Эстетические свойства потребительских товаров и их оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение эстетических свойств шоколада. Для достижения этой цели был поставлен ряд задач:
Изучить потребительские свойства товаров;
Изучить эстетические свойства потребительских товаров и методы их оценки;
Изучить состав и основные свойства шоколада;
Провести оценку эстетических свойств шоколада.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Эстетические свойства потребительских товаров 4
1.1. Свойства потребительских товаров 4
1.2. Эстетические свойства потребительских товаров 10
1.3. Оценка эстетических свойств 17
Глава 2. Оценка эстетических свойств шоколада 21
2.1. Состав и методы производства шоколада 21
2.2. Требования к качеству шоколада 26
2.3. Оценка эстетических свойств шоколада 30
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_Товароведение_К41_Бессонова.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Применение заменителей  какао-масла позволяет снизить  затраты, при этом качество изделий  не изменяется, а иногда и улучшается. Используя жиры-заменители какао-масла, можно также увеличить срок хранения изделий и предотвратить жировое поседение шоколадных изделий, особенно с высоким содержанием какао тертого. Они придают шоколаду необходимые свойства, такие, как твердость и хрупкость при температуре окружающей среды, блеск, быстрое и достаточное плавление во рту.

 

 

2.2. Требования к качеству шоколада

 

Требования к качеству шоколада, предусматриваются нормативной  документацией для шоколада и  кондитерских изделий. Основным из них  является: ГОСТ 6534-89 «Шоколад. Общие технические условия».

В зависимости от рецептуры  и технологии шоколад изгопзплнют: обыкновенный с добавлениями и без  добавлений:

  • десертный с добавлениями и без добавлений;
  • пористый с добавлениями и без добавлений;
  • с начинками;
  • диабетический;
  • белый.

Органолептические требования к качеству шоколада представлены в  таблице 2.1:

 

Таблица 2.1 – Органолептические  показатели качества шоколада

 

Шоколад должен иметь  твердую консистенцию и однородную структуру (пористый шоколад — ячеистую). Форма шоколадных плиток должна быть правильной, с четким рисунком, без деформации. Поверхность шоколада — блестящая, у орехового и молочного шоколада допускается матовая поверхность. Незначительные дефекты, не портящие внешнего вида шоколада, такие, как крошка, пузырьки, царапины, пятна, проникновение жидкой фазы начинки и фруктов на поверхность, не являются браковочным признаком. Не допускается поседение шоколада.

Стандартные требования по физико-химическим показателям шоколада указаны в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Физико-химические показатели качества шоколада

Степень измельчения  у десертного шоколада без добавлений должна быть не менее 97%, с добавлениями — не менее 96%. У обыкновенного  шоколада степень измельчения ниже, чем у десертного, и должна быть не менее 92%.

Шоколад в виде батонов  с начинкой должен содержать не менее 35% начинки; для шоколада, масса нетто  которого свыше 50 г, содержание начинки  — не менее 20%.

Массовые доли сахара, жира, начинки и влаги в шоколаде должны быть в соответствии с расчетным содержанием по рецептуре с учетом допускаемых отклонений.

 

 Массовая доля общего  сахара (в пересчете на сахарозу) в диабетическом шоколаде должна  быть в соответствии с расчетным  содержанием по рецептуре и  предельным отклонением от расчетного в большую сторону 5,0%, но не более 9%. Массовая доля какао продуктов в шоколаде в зависимости от рецептуры должна быть не менее 25,0%. Количество начинки не должно превышать 50 % массы шоколада. В начинках для шоколада нормируют влажность, а для ореховой, шоколадной и шоколадно-кремовой начинок — содержание жира.

 Влажность шоколада  без добавлений и десертного  с добавлениями не должна превышать  1,2%, молочного — 2% (при содержании  сухого цельного молока — не  более 3%), шоколада с фруктами  — 5%, а обыкновенного с добавлениями — 1,5%.

 В шоколаде ограничивают  содержание клетчатки: в шоколаде  без добавлений — не более  3 %, с добавлениями — не более  4%. Содержание золы, не растворимой  в 10 %-ном растворе соляной кислоты  — не более 0,1 %.

 Нормируют также содержание добавлений. Целые и дробленые орехи и фрукты должны быть равномерно распределены в шоколадной массе.

Факторы, формирующие  качество шоколада: сырье, материалы, технология производства и качество труда.

 Сырье и материалы  оказывают непосредственное влияние на качество шоколада. Ароматизирующие и вкусовые вещества, заменители сахара, применяемые для изготовления шоколада, должны быть разрешены к применению Министерством здравоохранения.

 Качество готового  шоколада зависит от уровня  автоматизации производства, рецептуры, соблюдения технологического режима, квалификации кадров, управления качеством в течение всего производственного цикла. Внедрение прогрессивных технологий — важное условие повышения качества шоколада.

К факторам, сохраняющим  качество продовольственных товаров, относятся: тара и упаковочные материалы, условия и сроки транспортирования, хранения и реализации.

 В соответствии  с ГОСТ 6534-89 «Шоколад. Общие технические  условия», к упаковке предъявляют  следующие требования:

 

  • обертка, фольга и этикетка должны быть целыми, чистыми, без повреждений и обеспечивать сохранность шоколада.
  • коробки и пачки, в которые фасуют шоколад, должны обеспечивать сохранность качества продукта.
  • для каждого наименования шоколада этикетки, пояски, пачки, коробки должны быть художественно оформлены и утверждены в установленном порядке.

Маркировка на шоколаде в плитках массой нетто более 50 г, на коробках и пачках с шоколадом  должна содержать следующие сведения: наименование продукта; товарный знак изготовителя (при наличии); наименование предприятия-изготовителя и его юридический адрес; состав основных компонентов; массу нетто; дату выработки и дату упаковывания; срок хранения и срок годности; сведения о пищевой и энергетической ценности 100 г продукта; указание действующего стандарта; информацию о подтверждении соответствия; данные о пищевых добавках, ароматизаторах.

При маркировке шоколада массой менее 50 г не указывается  состав основных компонентов, сведения о пищевой и энергетической ценности, дата выработки.

 На завернутом диабетическом шоколаде дополнительно указывают: содержание ксилита или сорбита и общего сахара; надпись «Употребляется по назначению врача»; предельную суточную норму потребления ксилита, сорбита — не более 30 г; символ, характеризующий принадлежность продукта к группе диетических изделий.

 При транспортировании  и хранении качество шоколада  не остается без изменений,  поэтому надо создавать условия,  аналогичные стандартному хранению. Наилучший вид транспорта для  перевозки всех продовольственных товаров — рефрижераторы.

 Шоколад должен  храниться при температуре не  выше +18° и относительной влажности  воздуха не более 75% в чистых, хорошо вентилируемых складах,  не зараженных вредителями хлебных  запасов, без резких колебаний  во избежание поседения шоколада и быстрой его порчи. Шоколад не должен подвергаться воздействию прямого солнечного света.

Не допускается хранить  шоколад совместно с продуктами, обладающими специфическим запахом (сельдь, копченые изделия и т.п.).

 Гарантийные сроки  хранения шоколада при соответствующих условиях хранения со дня изготовления составляют: 6 мес. - без добавлений, с добавлением спирта, завернутого фасованного; 3 мес. - с добавлениями; с начинками и диабетического, завернутого и фасованного; 4 мес. - без добавлений весового незавернутого; 2 мес. - с добавлениями весового незавернутого; 1 мес. - белого.

 

2.3. Оценка эстетических свойств  шоколада

Эстетические свойства удовлетворяют эстетические потребности  человека, показателями эстетических свойств шоколада служат: внешний (товарный) вид, целостность, информационная выразительность, совершенство производственного исполнения. Все эти показатели в основном, относятся к упаковке и упаковочным материалам шоколада.

 Немаловажное значение  имеют фирменный стиль, упаковка  и маркировка шоколада. Укрепление с помощью дизайна престижа фирмы, усиление «узнаваемости» своих товаров для удержания определенного сегмента рынка – вот к чему стремятся многие крупные отечественные и зарубежные фирмы. Например, компания «Красный октябрь» многие десятилетия использует отличительную обертку для шоколада «Алёнка» с преобладанием желтого цвета с фотографией девочки, как символа этого товара.

Для проведения оценки эстетических качеств шоколада необходимо сравнить эстетические свойства несколько видов шоколада разных производителей:

  1. "Schogetten" молочный шоколад с дроблеными лесными орехами: картонная упаковка с ярким рисунком: на зеленом фоне дольки шоколада и изображены лесные орехи, шоколад упакован в фольгу и разделен на дольки;
  2. Alpen Gold «Фундук»: обертка зеленого цвета с изображением двух долек шоколада и лесными орехами, упаковка может заклеиваться после открытия шоколада, но негерметично;
  3. Воздушный белый пористый с фундуком: обертка голубого цвета с зеленым краем и изображением трех долек белого шоколада, может заклеиваться после открытия;
  4. Confina с орехами: зеленая бумажная обертка со светло-зелеными разводами с изображением трех долек шоколада и лесными орехами, шоколад упакован в фольгу;
  5. Milka с лесными орехами, обертка фиолетового цвета с изображением долек шоколада и лесных орехов и лесных орехов, так же на обертке есть яркая зеленая полоса, упаковку можно повторно заклеить после открытия.

На упаковке шоколада  с орехами присутствует зеленый  цвет, так как он ассоциируется  у потребителей с данной добавкой. Кроме того упаковка каждого производителя шоколада имеет свои отличительный черты, что помогает отличать шоколад одного производителя от другого. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что все представленные образцы имеют высокие эстетические свойства: обладают приятным внешним видом, высокой информационной выразительностью и определенными отличительными чертами.

 

Заключение

 

Качество является одной  из основополагающих характеристик товара, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности.

Потребительная стоимость, или потребительская ценность товара, показывает степень удовлетворения конкретных нужд человека своими свойствами. Потребительские свойства товара —  это свойства, которые обуславливают его полезность в процессе эксплуатации и потребления.

Номенклатура потребительских  свойств и их показателей определяется особенностями и назначением  товара. В зависимости от особенностей потребительские свойства и показатели качества подразделяются на группы: по назначению, надежности, эргономическим, эстетическим, экологическим, по безопасности и по другим признакам.

Эстетические свойства — способность товаров выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека.

Эстетические свойства вещей изучает эстетика — наука о сущности и формах прекрасного в природе, предметах, художественном творчестве и жизни.

Большинству потребителей присуще стремление к красоте, гармонии, однако представления о них у разных людей, проживающих в различных регионах земного шара и в разные эпохи, неодинаково. Неодинаковы эти представления и у людей одной страны, местности, даже одной семьи. Эстетические потребности очень индивидуальны, что предопределяет сложность обеспечения эстетических свойств товаров.

Эстетические свойства подразделяются на следующие группы: показатели информационной выразительности, рациональности формы, целостности композиции и совершенства производственного исполнения.

Все эти показатели, в свою очередь, разбиваются на единичные показатели.

Шоколад — термин, обозначающий различные виды кондитерских продуктов, изготавливаемых с использованием плодов какао.

Шоколад должен иметь  твердую консистенцию и однородную структуру (пористый шоколад — ячеистую). Форма шоколадных плиток должна быть правильной, с четким рисунком, без деформации. Поверхность шоколада — блестящая, у орехового и молочного шоколада допускается матовая поверхность.

Эстетические свойства удовлетворяют эстетические потребности человека, показателями эстетических свойств шоколада служат: внешний (товарный) вид, целостность, информационная выразительность, совершенство производственного исполнения. Все эти показатели в основном, относятся к упаковке и упаковочным материалам шоколада.

Для проведения оценки эстетических качеств шоколада было проведено сравнение эстетических свойств нескольких видов шоколада разных производителей. Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что все представленные образцы имели высокие эстетические свойства: обладают приятным внешним видом, высокой информационной выразительностью и определенными отличительными чертами.

 

Список использованных источников

 

 

  1. ГОСТ 6534-89 Шоколад. Общие технические условия.
  2. Аверин А.В Товароведение, экспертиза и стандартизация: Учебное пособие. - М.: МИЭМП, 2010. – 133 с.
  3. Горун Е.Г., Шленская Т.В., Дмитриева С.Н. Теоретические основы товароведения и экспертизы: Учебное пособие. - М.: МГУТУ, 2008.
  4. Николаева М. А. Товарная экспертиза. Учебник для вузов. — М.: Издательский дом "Деловая литература", 1998. — 288 с.
  5. http://www.komus.ru/
  6. http://www.milka.co.uk/
  7. http://www.schogetten.de/
  8. http://www.znaytovar.ru/

Информация о работе Эстетические свойства потребительских товаров и их оценка