Социально-экономическое значение развития торговли на селе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 18:23, реферат

Описание работы

Торговля в России с каждым годом наращивает свои объемы, расширяется и углубляется ассортимент продаваемой продукции, увеличивается количество торговых предприятий и численность работников в данной отрасли. Однако в сельской местности торговля не достаточно развита и носит в основном стихийный характер. Это объясняется особенностями жизненного уклада сельского населения, низкой заработной платой, отсутствием рабочих мест и как следствие продолжающейся миграцией жителей сел в города.
Повышение эффективности использования производственного и социального потенциала села тесно связано с дальнейшим развитием торговли и совершенствованием торгово-бытового обслуживания в сельской местности. Происходящие в экономике, социальной структуре и жизненном укладе села перемены повышают требования к уровню организации и методам торговли, качеству торгового обслуживания.

Содержание работы

Введение 3
1. Развитие торговли в сельской местности 4
2. Влияние специфики села и преодоления социально – экономических различий между городом и селом на сельский потенциал
Заключение 13
Список использованных источников 14

Файлы: 1 файл

Организация торгового предприятия.docx

— 34.07 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ЮЗГУ) 

Кафедра товароведения и экспертизы товаров 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ  ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Организация, технология, проектирование торгового предприятия»                               

Тема: «Социально-экономическое значение развития торговли на селе » 
 
 
 
 
 

Выполнил:                                                                                           ст., гр. ТН-81

                                                                                                       Мартыненко Н.А.

Проверил:                                                                                                 к.э.н., доц.

                                                                                                           Пикалова М.Б. 

КУРСК 2012

Содержание 

Введение                                                                                                                   3

  1. Развитие торговли в сельской местности                                                   4
  2. Влияние специфики села и преодоления социально –  экономических                    различий между городом и селом на сельский потенциал

Заключение                                                                                                             13

Список  использованных источников                                                                   14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Торговля  в России с каждым годом наращивает свои объемы, расширяется и углубляется  ассортимент продаваемой продукции, увеличивается количество торговых предприятий и численность работников в данной отрасли. Однако в сельской местности торговля не достаточно развита  и носит в основном стихийный  характер. Это объясняется особенностями  жизненного уклада сельского населения, низкой заработной платой, отсутствием  рабочих мест и как следствие  продолжающейся миграцией жителей  сел в города.

       Повышение эффективности использования производственного  и  социального потенциала  села  тесно  связано   с   дальнейшим   развитием   торговли   и совершенствованием  торгово-бытового  обслуживания  в  сельской   местности. Происходящие в экономике,  социальной  структуре  и  жизненном  укладе  села перемены повышают  требования  к  уровню  организации  и  методам  торговли, качеству торгового обслуживания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Развитие торговли в сельской местности

        

         Сельская торговля как составная  часть всей советской торговли  выступает связующим звеном между  производством  и  личным  потреблением,  обеспечивая доведение  товаров  от  производства  до   потребителей   и   удовлетворение платежеспособного  спроса   населения.   В   соответствии   с   общественным разделением труда сельская торговля выполняет важную  роль  в  осуществлении экономических связей между городом и селом.

         Торговля в сельской местности,  отражая сложившуюся структуру  и различия в степени  обобществления  производственной  сферы  села,  осуществляется  в различных организационно-хозяйственных и социальных формах.

         В отношениях потребительской  кооперации с личным  подсобным   хозяйством  населения новым является то, что  кооперативные  организации  призваны выступать не только заготовителями произведенной  продукции,  но  и  активно влиять на увеличение производства продукции в ЛПХ,  содействовать  улучшению условий и повышению заинтересованности в его ведении. Для  этого  необходимо шире использовать такие методы, как оказание помощи населению в  обеспечении молодняком  скота  и  птицы,  а  также  кормами,  заключение  договоров   на производство  продукции  и  продажу  ее  через  потребительскую  кооперацию организация  продажи   населению   садово-огородного   инвентаря,   тары   и упаковочных материалов, минеральных удобрений и др.

         Вклад потребительской кооперациив реализацию продовольственной программы страны может  быть  увеличен  за  счет  расширения  в  ее  системе предприятий пищевой и хлебопекарной промышленности, а также откорма скота  и птицы на собственных откормочных пунктах кооперативных подсобных хозяйств.

     Развитие  закупок и производства продовольственных  и непродовольственных товаров потребительской кооперации позволит более эффективно  использовать производственные и социальные ресурсы  села.  В  реализации  этой  программы кооперативным  организациям   необходима   серьезная   помощь   плановых   и хозяйственных  органов  в  создании  новых  производственных   мощностей   и реконструкции действующих предприятий, обеспечении отдельными  видами  сырья и технологического оборудования.

         В  настоящее   время   наряду   с   развертыванием   сети предприятий общественного питания в  сельской  местности  особое  внимание  должно  быть обращено на  повышение  качества  обслуживания,  увеличение  производства  и реализации полуфабрикатов,  кулинарных  и  кондитерских  изделий,  улучшение организации питания школьников, а также  работников  сельскохозяйственных  и промышленных предприятий  непосредственно  в  местах  производства.  Решение настоятельных  и  сложных  задач  совершенствования   системы   торговли   и общественного питания на селе, укрепление  ее  материально-технической  базы требуют не только  привлечения  средств  потребительской  кооперации,  но  и более полного использования в этих целях  возможностей  сельскохозяйственных и промышленных предприятий и объединений.

     В результате массового перепрофилирования за годы реформ торговых предприятий  на селе сложившаяся инфраструктура обеспечения необходимыми товарами продовольственного и непродовольственного назначения была частично разрушена. Такая  ситуация приводит к отсутствию в  некоторых муниципальных образованиях области товаров не только широкого спроса, но и даже первой необходимости, невозможности приобретения без  значительных затрат времени и финансовых ресурсов жителями области социально  значимых товаров и услуг. Поэтому  необходима четкая региональная политика в этом вопросе.

     Высокий уровень цен на большинство предоставляемых  торговых услуг, отдаленность объектов розничной продажи товаров, острая нехватка таких предприятий является главным сдерживающим фактором роста  их потребления сельским населением, с одной стороны, а с другой – приводит к недополучению самими розничными предприятиями возможного максимума прибыли. Нарушение рациональности в товародвижении продуктов питания и результатов труда жителей сельской местности в рамках личных подсобных хозяйств, разрушение механизма деятельности ранее существовавших заготовительных контор, отсутствие тесных связей между потребительскими обществами различных районов области приводит к накоплению излишков отдельных видов продовольствия в одних районах области и их отсутствию в других.

     Потребкооперация  во многих регионах России утратила свою основную первоначальную функцию –  закупку и перераспределение  сельхозпродукции, животноводческого, лекарственно-технического сырья. Поэтому  личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства сдают произведенную  ими продукцию различным перекупщикам зачастую по бросовым ценам, не получая заработанного ими дохода.

     Эти факторы усиливают социальное неравенство  между городским и сельским населением и влияют на продолжающийся отток населения в город.

     Несмотря  на то, что темпы роста торговли почти в два раза превышают  темпы роста экономики страны в целом и отрасль занимает лидирующее место по доле налогов, отчисляемых  в бюджет, государство не уделяет  должного внимания дальнейшему развитию торгового сектора, особенно в сельской местности.

     В целом можно констатировать, что  развитие оптово-розничной торговли на продовольственном рынке страны, особенно в сельской местности проходит стихийно, без анализа и прогноза последствий этого процесса со стороны  государства, при слабом использовании  им правовых, организационных и экономических  мер регулирования. Причем это регулирование затрудняется не только из-за отсутствия у государства необходимых финансовых ресурсов, но и незнания фактического положения и не владения ситуацией в силу отсутствия для этого необходимой информационной базы.

     Одной из основных проблем торговой отрасли  России, требующей решения на федеральном  уровне, является отсутствие законодательной  базы и государственной координации. Вся ответственность по вопросам анализа, регулирования и перспективы  развития торговли перенесена на уровень  регионов, но их полномочия при этом не определены. С 1992 г. в стране действует  указ «О свободе торговли» и 600 дополняющих  и уточняющих подзаконных актов. Но многих вопросов этот указ сегодня  не регулирует. В большинстве регионов нет ни органов управления торговой отраслью, ни законодательной базы. Необходим федеральный закон, который  устанавливал бы общее экономическое  пространство для всей страны и расставлял бы акценты на наиболее важных вопросах, таких как торговля в сельской местности, где проживает значительная часть населения России, являющаяся одновременно основным производителем продовольственной продукции страны на товарный рынок.

     Социальная  эффективность торговли характеризуется  высокой способностью решать задачи по организации потребления товаров, снижению совокупных затрат на потребление  за счет изучения конъюнктуры рынка, ее способности оказывать влияние  на товарное предложение через свои хозяйственные связи с производителями  потребительских товаров, ее влияние  на формирование спроса населения. Необходимо отметить, что сельские торговые предприятия  находятся в этой части в более  выгодном положении, так как предприятия-производители  многих потребительских товаров, особенно продовольственных, размещены именно в сельской местности. Особенности  уклада сельской жизни предполагают также создание и внедрение специфических методов торговли.

     Говоря  о развитии торговли на селе и сельских товаропроизводителях, нельзя не затронуть  проблемы потребительской кооперации. Структура предприятий, как производственная, так и управленческая, доставшихся  от командно-административной системы, принципиально не в состоянии  поддерживать гибкость рыночных отношений.

     Основными причинами снижения удельного веса потребительской кооперации в объеме продаж на региональном уровне являются:

     •  появление новых субъектов рынка  и возросший уровень конкуренции  между ними, способствующими ускоренному  развитию вещевых, смешанных и продовольственных рынков;

     •  снижение покупательной способности  населения, связанное с опережающими темпами роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, низкими доходами населения;

     •  сокращение количества торговых предприятий, расположенных в местах наибольшей концентрации покупательских потоков (райцентрах, крупных населенных пунктах), уменьшение количества специализированных магазинов.

     В качестве основных направлений в  реструктуризации предприятий потребительской  кооперации на перспективу можно выделить следующие:

     ·  создание адекватных рынку организационных структур;

     · формирование комплексной системы торгового обслуживания населения;

     ·  проведение рациональной ассортиментной политики;

     ·  совершенствование типов торговых предприятий;

     ·  рациональное размещение розничной торговой сети;

     · внедрение и совершенствование современных прогрессивных методов продажи товаров;

     ·  внедрение прогрессивных форм организации и стимулирования

труда работников торговых предприятий;

     ·  расширение видов и увеличение объема услуг, предоставляемых торговыми предприятиями.

     Особая  роль в государственном регулировании  развития системы розничной и  оптовой торговли на селе принадлежит  экономическим мерам. Они должны реализовываться через бюджетную, финансово-кредитную, налоговую политику и направляться на укрепление материально-технической  базы оптовой и розничной сельской торговли, на повышение влияния организованных каналов товародвижения, на ценовую  конъюнктуру рынка, на использование  оптовой и розничной торговли на селе для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения.

Информация о работе Социально-экономическое значение развития торговли на селе