Динамика международной торговли и степень вовлечения в нее стран за 2009-2011 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 14:54, реферат

Описание работы

Цель исследования – изучить степень вовлечения стран в международную торговлю.
Задачи исследования:
Изучить теорию международной торговли;
Рассмотреть основные показатели международной торговли;
Проанализировать динамику международной торговли и степень вовлечения в нее стран за 2009-2011 гг.

Содержание работы

Введение 2
1. Теории международной торговли 5
2. Основные показатели мировой торговли 9
3. Динамика международной торговли и степень вовлечения в нее стран за 2009-2011 гг. 11
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Степень вовлечения стран в международную торговлю (2).doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        СОДЕРЖАНИЕ       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение     

 

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. 

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. 

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

Международная (внешняя) торговля - древняя и традиционная форма международных экономических  отношении. В отличие от внутренней торговли, внешняя торговля обеспечивает движение товаров между государствами, что неизбежно порождает определенные противоречия и проблемы, вытекающие из длительных расстояний и фактора времени, различия традиций, национальных денег и т.д. 

Появление новых товарных форм порождает возникновение новой роли услуг. Речь идет, прежде всего, о процессе софтизации, т.е. возрастании удельного веса информационных услуг. Необходимо указать и на возрастание значения кредитно-финансовых услуг.  Особое место в международной торговле занимают биржи, аукционы и торга. Биржа - это такая организационная форма торговли, в которой осуществляется продвижение на рынок больших масс однородных, единичных товаров.

Сегодня биржи утрачивают свое былое значение, т.к., прежде всего, возрастает роль внутрифирменного международного обмена кооперационного характера. В значительной мере это происходит также из-за того, что торговля главными сельскохозяйственными товарами стала осуществляться по внебиржевым каналам и регулироваться государственными организациями в соответствии с международными товарными соглашениями.  

Аукционы. На аукционе сделки совершаются путем торгов, которые проводятся в ходе повышения цен в результате соперничества покупателей, либо в ходе понижения цен, проводимого аукционистом.   Международные торги - это организационная система продвижения на рынок преимущественно новых товарных форм.

Сегодня международные торг это  наиболее распространенный способ размещения заказов на поставку машин, оборудования, и т.д.  В последнее время характерной стала торговля готовыми промышленными изделиями, а в них –машинами и оборудованием. Ещё более высоки темпы роста торговли продукцией средств связи, электротехники, компьютерами и т.п. И наконец, ещё быстрее увеличились темпы роста обмена комплектующими и узлами агрегатам. 

Международная торговля развивается  в сторону широкого применения новых  форм ориентации сбыта продукции. Торговля всё в большей степени связывается  с международным научно-техническим  и производственным сотрудничеством, кооперированием и специализацией производства. Коммерческие сделки предусматривают не только куплю-продажу, но и установку, гарантийное обслуживание оборудования.

 Цель исследования – изучить степень вовлечения стран в международную торговлю.           

 Задачи исследования:

  1. Изучить теорию международной торговли;
  2. Рассмотреть основные показатели международной торговли;
  3. Проанализировать динамику международной торговли и степень вовлечения в нее стран за 2009-2011 гг.     

 

 

 

1. Теории международной торговли    

 

 

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

В литературе часто дается следующее определение: «Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах».

  Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира. 

Под термином «внешняя торговля»  понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая  из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. 1

Международной торговлей  называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля»  употребляется и в более узком  значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.  Национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах.

Эффект, который оказывает  внешняя торговля на динамику роста  национального дохода, потребление  и инвестиционную активность, характеризуется  для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде специально разработанного коэффициента – мультипликатора.

 В разное время появлялись и опровергались различные теории мировой торговли, которые тем или иным образом пытались объяснить происхождение этого явления, определить его цели, законы, преимущества и недостатки. Ниже приводятся наиболее распространённые теории международной торговли. 

Меркантилистская теория. В рамках этой теории считалось, что  главной целью каждого государства является богатство, а мир обладает ограниченным богатством, и увеличение богатства одной страны возможно лишь за счёт сокращения богатства другой страны. При этом роль государства в международной экономической политике сводилась к поддержанию положительного сальдо торгового баланса и регулирование внешней торговли для стимуляции экспорта и сокращения импорта. 

Меркантилисты первыми  подчеркнули значимость международной  торговли и впервые описали платёжный  баланс. Основным недостатком этой теории является то, что здесь развитие стран видится возможным только за счёт перераспределения богатства, а не за счёт его наращения. 

Теория абсолютных преимуществ  А. Смита. Считалось, что благосостояния наций зависит не только от количества золота, а и от способности производить товары и услуги. Следовательно, задачей государства является развитие производства за счёт разделения труда и кооперации. Формулировка самой теории звучит так: страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками, т. е. в производстве которых имеют абсолютные преимущества, и импортирую те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками, т. е. в производстве которых преимущество находится у торговых партнёров. 

Эта теория показывает преимущества разделения труда, но, в тоже время, не объясняет торговли при отсутствии абсолютных преимуществ.

 Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо формулируется следующим образом: если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой или нет. 

Данная теория впервые доказала существование выигрыша от торговли и описала совокупный спрос и совокупное предложение. Хотя при этом она не учитывает транспортные издержки и влияние внешней торговли на распределение доходов внутри страны, действуя только в условиях полной занятости.2 

Теория соотношения  факторов производства Хекшера-Олина. Оперирует понятиями фактороинтенсивность (отношение затрат факторов производства на создание товара) и факторонасыщенность (обеспеченность факторами производства).

 По этой теории каждая страна экспортирует те фактороинтенсивные товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Эта теория выводит причину влияния разных факторов производства на международную торговлю.

 Международная торговля  приводит к выравниванию цен  на факторы производства в  торгующих странах.  Ограниченность теории состоит в том, что рассматриваются только две страны с одинаковыми технологиями и не учитываются внутренние факторы.

 Парадокс Леонтьева. Известный экономист Василий Леонтьев, исследуя в 1956 г. структуру экспорта и импорта США, обнаружил, что вопреки теории Хекшера-Олина в экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие. Этот результат стал известен как парадокс Леонтьева.

 Таким образом, с развитием понятия "международная торговля", его содержание усложнялось, хотя к настоящему моменту и не удалось ещё создать такой теории, которая бы максимально соответствовала практике.    

 

 

 

 

2. Основные показатели мировой торговли    

 

Внешняя торговля всех стран  в совокупности образует международную  торговлю, в основе которой лежит  международное разделение труда. В теории мировая торговля характеризуется такими основными показателями: 

  • Внешнеторговый оборот стран, представляющий собой сумму экспорта и импорта; 
  • Импорт – ввоз из-за границы в страну товаров и услуг.

 Ввоз материальных  ценностей для их реализации на внутреннем рынке – видимый импорт.

Импорт комплектующих  изделий, полуфабрикатов и т. п. составляет косвенный импорт. Затраты в иностранной  валюте на перегрузку грузов, пассажиров, страхование туристов, технологии и  другие услуги, а так же переводы компаний и частных лиц за границу включаются в т. н. невидимый импорт.3

Экспорт – вывоз из страны товаров и услуг, проданных  иностранному покупателю, для реализации на внешнем рынке, или для переработки  в другой стране.

К нему также относятся перевозки товаров транзитом через третью страну, вывоз привезенных из других стран товаров для продажи в третьей стране, т. е. реэкспорт.

 Кроме того, международная торговля характеризуется такими показателями:  темпы роста в целом;  темпы роста относительно роста производства;  темпы прироста мировой торговли относительно прошлых лет.

 Первый из названных показателей определяется отношением показателя объёмов международной торговли рассматриваемого года к показателю базового года. С его помощью можно охарактеризовать процентное соотношение изменений в объёмах международной торговли за определённый период времени.

 Отнесение темпов роста объёмов международной торговли к темпам роста производства является отправным моментом для определения нескольких характеристик, важных для описания динамики международной торговли. Во-первых, этот показатель характеризует производительность производства в стране, то есть то количество товаров и услуг, которое она может предоставить на мировой рынок за определённый промежуток времени. Во-вторых, с его помощью можно оценить в целом уровень развития производительных сил государств с позиции международной торговли.

 Последний из названных показателей представляет собой отнесение объёма международной торговли в текущем году к значению базового года, при чём за базовый всегда берётся предшествующий текущему год.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          3. Динамика международной торговли и степень вовлечения в нее стран за 2009-2011 гг.     

Объем международной  торговли товарами и услугами в реальном выражении после резкого сокращения в 2010 году на 11,3% увеличится в 2011 году, по оценкам МВФ и ВТО, на 9 процентов. В 2012 году рост международной торговли будет не ниже 6%, а на период 2013 - 2015 гг. прогнозируется годовой прирост международной торговли в среднем на 6,8 процента.4

В позитивном сценарии восстановление мировой экономики способствует закреплению относительно высоких  цен на большинстве мировых товарных рынков. Рост промышленности развитых стран в условиях цикла низких процентных ставок в сочетании с быстрым ростом инвестиций в высокотехнологичные сектора экономики поддерживает рост спроса на рынке металлов. На протяжении прогнозного периода спрос на товарных рынках будет расширяться в соответствии с быстрым ростом промышленности и импорта развивающихся стран. Восстановление и рост объемов потребления энергоресурсов обеспечивают высокие нефтяные котировки.

В условиях цикла низких процентных ставок и стимулирующей  монетарной политики уровень цен  на сырье также поддерживается ростом инвестиционной привлекательности производных инструментов от товарных контрактов на товарных рынках. Перспективы сохранения мягкой монетарной политики, монетизации госдолга США и программа выкупа суверенных долгов не только периферийных стран Еврозоны, но и крупных европейских стран при сохранении минимальных процентных ставок будут стимулировать активность инвесторов на мировых товарных рынках.

Информация о работе Динамика международной торговли и степень вовлечения в нее стран за 2009-2011 гг