Анализ школьной программы физического образования учащихся 1-11 классов по легкой атлетике на примере программы образовательных учрежден

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Физически упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряженная умственная деятельность невозможна без движения. Если взглянуть на думающего школьника, видно, как собранно вся мускулатура его лица, рук, тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга, а также вызывает положительные эмоции, бодрость, создает хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший вкус физических упражнений стремится регулярно заниматься ими.

Содержание работы

Введение
Легкоатлетические упражнения (1-4 классы)
Легкая атлетика (5-9 классы)
Легкая атлетика (10-11 классы)
Используемая литература

Файлы: 1 файл

Анализ школьной программы.docx

— 43.90 Кб (Скачать файл)

ФГБОУВПО  «Удмуртский Государственный Университет»

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра теории и методики спортивной тренировки и спортивных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ школьной программы физического  образования учащихся 1-11 классов  по легкой атлетике на примере программы образовательных учреждений, допущенных Министерством образования и нayки РФ

(4-е издание Москва «Просвещение» 2007)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

  1. Введение
  2. Легкоатлетические упражнения (1-4 классы)
  3. Легкая атлетика (5-9 классы)
  4. Легкая атлетика (10-11 классы)
  5. Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Никогда за всю историю общества движение не было столь необходимым  человеку, как в наши дни. Исключительный интерес к этой проблеме определяется в первую очередь, тем, что возможности  человеческого организмы огромны, а реализовать их не всегда удается. И наиболее доступным средством  увеличения потенциала здоровья, как  считают ученые, является именно занятия  легкой атлетикой.

Лѐгкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта , не зря называют "королевой спорта". По количеству разыгрываемых комплектов медалей, представительству стран-участниц всех континентов и числу зрителей, наблюдающих за соревнованиями на стотысячных  стадионах, она не имеет себе равных. Для человека было всегда естественным бегать, прыгать и метать, защищаясь  или добывая себе пищу. Ещѐ много  веков до нашей эры некоторые  народы Южной Америки, Африки и Азии проводили специальные соревнования в прыжках и беге. Однако, подлинный  расцвет лѐгкой атлетики, как вида спорта, наступил в Древней Греции. Именно там тренировку и состязания в беге, прыжках и метании назвали  лѐгкой атлетикой.

Этот замечательный вид спорта дает возможность человеку проявить самые разные качества: быстроту, выносливость, силу, гибкость, ловкость. Практически  любому мальчишке или девчонке можно  подобрать вид лѐгкой атлетики, подходящий для него по анатомо-физиологическим  способностям. Но хорошее телосложение или выдающиеся физиологические  особенности организма еще не сделают из вас чемпионов. Это  лишь благоприятные предпосылки, задатки. Успех придет после многих лет  напряженного труда. Данная программа  является актуальной и востребованной для детей и их родителей, поскольку  занятия легкой атлетикой являются общедоступными, благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко  дозируемых упражнений, которыми можно  заниматься повсюду и в любое  время года, требуется только желание  бегать, эти упражнения с сызмальства  сопровождают человека в повседневной жизни. К тому же, легкоатлетические  упражнения составляют основу государственных  тестов и нормативов для оценки физической подготовки населения России, начиная  с дошкольников и заканчивая лицами зрелого возраста. Занятия легкой атлетикой имеют оздоровительное  значение: положительно влияют на развитие всех органов и систем детского организма (например, прыжки и метания укрепляют мышцы опорно-двигательного аппарата). Таким образом, с помощью легкоатлетических упражнений, при условии их регулярности, полностью решаются задачи гармоничного физического развития школьников всех возрастных групп. Легкая атлетика имеет большое прикладное значение, ведь с ее помощью развиваются основные физические качества — выносливость, сила, скорость, гибкость, что широко применяются в повседневной жизни, в частности — в трудовой деятельности. Во время занятий легкой атлетикой приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и рационального выполнения сложных физических упражнений. Все кто занимаются легкой атлетикой, приобретают специальные знания относительно техники исполнения физических упражнений, основных функций человеческого организма, организации тренировочных занятий, режима личной гигиены, питания, работы и отдыха. Кроме этого, легкая атлетика имеет воспитательное значение, способствуя популяризации здорового образа жизни. Правильная организация и методика проведения занятий и соревнований положительно влияют на формирование личности человека, развитие ее моральных качеств (воли, целенаправленности, выдержки) и умственных способностей (самооценки собственных возможностей и тому подобное). Легкоатлетические упражнения требуют от детей развития физических качеств, специфических антропометрических особенностей, высокой психической устойчивости, умения качественно реализовывать эти потенциальные способности в конкретных и разнохарактерных видах спортивных упражнений. Актуальность занятий легкой атлетикой со школьниками обусловлена общественной потребностью развития здорового поколения. Ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной проблемы. Постоянно растет число детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Характерной особенностью является рост числа социально обусловленных заболеваний (наркомания, туберкулез).

Обоснованием необходимости создания программы можно считать, что  программа по легкой атлетике является одним из «механизмов» реализации целей  и задач по профилактике заболеваний, вредных привычек и правонарушений, а также укреплению здоровья, через  всестороннее развитие двигательной активности школьника при занятиях легкой атлетикой. Физическая культура играет значительную роль в деятельности школьника, так  как их работа, как правило, связана  со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Необходимым условиям гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность, которая вызывает ряд серьезных изменений в организме человека.

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что 82-85% дневного времени большинство  учащихся находятся в статистическом положении (сидя). Даже у школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16-19% времени  суток, из них на организационные  формы физического воспитания приходится лишь 1-3%, Общая двигательная активность детей с поступлением в школу  падает почти на 50%,снижаясь от младших  классов к старшим. У малоподвижных  людей очень слабые мышцы. Они  не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них  развивается плохая осанка, образуется сутулость…

В результате многочисленных исследований выявлено, что среди детей дошкольного  и школьного возраста практически  здоровыми признаются немногие, около 14-15%.

Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление при продолжительном  и напряженном умственном труде,- это активный отдых от школы и  организованная физическая деятельность.

При систематических занятиях физической культурой происходит непрерывное  совершенствование органов и  систем организма человека. В этом главным образом и заключается  положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Физически упражнения благотворно  влияют на развитие таких функций  нервной системы как сила, подвижность  и уравновешенность нервных процессов. Даже напряженная умственная деятельность невозможна без движения. Если взглянуть  на думающего школьника, видно, как  собранно вся мускулатура его  лица, рук, тела. Умственный труд требует  мобилизации мышечных усилий, так  как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга, а также вызывает положительные эмоции, бодрость, создает  хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший  вкус физических упражнений стремится  регулярно заниматься ими.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности школьника.

Школьный возраст - один из самых  сложных этапов возрастного развития организма человека, который охватывает достаточно большой период времени  и включает: рост, дифференцировку  органов и тканей приобретение организмом характерных для него форм. Все  эти факторы находятся между  собой в тесной взаимосвязи и  взаимозависимости. При этом характерной  особенностью процесса роста детского организма является неравномерность и волнообразность. На одних возрастных этапах имеются предпосылки развития восприимчивости к одним аспектам действительности, на других - к другим. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший вкус физических упражнений стремится регулярно заниматься ими.

 

 

 

 

 

 

 

 

Легкоатлетические упражнения (1-4 классы)

Бег, прыжки и метания, будучи естественными  видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании младших школьников. Применяя эти упражнения, учитель решает две задачи. Во-первых, он содействует освоению основ рациональной техники движений, необходимой в средних и старших классах. Во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и меняя условия их проведения. B результате освоения данного раздела программы (табл. 1) ученики приобретают основы умений бега на короткие и на длинные дистанции, прыжков в длину и в высоту с места и с разбега, метании в цель и на дальность.

Бег, прыжки и метания отличаются большой  вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому  они оказывают существенное воздействие  на развитие прежде всего координационных  способностей.

Одновременно  велико их значение в развитии кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых  и выносливости). Следует учесть, что одно и то же упражнение можно  использовать как для обучения двигательному умению, так и для развития координационных и кондиционных способностей. Их преимущественное воздействие в этом возрасте на умения или способности определяется только методической направленностью.

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить  преимущественно в игровой и соревновательной форме, что доставит детям радость и удовольствие, а также позволит овладеть простейшими формами соревнований и правилами, а грамотная, объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов.

Все это в  совокупности будет содействовать  формированию морально-волевых качеств  личности ребенка, таких, как дисциплинированность, уверенность, выдержка, честность, чувство товарищества и коллективизма.

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить  преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект.

 

Таблица 1

Программный материал по легкоатлетическим упражнениям

Основная направленность

Классы

1

2

3

4

На освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей

Обычная, на носках, на нитках, в полуприседе, с различным положением рук, под  счет учителя, коротким, средним и  длинным шагом.

Сочетание различных видов  ходьбы: с коллективным подсчетом, с  высоким подниманием бедра, в  приседе, с преодолением 2—3 препятствий  по разметкам

Ходьба с изменением ддины и  частоты шагов, с перешагиванием через скамейки, в различном темпе  Под звуковые сигналы

 

То же с преодолением 3—4 препятствий

На освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей

Обычный бег, с изменением направления  движения по указанию учителя, коротким, средним и длинным шагом; в  чередовании с ходьбой до 150 м; с преодолением препятствий (мячи, палки и т. п.); по размеченным участкам дорожки, челночньий бег 3х5, 3х10 м; эстафеты с бегом на скорость

 

Бег с изменением длины  и частоты шагов, с высоким  подниманием бедра, приставными  шагами правым, левым, боком вперед, с захлестыванием голени назад

На совершенствование навыков  бега и развитие выносливости

Равномерный, медленный до 3 мин.

Кросс по слабопересеченной  местности до 1 км

до 4 мин

 

______________________

до 5 мин

 

 

до 6—8 мин

 

 

На совершенствование бега, развитие координационных и способностей

Скоростных

 

 

 

 

 

Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета» (расстояние 5—15 м)

Бег в коридорчике 30—40 см из различных  и. - п.

с максимальной скоростью  до 60 м, с изменением скорости, с прыжками через условные рвы под звуковые и световые сигналы Бег

с вращением вокруг своей  оси на полусогнутых ногах, зигзагом, в парах «Круговая эстафета» (расстояние 15— 30 м), «Встречная эстафета» (расстояние 10—20 м)

Бег с ускорением

от 10 до 15 м

Соревнования (до 60 м)

от 10 до 20 м

 


от 20 до 30 м

 

от 40 до 60 м

 

На освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных  способностей

На одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 900; с продвижением вперед на одной и на двух ногах; в длину с места, с высоты до 30 см; с разбега (место отталкивания не обозначено) с приземлением на обе ноги, с разбега и отталкивания опной ногой через плоские препятствия; через набивные мячи, веревочку (высота 30— 40 см) с 3—4 шагов; через длинную неподвижную и качающуюся скакалк многоразовые (от 3 до 6 прыжков) на правой и левой ноге

 

 

С поворотом на

180°, по разметкам;

в длину с места; в

длину с разбега, с

зоны огггалкивания

60—70 см; с высоты

до 40 см; в высоту

с 4—5 шагов разбега, с  места и с небольшого разбега, с

доставанием подвешенных  предметов; через длинную вращающуюся  и короткую скакалку многоразовые (до  8 прыжков)

 

С поворотом на 180°, по разметкам; в длину с места, стоя лицом, боком  к месту приземления; в длину с разбега с зоны отталкивания 30—50 см; с высоты до 60 см; в высоту с прямого разбега, с хлопками в ладоши во время полета; многоразовые (до 10 прыжков); тройной и пятерной с места

Прыжки на заданную длину по ориентирам; на расстояние 60— 110 см в полосу приземления шириной 30 см; чередование прыжков в длину с места в полную силу и вполсилы (на точность приземления); с высоты до 70 см с поворотом в воздухе на 90-1200 и с точным приземлением в квадрат;

в длину с разбега

(согнув ноги); в высоту  с прямого и бокового разбега;  многоскоки

(тройной, пятерной, десятерной)

На закрепление навыков прыжков,

развитие скоростно-силовых

и координационных

способностей

Игры с прыжками

с использованием

скакалки

Прыжки через стволы деревьев, земляные возвышения и т. п., в парах. Преодоление  естественных препятствий

Эстафеты с прыжками на одной ное (до 10 прыжков). Игры с прыжками и  осаливанием на площадке небольшого размера

 

На овладение навыками метания, развитие скоро-

и координационных

способностей

Метание малого мяча с места на дальность, из положения стоя грудью в направлении  метания; на заданное расстояние в горизонтальную и вертикальную цель (2х2 м) с расстояния 3—4 м.

 

Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперед-вверх, из

положения стоя ноги на ширине плеч, грудью в направлении метания; на дальность

Метание малого мяча с места, из положения  стоя

грудью в направлении  метания на дальность и заданное расстояние; в горизонтальную и  вертикальную цель (2х2 м) с расстояния 4— 5 м; на дальность отскока от пола и от стены,

Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперед - вверх,

из положения стоя грудью в направлении метания; снизу  вперед-вверх из тогоже и.п. на дальность

Метание малого мяча с места, из положения  стоя грудью в направлении метания, левая (правая)

нога впереди надальность  и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель

(1,5х15 м) с расстояния 4—5  м.

Бросок набивного мяча (1 кг) из положения стоя гру

дью в направлении метаняя  двумя руками от

груди, из-за головы вперед-вверх;

снизу вперед-вверх на дальность  и заданное

расстояние

Метание теннисного мяча с места, из положения стоя боком в направлении  метания, на точность, дальность, заданное расстонние; в горизонтальную и вертикальную цель (1,5х1,5 м) с расстояния 5—6 м.

Бросок набивного

мяча (1 кг) двумя

руками из-за головы, от груди, снизу вперед-

вверх, из положения стоя грудью в направлении метания, левая (правая) нога впереди, с места; то же

с шага на дальность и  заданное расстояние

На знания о физической культуре

Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость; названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину  и в высоту

Понятия: эстафета, команды «старт», «финиш»; темп, длительность бега, влияние  бега на состояние здоровья, элементарные сведения о правилах соревнований в  беге, прыжках и метаниях, техника  безопасности на занятиях

Самостоятельные занятия

Равномерный бег до 6 мин,

Соревнования на короткие дистанции (до 30 м).

Прыжковые упражнения на одной  и двух ногах.

Прыжки через небольшие  естественные вертикальные (высотой  40 см) и горизонтальные (до 100 см) препятствия.

Броски больших и малых  мячей, других легких предметов на дальность  и в цель (правой и левой рукой)

до 12 мин

(до 60 м)

- - - - - -

 

(до 50 см)

(до 110 см)

- - - -  -


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Легкая атлетика (5-9 классы)

После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной  школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям (табл. 2).

Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего  кондиционных и координационных  способностей. Основным моментом в  обучении легкоатлетическим упражнениям  в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с  огггалкиванием и разбега с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует  разнообразить условия выполнения упражнений, дальность разбега в  метаниях и прыжках, вес и форму  метательных снарядов, способы преодоления  естественных и искусственных препятствий  и т. д. для повышения прикладного  значения занятий и дальнейшего  развития координационных и кондиционных способностей.

Правильное  применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое  проведение занятий на открытом воздухе  содействует укреплению здоровья, закаливанию.

Точная количественная оценка результатов легкоатлетических  упражнений создает благоприятные  возможности, позволяющие обучить  школьников проведению самостоятельного контроля и оценки физической подготовленности.

Способы прыжков  учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующей  материальной базы, подготовленности учащихся и методического мастерства. Наиболее целесообразными в освоении в 5—7 классах являются прыжки в длину  с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание». В 8—9 классах можно использовать другие, более сложные спортивные способы прыжков.

Учитывая  большую доступность и естественность легкоатлетических упражнений, особое значение следует уделять формированию умений учащихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время  проведения занятий (тренировок) в конкретных условиях проживания.

 

Таблица 2

Программный материал по легкой атлетике.

Основная направленность

классы

5

6

7

8

9

На овладение техникой спринтерского  бега

Высокий старт

От 10 до 15 м

Бег с ускорением от 30 до 40 м

Скоростной бег

До 40 м

Бег на результат

60 м

От 15 до 30 м

 

от 30 до 50 м

 

до 50 м

 


От 30 до 40 м

 

от 40 до 60 м

 

до 60 м

 


Низкий старт до

30 м

от 70 до 80 м

до70м

 

Бег на результат

100 м

 

 

- - - - - - -

 

- - - - - - -


 

На овладение техникой длительного  бега

Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин

Бег на 1000 м

Бег в равномерном темпе до 15 мин

 

Бег на 1200 м

Бег в равномерном

темпе — до 20 мин,

девочки — до 15 мин

Бег на 1500 м

- - - - - - -

 

Бег на 2000 м

(мальчики) и на

1500 м (девочки)

- - - - - - -

 

- - - - - - -

На овладение техникой прыжка в

длину

Прыжки в длину с 7—9 шагов разбега

 

Прыжки в длину с

9—11 шагов разбега

Прыжки в вдлину с 11—13 шагов разбега

- - - - - - -

На овладение техникой прыжка в

высоту

Прыжки в высоту с 3—5 шагов разбега

 

- - - - - - -

Прыжки в высоту с 7—9 шагов разбега

 

На овладение техникой метания  малого мяча в цель и на дальность

Метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5—6 м, в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м) с расстояния 6—8 м, с 4—5 бросковых  шагов на дальность и заданное расстояние

Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед из положения стоя грудью и боком в направлении броска с места; то же с шага; снизу вверх на заданную и максимальную

высоту 

Ловля набивного мяча (2 кг) двумя руками после броска партнера, после броска вверх: с хлопками ладонями после приседания

 

 

 

 

 

 

 

с расстояния

8—10 м

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метание теннисного мяча на дальность  отскока от стены с места, с  шага, с двух шагов, с трех шагов; в горизонтальную и вертикальную цель

(1х1 м) с расстояния 10—12 м

Метание мяча весом

150 г с места на

дальность и с 4— 5 бросковых  шагов с

разбега в коридор

10 м на дальность и

заданное расстояние

Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных и.п., стоя грудью и боком в направлении метания с места, с шага, с двух шагов, с трех шагов вперед-вверх; снизу вверх на заданную и максимальную высоту.

 

 

 

Ловля набивного

мяча (2 кг) двумя

руками после броска партнера, после броска вверх

 

девушки — с расстояния 12—14 м, юноши — до 16 м

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных и. п. с места, с шага, с двух шагов, с трех шагов, с четырех шагов вперед-вверх

Метание теннисного мяча и мяча весом  150 г с места на дальность, с 4— 5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность, в коридор 10 м и на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м) с расстояния

(юноши — до 18 м, девушки -

12—14 м)

Бросок набивного мяча (юноши— 3 кг, девушки — 2 кг) двумя руками из различных и. п. с места и с двух- четырех шагов вперед-вверх

На развитие выносливости

Кросс до 15 мин, бег с препятствиями  и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка

 

- - - - - - -

Бег с гандикапом,

командами, в парах, кросс  до 3 км

На развитие скоростно- силовых способностей

Всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность  разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей весом  до 3 кг с учетом возрастных и половых особенностей

 

- - - - - - -

На развитие скоростных способностей

Эстафеты, старты из различных и. п., бег  с ускорением, с максимальной скоростью

- - - - - - -

На развитие координационных способностей

Варианты челночного бега, бега с  изменением направления, скорости, способа  перемещения, бег с преодоле- нием препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления  и в зоны, метания различных  снарядов из различных и. п. в цель и на дальность (обеими руками)

 

- - - - - - -

На знания о физической культуре

Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники  их выполнения; прави- ла соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка ддя выполнения легкоатлетических  упражнений; представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических  упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных  способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой

На овладение организаторскими умениями

Измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в  оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места  проведения занятий

Самостоятельные занятия

Упражнения и простейшие программы  развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических  упражнений. Правила самоконтроля и  гигиены

Информация о работе Анализ школьной программы физического образования учащихся 1-11 классов по легкой атлетике на примере программы образовательных учрежден