Воинская преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 08:37, доклад

Описание работы

Преступность проникает во все слои общества, все социальные сферы. Не являются исключением и Вооруженные Силы. Воинская преступность находится в центре внимания политиков и широкой общественности – чем выше ее уровень, тем меньше возможностей использования армии как эффективного инструмента решения внешнеполитических и внутренних проблем. Ее учитывают призывники, оценивая перспективы своей жизни в армии. Это явление анализируют командиры, прогнозируя возможности боевого применения войск.

Файлы: 1 файл

войнская преступность.docx

— 47.03 Кб (Скачать файл)

Воинская преступность

Преступность проникает  во все слои общества, все социальные сферы. Не являются исключением и  Вооруженные Силы. Воинская преступность находится в центре внимания политиков  и широкой общественности – чем  выше ее уровень, тем меньше возможностей использования армии как эффективного инструмента решения внешнеполитических и внутренних проблем. Ее учитывают  призывники, оценивая перспективы своей  жизни в армии. Это явление  анализируют командиры, прогнозируя  возможности боевого применения войск.

Под воинской преступностью в широком смысле слова понимают систему преступлений, совершаемых военнослужащими, включающую:

  1. общие преступления, т. е. те, применительно к которым уголовным законом не предусмотрен специальный субъект – военнослужащий, они могут совершаться и гражданскими лицами, и военнослужащими;
  2. собственно воинские – преступления со специальным суоъектом – военнослужащим. Специфичен и их объект – воинский правопорядок.

К собственно воинским относятся преступления против порядка подчиненности, против порядка прохождения военной службы, против порядка эксплуатации военной техники, несения боевого дежурства, караульной, пограничной и других специальных служб, а также воинские должностные преступления.

В структуре воинской преступности выделяют группы на основе воинского  звания преступников: преступность офицеров, прапорщиков, сержантского состава, преступность рядовых.

58% зарегистрированных преступлений  приходится на воинские части  Министерства обороны; 11% – на  пограничные войска; 8,7% – на внутренние  войска МВД; 22,3% – на лиц, приравненных  к военнослужащим, но из иных  ведомств.

Численность войск Министерства обороны – 1,7 млн., в войсках МВД  проходит службу 264 тыс. человек, в погран-.войсках – 200 тыс.

В 1995 году число зарегистрированных преступлений, совершенных в войсках, по сравнению с 1994 годом выросло  на 24%, тяжких преступлений – на 76,3%. Число умышленных убийств, совершаемых  военнослужащими, увеличилось в.два раза. На 78,3% возросло количество хищений оружия и боеприпасов. Увеличилось число случаев взяточничества, мошенничества. Самый распространенный вид преступления – уклонение от военной службы.

В 1995 году наибольший рост преступности зафиксирован в ВДВ, среди военных  строителей и в железнодорожных  войсках. Судимость за дедовщину  возросла в 1995 году в сухопутных войсках  на 17%, в военно-строительных частях центрального подчинения и войсках  противовоздушной обороны – почти  на треть, в военно-воздушных силах  – на 45

Специфика детерминации и причинности

Характер причинной обусловленности  воинской преступности имеет ряд  особенностей как по форме, так и по содержанию. К формальной стороне можно отнести наличие двух источников криминогенности: один полюс находится внутри Вооруженных Сил, второй – за ее пределами. Воинская практика в той или иной мере всегда сопряжена с элементами перенапряжения и экстремальности. Кроме того, там имеют место повышенные требовательность и ответственность за неисполнение приказов. То, что для гражданского человека – незначительный проступок (например, уход с работы или невыполнение указания начальника), для военнослужащего – преступление. Воинский коллектив в основном состоит из наиболее активного контингента самых разных молодых мужчин. В силу особенностей воинского быта они вынуждены постоянно быть вместе, что многократно увеличивает возможности межличностных конфликтов, криминогенной напряженности, при определенных условиях порождает немало преступлений.

Создавая Вооруженные  Силы и обеспечивая их развитие в  процессе военного строительства, государственные  деятели должны принимать меры к  нейтрализации или блокированию этой внутриармейской криминологически значимой ситуации.

Кроме того, значим второй полюс  криминогенности – общество, которое продуцирует воинскую преступность через негативные социальные условия, деморализующие и криминализирующие молодежь, а она приносит негативный опыт в армейскую среду; недостатки государственного обеспечения Вооруженных Сил (идеологического, материального, кадрового, информационного), деструктивно воздействующие на военный механизм.

К особенностям детерминации воинской преступности могут быть отнесены:

  • повышенная значимость субъективных, в том числе идеологических, факторов. Военная служба всегда сопряжена с предельным напряжением сил, нередко с риском для жизни и здоровья. В этих условиях материальные стимулы не всегда эффективны, также как и угроза карой (солдаты могут предпочесть тюрьму смерти или увечью);
  • жесткая зависимость внутриармейской ситуации от государственного обеспечения (любая инициатива военнослужащих по поиску средств к существованию обычно носит криминальный характер);
  • существование выработанных многовековой военной практикой механизмов блокирования как внешних, так и внутриармейских источников общественно опасных деяний (с их помощью во многих армиях миру дается поддерживать весьма низкий уровень преступности). Неиспользование этих механизмов можно рассматривать как криминогенный фактор.

Обращают на себя внимание и характеристики преступников-военнослужащих:

  • мужской пол (абсолютно доминирующий в армейской среде);
  • молодежный возраст военнослужащих срочной службы;
  • относительно низкий уровень образования многих из них;
  • наличие большого числа выходцев из неполных или иных неблагополучных семей;
  • отсутствие собственной семьи у абсолютного большинства военнослужащих срочной службы;
  • отсутствие работы или иного занятия, возвращением к которым военнослужащий дорожил бы после увольнения в запас.

Весьма специфичной и  значимой социально-демографической  характеристикой военнослужащего  является воинское звание. Абсолютное большинство преступников в войсках  -рядовые (80%). Здесь обозначается сразу целый спектр проблем. и отбора контингента для призыва, и условий прохождения срочной военной службы, и социальных ролей

Срок службы в какой-то мере является аналогом профессионального  стажа. Однако по значимости, по влиянию, которое данная характеристика оказывает  на поведение, на выбор социальных позиций  и ролей в военных и гражданских  условиях, срок службы и стаж работы далеко несоразмерны. Большинство насильственных преступлений военнослужащих тем или  иным образом связаны с различием  в сроках службы преступника и  потерпевшего.

Существенна и высокая  степень национальной неоднородности. Национальные противоречия, привнесенные из гражданского общества в армию, становятся факторами насильственных преступлений.

Армейские условия формируют  у военнослужащих весьма своеобразные криминогенные убеждения: например, в том, что командиру невыгодно разоблачать преступников среди подчиненных, поэтому преступление будет скрыто, или – что в колонии лучше, чем в армии.

Иногда у военнослужащих встречаются весьма специфичные  мотивы преступного поведения:

  • намерение причинить неприятность командованию нарушением закона (в расчете, что преступление – кража, например, или повреждение военного имущества – будет выявлено, а преступник разоблачен не будет);
  • стремление получить наказание в виде лишения свободы, но не быть направленным в дисциплинарный батальон. По закону направление в дисциплинарный батальон – более мягкая мера, чем лишение свободы, но в армейской среде они оцениваются прямо противоположно.

Различные психофизиологические отклонения у военнослужащих срочной  службы оказываются более криминогенными. Это объясняется тем, что военнослужащий практически лишен возможности "держать  себя на уровне своих возможностей" и выбирать социальную роль в соответствии со своими природными задатками. Военнослужащий с замедленной реакцией в приказном порядке может быть назначен водителем (так же как и в переутомленном состоянии он может получить приказ управлять военной техникой).

В причинных взаимодействиях, порождающих воинскую преступность, выделяются следующие обстоятельства:

  • идеологические;
  • экономические;
  • связанные с недостатками функционирования в обществе системы воспитания и обучения подрастающего поколения;
  • организационно-управленческие, связанные с неоптимальным или прямо незаконным расходованием ресурсов, выделенных Вооруженным Силам;
  • недостатки отбора и подготовки военных кадров, дефекты правового регулирования их статуса;
  • недостатки функционирования правоохранительных органов, судебной и пенитенциарной систем;
  • недостатки информационного и научного обеспечения борьбы с преступностью в Вооруженных Силах.

А. Идеологическая неопределенность подчас деморализует молодежь (и ту, которая уже призвана в армию, и ту, которая является призывным контингентом). Какие идеалы призваны защищать Вооруженные Силы? Центральные газеты печатают передовицы с шокирующими заголовками: "За родину?! За мафию?!" или "За Родину, за Клинтона?" (и среди авторов такие уважаемые в военной среде лица, как генерал Б.Громов). В одной из газет описали метаморфозу "армии воюющей" в "армию ворующую". В другой – рассказали о "богатых генералах бедной армии". Неудивительно, что за столь сомнительные идеалы молодые люди не желают не только отдавать свои жизни, но и претерпевать трудности и лишения военной службы. В то же время уклоняющиеся от военной службы получают солидную идеологическую поддержку от многих средств массовой информации и некоторых политических деятелей.

Б. Отсутствуют оснащение армии в достаточном количестве современным вооружением и боевой техникой, оптимальное финансирование боевой подготовки, а также регулярно не выплачивается денежное содержание военнослужащим. Задолженности Вооруженным Силам составили в 1993 году 1 трлн. рублей, в 1994 году – 12,3 трлн., в 1995 году – более 16 трлн,

Это влияет на отношение  к служебным обязанностям командиров, у которых дома голодные дети. Вот  как оценивает армейскую проблему министр внутренних дел: "Армия  сейчас стала разлагаться, как в  феврале 1917 года, только тогда это  происходило под влиянием большевистской пропаганды, а сейчас – из-за хронических  неплатежей. Вместо 3 трлн. рублей в 95-м  году было выплачено всего 1,7 трлн.".

Молодые, наиболее энергичные и дееспособные офицеры увольняются  из войск, при этом нередко становятся функционерами криминальных структур и порой заранее оказывают  им услуги с использованием своих  полномочии и вопреки интересам  службы. Среди тех, кто остается в  армии, немало временщиков, преступно-халатно относящихся к исполнению должностных обязанностей.

Скудность материального  обеспечения сказывается и на убогом быте воинов, что является причиной необеспечения их полностью по различным нормам довольствия. Спор из-за куска сахара или из-за нового обмундирования, в котором не стыдно появиться дома после демобилизации, подчас становится поводом к нарушению уставных правил взаимоотношений.

Военнослужащих срочной  службы, продолжают отвлекать от боевой подготовки на хозяйственные работы. Вот как оценивает эту сторону  военной службы генерал А. Лебедь:

"Кто таскает рельсы, перевозит мебель, строит дачи? Рабы  в погонах... Это деморализует  солдат и демонстрирует им  образец личного безнаказанного  обогащения".

Недостатки материального  обеспечения военнослужащих (офицеров, прапорщиков, сержантов и рядовых) в условиях реально происходящих процессов конверсии и разоружения  приводят к хищениям и разбазариванию вооружения, боеприпасов и военного имущества. Процессы приватизации, носящие криминальный оттенок, не могут не инициировать аналогичные процессы в войсках. Обращают на себя внимание вообще небольшие размеры официального содержания военнослужащих. "Официально министр обороны получает около 2,5 миллиона рублей, или чуть больше 500 долларов в месяц. Это нонсенс в стране сотен тысяч "новых русских", чей реальный доход, правда, тоже зачастую сомнителен с точки зрения законности". Попытка обеспечить себе безбедную жизнь приводит немало военнослужащих к сделкам криминального характера.

В этих условиях России совсем не помешали бы действующие во всех цивилизованных странах правовые акты, предусматривающие соотнесение  доходов и расходов должностных  лиц. К сожалению, федеральные законы "О борьбе с коррупцией" и "О  борьбе с организованной преступностью", принятые Государственной Думой  и одобренные Советом Федерации, не вступили в действие.

Информация о работе Воинская преступность