Внешнеэкономическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать внешнеэкономическую политику России, её сущность и основные составляющие. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать определение внешнеэкономической политики и охарактеризовать историю формирования внешнеэкономической политики в России.
- охарактеризовать механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей.
- выявить внешнеэкономические приоритеты страны и определить место России во внешнеэкономических связях.

Файлы: 1 файл

Курсвая-Внешнеэкномическая политика, цели и этапы развития, Лелекин Е.Н.docx

— 81.28 Кб (Скачать файл)

В защите отечественного производителя от внешней  конкуренции нужно переходить к  применению оперативных административных защитных мер признаваемых международным  торговым правом (это тарифные квоты, антидемпинговые и компенсационные  пошлины и др.). На данный момент Россия пока пользуется ими в разы реже остальных стран мира.

Также необходимо развивать внешнеэкономические  связи страны по всем направлениям, а не отдавать преимущество в основном Европе. Это обусловлено тем, что  другие направления могут быть тоже полезны для России. Например, Азиатское  направление. Именно Азиатско-Тихоокеанский  регион имеет новые технологии, велик  спрос на услуги строительства, энерго-товары, средне технологичную технику российских предприятий и российскую спецтехнику. Регион обладает немалыми инвестиционными ресурсами, имеет отсутствующие в России сырье (каучук, тропическое продовольствие и волокна, редкие металлы), может поставлять качественную и недорогую техническую комплектацию. Наконец, усиленная торговля на этом направлении способно существенно ускорить развитие Сибири и Дальнего Востока, при условии, что они будут специализироваться на экспорте не только сырья, но и промышленной продукции.

Что касается сотрудничества со странами СНГ, то эти  рынки богаты сырьем, продовольствием  и дешевой рабочей силой. Они  привыкли к российской технике и менеджменту организации, их нельзя "отдавать" конкурентам.

Североамериканское  направление является на сегодняшний  день местом самых передовых технологий, однако Россия использует это направление  в основном для импорта продовольствия. Можно было бы вывести на американский ранок российский сжиженный газ. Перспективны объединения между  Дальним Востоком и тихоокеанским  побережьем США и Канады в авиа космической, автомобильной, атомной промышленности, сельхозмашиностроение, а также научно-техническое сотрудничество.

Рынки развивающихся  стран могут быть полезными для  российского бизнеса наличием дефицитного  сырья, дешевой рабочей силы, сохранившимся  спросом на товары средней технологичности, востребованностью услуг капитального строительства и геологоразведки . Чтобы изменить сложившееся положение, необходимо вернуть Россию на рынки  капитального строительства этих стран, поощрять российские компании.

Для осуществления  всего выше сказанного, России потребуется:

- восстановить систему государственного поощрения и обеспечение участия российских компаний в капитальном строительстве и инвестициях за рубежом, на данный момент это происходит на их собственный риск и страх или за счет займов на западных рынках.

- необходимо восстановит собственный торговый флот.

- нужно усилить экономическую работу в российском дипломатическом аппарате, в частность помочь отечественному бизнесу в преодолении барьеров против его товаров, услуг, капиталовложений.

Из других соображений, связанных с перспективами  дальнейшего развития внешнеэкономических  связей страны, можно сказать следующее.

В Россию привлекаются иностранные инвестиции любой ценой, игнорирую при этом интересы отечественных инвесторов. На мой взгляд, целесообразно привлекать инвестиции лишь в форме прямых, а не портфельных и только в  те сферы, где национальные инвесторы  не способны справиться с имеющимся объемом задач, предусматривать ограничения в стратегических отраслях и в сфере приватизации. Необходимо создать внутри страны благоприятный климат для отечественных инвесторов, что к тому же устранит причины оттока капитала за границу.

Для повышения  внешнеэкономических связей страны многое может дать и правильная применяемая  политика конкуренции. Она не может  быть одинаковой для внутрихозяйственных  операций и при экспорте и должна поощрять объединения усилий российских экспортеров для борьбы на внешних  рынках, где они сталкиваются пока с более мощными соперниками.

В ходе реформ была разрушена государственная  система внешнеэкономической информации, в результате чего молодой российский бизнес вынужден выходить на внешние  рынка путем проб и ошибок. В  частности, это касается информации по ценам, отсутствие которой является основной причиной антидемпинговых  преследований российских экспортеров.

Быстрый рост спроса на ресурсы со стороны  внутреннего рынка созданные  пределы дальнейшего наращивания  энергоэкспорта и отрицательное  его влияние на региональное развитие страны вполне оправдывают возможное  сокращение завышенной экспортной квоты  в российском ВВП до 18-20% против нынешней 1/3-1/5.

Очевидно, что "для дальнейшего развития российского экспорта нужно уже не просто увеличивать его физические объемы, а повышать стоимость единицы экспорта"9.

На этой основе российский экспорт, в 20-е годы ХХI века может возобновить свой опережающий рост по сравнению с внутренним производством, доведя долю России в мировом экспорте до адекватной ее политической роли в мире величины в 5-7%.

В последнее  время в экспортно-импортных операциях  России доминируют страны дальнего зарубежья (см. таблицу).

 

Таблица.

Внешняя торговля РФ (по методологии платежного баланса, в фактически действовавших ценах, миллионов долларов США)

 

 

Экспорт

 

1998

2003

2008

2009

2010

Всего

82419

105033

243798

303550

354401

со странами дальнего зарубежья

65446

90783

210249

260168

300567

со странами СНГ

16973

14250

33549

43382

53834

 

Импорт

 

1998

2003

2008

2009

2010

Всего

62603

44862

125434

164281

223486

со странами дальнего зарубежья

44259

31434

103535

140236

191696

со странами СНГ

18344

13428

21899

24045

31790


 

Исходя  из представленных данных видно, что  если сравнивать товарную структуру экспорта в страны дальнего зарубежья и СНГ, то здесь можно сказать о том, что страны дальнего зарубежья преобладают по всем группам товаров. Наиболее востребованные товары на экспорт это минеральные продукты. Второе место: страны дальнего зарубежья - металлы, драгоценные камни и изделия из них; страны СНГ - машины, оборудование и транспортные средства. Третье место: страны дальнего зарубежья - продукция химической промышленности, каучук; страны СНГ - металлы, драгоценные камни и изделия из них.

Что касается импорта, то здесь ситуация такова. Лидирующие позиции занимают машины, оборудование и транспортные средства. Преимущественные позиции, по-прежнему, занимают страны дальнего зарубежья. Второе место: страны дальнего зарубежья - продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного); страны СНГ - металлы, драгоценные камни и изделия из них. Третье место: страны дальнего зарубежья - продукция химической промышленности, каучук; страны СНГ - продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного).

В Беларуси действуют более тысячи совместных предприятий с российским капиталом, или 25% от всего количества иностранного капитала в Беларуси. Беларусь по итогам I полугодия 2010 года вошла в шестерку основных торговых партнеров России. Данные Федеральной таможенной службы России, по сравнению с первыми шестью месяцами прошлого года доля Беларуси в российском внешнеторговом обороте со всеми странами мира возросла с аналогичным прошлогодним периодом на 60,7%.

По данным государственной таможенной республики Беларусь, помимо Беларуси в шестерку основных торговых партнеров России вошли Германия - $34 млрд. 719,8 млн. (рост на 52,2%), Нидерланды - $30 млрд. 864,2 млн. (53%), Китай - $25 млрд. 696,5 млн. (55,7%), Италия - $25 млрд. 168,9 млн. (66,9%) и Украина - $20 млрд.765,8 млн. (51%).

Согласно  данным российских правительственных  структур, товарооборот между Россией  и Белоруссией за первые два месяца 2011 года вырос на 17%. "Об этом сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин на российско-белорусских переговорах в Минске в марте 2011 г. Премьер-министр российского правительства особо отметил, что белорусский экспорт в Россию составляет приблизительно 40% и опережающий рост белорусского экспорта очевиден"10. Владимир Путин также подчеркнул, что Белоруссия является надёжным партнером, а надежные внешние таможенные контуры - это обязательное условие для такого интеграционного объединения как Таможенный союз.

Важно отметить, что в Белоруссии всячески заявляют о готовности и желании  Минска быть ядром Таможенного Союза  и будущего общего экономического пространства.

Таможенный  союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана заработал с 1 января 2010 года. С 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс ТС, а Единое экономическое  пространство трех стран, как ожидается, будет создано к 1 января 2012 года.

Создание  Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России – это важное событие  для всех участников внешнеэкономической  деятельности. Появление Таможенного  союза вносит коррективы в уже  установившийся порядок работы, а  нормы и принципы его функционирования пока еще вызывают множество вопросов у участников внешнеэкономической деятельности.

В то же время, товарооборот за первое полугодие 2010 г. между Россией и Казахстаном (ещё одним участником таможенного союза наряду с Белоруссией) превысил 8 млрд. тенге. Это на 40% больше, чем за такой же период прошлого года. Об этом сообщил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на VII Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России.

"На  основе данных нашей статистики  в первом полугодии 2008 года  Россия стала первым партнером  для Финляндии, обогнав по многим  показателям ФРГ", - сообщил премьер-министр  РФ Владимир Путин в ходе  российско-финляндских межправительственных  переговоров (12 ноября, 2008год.). "Финляндия - один из наших основных партнеров в Европе, и это без преувеличения", - отметил В.Путин. В 2007 г товарооборот России и Финляндии достиг 15 млрд. евро (рост составил 8 %) и Россия занимала второе место в списке основных торговых партнеров Финляндии после Германии. По итогам 1-го полугодия 2008 г товарооборот составил уже 9,1 млрд. евро, что вывело РФ на первое место среди торговых партнеров Финляндии. В структуре текущего товарооборота российский экспорт составил 5,4 млрд. евро (прирост 35%), а импорт – 3,7 млрд. евро (23%).

В 2008 году Турция, опередив такие страны, как Япония, США, Великобритания, заняла пятую строчку в списке ведущих  торговых партнеров России в дальнем  зарубежье с показателем товарооборота  в 33,8 млрд. долларов (прирост по сравнению  с 2007 годом – 50,2%) - об этом сообщает Минэкономразвития РФ. Россия также  входит в число ведущих торговых партнеров Турции, и в 2008 г вышла на первое место по общему объему торговли, опередив Германию. Российский экспорт составил 27,7 млрд. долларов (прирост на 51,3%), импорт из Турции – 6,1 млрд. (прирост на 42,5%). В российском экспорте доминируют энергоносители (более 70%), металлы и изделия из них (20%), а в импорте из Турции – машины, оборудование и транспортные средства (свыше 30%), потребительские товары (13-15%), импорт из Турции – 6,1 млрд. долларов (прирост 15-20%).

Что касается связей России с Грузией, то до событий в Южной Осетии Россия входила в первую пятерку основных торговых партнеров Грузии - после  Турции, Азербайджана, Украины и  Германии.

Объем торговли товарами между ЕС и Россией  увеличился. Объем экспорта из ЕС в  Россию поднялся от отметки 23 млрд. евро в 2000 году до отметки в 105 млрд. евро в 2008 году, а импорт - с 64 млрд. до 173 млрд. Как следствие, торговый дефицит  ЕС в отношении России значительно  возрос и в 2010 составил 68 млрд. евро, в то время как в 2000 году он равнялся 41 млрд. евро. Доля России в общей внешней торговле товарами ЕС увеличилась в два раза в период с 2000 по 2010 гг. В 2010 году Россия стала третьим по важности торговым партнером ЕС после США и Китая; на неё пришлось 8% экспорта и 11% импорта ЕС.

Германия, Нидерланды и Италия являются крупнейшими  торговыми партнерами России среди  стран-членов ЕС. Германия (32 млрд. евро, 31% экспорта ЕС) была крупнейшим экспортером  в Россию в 2010 году. За ней с большим отрывом следуют Италия (10 млрд. или 10%) и Финляндия (8 млрд. или 7%). Германия (35 млрд. или 20%) являлась также и крупнейшим импортером; за ней следуют Нидерланды (20 млрд. или 11%) и Италия (16 млрд. или 9%).

Большинство стран-членов ЕС имели отрицательный  торговый баланс с Россией в 2010 году. Самый большой дефицит отмечен у Нидерландов (минус 13 млрд. евро), далее идут Польша (минус 8 млрд.), Франция и Италия (у всех трех стран минус 6 млрд.). Крупнейшие положительные торговые сальдо были зарегистрированы у Австрии и Словении (по 1 млрд. евро у каждой).

В географической структуре крупнейшим экономическим партнером России остается Европейский союз (ЕС), на долю которого в I квартале 2011 г. приходилось 49,6% российского товарооборота (в I квартале 2010 года – 53,7 процента). В I квартале текущего года товарооборот со странами-членами ЕС снизился на 49,0%, в том числе экспорт – на 52,9%, импорт – на 38,6 процента (см. рис.).

 

Рис. Структура внешнеторгового оборота России по группам стран в I квартале 2011 г. (по данным таможенной статистики, включая данные Республики Беларусь, в процентах).

Информация о работе Внешнеэкономическая политика