Экономическая деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

В настоящие время главной целью торговых предприятий должно быть получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..... 4

1. Общая характеристика предприятия ……………………..………......... 6

2. Изучение технико-экономической деятельности предприятия………………………………………...…………………... . 11

2.1. Механизм управления и стратегия развития предприятия………… 11

2.2. Технико-экономическая деятельность предприятия……………….. 13

3. Изучение инновационной и инвестиционной деятельности

предприятия …………………...……………………………………...…. 16

4. Изучение планирования и прогнозирования деятельности

на предприятии……………………………...………………………….… 20

5. Анализ хозяйственной деятельности предприятия...………………….. 21

5.1. Анализ финансового состояния предприятия...………………...…... 21

5.2. Анализ формирования и распределения прибыли……..…………… 26

5.3. Анализ трудовых ресурсов…………………………………………… 31

6. Факторы, влияющие на уровень производительности труда на

предприятии………………………………………………………………. 34

7. Формирование ассортимента продукции предприятия………………... 39

8. Учет поступления и реализации товаров в торговле…………………... 45

Заключение………………………………………………………………. 50

Литература………………………………………………………………. 51

Приложения……………………………………………………………... 52

Файлы: 1 файл

Практика товароведа.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

 
 
           Данные таблицы 2.6 свидетельствуют  о том, что увеличение стоимости  имущества обусловлено увеличением, как собственных средств предприятия, так и заемных. Собственный капитал  увеличился на 16 млн. руб. или на 8 %. Параллельно  с этим произошло незначительное увеличение заемных средств на 570 млн. руб. %, или на  30 %. 
 
              
 
              Обращает на себя внимание тот факт, что в составе заемных средств значительный объем занимает кредиторская задолженность, при незначительной величине кредитов банков. В целом наблюдается низкая автономия ТД, т.е. низкий удельный вес собственного капитала и высокая степень использования заемных средств. 
 
              На рисунке 2.2 показаны изменения относительных объемов собственного и заемного капитала предприятия за отчетный период. 
 
                                  
 
                                 На начало периода 
 
 
 
                                
 
                                     На конец периода 
 
 
 
1 – собственные средства 
 
2 – заемные средства 
          Для анализа финансовой устойчивости традиционно применяется целый ряд коэффициентов. Они в определенной степени показывают уровень финансовой устойчивости, но не отвечают на вопрос, достаточен ли такой уровень. Коэффициенты могут служить отправной точкой для оценки финансовой устойчивости, однако, с некоторыми оговорками и уточнениями. Объективную оценку степени финансовой устойчивости организации дают эти показатели в комплексе. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных средств и др. 
 
           Рассмотрим коэффициенты, традиционно используемые для оценки финансовой устойчивости предприятия.

 

  Таблица 2.11 -Показатели, характеризующие     платежеспособность и устойчивость финансового состояния предприятия.

 
 
 
Показатели
 
Предыдущий 
 
год
 
Отчетный 
 
год
 
Отклонение 
 
(+,-)
 
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
 
-0,37
 
-0,42
 
-0,05
 
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами
 
0,9
 
0,92
 
0,02
 
Коэффициент финансовой независимости
 
0,09
 
0,08
 
-0,01
 
Коэффициент финансовой устойчивости
 
0,09
 
0,07
 
-0,02
 
Общая рентабельность производственного  капитала
 
0,24
 
0,13
 
-0,11
 
Отдача основных производственных средств
 
87,05
 
76,87
 
-10,18
 
Коэффициент оборачиваемости оборотных производственных запасов
 
20,93
 
18,48
 
-2,45
 
Коэффициент оборачиваемости всех оборотных активов
 
69,07
 
61,0
 
-9,07

 
           

                  

 Чем больше доля собственного капитала, в общей стоимости имущества предприятия, тем устойчивее его финансовое состояние. Снижение его уровня свидетельствует о повышении уровня финансового риска. Но на данном предприятии коэффициент финансовой независимости ниже нормативного уровня. Это говорит о том, что финансовое состояние предприятия является неустойчивым. 
            
5.2 Анализ формирования и распределения прибыли 
        
Прибыль является обобщающим показателем деятельности предприятия, источником его развития и стимулирования труда работников. Планируемым показателем прибыли является налогооблагаемая прибыль. Она представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг), прибыль (убытки) от операционной деятельности, а также прибыль от внереализационных операций.  
 
        
Планирование прибыли производится двумя методами – прямого счета и аналитическим. Метод прямого счета состоит в том, что прибыль рассчитывается по каждому виду изделий или группам однородных изделий как разность между объемом их реализации в отпускных ценах (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизных сборов и других налогов из выручки) и их полной себестоимостью. При сформированном портфеле заказов балансовая прибыль от реализации продукции определяется путем умножения прибыли по изделиям на их количество. Метод прямого счета прибыли отличается высокой точностью, но является достаточно трудоемким. Если производственная программа на плановый год неизвестна, что характерна для рыночной экономики, плановая прибыль рассчитывается аналитическим методом с использованием показателя прибыльности продаж и планового объема реализации. Этот метод применяется в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также является дополнением к прямому методу (в качестве проверочного). 
 
        
Основной частью налогооблагаемой прибыли является прибыль от реализации продукции. Она рассчитывается исходя из планируемой выручки от реализации продукции и ее себестоимости.  
 
На изменение налогооблагаемой прибыли влияют факторы, формирующие величину общей суммы брутто-прибыли от обычной деятельности, а также: показатели изменения прибыли для налогообложения; прибыль от ценных бумаг и т.д., облагаемая налогом по специальным ставкам; льготы по налогу на прибыль. 
 
Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей. Она представляет собой разность между суммой брутто-прибыли и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей организации, покрываемых за счет прибыли. Ее величина зависит от факторов изменения общей суммы брутто-прибыли и факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей сумме брутто-прибыли.  
 
Чистая прибыль используется в соответствии с уставом организации, за счет нее выплачиваются дивиденды акционерам, создаются фонды накопления, потребления, резервный и т.д. В процессе анализа следует исследовать динамику и выполнение плана по использованию чистой прибыли, причины отклонений от бюджета. Необходимо проанализировать динамику доли прибыли, которая идет на выплату дивидендов держателям акций и самофинансирование организации. Исследуется динамика таких показателей, как сумма реинвестированной прибыли на одного работника, сумма выплат прибыли на одного работника, процент обновления материально-технической базы организации. Эти показатели сравниваются с данными других организаций и средними по отрасли.  
 
Необходимо уделить внимание исследованию дивидендной политики организации, оказывающей влияние на структуру капитала и инвестиционную привлекательность субъекта хозяйствования. Если дивидендные выплаты высокие, то скорее всего организация работает успешно и в нее выгодно вкладывать капитал. Но при этом имеет значение анализ доли прибыли, которая направляется на обновление и расширение производства. В процессе анализа рассчитывают показатели дивидендных выплат, курсов акций, чистой прибыли на одну акцию, проводят исследование динамики этих показателей, устанавливают влияние факторов на их изменение. 
 
Налогооблагаемая прибыль делится на прибыль: 
 
 
- уплачиваемую в бюджет в виде налога на недвижимость и налога на прибыль; 
 
 
- остающуюся в распоряжении предприятия. 
 
            
Из прибыли оставшейся в распоряжении предприятия, производится выплата налогов и платежей штрафного характера (налог на недвижимость за незавершенное строительство, штрафные санкции в бюджет), производятся отчисления в централизованные фонды вышестоящих организаций. Оставшуюся часть прибыли называют прибылью к распределению (на уровне плана прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, является прибылью к распределению).  
 
            
Прибыль оставшаяся в распоряжении предприятия, или так называемая чистая прибыль, распределяется предприятием самостоятельно. Регулятором распределения являются рекомендации по образованию резервного фонда, фондов накопления, потребления и т.д.   
 
           
Из чистой прибыли прежде всего создается резервный фонд для обеспечения выплат работникам заработной платы, а также предусмотренных законодательством, коллективными и трудовыми договорами гарантийных и компенсационных выплат в случае экономической неплатежеспособности нанимателя или ликвидации организации. Отчисление прибыли в резервный фонд производится по итогам работы предприятия за год, а в текущем году могут осуществляться авансовые отчисления. Часть прибыли может направляться в фонд пополнения недостатка собственных оборотных средств. 
 
            
Далее предприятие формирует фонд накопления и фонд потребления. Отношение между прибылью, направляемой в фонд накопления и в фонд потребления, считается оптимальным при соотношении 60% и 40% соответственно. Следует иметь в виду, что фонд накопления формируется также и за счет других источников.  
 
             
По смете фонда накопления формируются: 
 
 
- затраты на строительство новых объектов, расширение, реконструкцию, перевооружение действующего производства; 
 
 
- затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по созданию и освоению новых видов продукции и технологических процессов; 
 
 
- затраты капитального характера по улучшению качества продукции, совершенствованию технологии и организации производства; 
 
 
- затраты по модернизации оборудования; 
 
 
- прирост собственных оборотных средств; 
 
 
- затраты на оплату работ по сооружению охранной и пожарной сигнализации; 
 
 
- затраты капитального характера на осуществление природоохранных мероприятий; 
 
 
- расходы на погашение долгосрочных кредитов и уплата процентов по ним; 
 
 
- другие виды затрат. 
 
              
По смете фонда потребления финансируются: 
 
 
- расходы на выплату вознаграждений по итогам работы за год; выплату единовременных поощрений отдельных работников за выполнение особо важных производственных заданий; на оказание материальной помощи рабочим и служащим; на оказание материальной помощи рабочим и служащим; выплату единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам; оплату дополнительных отпусков; 
 
 
- расходы по предоставлению питания бесплатно или по льготным ценам в столовых и буфетах; 
 
 
- затраты на строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских садов и т.д.; 
 
 
- расходы по материальному поощрению работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив; 
 
 
- расходы на улучшение культурно-бытового обслуживания работников; 
 
 
- другие виды выплат и затрат. 
 
             
Часть прибыли может планироваться для выплаты дивидендов, взносов, пожертвований на благотворительные цели. Например, взносы для создания акционерных обществ, ассоциаций, объединенных инвестиционных фондов; расходы, связанные с выпуском и распространением акций, облигаций и других ценных бумаг и т.д. Исходя из направлений использования прибыли, разрабатываются сметы расходов с соответствующими расчетами и обоснованиями. 
 
            
Итоги расчета плановой прибыли и ее распределение находят отражение в финансовом плане.   
 
            
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции. В соответствии с источниками рассчитывается ряд резервов: 
 
1.                Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции надо выявленный резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида. 
 
2.                Расчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста. 
 
3.                Резерв за счет улучшения качества продукции определяется следующим образом: планируемое изменение удельного веса продукции каждого сорта умножается на отпускную цену продукции соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный (планируемый) объем реализации продукции. Аналогично подсчитываются резервы прибыли за счет изменения рынков сбыта, каналов распределения и сроков реализации. 
 
             
Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются факторы увеличения суммы прибыли от реализации продукции и снижения ее себестоимости. 
                          
5.3 Анализ трудовых ресурсов 
             
Обеспеченность предприятия персоналом определяется сравнением фактического количества работников по категории и профессии с плановыми потребностями. Особое внимание уделяется анализу обеспеченности предприятия кадрами наиболее важных профессий. Необходимо анализировать и качественный состав по уровню.    
 
             
В процессе анализа целесообразно выявить резервы сокращения потребности в трудовых ресурсах за счет: более полного использования рабочей силы; роста выработки; интенсификации, механизации и автоматизации производства; внедрения новой техники, технологии совершенствования организационной системы.  
 
              
Основными задачами анализа являются: 
 
1.     Изучение и оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений, персонала в целом, а также по категориям и профессиям; 
 
2.     Определение и изучение показателей текучести кадров; 
 
3.     Выявление резервов персонала более полного и эффективного использования. 
 
         
С учетом теоретического и методического анализа путей совершенствования организации трудовых процессов магазина можно сделать следующие выводы об организации трудовых процессов на данном торговом предприятии: 
 
а) уровень организации трудовых процессов различается по видам труда. Если при расчетах с покупателями уровень очень высокий, то при организации погрузо-разгрузочных работ уровень трудовых процессов очень низок. 
 
б) благодаря системе сканирования повысилась эффективность работы отдела поставок в ТД «Витязь» из-за большого количества ценной оперативной информации, которая мгновенно поступает на компьютеры менеджеров из торгового зала. 
 
в) руководство ТД «Витязь» идет в хвосте научно-технического прогресса в торговле, внедряя те технологии, которые уже давно имеются в соседних магазинах города и страны, выигрывая исключительно масштабом торговли в головном магазине. 
 
               
Для улучшения своих экономических показателей ТД «Витязь» должен осуществить следующие мероприятия: 
 
-  увеличить количество часов работы в неделю; 
 
- провести аттестацию рабочих мест для повышения эффективности работы персонала; 
 
- потребовать от поставщиков перехода на поставку продукции на поддонах для более технологичной разгрузки; 
 
- повышение материальной заинтересованности работы персонала через распределение части прибыли; 
 
- постоянное повышение квалификации персонала через курсы повышения квалификации; 
 
- постоянно изучать покупательские потоки с помощью анкетирования покупателей. Это позволяет работать на опережение и заранее заказать нужные товар; 
 
- использовать дополнительную рабочую силу для работы на неполный рабочий день часы пик. 
         
6 Факторы, влияющие на уровень производительности   
 
                                    
труда на предприятии 
Важнейшим показателем эффективности работы предприятия является рост производительности труда. Производительность труда характеризует результативность трудовой деятельности человека. Вследствие роста производительности труда то же количество живого труда приобретает способность производить в единицу времени больше изделий. В таком случае затраты живого труда работников на единицу продукции снижаются.  Важно установить зависимость между размером заработной платы и эффективностью работы предприятия с целью создания рычагов управления персоналом. Трудовые доходы каждого работника определяются количеством и качеством его труда, личным вкладом в результаты работы предприятия и зависят от конечных результатов работы предприятия, что является стимулирующим фактором для анализа экономических показателей деятельности предприятия всеми членами коллектива. 
 
            
Повышение производительности труда возможно за счет его интенсификации или применения более прогрессивных технологических процессов и средств труда. Интенсификация труда имеет свои пределы по причине ограниченности физиологических особенностей работника. Чрезмерная напряженность труда оказывает отрицательное влияние на здоровье человека. Интенсивность труда должна быть оптимальной. 
 
             
Использование второго фактора роста производительности труда – новой техники и технологии – не имеет границ, ее развитие питают научные исследования и прикладные разработки. Это направление повышения продуктивности труда предполагает применение прошлого труда, осуществленного в средствах производства. Здесь необходимо сравнивать экономию живого труда и дополнительные затраты прошлого труда. 
 
             
Рост производительности труда возможен при большой организаторской работе, проводимой менеджерами разного уровня – от мастера до руководителя предприятия. Опережение роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы является необходимым условием повышения эффективности производства. С экономической точки зрения такая ситуация означает, что снижается себестоимость продукции. Рост производительности труда является первым источником увеличения объема производства. Второй источник – дополнительный набор персонала. Они действуют одновременно, но решающее влияние должен оказывать прирост производительности труда. В противном случае наблюдается повышение затрат живого и прошлого труда, увеличение себестоимости товара (услуги) и снижение его конкурентоспособности по ценовому фактору. 
 
             
Производительность труда как показатель характеризуется количеством продукции, выпущенной одним работником за определенный период времени (выработка), и количеством рабочего времени, затраченного на единицу продукции (трудоемкость). 
 
            
Выражается производительность труда в натуральных (условно-натуральных), стоимостных или трудовых измерителях. Существует множество разнообразных показателей выработки и трудоемкости, различающихся по измерителям, времени, объекту, предмету. Измерение выработки в натуральном выражении целесообразно только на предприятиях, выпускающих однородную продукцию, которую можно представить в натуральном измерении (тонны, метры, штуки и т.д.). Наибольшее применение натуральный показатель выработки имеет в угольной, торфяной, лесной, металлургической отраслях промышленности, в растениеводстве и животноводстве. Исчисление выработки в натуральном выражении лучше всего отражает изменение производительности живого труда, так как при этом устраняется искажающее влияние ценностных факторов.  
 
              
Однако натуральный показатель выработки имеет свои недостатки. Во-первых, подавляющее большинство предприятий производит продукцию многих наименований, привести которые к одному условному виду зачастую невозможно. Во-вторых, натуральные показатели выработки не могут учесть различное качество одинаковой по наименованию продукции, на производство которой затрачивается различное количество времени. Эти недостатки ограничивают сферу применения натуральных измерителей производительности труда.  
 
           
Стоимостное измерение применимо для любой продукции, но в этом случае искажающее влияние неизбежно  оказывает изменение цен. В условиях высокой инфляции стоимостное измерение выработки дает несопоставимые результаты труда. Необходимо делать сложные перерасчеты для устранения влияния ценностного фактора. Кроме того, на величину показателя выработки оказывают влияние: 
 
    
- материалоемкость продукции, стоимость использованных сырья и материалов; 
 
    
- изменение структуры выпускаемой продукции и удельного веса кооперированных поставок; 
 
    
- различия в уровне рентабельности отдельных видов продукции. 
 
             
Трудовое измерение производительности труда позволяет сравнивать затраты труда на производство однотипной продукции, служит основой для планирования численности персонала и организации производства. Однако частое изменение номенклатуры выпускаемой продукции и норм труда затрудняет использование трудового измерения производительности труда для долгосрочного планирования и анализа. 
 
            
Основным показателем производительности труда является выработка продукции в стоимостном измерении.  
 
             
Выработка в натуральном  измерении, как правило, характеризует только сопоставимую товарную продукцию, но не охватывает всю номенклатуру прочей реализации. Чистая прибыль, приходящаяся на одного работника, также является показателем производительности труда. Она характеризует эффективность живого и прошлого труда. Балансовая прибыль в соотношении с фондом оплаты труда показывает долю неоплаченного труда. Часть этой прибыли предприятие перечисляет в виде налогов. 
 
             
Производительность труда зависит от многих факторов, в том числе от стоимости прошлого труда (активов предприятия), конкурентоспособности предприятия и продукции, конъюнктуры рынка, структуры товара с точки зрения рентабельности и убыточности.  
 
             
Планирование производительности труда состоит в том, чтобы установить темп роста по сравнению с предыдущим годом и определить ее уровень (абсолютный размер выработки на одного работающего в стоимостном или натуральном выражении). Существует два основных метода планирования производительности труда – по численности     и по технико-экономическим факторам. Для малых предприятий и предприятий, выпускающих несопоставимую, по отношению к предыдущему году, продукцию, производительность рассчитывается исходя из плановой численности, установленной по нормам труда. В таком случае выработка определяется при делении планового объема производства, предусмотренного в бизнес-плане, на планируемую численность персонала. 
 
           
Для крупных предприятий, где удельный вес сопоставимой товарной продукции высокий, а нормы труда пересматриваются при инновациях, применяется метод планирования повышения планирования повышения производительности  труда по технико-экономическим факторам. Для того чтобы свести и сопоставить влияние различных факторов на производительность труда, в практике планирования принята их классификация по следующим группам:  
 
1.  Повышение технического уровня производства; 
 
2.  Повышение уровня организации управления, производства и труда; 
 
3.  Увеличение объемов производства (относительная экономия численности всех категорий  работающих, кроме основных производственных рабочих); 
 
4.  Структурные изменения в производстве; 
          
7 Формирование ассортимента продукции предприятия 
         
Большинство ныне действующих фирменных магазинов являются самостоятельными предприятиями. Они участвуют в проведении оптовых ярмарок и осуществляют закупки товаров. Фирменным магазинам предоставляется первоочередное право закупать товары на оптовых яр марках непосредственно от объединений и предприятий промышленно сти. Существующая монополизация рынка отрицательно сказывается на равномерности товарного обеспечения населения республики. Нужно подчеркнуть также отрицательное явление нашей действительности - наличие квот. Никогда распределение не может быть совместимо с цивилизованным рынком. Очевидно, что предприятию невыгодно выпускать данную продукцию в силу экономической ситуации в стране из-за занижения существующих цен. Чтобы товар поступал к по требителю в достаточном количестве необходимо установить такую цену на него, чтобы цена устраивала производителя, а вопросы защиты насе ления от инфляции нужно решать с помощью других методов, не завися щих от диктатуры государства на формирование цены на изделие. Большое значение в улучшении финансового состояния предприятия играет его ассортиментная политика.  
 
    
Общие направления в формировании ассортимента товаров торговых предприятий определяется их ассортиментной политикой, которая отражает требования и формы разделения труда между торговыми предприятиями, имея целью установить принципы подбора товаров, как общие, так и специфические для отдельных торговых предприятий. Ассортиментная политика направлена на управление торговым ассортиментом. Ее основные задачи: 
 
  
-  обеспечить финансовую устойчивость торговому предприятию; 
 
  
-  удовлетворить спрос покупателей; 
 
 
-  гибко реагировать на требования рынка. 
 
Управление ассортиментом предполагает - планирование, т.е. выработку основной политики торгового предприятия, формирование ассортимента и его продажу. Необходимо осуществлять контроль соответствия торгового ассортимента спросу покупателей, полнотой, устойчивостью и обновляемостью ассортимента. 
 
Формирование торгового ассортимента представляет собой подбор различных групп, видов и разновидностей товаров в соответствии соспросом населения. Основными принципами формирования ассортимен та товаров в магазинах являются: 
 
- соблюдение установленного для магазина  ассортиментного профиля; 
 
- обеспечение комплексности в выборе товаров в соответствии со спросом населения; 
 
- расширение ассортимента за счет новых товаров, совершенствование его структуры; 
 
- обеспечение устойчивости ассортимента товаров массового спроса; 
 
- достижение условий, способствующих росту доходов магазина. 
 
Комплексность в выборе является важнейшим принципом, особенно для непродовольственных магазинов. При этом, в них целесообразно создавать потребительские комплексы, объединяющие товары по признаку единства их потребительского назначения. Они позволяют повысить культуру торговли, выявить закономерности и тенденции развития потребностей и формирования ассортимента. 
 
На формирование ассортимента товаров в магазинах действуют об щие и специфические факторы. Влияние общих факторов не зависит от конкретных условий предприятия. Это покупательный спрос и производство товаров. Покупательная способность населения в разные периоды года, определяемая на основе примерных расчетов денежных доходов населения, различна. В зависимости от периода года в Торговом Доме спрос на телевизоры испытывает сезонные колебания. Так, с апреля по июль эта продукция пользуется наименьшим спросом. Но, начиная с августа, спрос на телевизоры резко возрастает, возникает ажиотажный спрос, что связано с увеличением доходов населения в результате уве личения минимальной заработной платы и получения выручки от сельскохозяйственной продукции. В связи с существующей нестабильностью рынка и отсутствием государственных гарантий по сохранению накоплений потребитель стремится вложить их в товар или валюту. Из-за отсут ствия валюты в свободной продаже и существования карательных функций за запрещенные валютные операции у потребителя остается не большой выбор сохранения денежных средств от инфляции - вложить их в товар долговременного пользования. 
 
Учитывая традиционно сложившиеся покупательские предпочтения руководство Торгового Дома "Витязь" уделяет большое внимание вопросам формирования торгового ассортимента. Ассортимент товаров, реализуемый через магазин, складывается из следующих групп товарного поступления: 
 
- пробные партии новых товаров (главная группа, по которой проводится опрос покупателей и дается характеристика учредителю); 
 
-   традиционные (ранее апробированные) товары ПО "Витязь"; 
 
- изделия по товарообмену, то есть от других предприятий, производящих родственные' или дополнительные виды товаров; 
 
-  сопутствующих товаров. 
 
Основой формирования торгового ассортимента фирменного мага зина являются следующие исходные предпосылки: специализация производственного объединения, необходимость выполнения апробации первых партий новых товаров, результаты изучения спроса ипотребительских требований к ассортименту и качеству изделий, расширение ассортимента. Необходимость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия вынуждают работников магазина работать с полной отдачей на рынок, что требует от них комплексного изучения рынка, знания потребителя, целенаправленной торговой, ассортиментной, ценовой и рекламной политики, рационального использования торговых площадей. Это требование выдвигает перед руководством магазина такие задачи, как формирования ассортимента товаров с учетом необходимости равномерного снабжения товарами в широком ассортименте близлежащих районов города и создания населению равных условий для приобретения этих товаров по месту жительства ТД "Витязь" ассортимент представлен широкой группой товаров: телевизоры, электротовары, корпусная и мягкая мебель, ковры, обои, люстры и светильники, обувь и кожгалантерея, косметика и парфюмерия, верхняя одежда, трикотаж, постельные принадлежности, настен ные и ручные часы, сувениры, канцтовары, керамика, хрусталь, фарфор, бытовая химия.                 
 
   
Фирменные магазины располагают такими инструментами торговой политики, как формы и методы торгового обслуживания, реклама, выкладка товаров, спланированный поток покупателей и так далее. Все это позволяет более полно учесть особенности поступления на рынок новых товаров, а также модификаций изделий. 
 
Производственное Объединение "Витязь" заинтересовано в создании фирменных магазинов, поскольку они являются гарантом успешной реализации товара, и, следовательно, позволяют решить проблему сбалансированности спроса и предложения. Фирменный магазин стремится получить и передать изготовителю информацию о спросе и предпочтениях покупателей, что заставит его вновь обратиться к услугам магазина. Таким образом, фирменный магазин, выполняя одну из функций маркетинговой деятельности, является ее составным элементом. 
 
           
Торговый Дом "Витязь" в современных условиях - это специализированное торговое предприятие, которое входит в организационную структуру предприятия - учредителя, торгует производимой продукцией, а также товарами, полученными по бартеру и взаимозачету за электроэнергию, сопутствующими товарами. Торговым Домом получена лицензия на право торговли за валюту, что расширяет сферу деятельности фирменного магазина на жителей российских областей и стран Балтии: Литвы и Латвии - постоянных посетителей магазина. Торговый Дом, как источник информации о спросе покупателей и их предложениях, формирует спрос населения на рынке, осуществляет рекламу новинок и обеспечива ет высокий уровень торгового обслуживания. 
 
             
В условиях возрастающей конкуренции, ТД «Витязь», созданный в 1993 году, торговал с минимально возможными торговыми надбавками, что вместе с грамотной маркетинговой политикой предприятия позволило создать определенный имидж фирменного магазина «Витязь». Население города Витебска знает, что именно в фирменном магазине «Витязь» имеются в продаже  последние модели телевизоров по ценам, меньше чем в других магазинах города.              
 
            
ТД «Витязь» работает в условиях жесткой конкуренции с магазинами города, основными из которых являются магазины ОАО «Веста», «Витязь», «Вулкан», который пользуются одинаковыми торговыми скидками с оптовой партии с магазинами ТД «Витязь», что в данной ситуации быть не должно. Ведь РУПП «Витязь» не использует прибыль ОАО «Вулкан», а прибыль своего фирменного магазина напрямую зависит от количества проданных телевизоров и уровня розничных цен на них. ТД «Витязь» не может сделать розничные цена на телевизоры выше, чем в близлежащих магазинах. Руководству РУПП «Витязь» следует пересмотреть политику применения оптовых скидок. 
 
       
На ближайший год перед РУПП «Витязь» ставится задача увеличить производство телевизоров, которые поступят в продажу в магазины РФ и Беларуси, в том числе и фирменные. А задача предприятий торговли – не допустить затоваривания складов, обеспечив быструю реализацию продукции. 
 
        
           
8 Учет поступления и реализации товаров в торговле 
Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации. 
 
Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно подразделить на три основные части: операции с товарами до предложения их покупателям; операции непосредственного обслуживания покупателей; дополнительные операции по обслуживанию покупателей. 
 
Более четкое снабжение магазинов товарами, не отрывает работников розничных торговых предприятий от выполнения их основных функциональных обязанностей .При рационально организованной централизованной доставке товаров эффективнее используется рабочая сила и транспорт, снижаются издержки обращения. К важнейшим преимуществам централизованной доставки относят возможность комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, сокращение простоя автомашин под погрузкой-разгрузкой, возможность оптимального построения маршрута, наиболее эффективно используется специализированный транспорт, широкое применение находит тара-оборудование. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазинах поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча. 
 
При централизованной доставке завоз товаров в розничную торговую сеть может осуществляться собственным транспортом поста или транспортом общего пользования. Если завоз товаров осуществляется автотранспортом общего пользования, то наряду с договором поставки, который заключается между поставщиком и  покупателем, поставщик заключает договор с автотранспортным предприятием на перевозку грузов. 
 
Оптовые предприятия и другие поставщики, осуществляющие централизованный завоз товаров, проводят следующие подготовительные мероприятия: 
 
анализируют расположение торговой сети, группируют предприятия розничной торговли по типам и объему товарооборота; 
 
рассчитывают грузооборот, оптимальные размеры поставки и частоту завоза товаров, потребность в транспортных средствах и многооборотной таре и разрабатывают рациональные маршруты доставки товаров; 
 
осуществляют подготовку механизмов, транспортных средств и оборудования экспедиционных складов и предприятий розничной торговли для рационального выполнении операций, связанных с доставкой товаров; 
 
устанавливают систему материальной ответственности сторон на выполнение условий централизованной доставки; 
 
Анализируя дислокацию розничной торговой сети, обращают внимание на данные: наименование, типы розничных торговых предприятий, среднемесячный  розничный товарооборот, площадь торгового зала и помещений для хранения товаров, численность работников, режим работы магазина , расстояние от магазина до оптовой базы или другого поставщика. 
 
Частоту и оптимальные размеры завозимых партий товара определяют для того, чтобы обеспечить бесперебойную торговлю товарами соответствующего ассортимента при минимальных размерах товарных запасов. 
 
При определении частоты завоза товаров учитывают физико-химические свойства товаров, предельные сроки их реализации, среднедневной объем продажи, размеры установленных неснижаемых товарных запасов и другие факторы. 
 
Количество заказываемых товаров должно полностью обеспечивать устойчивость ассортимента и бесперебойную их продажу до очередного завоза и вместе с тем  исключать образование излишних запасов. При определении этого количества учитывают частоту завоза товаров и среднедневную их реализацию, неснижаемые запасы и остатки товаров на день завоза. 
 
Товары-новинки, которыми магазин ранее не торговал и возможная среднедневная реализация которых неизвестна, рекомендуется для начала заказывать небольшими пробными партиями. 
 
Централизованная доставка товаров должна осуществляться по строго установленным графикам, представляющим собой расписание времени отборки и доставки товаров в магазины. 
 
При составлении графиков учитывают размещение розничной торговой сети, объем завозимых товаров и периодичность их завоза, особенности эксплуатации используемого транспорта. 
 
В основе расчетов потребности в транспортных средствах лежат данные об объемах заявок розничных торговых предприятий, грузоподъемности транспортных средств и среднем количестве рейсов. 
 
В системе мероприятий, направленных на обеспечение рациональной организации централизованного товароснабжения розничной торговой сети, важная роль принадлежит разработке технологических схем товароснабжения, основанных на применении взаимоувязанных транспортных систем. Схемы с использованием тары-оборудования предусматривают выполнение следующих основных операций: комплектование ассортимента товаров для каждого магазина и укладка их в контейнер; зачисление и пломбирование контейнера; доставка и передача опломбированных контейнеров и сопроводительных документов в экспедицию оптовой базы; группировка контейнеров по принятым маршрутам; оформление передачи загруженных контейнеров водителям транспортных средств; погрузка и крепление контейнеров в кузове транспортного средства; доставка контейнеров с товарами на розничное торговое предприятие выгрузка контейнеров и перемещение их в зону приемки, хранения или в торговый зал магазина; оформление сдачи-приемки контейнеров с товарами; прием, погрузка и доставка на базу порожних контейнеров. 
 
Использование контейнерной доставки товаров в магазины позволяет существенно сократить численность работников, занятых переноской и перемещением товаров упрощает организацию товароснабжения магазинов и облегчает внутри магазинное перемещение товаров, создает условия для более элективной эксплуатации автотранспорта и торговой площади магазинов. 
 
Наряду с тарой-оборудованием для доставки товаров в розничную торговую сеть используется специальная многооборотная ящичная и текстильная тара. 
 
 
Для упрощения управления процессом товароснабжения могут использоваться технологические карты, которые являются детальной разработкой важнейших составных элементов централизованной доставки товаров в розничные предприятия торговли. В них указывается день, время доставки товаров в магазин, номер автомашины, обслуживающей маршрут, фамилия водителя, размер партии товара и другие данные. 
 
Оперативное управление доставкой товаров в розничные предприятия осуществляется диспетчерскими службами. 
 
Они собирают и обобщают информацию, поступающую от магазинов, и оперативно передают ее коммерческим службам предприятий.для принятия необходимого решения о завозе товаров. 
 
         
Из этого следует сделать выводы, что: 
 
- завоз товаров должен осуществляться в соответствии со спросом населения и установленным для магазина обязательным ассортиментным перечнем. 
 
- основные принципы технологического процесса завоза товаров в розничные торговые предприятия: планомерность, ритмичность, экономичность, оперативность, централизация.             
 
- наиболее эффективной для розничных торговых предприятий является централизованная доставка товаров, которая ведет к снижению издержек обращения. 
 
- рациональное использование транспортных средств снижает расходы на перевозки, которые составляют значительную часть издержек обращения. 
 
- необходимо внедрять современные средства автоматизации и механизации, чтобы сокращать до минимума потери товаров в процессе доставки. 
 
- широкое применение тары-оборудования и многооборотной тары.  
                                                
Заключение 
              
В мировой практике торговым домом принято считать крупную оптово-розничную фирму, интегрированную в сфере производства и финансов. 
 
             
Торговый дом представляет собой многопрофильную организацию, осуществляющую операции по широкой номенклатуре товаров и услуг. В его функции входят: организация производственной кооперации, научно-технического сотрудничества, участие в кредитно-финансовых операциях, приобретение предприятий экспортной направленности, сдача в аренду оборудования, сервисно-ремонтные работы, складирование, консультационные услуги. 
 
              
Торговый дом в отличие от бирж предполагает простую схему движения товара. Между изготовителем и потребителем остается один посредник – торговый дом. Именно он оказывает любые виды посреднических услуг, обеспечивающих доведение товара от производства до потребителя. Торговые дома достаточно хорошо приспособлены к ведению операций с потребительскими товарами: одеждой, бытовой техникой и другое. Как крупные оптовые покупатели, они способны приобретать товары большими партиями со значительной скидкой. 
 
              
Торговые дома работают более эффективно, чем товарные биржи по доведению товаров до потребителей: устраняется многозвенность хозяйственных связей и продвижения товара, закупаются крупные партии товаров, снижаются цены, стабилизируется расчетная дисциплина. 
 
              
Торговые дома могут развиваться за счет привлечения не только отечественного, но и иностранного капитала.                                                                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение А 
 
Показатели ликвидности ТД «ВИТЯЗЬ»

 
Показатели
 
На начало года
 
На конец года
 
Изменение
 
1
 
2
 
3
 
4
 
1 Оборотные активы – оборотные  средства (итог раздела II актива баланса), млн. руб.
 
1398
 
1744
 
346
 
1.1 Запасы
 
31
 
44
 
13
 
1.2 Денежные средства и финансовые  вложения
 
84
 
191
 
107
 
1.3 Дебиторская задолженность
 
144
 
64
 
-80
 
2 Краткосрочные обязательства, млн.  руб.
 
191
 
215
 
24
 
3 Коэффициент соотношения оборотных  средств и краткосрочных обязательств
 
7,3
 
8,1
 
0,8
 
4 Коэффициент соотношения материальных  оборотных средств и краткосрочных  обязательств
 
0,16
 
0,2
 
0,04
 
5 Показатели ликвидности
     
 
5.1 Коэффициент текущей ликвидности
 
7,3
 
8,1
 
0,8
 
5.2 Коэффициент “критической ликвидности”
 
1,19
 
1,18
 
-0,01
 
5.3 Коэффициент абсолютной ликвидности
 
0,43
 
0,89
 
0,46
 
5.4 Доля денежных средств, краткосрочных  финансовых вложений в оборотных  активах
 
0,04
 
0,06
 
0,02

 
                                                                                                       
                                                                                                    

                     

 Приложение Б 
 
          
Показатели финансовой устойчивости ТД «ВИТЯЗЬ» за 2007 год

 
 
 
Показатели
 
 
 
На начало года
 
 
 
На конец года
 
 
 
Отклонение (+,-) 
 
1 Собственные источники предприятия,  млн. руб.
 
192
 
208
 
16
 
2 Заемные источники предприятия,          млн. руб.
 
191
 
215
 
24
 
3  Из них долгосрочные финансовые обязательства, млн. руб.
 
-
 
-
 
-
 
4  Внеоборотные (долгосрочные) активы, млн. руб.
 
717
 
947
 
230
 
5  Сумма источников предприятия (итог баланса), млн. руб.
 
2115
 
2692
 
577
 
6  Коэффициент собственности
 
0,09
 
0,08
 
-0,01
 
7  Коэффициент соотношения заемного и общего капитала
 
0,09
 
0,08
 
-0,01
 
8  Коэффициент соотношения заемных и собственных источников
 
0,99
 
1,03
 
0,04
 
9  Коэффициент обеспеченности внеоборотных активов собственными источниками
 
3,73
 
4,55
 
0,82
 
10  Коэффициент обеспеченности внеоборотных активов перманентным капиталом
 
3,73
 
4,55
 
0,82
 
11 Коэффициент финансовой устойчивости
 
0,91
 
0,92
 
0,01

 
 
 
         


Информация о работе Экономическая деятельность предприятия