Стандартизация и сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг - важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Закон РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие стандартов и стандартизации 4
2. Функции стандартизации, категории и виды 7
3. Роль сертификации в повышении качества продукции 11
Заключение 16
Литература 17

Файлы: 1 файл

Стандартизация и сертификация.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами  обеспечения качества продукции, работ  и услуг - важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

Закон РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств  измерений» создали необходимую  правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.

Сегодня изготовитель и  его торговый посредник, стремящиеся  поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти  на мировой рынок, заинтересованы в  выполнении как обязательных, так  и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта  и определяет прогрессивные, а также  экономически оптимальные решения  многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность.

Стандартизация создает  организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации [2].

 

1. Понятие  стандартов и стандартизации

 

 В рыночных условиях  решение проблемы качества в  Росси во многом зависит от  формирования системы стандартов качества как основы нормативно-правовой базы организации и функционирования систем управления качеством. Повышение их роли и значения в мировой практике вызвано стремлением выработки единого подхода к понятию «качественная продукция».

Стандартизация – деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положения для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач.

 Главная задача  стандартизации - создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации. [4]

Стандарт – нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.

 Система стандартизации  Российской Федерации должна  быть гармонизирована с международными, региональными и национальными  системами и обеспечивать:

 · защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды;

 · повышение качества  продукции в соответствии с  развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;

 · совместимость  и взаимозаменяемость продукции;

 · содействие экономии  людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей  производства;

 · создание нормативно-технической  базы социально-экономических программ и крупных проектов;

 · устранение технических  барьеров в производстве и  торговле, конкурентоспособность продукции  на мировом рынке и эффективное  участие в международном разделении  труда;

 · безопасность  народно-хозяйственных объектов  с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

 · содействие повышению  обороноспособности и мобилизационной  готовности. [5]

 Стандартизация основана  на ряде принципов:

1) повторяемость - определяет круг объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством - повторяемостью либо во времени, либо в пространстве;

2) вариантность - создание  рационального многообразия - обеспечивает  минимум рациональных разновидностей стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект;

3) системность - определяет стандарт как элемент системы и приводит к созданию систем стандартов, связанных между собой внутренней сущностью конкретных объектов стандартизации;

4) взаимозаменяемость - применительно  к технике предусматривает сборку или замену одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных точках пространства.

Объектом стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного  воспроизведения и использования. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Стандартизации подлежит и сам порядок разработки, согласования, утверждения и регистрации стандартов и технических условий. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной. Положения стандартов государственной системы стандартизации Российской Федерации применяются всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности. Стандарты могут носить как рекомендательный характер, так и содержать обязательные требования ко всем объектам стандартизации.

 С переходом экономики  Российской Федерации к рынку  изменился сам подход к организации  и использованию системы стандартов. Организация работ по стандартизации стала более демократичной, проводится на добровольной основе (с участием всех заинтересованных сторон), а применение стандартов в большей части носит рекомендательный характер. Однако требования государственных стандартов РФ подлежат обязательному выполнению, если это связано с безопасностью жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и т.д.

 Стандарт рекомендует  выбор основных элементов системы  качества предприятия-изготовителя  и определяет их место в  общей системе руководства качеством. В основе организации систем качества лежат шесть принципов:

- соответствия;

- документирования;

- единоначалия;

- подконтрольности;

- комплексности;

- законности.

 Существующая система  стандартов преследует правовые  и социально-экономические цели. Во-первых, в законодательном порядке обеспечивается защита интересов потребителя и государства в вопросах качества продукции, охраны окружающей среды, безопасности жизни и здоровья населения. Во-вторых, гарантируется техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции. В-третьих, система стандартов служит нормативно-технической базой социально-экономических программ и проектов. [2]

 

2. Функции  стандартизации, категории и виды

 

Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции.

1. Функция упорядочения - преодоление неразумного многообразия  объектов (раздутая номенклатура  продукции, ненужное многообразие  документов). Она сводится к упрощению  и ограничению. Житейский опыт говорит: чем объект более упорядочен, тем он лучше вписывается в окружающую предметную и природную среду с ее требованиями и законами.

2. Охранная (социальная) функция - обеспечение  безопасности потребителей продукции  и услуг, изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации.

3. Ресурсосберегающая функция обусловлена  ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов  и заключается в установлении  в нормативных документах обоснованных ограничений на расходование ресурсов.

4. Коммуникативная функция обеспечивает  общение и взаимодействие людей,  в частности специалистов, путем  личного обмена или использования  документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

5. Цивилизующая функция направлена  на повышение качества продукции  и услуг как составляющей качества жизни. Стандарты отражают степень общественного развития страны, т. е. уровень цивилизации.

6. Информационная функция. Стандартизация  обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие  сферы нормативными документами,  эталонами мер, образцами - эталонами продукции, каталогами продукции как носителями ценной творческой и управленческой информации. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара как главного условия договора (контракта).

7. Функция нормотворчества и  правоприменения проявляется в  узаконивании требований к объектам  стандартизации в форме обязательного  стандарта (или другого НД) и  его всеобщем применении в  результате придания документу  юридической силы. Соблюдение обязательных требований НД обеспечивается, как правило, принудительными мерами (санкциями) экономического, административного и уголовного характера. [5]

В России установлены следующие  категории нормативно-технической  документации, определяющей требования к объектам стандартизации:

· государственные стандарты (ГОСТ);

· отраслевые стандарты (ОСТ);

· республиканские стандарты (РСТ);

· стандарты предприятий (СТП);

· стандарты общественных объединений (СТО);

· технические условия (ТУ);

· международные стандарты (ИСО/МЭК)

· региональные стандарты;

· межгосударственные стандарты;

· национальные стандарты.

Государственные стандарты (ГОСТ) разрабатывают  на продукцию, работы, услуги, потребности  в которых носят межотраслевой  характер. Стандарты этой категории  принимает Госстандарт России. В стандартах содержатся как обязательные требования, так и рекомендательные. К обязательным относятся: безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы, техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий, единство методов контроля и единство маркировки.

Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатываются  применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для отрасли.

Республиканские стандарты (РСТ) устанавливаются  по согласованию с Госстандартом  и соответствующими ведущими министерствами и ведомствами по закрепленным группам продукции, на отдельные виды продукции, изготовляемой предприятиями.

РСТ устанавливают требования к  продукции, которая может выпускаться  находящимися на территории республики предприятиями, но не является объектом государственной и отраслевой стандартизации.

РСТ устанавливаются также на товары народного потребления, изготавливаемые  предприятиями, находящимися на территории республики, независимо от их подчиненности, в тех случаях, когда на продукцию  отсутствуют государственные стандарты или отраслевые стандарты.

РСТ обязательны для всех предприятий, находящихся на территории республики, выпускающих и потребляющих данную продукцию [9, с.95].

Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются  и принимаются самими предприятиями. Объектами стандартизации в этом случае являются продукция, составные части продукции, технологическая оснастка, общие технологические нормы процесса производства.

Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р) по своему характеру соответствуют нормативным документам методического содержания.

Технические условия (ТУ) разрабатываются предприятиями  и другими субъектами хозяйственной  деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями, а также произведения художественных промыслов.

Международные стандарты (ИСО/МЭК) разрабатываются международными организациями по стандартизации для того, чтобы устранить технические барьеры в торговле, то есть гармонизировать требования, предъявляемые к продукции, услугам в соответствие с требованиями международных стандартов.

Региональные стандарты  разрабатываются региональными органами по стандартизации. Например, такой организацией является ЕОКК (европейская организация по контролю качества).

Межгосударственные стандарты  обязательны для стран членов СНГ.

Существуют следующие  виды стандартов:

· основополагающие стандарты;

· стандарты на продукцию;

· стандарты на работы и процессы;

· стандарты на методы испытаний, контроля, анализа;

· технические условия.

Технические условия - это  нормативный документ, который имеет  отраслевое подчинение, имеет временное  значение до введения ГОСТа на данную продукцию. [3]

 

 

 

3. Роль сертификации в повышении качества продукции

 

Качество сегодня - главный  критерий оценки продукции, работ, услуг, оно определяет уровень жизни  каждого человека и общества в  целом. Оно как бы индикатор высокого стандарта или уровня совершенства и не случайно производитель, рекламируя свою продукцию, в первую очередь, говорит о ее качестве. Именно качество - это тот ключ, которым, как показывает опыт многих стран, открываются двери к выходу из кризиса.

Информация о работе Стандартизация и сертификация