Защита цвета в товарных знаках. методы противодействия контрафакту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 12:01, реферат

Описание работы

Товарный знак защищает исключительные права продавца на пользование марочным названием или марочным знаком (эмблемой). Товарные знаки выступают в роли своеобразных указателей, помогающих потребителям (покупателям) выбирать те или иные товары и пользоваться услугами тех или иных торговых фирм. Товарный знак является лицом фирмы, способствует ее узнаваемости.

Файлы: 1 файл

дом.з. интел.собсть.docx

— 44.70 Кб (Скачать файл)
  1. Как защитить товарный знак, состоящий только из цвета.

 

Товарный знак защищает исключительные права продавца на пользование марочным названием или марочным знаком (эмблемой). Товарные знаки выступают в роли своеобразных указателей, помогающих потребителям (покупателям) выбирать те или иные товары и пользоваться услугами тех или иных торговых фирм. Товарный знак является лицом фирмы, способствует ее узнаваемости.

В 1992 году был принят Закон  РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения  товаров». 
В соответствии с законом товарный знак и знак обслуживания (далее — товарный знак) — это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», или в силу международных договоров Российской Федерации. Право на товарный знак охраняется законом. К сожалению, российское законодательство прямо не предусматривает регистрацию всех нетрадиционных знаков. Ст. 5 Закона о товарных знаках указывает, что в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Пришло время обсудить, что же можно понимать под словами «и другие обозначения». То есть каковы, например, возможности регистрации в качестве товарных знаков цветовых обозначений.

В острой конкурентной борьбе на международном  рынке товаров и услуг перед  производителями все острее встает вопрос о выделении своих товаров  из общей массы. Они стремятся  любыми способами индивидуализировать  свою продукцию, как можно оригинальнее ее выделить. Традиционных обозначений, к которым мировая практика относит словесные и изобразительные обозначения, а также их комбинации, для этих целей уже не хватает. В поисках необычных, инновационных решений производители и разработчики товарных знаков используют так называемые нетрадиционные знаки – цветовые, объемные, звуковые, обонятельные, динамические, голограммные и др.

Для охраны прав на такие обозначения  возникает необходимость регистрировать их как товарные знаки.

Цвет изделия, упаковки или  материала для продвижения на рынке, помимо эстетических свойств, часто  является решающим для отличия товаров  и услуг различных производителей. Для потребителей конкретный цвет –  один из показателей принадлежности тех или иных товаров определенным изготовителям. При этом перед последними остро встает вопрос: как обеспечить правовую охрану «своего» цвета и  не дать другим использовать его. Это  необходимо, чтобы защитить часто  с трудом завоеванный образ, созданный  фирмой в сознании потребителя в  результате использования конкретного  цвета.

Первый опыт регистрации  цветового товарного знака был  зафиксирован в США в 1995 г. В деле «Кволитекс К° против Якобсон продактс К°, инк.» рассматриваемым обозначением был зелено-золотистый цвет покрытия подушек гладильных прессов, используемых в химчистке. Изготовитель использовал этот цвет в течение многих лет, и подушки прибрели широкую известность в промышленности. Верховный суд США постановил, что цвет может быть зарегистрирован как товарный знак, если он выполняет функцию товарного знака, то есть идентифицирует и отличает товары одного производителя от товаров, изготавливаемых или реализуемых другими лицами, а также указывает на источник происхождения товаров, даже если таковой не известен.

Следующим шагом в развитии защиты цвета товарного знака  было постановление Европейский  суда в 2003 г о том, что отдельные  цвета могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков, если они определены достаточно четким образом. Если можно доказать, что покупатели в действительности будут в течение некоторого времени воспринимать цвет как фактор, отличающий товары и услуги одного изготовителя от товаров и услуг другого, цвет может быть зарегистрирован. Европейский суд определил, что использование широко признанных цветовых кодов (например, Pantone (выполненный в виде каталога справочник, содержащий кодификацию цветов)  или RAL (Классическая цветовая кодификация RAL, ставшая стандартом для выбора цвета с 1927 г)) в состоянии обеспечить необходимую определенность и ясность объема охраны.

Таким образом, одним из ключевых вопросов при определении возможности  регистрации знака, в том числе  цветового, является установление различительной способности используемого обозначения. Для этого оно должно выполнять  функцию товарного знака, гарантирующую  подлинность происхождения товаров  или услуг и позволяющую потребителю  без какой-либо вероятности смешения отличать товары или услуги одного производителя от товаров или  услуг другого. Делая свои заключения, Европейский суд напомнил о том, что если бы производитель попытался  защитить конкретный цвет для очень  широкого перечня товаров и услуг, то такая регистрация дала бы ему  чрезмерную монополию на цвет. Подобная эксклюзивность может причинить  ущерб другим участникам рыночных отношений  и привести к недобросовестной конкуренции. Поэтому суды должны быть бдительными  и рассматривать эти условия  как часть оценки различительной способности знака.

Следует отметить, что практике Европейского Сообщества следуют и страны, недавно  присоединившиеся к ЕС. Например, литовское патентное бюро зарегистрировало коричневый цвет для компании «Юнайтед парсел сервисез оф Америка, инк.» в отношении услуги 39 класса МКТУ «экспресс-доставка посылок» после подачи апелляции, когда было доказано, что коричневый цвет получил известность и приобрел вторичное значение в отношении таких услуг в конкретном секторе.

Сочетание белого и зеленого цветов в квадрате было зарегистрировано ведомством на имя компании «Бендра имоне уэб А.Сабонио залгирио крепсино сентрас» в отношении спортивных товаров и сувениров в 21, 25, 26 классах и для услуг по организации баскетбольных соревнований в 41 классе. Такая регистрация произведена после подачи апелляции, в которой было доказано, что сочетание белого и зеленого цветов получило известность и приобрело различительный характер в отношении товаров и услуг, относящихся к соревнованиям по баскетболу, и что потребители связывают эти товары и услуги с определенным баскетбольным клубом в Литве.

Однако обычно литовское патентное  бюро не регистрирует один цвет или  даже пару цветов в элементарной геометрической фигуре, например, в квадрате. Эксперты утверждают, что обозначение в  одном цвете не обладает различительной способностью. Согласно нормам литовского закона о товарных знаках знак не имеет  различительного характера, если он состоит исключительно из элементарных геометрических фигур или линий (треугольник, круг, квадрат, линия или  простое сочетание этих элементов).

Что касается законодательства Латвийской Республики, то оно разрешает регистрацию  цвета в качестве товарных знаков. Нет никаких ограничений или  особых условий, которые относились бы только к цвету и которые нужно было бы учитывать. Оттенки и сочетания цветов разрешены для регистрации в качестве товарных знаков (часть 2 ст. 3 латвийского закона о товарных знаках от 13 мая 1993 г.).

Для России регистрация цветовых знаков – достаточно новый и нерешенный вопрос. Случаев регистрации собственно цвета или комбинации цветов в  качестве товарных знаков пока нет. Несколько  попыток регистрации цветовых товарных знаков, несмотря на долгую и объемную переписку с экспертизой, а также  обращение в Апелляционную палату, не увенчались успехом. Игнорируя норму «…и другие обозначения или их комбинации» ст. 5 Закона о товарных знаках, административные органы российского патентного ведомства в своих решениях ссылались на те же обстоятельства, что и мировая практика.

Как было установлено, одним из основных препятствий, возникающих при подаче заявки на регистрацию цвета в  качестве товарного знака, является недостаточная определенность представленного  обозначения. Прежде всего, цвет сам  по себе или сочетание цветов могут  квалифицироваться как товарные знаки только при условии, что  они будут представлены графически. Перечень требований к такому графическому представлению выглядит следующим  образом: оно должно быть четким, точным, понятным, долговечным и объективным.

В Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного  знака и знака обслуживания указано, что в заявке должно быть приведено  изображение заявленного обозначения. Изображение – это конечный рисунок, имеющий контуры, очертания, границы. А какие границы имеет цвет, регистрируемый в качестве товарного знака для товаров или услуг? По сути, цвет сам по себе без границ или контура не может являться товарным знаком.

Несомненно, практика российского  патентного ведомства в настоящее  время не допускает регистрацию  цвета как товарного знака, однако мировой опыт показывает, что в  российский Закон о товарных знаках целесообразно внести положения, которые  сделали бы возможной регистрацию  такого рода обозначений.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в России

 

За нарушения антимонопольного законодательства должностные лица органов власти, коммерческие и некоммерческие организации или их руководители, а также физические лица, в том  числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.

Антимонопольный орган рассматривает  дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.3, 14.6, части 1 и 2, ст. 14.9, части 2, ст. 19.5, 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

·   руководитель федерального АМО, его заместители;

·   руководитель территориального АМО, его заместители.

Штрафные санкции, предусмотренные  в связи с нарушением законодательства о конкуренции или других нормативных актов, регулирующих конкурентные отношения в России, подробно изложены в Кодексе РФ об административных правонарушениях и представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Размеры штрафных санкций  при нарушении антимонопольного законодательства, изложенные в Кодексе  РФ об административных правонарушениях

Статья

Содержание нарушения

Сумма штрафов (количество МРОТ), налагаемых:

на граждан

на должностных лиц

на юридических лиц

14.3. Нарушение законодательства о рекламе

Нарушение рекламодателем, рекламо-производителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы)

От 20 до 25

От 40 до 50

От 400 до 500

14.6. Нарушение порядка ценообразования

Завышение или занижение  регулируемых государством цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги, установленных надбавок к ценам, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования

От 20 до 25

От 40 до 50

От 400 до 500

         

14.9. Ограничение свободы торговли

Действия должностных  лиц органов исполнительной власти субъектов РФ или должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли, т. е. недопущение на местные рынки товаров из других регионов РФ либо запрещение вывоза местных товаров в другие регионы РФ

-

От 40 до 50

-

14.10. Незаконное использование товарного знака

Незаконное использование  чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров

От 15 до 20

От 30 до 40

От 300 до 400

с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара

19.5. Невыполнение в установленный срок законного предписания АМО

Невыполнение в установленный  срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства

От 3 до 5

От 5 до 10

От 50 до 100

Невыполнение в установленный  срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа

-

От 40 до 50

От 2000 до 5000

19.8. Непредставление ходатайств, заявлений, сведений в АМО и орган регулирования

естественных

монополий

Непредставление или несвоевременное

представление в государственный орган

сведений (информации), представление  которых предусмотрено Законом  и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде

От 1 до 3

От 3 до 5

От 30 до 50

Непредставление ходатайств и уведомлений (заявлений) в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган или органы регулирования естественных монополий, если представление таких ходатайств и уведомлений (заявлений) является обязательным в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, законодательством РФ о естественных монополиях, представление ходатайств и уведомлений (заявлений), содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством РФ, законодательством РФ о естественных монополиях порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений (заявлений)

От 15 до 20

От 30 до 50

От 1000 до 5000

       

Непредставление в федеральный  антимонопольный орган, его территориальный орган или органы регулирования естественных монополий сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, законодательством РФ о естественных монополиях, либо представление заведомо недостоверных сведений

От 10 до 15

От 20 до 30

От 500 до 1000

         



 

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких  или монопольно низких цен, раздела  рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов  экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, наказываются штрафом в размере  до двухсот тысяч рублей или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные лицом  с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору, наказываются штрафом в размере от ста тысяч  до трехсот тысяч рублей или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Если эти деяния совершенные  с применением насилия или  с угрозой его применения, а  равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой  его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства, либо организованной группой, то наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере  до одного миллиона рублей или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Доход, полученный в результате нарушения  антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, чьи действия в установленном порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией, в случае неисполнения соответствующего предписания подлежит взысканию в федеральный бюджет в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Представители антимонопольного органа имеют право участвовать в  рассмотрении судом или арбитражным  судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства.

В случае неисполнения предписания  об отмене или изменении акта, принятого  с нарушением антимонопольного законодательства, о восстановлении положения, существовавшего до его нарушения, антимонопольный орган вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично:

·    противоречащих антимонопольному законодательству актов, соглашений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций;

Информация о работе Защита цвета в товарных знаках. методы противодействия контрафакту