Адаптивная физкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 17:03, реферат

Описание работы

Рост инвалидности населения, связанный с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки и другими причинами обусловил появление новых областей знаний, учебных и научных дисциплин. Так появилась новая специальность в системе высшего профессионального образования – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья». В системе мер социальной защиты инвалидов все большее значение приобретают ее активные формы, наиболее эффективной из которых является реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта.

Содержание работы

1.ВВЕДЕНИЕ
1
2. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
2
2.1. Понятие адаптивной физической культуры
2
2.2.Основные виды и задачи адаптивной физической культуры
3
2.3.Реальность и перспективы адаптивной физической культуры.
5
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
8
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
10

Файлы: 1 файл

Реферат адаптивная физкультура.docx

— 30.85 Кб (Скачать файл)

1.ВВЕДЕНИЕ

1

2. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА

2

2.1. Понятие адаптивной  физической культуры   

2

2.2.Основные виды и задачи  адаптивной физической культуры

3

2.3.Реальность и перспективы  адаптивной физической культуры.

5

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

8

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

10


 

1.ВВЕДЕНИЕ

 

      Рост инвалидности  населения, связанный с усложнением  производственных процессов, увеличением  транспортных потоков, военными  конфликтами, ухудшением экологической  обстановки и другими причинами  обусловил появление новых областей  знаний, учебных  и научных  дисциплин. Так появилась новая  специальность в системе высшего  профессионального образования  – «Физическая культура для  лиц с отклонениями в состоянии  здоровья (Адаптивная физическая  культура)».

      В системе  мер социальной защиты инвалидов  все большее значение приобретают  ее активные формы, наиболее  эффективной из которых является  реабилитация и социальная адаптация  средствами физической культуры  и спорта. Интеграция в жизнь  общества лиц с ограниченными  возможностями сегодня немыслима  без их физической реабилитации, которая является не только  составной частью профессиональной  и социальной реабилитации инвалидов,  но и лежит в их основе.

      Объект  познания и преобразования в  адаптивной физической культуре -  люди,  которые утратили какие-либо  функции на достаточно длительный  срок, а зачастую - навсегда (например, лица, перенесшие ампутацию конечностей,  удаление пораженного органа  и др.).

Все это требует значительной, а иногда принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или, по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов, организационных форм основных разделов (или видов) базовой дисциплины применительно к столь необычной  для физической культуры категории  занимающихся. Отсюда название - "адаптивная физическая культура".

 

2. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА.

2.1. Понятие адаптивной  физической культуры.

      Адаптивная  физическая культура — это  комплекс мер спортивно–оздоровительного  характера, направленных на реабилитацию  и адаптацию к нормальной социальной  среде людей с ограниченными  возможностями, преодоление психологических  барьеров, препятствующих ощущению  полноценной жизни, а также  сознанию необходимости своего  личного вклада в социальное  развитие общества.

      Область  применения ее широкая, особенно  в нынешних условиях жизни,  когда здоровье населения в  целом и особенно молодежи  ухудшается катастрофически. И  не только в нашей стране. Адаптивная  физкультура уже получила широкое  распространение во многих зарубежных  странах. 

Адаптивная физкультура  позволяет решать задачу интеграции людей с ограниченными возможностями  в общество. У человека с отклонениями в физическом или психическом  здоровье адаптивная физкультура формирует:

    • осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
    • способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
    • компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
    • способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
    • потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
    • осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
    • желание улучшать свои личностные качества;
    • стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

      Считается,  что адаптивная физкультура по  своему действию намного эффективнее  медикаментозной терапии. Однако, следует учитывать, что адаптивная  физкультура имеет строго индивидуальный  характер. Адаптивная физкультура  полностью от начала и до  конца должна проводиться под  контролем специалиста по адаптивной  физкультуре.

      «Адаптивная» - это название подчеркивает предназначение  средств физической культуры  для лиц с отклонениями в  состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во  всех ее проявлениях должна  стимулировать позитивные морфо  - функциональные сдвиги в организме,  формируя тем самым необходимые  двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

      Основным  направлением адаптивной физической  культуры является формирование  двигательной активности, как биологического  и социального факторов воздействия  на организм и личность человека.

      Рассмотрим  далее основные виды и задачи  адаптивной физической культуры.

 

 2.2. Основные виды и задачи адаптивной физической культуры.

 

К основным видам адаптивной физической культуры относятся:

 

1) Адаптивное физическое  воспитание (образование).

2)Адаптивный спорт.

3)Адаптивная физическая  реакция.

4)Адаптивная двигательная  реабилитация.

 

Рассмотрим подробнее  задачи каждого из перечисленных  видов:

 

      Адаптивное физическое воспитание (образование). Содержание адаптивного физического воспитания (образования) направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы, а так же на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них,  преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

      Адаптивный спорт. Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших достижений) направлено прежде всего на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.

      Адаптивный  спорт в настоящее время развивается  преимущественно в рамках крупнейших  международных Параолимпийского  и Специального олимпийского  движений.

      Основная задача адаптивного  спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.

      Адаптивная физическая рекреация. Содержание адаптивной физической рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.

      Наибольший  эффект от адаптивной физической  рекреации, основная идея которой  заключается в обеспечении психологического  комфорта и заинтересованности  занимающихся за счет полной  свободы выбора средств, методов  и форм занятий, следует ожидать  в случае ее дополнения оздоровительными  технологиями профилактической  медицины.

Основная задача адаптивной физической рекреации состоит в привитии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов древнегреческого философа Эпикура (342—271 гг. до н. э.), проповедовавшего принцип гедонизма (иными словами - избегание страданий), в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации (восстановления).

     Адаптивная  двигательная реабилитация. Содержание адаптивной двигательной реабилитации направлено на восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, являющимся причиной инвалидности) после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, возникающих в процессе какого-либо вида деятельности или тех или иных жизненных обстоятельств.

Основная задача адаптивной двигательной реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидровибромассажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры и другие средства (су джок, акупунктура и т.п.).

Таким образом, очень кратко рассмотрены содержание и задачи основных видов адаптивной физической культуры. Они раскрывают потенциал  возможностей средств и методов  адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему  развитию личности, обретению самостоятельности, социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию  в профессиональной деятельности и  вообще достижению выдающихся результатов  в жизни.

2.3. Реальность  и перспективы адаптивной физической  культуры.

 

      Всеобщее  распространение имеет точка  зрения, согласно которой забота  общества о своих согражданах-инвалидах  является мерилом его культурного  и социального развития. " Одним  из показателей цивилизованного  общества является его отношение  к инвалидам", - считает профессор  П.А. Виноградов.

      По данным  Всемирной организации здравоохранения  инвалиды составляют около 10 % населения земного шара. Эта статистика  характерна и для России (15 млн.  инвалидов). Несмотря на успехи  медицины, их число медленно, но  неуклонно растет, особенно среди  детей и подростков. До недавнего  времени проблемы этой довольно  значительной категории населения  игнорировались, и все же в  последнее время в результате  постепенной гуманизации общества  были приняты Всеобщая декларация  прав человека, Всемирная программа  действий в отношении инвалидов  и Стандартные Правила ООН  по реализации равных возможностей  инвалидов

      Основная  цель привлечения инвалидов к  регулярным занятиям физической  культурой и спортом - восстановить  утраченный контакт с окружающим  миром, создать необходимые условия  для воссоединения с обществом,  участия в общественно полезном  труде и реабилитации своего  здоровья. Кроме того, физическая  культура и спорт помогают  психическому и физическому совершенствованию  этой категории населения, способствуя  их социальной интеграции и  физической реабилитации.

Принимая во внимание вышесказанное, во Всемирной программе действий в отношении инвалидов отмечено: "Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому  государства- члены должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности". Создание равных условий инвалидам  в вопросе их вовлечения в занятия  физической культурой и спортом - основное достижение развитых стран.

"До последнего времени  в России эта группа населения  относилась к числу фактически  исключенных из нормальной жизни  общества. Их проблемы не было  принято обсуждать публично. Практика  градостроительства не предусматривала  в общественных местах специальных  приспособлений, облегчающих для  инвалидов передвижение. Многие  сферы общественной жизнедеятельности  были закрыты для инвалидов", - писали в 1996г. авторы книги  " Основы физической культуры  и здорового образа жизни"  П.А. Виноградов, А.П. Душанин и  В.И. Жолдак.

Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятия "инвалид", "физическая активность", а, тем  более, "спорт" несовместимы и  средства физической культуры рекомендовались     только      отдельным инвалидам     как        кратковременное  мероприятие,    дополняющее     физиотерапевтические     и    медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались  как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья. 
90-е годы внесли серьезные изменения в отношение общества к    инвалидам      в России. И, хотя в большей своей части эти изменения лишь провозглашались, они все же сыграли свою положительную роль.

Информация о работе Адаптивная физкультура