Сущность и правовые основы социального обеспечения военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 23:28, реферат

Описание работы

Военнослужащие контрактной службы и члены их семей пользуются установленными Конституцией и российским законодательством правами и свободами наравне с другими гражданами Российской Федерации. Их право на социальное обеспечение закреплено в статье 39 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение.
Правовая защита военнослужащих контрактной службы и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативно-правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанным лицам и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Файлы: 1 файл

Сущность и правовые основы социального обеспечения военнослужащих.docx

— 22.83 Кб (Скачать файл)

Сущность и  правовые основы социального обеспечения  военнослужащих

 | 

Военнослужащие  контрактной службы и члены их семей пользуются установленными Конституцией и российским законодательством  правами и свободами наравне  с другими гражданами Российской Федерации. Их право на социальное обеспечение  закреплено в статье 39 Конституции  Российской Федерации, в соответствии с которой каждому гражданину Российской Федерации гарантируется  социальное обеспечение.

Правовая защита военнослужащих контрактной службы и членов их семей является функцией государства и предусматривает  закрепление в законах и иных нормативно-правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанным  лицам и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Его элементами в  настоящее время являются:

- правовое закрепление  порядка и правил предоставления  военнослужащим и их семьям  прав и льгот, а также обязанности  должностных лиц в данной сфере;

- определенный бюджетом  и государственными целевыми  программами объем материальных  средств, направляемых на социально-экономическое  обеспечение военнослужащих;

- юридическая ответственность  должностных лиц и государственных  органов за непредоставление военнослужащим и их семьям законных прав и льгот, а также ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье, достоинство, честь и имущество;

- процедуры обжалования  и контроля обеспечения должностными  лицами и государственными органами  социальной защищенности военнослужащих  и членов их семей.

В соответствии с  Конституцией Российской Федерации  в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в России разработаны  и приняты нормативно-правовые акты об их социальном обеспечении, правах и льготах. Основными являются федеральные  законы: «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной  службе», «О пенсионном обеспечении  лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной  службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Вместе с тем  специфика возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил, других государственных военных организаций  влечет за собой некоторые установленные  законами ограничения военнослужащих в общегражданских правах и свободах. Так, свобода передвижения и право  на выбор места жительства реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы.

Система правовых гарантий - это закрепленные в законодательстве средства (способы), специальные меры, которые призваны непосредственно обеспечить правомерную реализацию и защиту прав и свобод военнослужащих, удовлетворение их интересов, пользование благами.

Среди юридических  гарантий прав и свобод следует четко  различать условия, которые обеспечивают их правомерную реализацию (гарантии реализации прав) и условия их защиты (гарантии защиты прав).

Правовые гарантии непосредственно связаны с применением  правовых норм и выражаются в деятельности государственных органов, органов  местного самоуправления, должностных  лиц и самих военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Социальная  защита военнослужащих, граждан, уволенных  с военной службы, и членов их семей предусматривает:

- реализацию прав, льгот, гарантий и компенсаций  военнослужащих органами государственной  власти, органами военного управления  и органами местного самоуправления;

- совершенствование  механизмов и институтов социальной  защиты военнослужащих;

- охрану их жизни  и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий  жизни и деятельности, соответствующих  характеру военной службы и  ее роли в обществе.

Законом «О статусе  военнослужащих» установлен широкий  спектр социальных льгот для военнослужащих, которые должны компенсировать им моральные  и физические нагрузки, обусловленные  исполнением служебных обязанностей.

В Законе «О статусе  военнослужащих» приводится перечень лиц, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К таким лицам закон относит:

- военнослужащих  и членов их семей;

- граждан, уволенных  с военной службы в Вооруженных  Силах РФ, других войсках, воинских  формированиях и органах, Объединенных  Вооруженных Сил государств - участников  СНГ, и членов их семей;

- граждан, уволенных  с военной службы в Вооруженных  Силах СССР, Пограничных, Внутренних  и Железнодорожных войсках, войсках  гражданской обороны, органах  и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях  СССР, и членов их семей.

В системе органов  законодательной власти решением проблем  социальной защиты военнослужащих занимаются комитеты

Государственной Думы по обороне, безопасности; делам ветеранов  и социальной политике.

Наиболее заметную роль в решении этих вопросов играет Комитет Государственной Думы по обороне. Ему принадлежит основная роль в создании законодательной  базы социальной защиты военнослужащих.

В Совете Федерации  этими вопросами в той или  иной степени занимаются Комитет  по вопросам социальной политики и  Комитет по вопросам безопасности и  обороны.

В системе исполнительной власти общее руководство деятельностью  по осуществлению социальной защиты военнослужащих возложено на Правительство  РФ.

Согласно статье 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих»  реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных  с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной  власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров и начальников.

Круг органов  и должностных лиц, занимающихся социальной защитой военнослужащих, определен и статьей 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Главенствующая роль в организации социально-правовой работы непосредственно в войсках  принадлежит командиру (начальнику).

Пользуясь предоставленными ему правами и выполняя возложенные  на него обязанности, командир (начальник) издает приказы и другие акты военного управления, посредством которых  он осуществляет реализацию законодательства о социальной защите военнослужащих. С этой целью командир (начальник) в изданных им актах указывает  конкретных исполнителей и что им предписывается сделать, а также  определяет сроки выполнения поставленных задач и порядок действия подчиненных  при их выполнении. Например, в соответствии с Уставом внутренней службы ВС РФ командир полка утверждает график отпусков военнослужащих, устанавливает распорядок дня и регламент служебного времени; принимает меры по улучшению быта военнослужащих, сохранению и укреплению здоровья личного состава.

Заместитель командира  полка (корабля 1 ранга) по воспитательной работе в мирное и военное время  отвечает за действенность работы по правовой и социальной защите военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.

Он участвует  в отборе кандидатов для поступления  в военные образовательные учреждения профессионального образования; организует и проводит военно-социальную работу, участвует в реализации социальных прав и гарантий военнослужащих, а  также в решении правовых, социальных, бытовых и жилищных проблем военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала  полка (корабля); осуществляет взаимодействие с органами государственной власти и общественными организациями  в целях повышения социального  статуса военнослужащих и престижа военной службы.

Обеспечение социальной и правовой защищенности военнослужащих и ее совершенствование - одна из важнейших  обязанностей командиров (начальников) всех рангов. Это определено законами, воинскими уставами и является необходимым  и существенным фактором воспитания личного состава, укрепления морально-психологического состояния военнослужащих, повышения  боевой готовности и боеспособности войск.

Законодательство  устанавливает, что государство  гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличение количества льгот, гарантий и размера  компенсаций в соответствии с  полученной квалификацией и сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности  военной службы в календарном  исчислении или общей продолжительности  военной службы в льготном исчислении.

Помимо общегражданских  прав и свобод военнослужащие имеют  права, обусловленные военной службой. К их числу относится право  на государственное материальное обеспечение  в период нахождения на военной службе. Оно реализуется путем получения  от государства денежного довольствия  и натурального обеспечения (продовольственного, вещевого, предоставления жилых помещений).

Таким образом, законодательство Российской Федерации по вопросам, связанным с социально-правовой защитой военнослужащих контрактной  службы и членов их семей, гарантирует  им соблюдение основных прав и льгот, как в период военной службы, так  и после увольнения с военной  службы.


Информация о работе Сущность и правовые основы социального обеспечения военнослужащих