Психология в военно-профессиональной деятельности офицера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:49, реферат

Описание работы

В качестве введения хочу отметить, что деятельности офицера-командира, военного инженера - многогранна и сложна и на первом месте всегда стоит работа с людьми. Эта работа включает ряд взаимосвязанных направлений: руководство воинскими коллективами в мирное время и в боевой обстановке, обучение и воспитание личного состава. А в связи с этим офицеру необходимо знать психологические аспекты обучения и воспитания, закономерности психической деятельности людей, духовную жизнь человека, то есть ему необходимо знание психологии. В своем реферате я освещу психические состояния личности военнослужащего как один из аспектов психологии личности воина.

Содержание работы

Введение. 3
Общая характеристика психических состояний. 4
Классификация психических состояний. 5
Причины различных психических состояний. 7
Управление психическими состояниями военнослужащих в специфических условиях службы и боя. 10
Заключение. 16
Используемая литература 17

Файлы: 1 файл

психологические аспекты1.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ СВЯЗИ 

 

 

Кафедра N 41.

 

Дисциплина - Психология и педагогика.

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема:

«Психология в военно-профессиональной деятельности офицера».

 

 

 

 

Исполнил: с-т  Рублев А.А. группа 141.

Проверил: п/п-к Образцов П. А.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление.

 

Введение.

3

Общая характеристика психических состояний.

4

Классификация психических состояний.

5

Причины различных  психических состояний.

7

Управление  психическими состояниями военнослужащих в специфических условиях службы и боя.

10

Заключение.

16

Используемая  литература

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В качестве введения хочу отметить, что деятельности офицера-командира, военного инженера - многогранна и  сложна и на первом месте всегда стоит работа с людьми. Эта работа включает ряд взаимосвязанных направлений: руководство воинскими коллективами в мирное время и в боевой обстановке, обучение и воспитание личного состава. А в связи с этим офицеру необходимо знать психологические аспекты обучения и воспитания, закономерности психической деятельности людей, духовную жизнь человека, то есть ему необходимо знание психологии. В своем реферате я освещу психические состояния личности военнослужащего как один из аспектов психологии личности воина.

 

Отмечу, что  человек, вышедший благодаря труду  из животного мира и развивающийся  в обществе, вступающий в общение  с другими людьми с помощью  языка, становится личностью-субъектом  познания и активного преобразования действительности. Но, дав психологическую структуру личности и рассмотрев ее психические свойства, было бы неправильным остановиться на этом. Это была бы неполная характеристика психологической структуры личности. Психические состояния, так же как и психические свойства личности, играют огромную роль не только в процессе общения, жизни, деятельности, но и в процессе службы, решения важнейших проблем боевой работы. Особенно это характерно для воинов войск правительственной связи. В каком состоянии офицер поедет на выполнение боевой задачи, в каком состоянии находятся его подчиненные, - от этого во многом зависит успех или неудача в выполнении боевой задачи, что для войск правительственной связи является  выполнением  задачи государственной важности.

 

Как считает  известный историк Соловьев В: «Каждая человеческая личность есть прежде всего природное явление, подчиненное внешним условиям и определяемое ими в своих действиях и восприятия. Но вместе с этим каждая человеческая личность имеет в себе нечто совершенно особенное, совершенно неопределимое внешним образом, не поддающееся никакой формуле и, несмотря на это, налагающее определенный отпечаток на все действия и на все восприятия личности».

 

Поэтому целью  моего реферата является рассмотрение психических состояний воинов, определение основных направлений деятельности офицера по управлению психическими состояниями подчиненных в специфических условиях службы и боя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика психических  состояний.

 

На основе психических  процессов, на которых я не останавливаюсь в своем реферате, возникают и развиваются более стойкие и длительные состояния.

 

Психические состояния - это сложные целостные, динамические образования, во многом определяющие своеобразие  всей психической деятельности (протекание процессов, проявление cвойств) личности на данном отрезке времени. Психические состояния повышают или понижают активность психической деятельности. По моему мнению присущи следующие особенности:

  • целостность;
  • подвижность и относительная устойчивость;
  • прямая и непосредственная взаимосвязь с психическими процессами и свойствами личности;
  • индивидуальное своеобразие и типичность;
  • крайнее многообразие психических состояний;
  • полярность.

 

Целостность психических состояний состоит в том, что, хотя состояния и относятся преимущественно к определенной сфере психики (познавательной, эмоциональной, волевой), они характеризуют психическую деятельность в целом зав определенный промежуток времени. «Всякое психическое состояние есть нечто целостное»,- подчеркивает психолог Левитов Н.Д.

 

Подвижность и относительная устойчивость психических состояний заключается в том, что они изменчивы: имеют начало, конец, динамику развития и протекания. Они менее постоянны, чем свойства личности, но более, устойчивы и измеряются большими единицами времени, нежели психические процессы.

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и  опять начинать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость», - считает величайший знаток человеческих душ Лев Николаевич Толстой.

 

Прямая  и непосредственная связь с психическими процессами и свойствами личности .

В структуре  психики состояния располагаются  между процесса качествами личности. Они возникают и результате отражательной  деятельности мозга» Но раз возникнув, состояния, с одной стороны, влияют на психические процессы (определяют тонус и темп отражательной деятельности, избирательность ощущений, восприятий, продуктивность мышления и т.д.), а с другой, - представляет собой «строительный материал» для формирования свойств личности.

 

Психические состояния  служат фоном, который способствует проявлению особенностей личности или  маскировке их. Например, ожидания боя, несение боевого дежурства преимущественно  в режиме ожидания, характеризуется  отклонениями в области ощущений и восприятии, памяти и мышления, неупорядоченности активности, не свойственной им в обычных условиях. Одновременно психические состояния испытывают на себе влияние предшествующих состояний и свойств личности. Ведь всем прекрасно известно, что «первые впечатления всегда остаются в памяти как фундамент, на котором возводятся последующие, и, как показывает практика, они не обманывают».

 

Индивидуальное  своеобразие и типичность.

Психические состояния  человека своеобразны, поскольку непрерывно  связаны с индивидуальными особенностями личности, ее нравственными и другими чертами.

 

Так человеку с  преобладанием сангвинических черт темперамента свойственно большей  частью преувеличивать успехи и истолковывать  все в мажорном свете, ибо наиболее типичным для него является приподнятое состояние.

 

Следует иметь  в виду, что черты личности и  переживаемые психические состояния  не всегда, однако, соответствуют друг другу. То, что принимается иногда за черту личности, оказывается нетипичным для данного человека, временным  состоянием. Например подавленность может быть не только устойчивой чертой личности меланхолического темперамента, но и проявляться как состояние, вызванное неприятностями по службе, в быту. Офицеру, руководителю коллектива всегда надо помнить, говоря словами писателя Владимира Успенского, что «сильные незаурядные натуры часто бывают очень уязвимы, обидчивы». Особенно этот совет следует учитывать при организации индивидуальной воспитательной работы.

 

Крайнее многообразие психических состояний. Судить об этом позволяет следующий их неполный перечень: удивление и недоумение, растерянность и сосредоточенность, надежда и безнадежность, унижение и бодрость, подъем и возбужденность,  нерешительность и решительность, напряженность и спокойствие и т.д.

 

Полярность как особенность психических состояний выражается в том, что каждому из них соответствует противоположное. Так активности человека противостоит пассивность, уверенности - неуверенность, решительности - нерешительность. Полярность состояний, быстрый переход человека из одного состояния в противоположное особенно ярко проявляются в необычных   (экстремальных) условиях, например, в процессе несения дежурства за коммутатором в условиях активной операторской деятельности при недостаточной профессиональной подготовленности и психологической устойчивости.

Классификация психических состояний.

 

По состоянию  активности различных отделов головного  мозга различают состояния:

  • активное и пассивное;
  • творческое и репродуктивное;
  • парциальное и общее состояние;
  • состояния, вызываемые избирательным возбуждением и торможением в коре и подкорке головного мозга.

 

В зависимости  от рода занятий личности психические  состояния делят  на состояния  в игровой, учебной, трудовой, спортивной и других видах деятельности.

 

По роли и  структуре личности состояния могут быть: ситуативными, личностными, групповыми.

 

Ситуативные состояния  выражают особенности ситуации, вызвавшие  у человека нехарактерные для  его психической деятельности реакции.

 

Личностными и .коллективными (групповыми) являются состояния типичные, присущие данному конкретному человеку или же коллективу (группе).

 

По глубине  переживаний различают состояния  глубокие и поверхностные. Например, страсть - более глубокое состояние, чем настроение. Вот как характеризует  это состояние писатель Морис  Дрюон: «Взаимная ненависть связывает двух людей столь же крепкими узами, как и разделенная любовь, и когда исчезает с лица земли враг, против которого Вы долгие годы строили козни, в сердце вашем остается пустота, совсем такая же, как если из него уходит великая страсть».

 

По характеру  влияния на личность, коллектив состояния  делят на положительные и отрицательные. Отрицательно действующие на человека и коллектив состояния нередко  бывают причиной возникновения психологического барьера между воспитателем и  воспитуемым. В таком случае воспитательные меры оказываются малоэффективными или вообще безрезультатными.

 

В то же время  психические состояния, положительно влияющие на психическую деятельность, повышают эффект педагогического воздействия.

 

По длительности протекания состояния бывают продолжительными и короткими.

 

Тоска молодых  воинов, курсантов по дому может  охватывать период до нескольких недель, пока они не привыкнут к новым  условиям, не «врастут» в коллектив. Состояние ожидания увольнения в  запас, очередного каникулярного отпуска возникает за несколько месяцев до его свершения.

 

По степени  осознанности состояния могут быть более или менее осознанными. Писатель Аркадий Васильев так характеризует  осознанность действия, поступка: «В любом, даже самом малом деле на войне - всюду нужно умение, храбрость, воля к победе и твердость характера, а самое главное,  любовь к своей Родине, которая по-настоящему воодушевляет на подвиги, дает ясное понимание того, что если и придется погибнуть, то за правое дело».

Причины различных психических состояний.

 

Психические состояния, как и все явления психической  жизни человека, детерминированы, т.е. определяются условиями внешней  и внутренней среды. Особое значение в их возникновении имеют социальные условия жизни личности.

 

Следует иметь в виду, что даже у людей одной общественно-экономической формации под влиянием конкретных фактов  жизни и личностных особенностей могут возникать и возникают разные психические состояния. Но при этом наиболее значительные факты общественной жизни вызывают сходные состояния у многих людей.

 

Сложная политическая и экономическая обстановка в  нашей стране сегодня, наличие различных  групп и группировок, различные  взгляды  на решение стоящих проблем  вызывают и различные психические  состояния населения. Любое событие, действие правительства вызывают отношения от максимально   положительного (одобрительного), до максимально отрицательного (негодующего).

 

По-моему психическое  состояние во многом зависит от глубины  осознания воином своего долга и  ответственности за защиту Родины. Практика показывает, когда солдат, офицер глубоко осознает гражданский и воинский долг, ответственность, то у него возникают положительные состояния и отношения. В свою очередь и чувство долга формируется и закрепляется через определенные психические состояния, что имеет немаловажное значение для воспитания чувства долга и ответственности.

 

Факторы широкого социального плана влияют на психические  состояния личности непосредственно  прямо и опосредованно, через  систему конкретных жизненных микросоциальных условий (коллектив, семья и т.д.). В совокупности конкретных обстоятельств особое место занимают условия службы, воинской дисциплины в подразделениях, части, организация быта и отдыха личного состава, степень удовлетворения их нужд и запросов, система установившихся взаимоотношений.

Информация о работе Психология в военно-профессиональной деятельности офицера