Психические познавательные процессы, их учет и развитие у воинов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:25, реферат

Описание работы

Реформирование Вооруженных Сил предъявляет серьезные требования к своему психологическому обеспечению. Жизнедеятельность военнослужащего осуществляется в экстремальных условиях воинской службы, тем самым ставя его постоянно в ситуации выбора, испытания на прочность духовных и физических сил. Конструктивное разрешение выбора в интересах развития личности военного профессионала призвана обеспечить военная психология.

Содержание работы

Введение
Понятие о психических, познавательных процессах. Место и роль психических, познавательных процессов в деятельности военнослужащих
Материалистическая природа психических, познавательных процессов: ощущение, восприятие, внимание, представление, память, вооружение, речь и мышление
Условия и пути развития и активизации психических, познавательных процессов у воинов в разных видах воинской деятельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по военной психологии.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

             НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ  ИМЕНИ  ЕКАТЕРИНЫ  ВЕЛИКОЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ

«Военная психология»


                                                     На тему:

«Психические познавательные процессы, их учёт и развитие у воинов»

 

 

Выполнил(а):      студентка    курса

заочного отделения

Психологического  факультета 

 Фомичева  И. А.


                             (Ф.И.О.)

  

 



Проверил:      

               (Ф.И.О.)

 

                                                             Серпухов 2012 год

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………2

  1. Понятие о психических, познавательных процессах. Место и роль психических, познавательных процессов в деятельности военнослужащих……………………………………………………….…4

 

  1.  Материалистическая природа психических, познавательных процессов: ощущение, восприятие, внимание, представление, память, вооружение, речь и мышление…………………………………………..6

 

  1. Условия и пути развития и активизации психических, познавательных процессов у воинов в разных видах воинской деятельности………….21 

Заключение……………………………………………………………………...26

Список литературы……………………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение

Реформирование  Вооруженных Сил предъявляет серьезные требования к своему психологическому обеспечению. Жизнедеятельность военнослужащего осуществляется в экстремальных условиях воинской службы, тем самым ставя его постоянно в ситуации выбора, испытания на прочность духовных и физических сил. Конструктивное разрешение выбора в интересах развития личности военного профессионала призвана обеспечить военная психология.

С другой стороны, психологический анализ войны, боя  позволяет правильно обосновать пути совершенствования боевой, общественно-государственной, психологической подготовки, несения боевого дежурства, вахтенной и караульная службы и т.д. так как необходимым участником, субъектом любых событий здесь является человек. Военная наука обречена на сотрудничество с военной психологией. Таким образом, заказ на военную психологию продиктован:

  1. необходимостью совершенствования военно-профессионального развития военнослужащих и обоснования эффективных путей военной реформы. Военная психология опирается на образ человека-деятеля, субъекта воинской деятельности в мирное и военное время;
  2. потребностью человека в армии постоянно разрешать личные проблемы, осуществлять себя, искать и находить смысл своего бытия, строить свою семью, воспитывать детей. В решении этих проблем военная психология опирается на образ «человека-нуждающегося».

Общая характеристика познавательной деятельности воинов. 
Познавательная деятельность – необходимая составная часть человеческой деятельности вообще. В условиях Вооруженных Сил без познавательной деятельности невозможно осуществлять боевую учёбу, формировать у личного состава нужных для эффективного выполнения учебно-боевых задач и нанесения службы. 
В настоящее время в частях и на кораблях осуществляется решительный курс на повышение качества полевой, воздушной, морской выучки, на максимальное приближение обучения и воспитания воинов к условиям боевой действительности. Особенно внимание уделяется развитию у воинов морально-боевых качеств, укреплению порядка и воинской дисциплины, усилению физической закалки военнослужащих, формированию у них способности преодолевать трудности характерные для современного боя. 
В военной психологии сложился чёткий научный подход, определяющий логическую последовательность изучения психических, познавательных процессов. В соответствии с этим подходом, применительно к учебно-познавательной деятельности воинов, в ней выделяются три этапа: 
1. Восприятия войнами учебного материала; 
2. Творческое осмысление и усвоение научных знаний; 
3. Запоминание и воспроизведение познаваемого. 
На каждом этапе познавательной деятельности принимают участие познавательные процессы, процесс познания идёт сразу на всех уровнях. 
Вместе с тем, на тех или иных этапах решающая роль принадлежит строго определённым процессам. Поэтому, в методических целях психические, познавательные процессы целесообразно рассматривать в последовательности соответствующих этапам познавательной деятельности: вначале – ощущение, восприятия учебного материала каждым военнослужащим; затем – воображение и мышление, благодаря им главным образом обеспечивается творческое осмысление и усвоение знаний, и наконец память и речь, активно работающие на этапе запоминания и воспроизведения учебного материала. 
Итак, психические, познавательные процессы – вот те психологические механизмы, через которые происходит познавательная деятельность военнослужащих в ходе боевой и политической подготовки, несения службы. С них начинается процесс превращения, содержания педагогического воздействия командиров подразделений в факт сознания, знания, представления, понятия военнослужащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
I. Понятие о  психологических познавательных  процессах. Место и роль психических,  познавательных процессов в деятельности  военнослужащих

 
В обеспечении взаимодействия человека с внешним миром ведущую роль играет свойства личности, её мотивы установки. 
Регуляция деятельности начинается уже на уровне восприятия, с психических, познавательных процессов. С них логично начинать рассмотрение психических явлений. 
В разном труде, службе, на занятиях и учениях, воин осуществляет определённую познавательную деятельность. Он усваивает разнообразные знания, развивает навыки, приобретает умение в работе с техникой, оружием, приборами, у него формируется представление о характере современного боя и т.д. Вместе с тем он трудится и развивается физически. Познавательная деятельность и физический труд, учение и бой – всё это осуществляется на основе психических, познавательных процессах и психофизиологических реакциях. Поэтому, принято сочетать любой вид деятельности, в том числе и каждый вид боя, имеет свою психологическую характеристику. 
Боевая учёба составляет значительную часть воинской службы. Воин овладевает политическими, специальными военно-техническими знаниями, изучает уставы, инструкции, познаёт армейскую жизнь, у него формируются прочные знания, навыки, умения и привычки. 
Бой как всякая сложная воинская деятельность предъявляет к психике в целом и к различным сторонам её своеобразные требования. Успех боевой ратно-трудовой познавательной деятельности прежде всего зависит от: политической сознательности, активности, дисциплинированности; от умения мастерски владеть оружием и техникой в бою. Успех во многом зависит и от того, насколько и как развиты органы чувств человека, совершенна и точна его реакция, развито ощущение, внимание, память, мышление и другие психические, познавательные процессы. 
Отсюда непреложный практический вывод, в ходе боевой гуманитарной педагогической подготовки, необходимо наряду и на основе формирования боевых, моральных качеств, вооружения воинов знаниями, умениями и навыками, развивать у солдат, сержантов психические, познавательные процессы. 
Следует иметь ввиду, что каждый психический процесс носит личностный характер: в нём неизбежно отражается личность с её особенностями. На всех этапах и в каждом акте усвоения учебного материала слушателем функционирует все психические процессы, в единстве проявляется свойства и состояния личности.

Однако в целях более  детального выяснения механизма  превращения материала в духовный мир солдат, сержантов, в способы  практической деятельности рассмотрим наиболее существенные особенности отдельных познавательных процессов. Рассмотрим в объёме в котором они интересуют военного руководителя, офицера запаса, и в той последовательности, в которой согласно теории познание идёт процесс познания вообще и усвоения учебного материала в частности: от его восприятия (живого созерцания к осмыслению и практическому применению, практике). Восприятие учебного материала нерасчленённая деятельность всех его психических функций, и в частности познавательных процессов. Учитывая поэтапный характер процесса усвоения, охарактеризует сначала ощущение, восприятие, внимание, представление. Именно эти процессы обеспечивает формирование образа изучаемого материала в сознании слушателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
II. Материалистическая природа психических познавательных процессов: ощущение, восприятия, внимание, представление память, воображение, речь и мышление

 
Согласно гносеологии процесс  познания человеком окружающей действительности от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Первая (чувствительная) ступень познание “живое созерцание” включает ощущение, восприятие, внимание, представление, память и воображение. Познание начинается с непосредственного контакта органов чувств человека с окружающими предметами, явлениями, вещами, с ощущений. 
ОЩУЩЕНИЕ – это отражение в сознании человека отдельных свойств, качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Человек ощущает свет, холод, тепло, твёрдость, форму и т.д. 
Ощущение считается элементарным психическим, познавательным процессом, отражающим отдельные свойства предметов и явлений материального мира, а также внутреннее состояние организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепты. Материалистическое учение об ощущении утверждает, что предметы и их свойства первичны, ощущение же является результатом воздействия материи на органы чувств. При этом ощущения дают нам верный образ объективной действительности и как бы представляют строительный материал для представлений, воображения, для мышления и памяти. 
Физиологической основой ощущения является нервно-физиологический процесс, протекающий в анализаторе. Анализатор – это нервно-физиологический аппарат, посредством которого человек отражает ту или иную область окружающей действительности. 
Окружающий человека мир исключительно разнообразен. И каждый предмет, каждое явление имеет множество качеств. Возможность познания объективного мира во всём многообразии его качеств достигается благодаря тому, что у человека есть несколько анализаторов. На основе работы различных органов чувств отражаются многочисленные свойства и качества предметов и явлений. Существуют следующие виды ощущений, в которых раскрываются в человеческом сознании отдельные качества и стороны внешнего мира: 
1. зрительное; 
2. звуковое (слуховое ощущение); 
3. двигательные; 
4. ощущение координации движений; 
5. вибрационное; 
6. ощущение положения тела; 
7. вкусовые; 
8. обонятельные; 
9. осязательные; 
10. болевые; 
11. ощущение температуры (ощущение тепла); 
12. ощущения органические (голод, жажда).

 
Без исключения все ощущения и, следовательно  органы чувств, имеют большое значение в воинской деятельности. при определении  пригодности призывника к службе принимаются во внимание общее состояние  их органов чувств, качество различных видов ощущений, во время службы осуществляется тренировка и развитие. 
Тренировка органов чувств воинов к точному ощущению качеств и свойстве военных предметов и обстановки составляет важный раздел психологической подготовки личного состава к ведению боевых действий. Для организации такой подготовки офицер должен учитывать общие закономерности процесса ощущения и специфические особенности органов чувств. К числу этих закономерностей относится минимальный и максимальный пороги, порог различения, адаптация, явление контрастностей и последовательные образы. Полноценное развитие личности невозможно без ощущений, источников наших знаний об окружающем мире и о самом человеке. 
ПРОЦЕССЫ ВОСПРИЯТИЯ – восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений действительности при непосредственном их воздействии на органы чувств. В отличии от ощущений, которые отражают отдельные качества и свойства предметов, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств и взаимосвязи их друг с другом.

ВОСПРИЯТИЕ - это  не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно  новая ступень чувственного познания с присущим ей особенностями. В восприятии мир отражается полнее, в пространственных и временных отношениях. 
Наиболее важными особенностями восприятия являются: 
А) Предметность и Объективизация (вынесение образа во вне). Воспринимая какой-либо предмет диск, копьё, книгу и др., мы осознаём его не как наше субъективное переживание, а как объективный, вне нас ориентирующий предмет. Без этого восприятия не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. 
Б) Целостность. В отличие от ощущений, отражающих отдельные свойства предмета, восприятие всегда имеет целостной характер. Компоненты целого могут действовать одновременно или последовательно на один и тот же анализатор ил на разные анализаторы (например, при восприятии спортивного поединка одновременно действуют зрительные и звуковые раздражения). Последовательные компоненты могут действовать непосредственно один за другим или с некоторыми паузами. Целостность образа складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета. 
В) Константность. Несмотря на значительную вариантность условия (освещённость, расстояние, положение в пространстве и пр.), в которых происходит процесс восприятия, образ воспринимаемых нами предметов отличаются определённым постоянством (константностью): по форме, величине, цвету и т.п. при восприятии одного и того же предмета мы каждый раз воспринимаем его более или менее одинаково, подчас не замечая возникших в ней изменений. 
Известно, что при приближении предмета изображение его увеличивается и наоборот. Однако при изменении расстояния до объекта его величина воспринимается как неизменная. 
Г) Осмысленность. Образы восприятия всегда имеют определённое смысловое значение. Воспринимая предметы или явления человек истолковывает их в соответствии с полученными ранее знаниями, истолковывает их в соответствии с полученными ранее знаниями и своим практическим опытом, тот час же обозначает их словами и всегда относит наблюдаемый предмет или явление к определённой группе, классу. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нём сходство со знакомым нам объектом. 
Д) Изобретательность. Процесс восприятия имеет избирательный характер, в котором появляется активность сознания. Внешний вид настолько многообразен, что мы можем воспринимать одновременно лишь самую незначительную его часть. В связи с эти качество процесса восприятия, как изобретательность, становится неизбежным. 
Общие закономерности восприятия: 
1. Апперцепция, в переводе на русский язык означает зависимость прошлого опыта. Апперцепция бывает двух видов. 
а) временная; 
б) устойчивая. 
Временная апперцепция возникает под влиянием прошлых восприятий, мимолётного знакомства с данными явлениями и в прямой зависимости от чувств, воображение, опыта и знаний. 
Устойчивая апперцепция зависит от глубоких знаний, навыков, умений и опыта действий в условиях, сходных с обстоятельствами. устойчивая апперцепция вырабатывается в моделях той или иной деятельности, в которых учтена и представлена вся совокупность факторов, под воздействием на человека. 
2. Иллюзион - неправильные, поверхностные искажения восприятия предметов реальной действительности. Практическое отношение к этой закономерности двоякое, с одной стороны, иллюзии используются в маскировке оружия, техники, позиции, личного состава, намерений, с другой – иллюзии учитываются с целью не допустить ошибок в деятельности своих воинов. 
Вид восприятия. 
Различают преднамеренные и непреднамеренные восприятия. Первым из них обязательно присуще волевое усилие. Особой и наиболее важной для воинов формой восприятия являются наблюдение, преднамеренное, планомерное, длительное, целенаправленное и организованное восприятие. Успешность восприятия зависит от твёрдого знания наблюдателем своих задач, от чёткой постановки цели наблюдения, от предварительной специальной подготовки. Наблюдение более эффективно, если наблюдатель обладает широким кругозором в наблюдаемой области деятельности, развитым мышлением, памятью, вниманием. 
Внимание – это преимущественная устремлённость сознания человека на определённый объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже. Внимание это, не самостоятельный психический познавательный процесс, а сторона всех познавательных процессов, всей психики военнослужащего, человека вообще. Без проявления внимания немыслима никакая практическая деятельность. Физической основой внимания является работа оптимального возбужденного участка головного мозга человека. В основе внимания лежит образование в одних участках корня стойких очагов возбуждения и наличие меньшего возбуждения или даже заторможенности в основной части. 
Внимание военнослужащего имеет своё внешнее отражение, движение к объекту, направление взгляда к объекту внимания, некоторые задержания дыхания, задержание лишних движений, характер вопросов и реплик в ходе учебных занятий со стороны военнослужащих, ведут ли войны какие-либо записи на занятиях и т.д. 
Избирательная направленность внимания воинов зависит от многих факторов и прежде всего:

Информация о работе Психические познавательные процессы, их учет и развитие у воинов