Ассортимент фаянсовыхизделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

С Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 51.61 Кб (Скачать файл)

В Италию майолика попадала из мавританской Испании через остров Мальорку, от названия которого и произошёл термин «майолика». Техника получила распространение в Италии в XIV в. и достигла расцвета в XVII в. Во Флоренции эпохи Возрождения Лука делла Роббиа и его племянник Андреа стали применять технику майолики к скульптурным рельефам и круглой пластике.

Помимо флорентийского («роббианского») стиля, по всей Европе славились своими изделиями мастерские Фаэнцы, Кафаджоло, Сиены, Урбино, Кальтаджироне, Кастельдуранте и Деруты. Несколько позднее майолика получает развитие в Германии, Франции и других европейских странах.                                                                                                                     В России расцвет майоликового производства пришёлся на XVIII век. Наиболее известные центры производства: московский завод Гребенщикова, выпускавший изделия с монохромной росписью, и мастерские в подмосковном поселке  Гжель.

1.2.4 Гончарное  производство.

Гончарное производство — обработка через обжигание глины для превращения её в предметы домашнего обихода, встроительные материалы и различные украшения, то есть керамика вообще.

Включает три главных класса производств:

    • Приготовление обычных строительных кирпичей;
    • Производство различной глиняной или каменной посуды вместе с различными более грубыми предметами украшений или заводских потребностей (каковы: огнепостоянные кирпичи, реторты, кафели, трубы и т. п.)
    • Приготовление фаянсовых и фарфоровых изделий, как предметов более изысканной домашней и заводской обстановки.

По основным приёмам между этими тремя родами производств нет существенных различий; но так как для них применяются весьма неодинаковые сорта глины и отдельные особенности приемов, то, рассматривая в отдельности производство кирпича, фаянса и фарфора, здесь мы сводим некоторые общие сведения, относящиеся особенно к тому роду разнообразных глиняных изделий среднего достоинства, которые известны в частности под названием гончарных.

Изготовление гончарных изделий.

Пригодность глины для гончарного производства определяется лабораторным путем. Если же поблизости нет лаборатории или керамического завода, где могли бы исследовать глину, то определение пригодности глины можно произвести упрощенным способом: берут небольшую глыбу глины, смачивают водой и хорошо проминают. Если глина легко будет принимать любую форму и сдавливаться руками в тонкие пластины, на которых хорошо вырисовываются отпечатки пальцев, значит она пластична и, следовательно, пригодна для выработки гончарных изделий. Для окончательной проверки пригодности глины из нее изготовляют несколько изделий и обжигают их в гончарном горне. Из хорошей гончарной глины изделия должны получаться прочными, без трещин и налетов и иметь плотную матовую окраску, а при ударах по ним издавать чистый металлический звук.

1.2.5 Художественно-декоративные керамические изделия.

 Во многих выдающихся музейных собраниях мира имеются декоративные керамические изделия, поражающие совершенством фордо и богатством росписи. Это вазы и светильники, барельефы и скульптура, изразцы и мозаика, выполненные мастерами древности. Некоторые из них были специально предназначены для применения в строительстве. Наиболее ранние свидетельства о применении декоративных плит из керамики, покрытых глазурями или эмалями, в отделке зданий мы находим в Древнем Египте. Так «ложная» дверь в подземной камере ступенчатой пирамиды в Саккаре была облицована плитами с рельефными иероглифами и пучками папируса, покрытыми сине-зеленой глазурью. Затем около 2500 лет до н. э. появляется на плитах глазурь темно-синего цвета, близкого к индиго. И еще много веков глазурь этих двух цветов украшает древнеегипетскую керамику, пока уже в Новом царстве (1580—726 гг. до н. э.) не появилась многоцветная инкрустация из мелких керамических элементов, вставляемых в сырцовые стены. Тогда же в одном из залов дворца царя Аменофиса V (в районе Тель-эль-Амарны) деревянные колонны были облицованы глазурованными керамическими кольцами с гирляндами разнообразных цветов и бутонов лотоса, а стены — плитами, в которые были на растворе вмурованы отдельно отформованные, обожженные и отглазурованные цветы. 
В Древнем Египте зодчие редко прибегали к декоративной фасадной керамике. Архитектуру же Вавилона и Ассирии нельзя представить без разнообразных изразцов, на ярко-синем фоне которых выделялись белые, желтые, оранжевые, зеленые и черные орнаментальные узоры и рисунки. В каждой стране декор был своеобразен, меняясь в различные эпохи, но общими были высокое мастерство композиции, великолепная проработка рельефа, яркие и чистые тона красок и глазурей.

Процветала декоративная керамика и на Руси. Знакомство киевских князей с монументальными памятниками Византии побудило их начать и у себя такое же гончарное производство. Но развивалось оно на национальных традициях Древней Руси. Известный знаток русских изразцов С. А. Маслих считает, что «истоки русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве X—XI вв., старой Рязани и Владимире XII в.». В русском архитектурном декоре отразились вкусы мастеров из народа, которым мы обязаны особой праздничностью и нарядностью древних храмов, трапезных палат, княжеских и боярских теремов. Керамические изделия и через сотни лет после их создания, даже найденные в толще земли при археологических раскопках, сохраняют свои первозданные свойства. И это относится как к самой обожженной глине, так и к украшавшей ее цветной поливе. Не подвластен времени и изразцовый декор.

В настоящее время декоративная керамика широко применяется в архитектуре — это и настенные панно, и декоративные вставки, и рельефы, и объемные композиции, и решетки, и элементы малых форм, и изделия утилитарного назначения. Но в этом разделе нас будут интересовать виды и изделия монументально-декоративной керамики, выполненные для конкретной архитектурной композиции. Небольшая декоративная ваза, созданная для определенного сооружения и тематически связанная с ним, к тому же установленная на Отведенном ей месте в законченном ансамбле, относится к монументально-декоративному искусству, тогда как огромное панно или скульптура из керамики, созданные для выставки, являются произведениями станкового искусства и здесь не рассматриваются.

1.3 Технология  производства керамических  изделий.

Технология производства керамических изделий включает в себя разные способы придания формы массе. Выбор того или иного метода зависит от первичных свойств поставляемого материала, а также от вида изготавливаемой продукции. Существует  три  способа производства:

     1. Полусухой способ – после дробления и просушки глину подают на формирование с влажностью не более 8–12%. Формирование массы происходит на механических или гидравлических прессах.

     2. Пластический способ – сначала дробление, а потом в глиносмесителе, смешивание с отощающими добавками до получения однородной массы с влажностью 20–25%. При использовании этого метода изделия формируются в основном на ленточных прессах.

     3. Шликерный способ – глины смешивается с огромным количеством воды (около 60%), конечно предварительно измельчив. Все смешивается до тех пор, пока не образуется однородная масса – так называемый шликер. Он используется для изделий, которые изготовляются способом литья или же непосредственно после просушки в специальных распылительных печах.

Особенности производственного процесса

В наше время процесс технология производства керамических изделий максимально автоматизирована. Именно в связи с этим технология получения специального пресс-порошка занимает очень важную позицию в общем процессе. Суть этого процесса заключается в объединении процессов дробления, сепарации и обезвоживания. Сама по себе сушильная камера – это металлический цилиндр, снизу он заканчивается конусом. Основное его предназначение – это сбор уже готового продукта. Именно объединение выше названых процессов в распылительных сушилках дало возможность поднять производительность в 3,5 раза и при этом сократить затраты на производство.

1.3.1 Приготовление  шликера.

Глиняное тесто должно быть однородно по структуре, без слоистости и воздушных пузырей, равномерно перемешано с добавками, увлажнено до необходимой пластичности, способно принимать ту или иную форму при небольшом давлении. Кондиционная глина не прилипает к рукам, ее отдельные куски легко соединяются. Есть несколько способов приготовления глиняного теста. Один из них заключается в следующем: подсушенную и раздробленную глину заливают большим количеством воды, размешивают до текучего состояния, пропускают через сито в чистую емкость. Глина оседает на дно. Затем избыток воды удаляют путем испарения или при помощи насоса. Летом вода легко испаряется в широкой емкости.

Перед формованием глиняная масса подвергается дополнительной обработке: из нее удаляют пузырьки воздуха, переминая, придают ей однородную структуру.

Добытая глина обычно смешана с песком, мелкими камнями, остатками сгнивших растений и другими инородными веществами, которые должны быть полностью удалены, чтобы глина стала годной к употреблению.

Очищенная глина до ее использования хранится во влажном состоянии в закрытых помещениях. Выдержка глины в течение нескольких месяцев значительно улучшает ее рабочие качества, позволяя глине сохранять форму в процессе создания изделия, оставаясь податливой и пластичной. Свежую глину часто соединяют со старой, из предшествующей смешанной партии; это усиливает бактериальную активность и улучшает качество материала.

1.3.2 Формовка  изделия.

Формование керамических изделий осуществляют различными способами: пластическим формованием, литьем (с использованием гипсовых форм), прессованием, горячим литьем под давлением.

Наиболее часто применяются способы пластического формования: ручное — "от руки" (при производстве тонких художественных изделий — цветов, украшений и т. д.); формовка "полосками"; в гипсовых формах лепкой; в гипсовых формах с помощью шаблона; на гончарном круге.

Гончарный круг позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразной формы. Он состоит из железного вертикального стержня, прикрепленного к рабочему столу и двух деревянных кругов — большого, нижнего (диаметр — 95—105 см), и малого, верхнего (диаметр — 30—40 см). Гончарный круг приводится в движение вращением ногой нижнего круга. Верхний круг является непосредственно рабочим местом, на котором формуют изделие. При этом необходимы некоторые инструменты: деревянный резан, кусок плоской резины, грецкая губка, металлическая клюшка, кусочки кожи и оргстекла.

Работа на гончарном круге требует виртуозного мастерства. Сырую глину, брошенную на гончарный круг, мокрыми руками вытягивают в конус. Нажимая на него сверху рукой, гончар опускает массу вниз. Это повторяется несколько раз (для выравнивания текстуры глиняной массы). Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращают в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытачивают корпус и шейку изделия. С помощью деревянного резака массе придают необходимую форму. Во время формования руки следует периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его заглаживают мокрой губкой и кусочком резины, после чего тонкой проволокой или шпагатом срезают с гончарного круга и ставят для сушки — чаще всего на воздухе. Высохшее до 19—20 % влажности изделие устанавливают на центр верхнего круга, прикрепив кусочком глины, и подправляют соответствующими инструментами; вытачивают металлическим крючком, заглаживают мокрой губкой, полируют оргстеклом. Если изделие состоит из нескольких деталей, их склеивают. Далее идет декорирование.

Литье в гипсовых формах основано на способности гипса впитывать влагу. Разжиженную глиняную массу, так называемый шликер, заливают в гипсовую форму, влага впитывается и через некоторое время у стенок формы образуется ровный слой глины. Масса постепенно затвердевает, размеры формуемого изделия сокращаются и получаемый полуфабрикат легко отделяется от формы. Такие изделия отличаются рыхлостью и дают большую усадку.

1.3.3 Сушка  керамики.

Следующим этапом в производстве керамики является сушка. В свежеформованном или вылитом изделии содержится от 22 до 30 % влаги — в зависимости от способа формования. Изделие надо высушить до содержания влаги не более 5 % во избежание неравномерной усадки и растрескивания при обжиге. Сушку сырца проводят в тоннельных и камерных сушилках.

Процесс сушки при разном составе массы проходит неодинаково: чем жирнее глина, тем дольше она сушится. При неодинаковой плотности черепка усушка проходит неравномерно, что ведет к появлению трещин и деформации. Форма изделия также имеет значение: чем больше его площадь, тем быстрее оно сохнет. Во время сушки не должно быть сквозняков. Вначале изделие проходит предварительную сушку, при 19 % влагосодержания — декорируется, а затем уже идет окончательная сушка.

Основное назначение сушки изделия-сырца – снижение его влажности, приобретение прочности, достаточной для транспортирования в печь и последующего бездефектного обжига при минимальных энергозатратах.

Плоские изделия обычно сушат в формах. Изделия, изготовленные методом литья, сначала подвяливают в формах до придания изделиям необходимой прочности, а затем извлекают из форм и досушивают до влажности 1...2,5%.

Информация о работе Ассортимент фаянсовыхизделий