Адаптивная физическая культура для лиц с поражением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей адаптивного спорта применительно к лицам с поражением зрения.
В рамках этой поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Описать адаптивный спорт как средство реабилитации и социальной адаптации.
Определить проблемы, особенности и перспективы спорта для слепых.

Содержание работы

Введение ………………………………………………….………………….
3
1. Адаптивный спорт как средство реабилитации и социальной адаптации ........................................................................................................

5
История адаптивного спорта ………………………………….…
6
Параолимпийский спорт …………………………………………
8
2. Спорт для лиц с поражением зрения ……………………………...........
10
Особенности видов спорта для инвалидов по зрению ……........
13
Футбол слепых …………….….…….……………………
14
Спортивные игры для лиц с поражением зрения ……....
15
Физическая культура и адаптивный спорт для детей с поражением зрения ..........................................................

18
3. Опыт работы со спортсменами в адаптивном спорте …………...........
20
3.1. Подготовка спортсмена-лыжника ……...…………………………..
20
Заключение ……………………………………..……………..………….….
27
Список использованной литературы ………………………………………
30

Файлы: 1 файл

Курсач афк.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Заманчиво одолеть сложную лыжную трассу, но лучше не рисковать. В местах массового катания могут быть тоже опасные участки. Самый подходящий вариант для катания незрячего лыжника в паре с лидером – это слабопересеченная местность, по возможности малолюдная.

При теоретической подготовке спортсмена рассказ сопровождается демонстрацией изображений лыжника в обычном и рельефном исполнении: фигуры из пластилина, аппликации в виде различных зафиксированных движений лыжника, показывающего технику бега классическим стилем, шарнирные фигуры из картона или твердой полихлорвиниловой пленки. Шарнирную фигуру используют для демонстрации последовательно движения лыжника, после чего спортсмену предлагается с помощью инструктора скопировать показанные движения.

Усвоенные движения закрепляются через многократные повторения до выработки устойчивого навыка. При этом оправданы вспомогательные упражнения (прыжки в длину с места и многоскоки). Отрабатываются правильные движения рук сначала без нагрузки, а затем с резиновыми амортизаторами. Эта серия упражнений является подготовительной для имитации лыжных ходов классического стиля бега.

Имитация лыжного бега разучивается при проведении занятий на открытом воздухе в подготовительном сезоне до наступления устойчивого снежного покрова.

Место проведения занятий должно быть оборудовано ориентирующими устройствами, облегчающими безошибочное движение незрячих лыжников в нужном направлении и обеспечивающими их безопасность. Это могут быть: бывший в употреблении компрессорный шланг, вытянутый в длину, уложенный на землю строго по осевой линии импровизированной лыжни и закрепленный от бокового смещения; желобки в виде лыжной колеи и др. Безусловным требованием при проведении занятий по имитации движения по дорожке трека должно быть соблюдение интервала между следующими друг за другом незрячими не менее 7-10 м. За этим должен следить инструктор и, по необходимости, исправлять нарушения во избежание травматизма.

Занятия на первом снегу проводятся на том же треке. Несколько дней незрячий катается без палок, тренируя устойчивость и равновесие при так называемом 2-х шажном попеременном ходе. Здесь самое сложное – добиться умения как можно дольше скользить на одной лыже, не снижая скорости.

В процессе регулярных занятий, постепенно увеличивая объем нагрузок (в разумных пределах, при обязательном медицинском контроле), можно добиться неплохих результатов.

          Таким образом, успех тандема зрячего лидера и незрячего спортсмена зависит в немалой степени от их взаимопонимания во время гонки. Отсутствие визуального контакта лидера с незрячим лыжником компенсируется краткими, отчетливыми командами лидера, лаконичными подтверждениями незрячего, что команда им понята и принята (ответами «да», «нет» и т. д.), и обоюдным «слуховым» вниманием. От усталости, из-за учащенного дыхания, тяжелых погодных условий возможны искажения и ошибки в восприятии команд незрячим при недостаточно внятном и четком произношении их лидером. Это может привести к печальным последствиям.

            Нетрудно представить, какие высокие требования предъявляются к лидеру, если знать, что на равнинных участках спортсмены развивают скорость до 25 км/час (7 м/сек.) Запас скорости у лидера, по сравнению с подопечным, должен быть таким, чтобы уверенно держать минимальную дистанцию между собой и незрячим, а именно: не убегать от него и не допускать наезда на себя. Это, пожалуй, самое главное в мастерстве лидирования.

            Незрячий, привыкший к своему лидеру и доверяющий ему, почти полностью избавляется от нервно-психического напряжения и за счет этого может значительно повысить свой спортивный результат. Психологическая совместимость зрячего человека и незрячего крайне необходима.

            Нужно всегда быть рядом со своим подопечным, не выпускать их из поля зрения, то есть быть готовым в любой момент оградить его от неприятностей различного характера. Волнения и психологический дискомфорт обычны для незрячих спортсменов перед стартом, после финиша, а также при поездках в городском транспорте с инвентарем в руках и даже в зале ожидания вокзала, аэропорта. Важно не допускать такого состояния спортсмена.

            Все заботы об исправности лыж, креплений, лыжных ботинок, лыжных палок, о грамотной смазке и вплоть до проверки состояния одежды возлагаются на тренера. При этом ему следует позаботиться и о своей экипировке, чтобы все было надежно.

            Нужно прокатиться по трассе, изучить ее досконально накануне соревнований тренеру необходимо сначала одному, а затем вместе с незрячим. Такая технология придаст незрячему и его лидеру больше уверенности в победе. Любой лыжник мечтает о хорошо подготовленной лыжне, а незрячий особенно. Извилистая, с колдобинами лыжня вынуждает незрячего и его лидера заботиться больше о том, чтобы удержать равновесие и не упасть, устоять на лыжне, нежели о скорости. В такой ситуации остается только одно – сконцентрироваться.

  Сегодня занятие спортом стало дорогостоящим удовольствием, а для инвалидов без солидной финансовой поддержки это исключается вообще. Остается физкультура, в основном индивидуальная с применением обычных снарядов: амортизаторов, гантелей, тренажеров. Но и «подкачиваться» следует грамотно, чтобы не надорваться. Медицинский контроль обязателен [13, c.117].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Выдвинутая в работе гипотеза о том, что адаптивный спорт для лиц с поражением зрения – это универсальная форма самосовершенствования, самовыражения и самоутверждения, нашла свое подтверждение в материалах работы.

Действительно, в наше время основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом – восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. 

Поставленная цель работы – изучение особенностей адаптивного спорта применительно к лицам с поражением зрения – достигнута. Главная особенность подготовки спортсмена-инвалида по зрению: у инвалидов желания и упорства намного больше, чем у людей без физических недостатков, и это помогает им преодолевать трудности и в спорте, и в жизни. Этот факт способствует достижению высоких результатов спортсмена.

В рамках поставленной цели решены следующие задачи:

1. Показано, что адаптивный спорт  есть средство реабилитации и социальной адаптации. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт являются наиболее эффективными средствами реабилитации инвалидов, интеграции их в современное общество. Они создают мощные стимулы для возвращения инвалидов в активную, насыщенную жизнь, расширяют круг общения, способствуют появлению новых друзей и новых интересов, позволяют максимально раскрыть физические и духовные возможности инвалидов.

2. Определены проблемы, особенности и перспективы спорта для слепых. Главная проблема физического воспитания и спорта при нарушении зрения заключается в выявлении общих и индивидуальных закономерностей управления процессами адаптации важных систем организма в целом. Эта проблема имеет сложную многоуровневую и многофакторную структуру и включает несколько главных аспектов: медицинские, социальные, психолого-педагогические, спортивные. Физическая реабилитация инвалидов по зрению остается актуальной проблемой современной России. Другая нерешенная проблема – подготовка специалистов и совершенствование научно-методи-ческого обеспечения физкультурно-спортивной работы среди инвалидов. Особенностью подготовки спортсмена-инвалида по зрению является то, что у инвалидов желания и упорства намного больше, чем у людей без физических недостатков, и это помогает им преодолевать трудности и в спорте, и в жизни. Этот факт способствует достижению высоких результатов спорт-смена. Но и цена этих результатов намного выше. С 2000 года средства на развитие спорта инвалидов предусматриваются в федеральном бюджете ежегодно, поэтому при условии достаточности финансирования развитие адаптивного спорта в России имеет хорошие перспективы.

            Основной особенностью подготовки незрячих спортсменов-лыжников является высокие требования к лидеру и крайняя необходимость психологической совместимости зрячего человека и незрячего. Незрячий спортсмен, привыкший к своему лидеру и доверяющий ему, почти полностью избавляется от нервно-психического напряжения и за счет этого может значительно повысить свой спортивный результат.

Адаптивное физическое воспитание создает начальную базу для разностороннего развития физических способностей и двигательных навыков, формирует предпосылки для их значительного развития. Спорт же дает возможность полнее раскрыть эти способности и испытать огромное чувство радости, полноты жизни и владения своим телом, преодоление трудностей. Физическая культура и спорт для этой группы населения могут выступать как эффективное средство реабилитации и социальной адаптации.

Для инвалидов по зрению занятия физической культурой и спортом являются фактором улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и уровня физической подготовленности. Помимо этого, они несут удовлетворение потребности в общении, расширении круга знакомств, самореализации.

Человек с ограниченными возможностями, в том числе с поражением зрения, может все, нужно только ему помочь. Инвалиды должны быть включены в общую жизнь де-факто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех. - М.: Физкультура и спорт, 1988. – 274 с.
  2. М.М. Башкирова. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы // Теория и практика физической  культуры. – 1998. –  № 10. – с.16-18. 
  3. Евсеев С.П. Проблемы развития адаптивного спорта // Теория и практика физической  культуры. – 1998. –  № 12. – с.15-16. 
  4. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Морозова О.В., Солодков А.С. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учеб.пособие. – М.: Физкультура и спорт, 1996. – 96 с.
  5. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учеб. пособие. – М.: Советский спорт, 2000. – 239 с. – (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья)
  6. Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учеб. пособие /Под ред. С.Ф.Курдыбайло.- М.: Советский спорт, 2002. – 184 с.
  7. Маллаев Д. М. Игры для слепых и слабовидящих. – М.: Советский спорт, 2002. – 368 с.
  8. Нечаева Н.В., Сыромолотов Ю.С. Физкультура и спорт для инвалидов // Теория и практика физической  культуры. – 1988. –  № 11. – с. 17-21. 
  9. Нормативные и руководящие документы по реабилитации инвалидов по зрению средствами физической культуры и спорта / Автор-составитель Л. П. Абрамова. – М.: Советский спорт, 2005. – 376 с.
  10. Паралимпийский вестник. – 2005. - №6 .
  11. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учебник для высших и средних профессиональных учебных заведений. В 2 т., Т.1 / Под  ред. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2002. – 448 с.
  12. Толмачев Р.А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих. – М.: Советский спорт, 2004. – 108 с.
  13. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учеб пособие / Под ред. С. П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2004. – 296 с.
  14. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры /Под общей ред.проф. С.Н.Попова. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 608 с.
  15. Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативно-правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации /Автор-составитель А.В. Царик – М.: Советский спорт, 2003. – 576 с.
  16. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов вузов – 2-е изд., доп. – М.: Академия, 2001. – 480 с.

 


Информация о работе Адаптивная физическая культура для лиц с поражением зрения