ознакомление следует  начинать с демонстрации техники бега по дистанции, которая включает бег со старта с преодолением 3 - 4 барьеров и финиширование.

 

Желательно продемонстрировать технику бега еще 2 -3 раза, а затем  предложить занимающимся самим несколько  раз пробежать в три шага через 2 - 3 барьера, высотой 40-50 см и расстоянием 7 -8 м. В процессе показа техники барьерного бега обратить внимание занимающихся на смелое подбегание к барьеру, бросок на барьер и связь ритма преодоления барьера с бегом между ними.

 

Задача 2. Обучить технике  преодоления барьера.

 

Барьерный бег требует  от спортсмена хорошей гибкости задней и передней поверхности бедра, подвижности  в тазобедренных суставах. Поэтому, прежде чем приступить к решению  этой задачи, необходимо ознакомить занимающихся с упражнениями, направленными на развитие гибкости и эластичности мышц и связочного аппарата.

Стоя на одной ноге у опоры, делаются махи другой ногой  вперед - назад.

Стоя лицом к опоре, делаются махи прямой ногой в правую и левую стороны.

Ходьба с наклонами  вперед и доставанием пола руками.

Ходьба с выпадами вперед и пружинистым покачиванием туловища, а затем с наклоном вперед и доставанием локтями пола.

 

5. Стоя спиной к  гимнастической стенке, согнуть  в колене ногу и занести  носок стопы на перекладину.  Прогнуться в пояснице, выводя  таз вперед.

 

. Широко расставив  ноги, совершать попеременные приседания  то на правой, то на левой  ноге, пружинисто покачиваясь

 

. Сесть в положение  «барьерного шага» (маховая нога  вытянута вперед, толчковая, согнутая  в стопе, отведена в сторону  под прямым углом).

 

8.Исходное положение  то же, что и в предыдущем  упражнении. Опираясь руками о  пол, подняться вверх, приняв  положение «широкого шага». Не  отрывая пяток от пола, переместиться  в положение «барьерного шага»,  при котором толчковая нога  вытянута вперед, а маховая отведена в сторону.

 

9.Поставить ногу пяткой  на гимнастического «коня», барьер  или другую опору, наклониться  вперед и в сторону отведенной  ноги.

 

10.Стоя боком у барьера,  гимнастической стенки или «коня», положить согнутую в колене  ногу на опору. Наклоны туловища в сторону отведенной ноги, а затем вперед - вниз, одновременно опуская плечо и руку, противоположные стоящей ноге.

 

Здесь и далее упражнения проводятся с постепенным усложнением. Занимающиеся должны постепенно освоить  все перечисленные упражнения. В процессе дальнейших занятий, когда бегуны уже приобретут достаточную барьерную гибкость, число упражнений и количество их повторений уменьшается.

 

По мере развития гибкости, эластичности мышц и связочного аппарата и знакомства с техникой барьерного бега занимающиеся приступают к овладению техникой преодоления препятствий и ритмикой бега между ними.

 

Подводящие упражнения целесообразно выполнять в той  последовательности, в которой производятся движения в барьерном беге.

 

В первую очередь следует  освоить упражнения, направленные на овладение правильным выполнением отталкивания и входом на препятствие.

Стоя спиной к гимнастической стенке или препятствию и опираясь на него, делается подъем и выпрямление  маховой ноги над барьером, затем  нога возвращается в исходное положение. Опорную ногу в колене не сгибать. Барьер должен стоять на расстоянии 1 -1,20 м от бегуна.

Стоя между барьерами  и опираясь на них руками, делается подъем маховой ноги с продвижением таза вперед.

Делать подскоки на толчковой  ноге, удерживая маховую ногу под прямым углом, разгибая и сгибая ее в коленном суставе при каждом подскоке. Толчковая нога при этом не сгибается.

Имитация атаки барьера, поставленного у гимнастической стенки или гимнастического коня, стопки матов. При выполнении упражнения нужно следить за тем, чтобы бедро маховой ноги Поднималось несколько выше уровня «коня», после чего производить быстрое ее разгибание в коленном суставе до полного выпрямления. Одновременно «выбрасывается» рука, разноименная маховой ноге, и увеличивается наклон туловища. Постепенно упражнение усложняется тем, что выполняется с подходом и атака на препятствие дополняется броском руки и активным продвижением вперед туловища.

 

Затем в обучении применяются  подводящие упражнения для овладения  техникой работы толчковой ноги.

Скольжение стопой толчковой  ноги вдоль наклонной поверхности  барьера с последующим выносом  ее вперед.

Перенос толчковой ноги через барьер, стоя в положении  небольшого наклона вперед с упором рук о гимнастическую стенку, барьер.

 

При выполнении этих упражнений необходимо следить за тем, чтобы опорная нога не сгибалась в колене.

 

3.Перенос толчковой  ноги сбоку через два барьера  разной высоты, стоящих друг от  друга на расстоянии 50 - 60 см.

 

Дальше следуют упражнения для обучения сочетанию движений маховой и толчковой ног и схода с препятствия.

Сидя на «коне» в положении  «широкого шага», одновременно с  опусканием маховой ноги перенести  толчковую ногу через снаряд.

Преодолеть барьер из положения «стоя» на толчковой ноге и держа ногу над барьером (опустить маховую ногу, одновременно отталкиваясь толчковой).

 

Выполнять упражнение можно  как с места, так и с подходом к барьеру.

 

Дальнейшее обучение технике перехода через барьер происходит одновременно с обучением ритма  бега, что способствует закреплению технических навыков, полученных в процессе выполнения специальных упражнений.

 

Задача 3. Обучить ритму  и технике бега между барьерами.

 

Для решения этой задачи на дорожке ставятся 3 - 5 барьеров высотой 50 - 60 см на расстоянии 7 м друг от друга. Расстояние от линии старта до первого барьера составляет около 7 - 7,5 м. Занимающиеся должны из положения высокого старта преодолеть дистанцию, сделав до первого барьера 4 шага, а между препятствиями - 3 шага.

 

Ритм бега должен быть следующим: первые три шага одинаковы по времени, четвертый быстрее. Преподаватель голосом или хлопками задает данный ритм, например: «Раз, два, три - гоп! Раз, два, три - гоп!»

 

Для дальнейшего освоения ритмом бега целесообразно разметить  дорожку по длине шагов. Примерное  их соотношение должно быть следующим: первый отрезок 105 см, второй - 130 см, третий - 155 см, четвертый - 140 см, расстояние от места отталкивания до барьера - 170 см.

 

Очень важно при этом обратить внимание занимающихся на то, что сокращение последнего, перед отталкиванием на барьер, шага происходит за счет постановки ноги как можно ближе к проекции ОЦМ с передней части стопы.

 

В процессе освоения ритма  и техники бега расстояние между  барьерами и их высота увеличиваются, необходимо также повышать скорость пробегания дистанции.

 

Задача 4. Обучить технике  низкого старта и стартового разгона  с преодолением барьеров.

 

После усвоения техники  преодоления препятствий и ритма 'бега приступают к обучению технике  старта и стартового ускорения. Для  этого необходимо овладеть техникой низкого старта, уметь быстро набирать скорость и ритмично выполнять бег до первого барьера, точно попадая ногой на место отталкивания через барьер, а также увеличивать скорость бега после преодоления препятствия.

Информация о работе Анализ техники и методика обучения барьерному бегу