Использование штрих кода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 06:09, курсовая работа

Описание работы

С развитием информационной технологии всё острее встаёт вопрос быстрого и надёжного ввода информации о товаре в ЭВМ для последующего быстрого решения задач, связанных с фиксацией факта его поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы движения.
В последние года наиболее перспективным и быстро развивающимся направлением автоматизации процесса ввода обработки информации становится штриховое кодирование.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
Глава1. Теоретическая часть. Использование штрих кода…………………..3
1.1. Понятие и использование штриховых кодов…………………………….3
1.2. Виды штриховых кодов……………………………………………………6
1.3. Методы кодирования………………………………………………………9
1.4. Нанесение и считывание штриховых кодов……………………………..13
Глава 2. Практическая часть. На примере торговой организации…………..30
2.1. Характеристика предприятия и используемая система штриховых кодов…………………………………………………………………………….30
2.2. Фальсификация штрих кодов и способы борьбы………………………..33
2.3. Эффективность применения штрих кодов……………………………… 35
2.4. Основной вид штрих кода встречаемых в магазине, способ его определения……………………………………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………….38
Использованная литература…………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Курсовая использование штрих кода.docx

— 990.72 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Методы кодирования

 

Как правило, при кодировании товаров  используют в основном 10 –разрядный штриховой код, удобный для машинной обработки данных.

Для образования кода применяют регистрационный  и классификационный порядок.

Регистрационное кодирование осуществляется порядковым номером. Это самый простой метод  и кодовыми обозначениям в этом случае являются натуральные числа. Разновидностью этого метода является серийно-порядковый метод.

К классификационному методу относятся последовательный и параллельный метод кодирования. Последовательный метод применяют  для объектов разделённых по иерархическому методу. В его кодовом обозначении  указываются признаки классификации. По этому методу образуются коды продукции  в ОКП. Параллельный метод применяется  для объектов, разделенных по фасетному  методу, при сочетании иерархического и фасетного методов. В этом случае значение каждой части кодового обозначения  не зависят от других.

В современных  условиях применяются много различных  по типу стандартов ШК, которые можно  разделить на две группы: товарные и технологические.

В данное время в мире используют несколько  основных систем штрихового кодирования:

- Западногерманская система BAN. Эта система введена в ФРГ в 1968 году и является усовершенствованной формой прежней идентификации. Символ кода состоит из 8 цифр: первая и вторая цифра содержат информацию о виде товара; третья – номер товарной группы; четвёртая – номер ассортиментной группы; пятая, шестая и седьмая – порядковый номер товара; восьмая – номер пробы.

 

Рис.5. Западногерманский метод кодирования BAN

В таком  виде BAN применяется только для обозначения потребительских товаров.

-Американская система UPC. Она введена в 1973 году в США и Канаде и была приспособлена к системе розничной торговли. Символ кода обозначается 12 цифрами, так как префикс стран в этой системе всегда состоит из 2-х цифр. Каждая позиция года образуется двумя тёмными и двумя светлыми штрихами. Ширина и расстояние между этими знаками отмеряется с помощью фотоэлектронного устройства. Символ кода UPC состоит из 2-х частей – левой и правой. Каждая часть имеет форму прямоугольника. Элементы левой части представляют собой зеркальное отражение правой. Светлая полоса означает ноль, темная – единицу. Прочтение символа совершается посредством движения луча света фотоэлемента, который должен быть направлен под углом 1800, чтобы охватить обе стороны символа.

Код UPC бывает 3-х видов:

  • UPC – A – содержит 11 информационных и 1 контрольный знак. Предназначен для кодирования продовольственных и непродовольственных товаров, продаваемых через супермаркеты
  • UPC – D – предназначен для кодирования непродовольственных товаров. Кодируется любая информация.
  • UPC – E – имеет 6 знаков распространён и является половиной версией UPC – A. Применяется для кодирования товаров малыми геометрическими размерами.

-Европейская система EAN. Эта система используется с 1977 года. Для её введения была основана международная европейская ассоциация кодирования товаров (JANA). Данная система представляет собой международный стандарт, в соответствии с которым осуществляется разработка технических средств для нанесения и считывания кодов обозначений. Символ кода состоит из цифровых обозначений и штрихов. Цифровые обозначения состоят из 8, либо из 13 цифр.

 

Рис.6. Европейский метод кодирования EAN

 

Последняя цифра – контрольный индекс, в  коде EAN – 13 его можно рассчитать самостоятельно по следующей схеме:

  1. Складываются цифры, стоящие на чётных позициях кода;
  2. Результат умножается на 3;
  3. Складываются цифры на нечётных позициях кода№
  4. Суммируется результат 2 и 3 действия;
  5. Контрольная цифра представляет собой разность между итоговой суммой и близлежащим к ней высшим числом, кратным 10.

Код EAN не классифицирует, а идентифицирует товары таким образом, что никакой другой товар не может иметь такого же кода. Его наличие позволяет потребителю определить страну-импортёра товара, его конкретный номер, предъявить при необходимости претензии к качеству товара и его безопасности.

-Японская система CALRA-CODE. Эта новая система кодирования, введена в Японии в 1987 году и представляет собой графический год. Он состоит из 10 больших квадратов, каждый из которых разделён на меньшие одинаковые величины, им приписываются конкретные цифры – 1,2,4,8. Эта система более проста в применении. Она содержит большой объём информации, причем устройство для её расшифровки дешевле и эффективней при нечётном шрифте. Её можно прочитать при искажении квадрата до 1 мм. Данная система применяется только в Японии, так как не получила распространения в других странах.

 

1.4. Нанесение и считывание  штриховых кодов

 

Как правило, внутренний штрих-код  товара образуется на основании уникального  признака присущему товару - обычно это код товара в справочнике  товаров или код единиц в справочнике  единиц.

Размещая штриховой код  на упаковке, этикетке, ярлыке, нужно  исходить из целесообразности, удобства пользования, нанесения, влияния на внешний вид упаковки, ярлыка, размеров и массы упаковки. Место расположения кода должно быть таким, чтобы кассиру  меньше приходилось поворачивать товар  в поисках кода, так как это  существенно влияет на его производительность.

Важным правилом для маркировки товаров машиночитаемым кодом является нанесение кода один раз в одном  месте во избежание путаницы и  повторного считывания.

Существует  ряд правил нанесения штрих кода на упаковки:

  1. На упаковке должен быть один штрих код.
  2. Штрих код размещают на задней стороне упаковке в правом нижнем углу на расстоянии не менее 20 мм от краев, если это невозможно, то ШК наносят справа на лицевой стороне.
  3. На изогнутых поверхностях штрих код располагают вертикально. На пластмассовых упаковках и пакетах наносят на более ровную поверхность.
  4. Печать штрих код черными, синими, темно-зелёными или темно-коричневым цветом, светло-коричневым и желтый цвет не применяют, т.к. оптическое считывающее устройство их не различает.
  5. Фон должен быть светлым, без рисунков и перфораций, текста, белого, желтого, оранжевого или светло-коричневого цвета.

Для печати штриховых кодов  применяются следующие основные способы:

  • флексографская и офсетная печать;
  • высокая печать;
  • шелкография;
  • способ тиснения горячей фольгой;
  • термопечать с помощью промежуточного носителя краски;
  • точечно-матричные печатающие устройства;
  • лазерная технология печати;
  • струйная технология печати;
  • фотокомпозиционная технология печати.

Кроме нанесения печатным способом на упаковку, штриховой код  может быть нанесен путем наклеивания  этикетки, ярлыка. Если в групповой  упаковке имеется несколько индивидуальных потребительских упаковок, то штриховой  код необходимо нанести таким  образом, чтобы сканер смог считать  только код групповой упаковки. Учитывая, что в торговую сеть товар поступает  в разнообразных упаковках, появилась  необходимость нанесения штриховых  кодов на отгрузочные упаковки. Каждая упаковка, отличающаяся по виду или  содержимому, должна иметь свой собственный  идентификационный номер, структура  которого аналогична номеру товара. Номер  отгрузочной упаковки должен однозначно идентифицировать ее с учетом потребительских  свойств, товара, его количества, упаковочного материала и конфигурации упаковки.

Огромное значение имеет  идентификация с помощью штрих - кодов логистических грузовых единиц: паллетов, пакетов, контейнеров и  других. Для стандартизации этого  процесса ЕАN разработала унифицированную этикетку, на которую в нижней зоне наносится штрих-код с использованием символики UСС/ ЕАN - 128. Необходимо отметить, что стандарт UСС/ ЕАN-128 позволяет объединить в одном штриховом коде несколько «сообщений». Например, номер товара в системе ЕАN и информация, касающаяся сроков его хранения, могут быть объединены в одном символе, что значительно облегчает сканирование.

В настоящее время в  мире применяется большое число  типов сканирующих устройств  для считывания штрих - кодов. Существует два основных способа считывания: портативным сканером, когда его  подносят к предмету со штриховым  кодом и стационарным, когда предмет  перемещается относительно сканера  вручную или автоматически.

Считанная сканером со штрихового кода информация передается на компьютеры для последующей обработки.

В логистических системах складирования и грузопереработки сканеры и локальные сканерные  сети работают вместе с информационно-компьютерными  системами управления операциями погрузки-разгрузки, сортировки, консолидации, разукрупнения, комплектования партий, складирования, перемещения и т.п. На каждой выделенной логистической операции сканирующие  устройства считывают информацию со штрих-кодов, нанесенных на этикетки паллетов, пакетов, контейнеров или упаковок.

 

Таблица 1

Основные типы сканирующих  устройств

 

На основе считанной информации создаются машинные файлы, включающие информацию, необходимую для выполнения функций логистического менеджмента (например, данные о грузоотправителе, наименование товара/груза и его  количество, номер партии). На каждом этапе товародвижения считываются  и коды, нанесенные на товарно-транспортные документы (например, накладные), идентифицирующие поставщика и перевозчика. Таким  образом, контролируется соответствие документооборота и груза, подвергаемого  логистическим операциям.

Большое значение технология автоматического сканирования штриховых  кодов имеет для розничной  торговли, так как позволяет оперативно собирать и обрабатывать информацию о продажах (т.е. отслеживать спрос), передавать эту информацию через телекоммуникационные системы и сети оптовым торговым посредникам и непосредственно производителям, формируя заказы на производство и поставку нужного объема и ассортимента продукции.

Как говорилось выше существуют различные способы кодирования информации, называемые (штрих кодовыми кодировками или символиками). Различают линейные и двухмерные символики штрих кодов.

Линейными (обычными) в отличие от двухмерных называются штрих коды, читаемые в одном направлении (по горизонтали). Наиболее распространённые линейные символики: EAN, UPC, Code39, Code128, Codabar, Interleaved 2 of 5. Линейные символики позволяют кодировать небольшой объем информации (до 20–30 символов – обычно цифр) с помощью несложных штрих кодов, читаемых недорогими сканерами.

 

Рис.7. Пример кода символики EAN-13

 

В некоторых странах, например в Японии, можно встретить штрих код в несколько необычном виде, но суть значения кода от этого не меняется:

Рис.8. Примеры линейных штрих кодов

 

Двухмерными называются символики, разработанные для кодирования большого объема информации (до нескольких страниц текста). Двухмерный код считывается при помощи специального сканера двухмерных кодов и позволяет быстро и безошибочно вводить большой объем информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали).

 

Рис.9. Примеры двухмерного кода

 

В настоящее время применяются  следующие виды двумерных штрих кодов:

– AztecCode

В каждом символе штрих-кода AztecCode можно выделить область мишени и область данных. Мишень представляет собой набор концентрических  квадратов и служит для определения  геометрического центра символа  в процессе его декодирования. Существуют два основных формата символа AztecCode: «Compact» (Компактный) символ с мишенью из двух квадратов и «Full-Range» (Полный) символ с мишенью из трех квадратов.

Рис. 10. Примеры штрих-кода AztecCode

 

Особенности штрих кода AztecCode

– Наличие особой системы разметки, мишени, также называемой Bullseye, позволяет считывать информацию даже с искажённого изображения. Например, повёрнутого или растянутого.

– В коде применяется кодирование Рида-Соломона, позволяющее успешно считывать код при частичном повреждении его поверхности. Стандартный уровень избыточности при кодировании 23%, при этом его можно изменять от 5% до 95%.

– Радиальное расположение слоёв информации позволяет увеличивать объём хранящейся информации, просто расширяя область кодирования.

Использование штрих кода AztecCode

1. Железные дороги:

– Штрих коды Azteccode используются железнодорожными операторами DeutscheBahn, Trenitalia, NederlandseSpoorwegen и SwissFederalRailways для билетов продаваемых онлайн и распечатываемых клиентами.

– Штрих коды Azteccode используются железнодорожными операторами Heathrow Express and National Express East Coast, в качестве электронных билетов, доставляемых на мобильные телефоны и показываемые с их экранов, а также для самостоятельного распечатывания.

– Штрих коды сканируются ручным сканером при проверке билетов контролёром.

2. Авиалинии

– AztecCode был выбран международной ассоциацией воздушного транспорта для электронных билетов (стандарт BCBP IATA)

Информация о работе Использование штрих кода