Правовом статус комбатантов, некомбатантов и иных участников вооруженных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 16:54, реферат

Описание работы

По мере развития и совершенствования права вооруженных конфликтов расширялся круг лиц, относящихся к комбатан-там. Так, в соответствии с положениями Женевских конвенций 1949 г. к таким лицам относятся: личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в вооруженном конфликте; личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих и не входящих в состав вооруженных сил; личный состав организованных движений сопротивления и партизанских формирований, если они отвечают следующим условиям: а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; Ь) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; с) открыто носят оружие; d) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны; члены экипажей торговых судов и гражданской авиации, которые непосредственно участвуют в военных действиях; население неоккупированной территории, которое берется за оружие, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

Файлы: 1 файл

Правовом статус комбатантов.docx

— 26.22 Кб (Скачать файл)

Правовом статус комбатантов, некомбатантов и иных участников вооруженных конфликтов

Военные действия ведутся вооруженными силами воюющих государств. В праве вооруженных конфликтов вооруженные силы делятся на две категории лиц: сражающиеся, или комбатанты (от фр. combattant — боец, воин) и несражающиеся, или некомбатанты.

Комбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющего государства, которые имеют право принимать участие в военных действиях. Правовой статус комбатанта включает: 1) право применять военное насилие; 2) быть объектом применения военного насилия вплоть до физического уничтожения; 3) право на обращение с ним как с военнопленным при попадании в руки неприятеля. Военное насилие не применяется к комбатанту в случае его ранения или попадания в плен.

По мере развития и совершенствования права вооруженных конфликтов расширялся круг лиц, относящихся к комбатан-там. Так, в соответствии с положениями Женевских конвенций 1949 г. к таким лицам относятся: личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в вооруженном конфликте; личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих и не входящих в состав вооруженных сил; личный состав организованных движений сопротивления и партизанских формирований, если они отвечают следующим условиям: а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; Ь) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; с) открыто носят оружие; d) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны; члены экипажей торговых судов и гражданской авиации, которые непосредственно участвуют в военных действиях; население неоккупированной территории, которое берется за оружие, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

В ст. 43 Дополнительного протокола I к Женевским кс циям 1949 г. дается развернутое определение понятия «Е женные силы». При этом указывается, что лица, входя] состав вооруженных сил воюющей стороны (за исключ' несражающихся), являются комбатантами, т.е. они имеют принимать непосредственное участие в военных действия

Новеллой современного международного права являет несение партизан и участников национально-освободите. войн к комбатантам. Хотя положение о том, что они до иметь отчетливые знаки и открыто носить оружие, с тем обладать статусом комбатанта, подвергалось сомнению, пос ку специфика партизанской и национально-освободите. борьбы предполагает при проведении некоторых военны; раций определенный уровень секретности. Однако неос мым является условие, что партизаны и лица, участвую] национально-освободительной борьбе, должны соблюдать з и обычаи войны.

К некомбатантам относятся лица, входящие в состав Е женных сил воюющей стороны, оказывающие ей всем! помощь в достижении военных успехов, но непосредстве» участвующие в военных действиях. Основная черта прав статуса некомбатанта — это неучастие в боевых действия; комбатантами являются военный духовный и медицински! сонал, интенданты, военные корреспонденты и юристы С одной стороны, эти лица не могут быть объектом вое действий противника, а с другой — они могут применять f щееся у них оружие только в целях самообороны и охран! ренного им имущества. В силу этого некомбатанты имеют на покровительство со стороны неприятеля, если окажутся; в руках.

Деление участников вооруженных конфликтов на комб тов и некомбатантов связано с разным объемом прав и об ностей у них во время военных действий, что влияет на р военного плена.

Среди лиц, участвующих в вооруженных конфликтах, выделяются военные разведчики и военные шпионы, добро цы и наемники, парламентеры.

Военный шпион (лазутчик) — это лицо, которое, действу; ным образом или под ложным предлогом, собирает или ста ся собрать сведения в районе действия одного из воюю'ш.) сударств с намерением сообщить таковые противной CTI (ст. XXIX Приложения к Гаагской конвенции о законах и чаях сухопутной войны 1907 г.). Согласно Дополнител!

протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г., «любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом» (ст. 46). Не считается шпионом лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в военном конфликте, если оно собирает или пытается собирать от имени этой стороны информацию на территории, контролируемой противником, и при этом носит форменную одежду своих вооруженных сил или не действует обманным путем либо преднамеренно не прибегает к тайным методам. Такое лицо «не утрачивает свое право на статус военнопленного, и с ним не могут обращаться как со шпионом» (п. 3 ст. 46 Дополнительного протокола I). Указанное лицо признается, таким образом, военным разведчиком. При попадании в руки неприятеля во время собирания разведывательных сведений или попытки их собирания на него распространяется статус военнопленного.

Во время вооруженных конфликтов на стороне воюющих держав принимают участие добровольцы. В ст. VI Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г. установлено, что «ответственность нейтральной державы не возникает вследствие того, что частные лица отдельно переходят границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих». Ввиду того, что эти частные лица из нейтральных государств добровольно вступают в состав вооруженных сил одной из воюющих держав, они, с одной стороны, становятся законными комбатантами, а с другой — утрачивают статус лица нейтрального государства. При этом ответственность за их действия несет воюющее государство, на стороне которого они сражаются.

В вооруженных конфликтах могут принимать участие и наемники. Согласно п. 2 ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. наемник — это любое лицо, специально завербованное на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны. Наемник не входит в личный состав вооруженных сил воюющей стороны. Он не является ни граждани-

ном стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, nocrt проживающим на территории, контролируемой стороне} холящейся в конфликте.

Не являются наемниками военные советники, офици направляемые на службу в иностранные вооруженные си. основе межгосударственного соглашения. Военные coeei непосредственного участия в военных действиях не прини:

Международное сообщество неоднократно осуждало тику наемничества. В 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН няла резолюцию 2465 (XXIII), в которой объявлялось практика использования наемников против движений за в нальное освобождение и независимость является уголови казуемым деянием, а сами наемники — преступниками.

В 1989 г. под эгидой ООН была заключена Конвен] запрещении вербовки, использования, финансирования i чения наемников. В Конвенции наемничество признано а ным преступлением, которое затрагивает интересы всех дарств. Согласно данной Конвенции государства не должнь ществлять вербовку, использование, финансирование и обу наемников, в том числе в целях, противоречащих праву на| на самоопределение, как оно толкуется международным вом. Государства обязаны запрещать и предотвращать таки< ствия.

Конвенция 1989 г. признает преступными действия, с шаемые не только самими наемниками, но и лицами, учас щими в их вербовке, использовании, финансировании и о нии, а также попытки совершения указанных действий и с стие в них. Государства — участники Конвенции 1989 г. об? либо предать виновных суду, либо их выдать заинтересова стороне. Наемничество является уголовно наказуемым дея по законодательству Украины (ст. 63' УК Украины).

Особый правовой статус во время вооруженных конфл] имеют парламентеры, т.е. лица, специально уполномоче военным командованием воюющей стороны на ведение пе воров с военным командованием неприятеля. По положе Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной в 1907 г. парламентер и сопровождающие его трубач, горние барабанщик, лицо, несущее флаг, и переводчик пользуются вом неприкосновенности. Отличительный знак парламент! белый флаг. Парламентер может быть принят военным кс дованием неприятеля либо отослан обратно, однако в л: случае ему должна быть обеспечена безопасность возвраще расположение своих войск. Во время второй мировой в германское военное командование не всегда обеспечивало неприкосновенность парламентеров, нарушая тем самым законы и Обычаи войны.

_____

На современном этапе основными нормами международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, являются:  
— Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.  
— Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.  
— Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях. 
— Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.  
— Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.  
— Ограничивается право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать средства и методы ведения войны. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания. 


Международная система защиты прав человека

Современная международная система защиты прав и свобод человека включает три уровня: международный, региональный и национальный. Формирование международных механизмов защиты прав человека связывают с Организацией Объединенных Наций, Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека. Политический авторитет последней был настолько высок, что ее положения вошли в конституции многих государств мира, оказали существенное влияние на последующее развитие международных отношений и международной политики, формирование международной системы защиты прав человека.

Международное право и, соответственно, политика развиваются и стремятся содействовать глобальному сотрудничеству, в том числе и политическому. ООН создала не только правовые основы, но и механизм международного сотрудничества, систему соответствующих органов по имплементации вступивших в силу международно-правовых актов. В соответствии с изменениями в мире необходимо по-новому взглянуть на ООН как на главный координирующий центрмеждународной политики и межгосударственного сотрудничества в области прав человека.

ООН, приняв необходимые международно-правовые акты, создала систему защиты прав человека, состоящую из главных органов и специализированных учреждений, обладающих компетенцией в области прав человека. Основными органами по защите прав человека, относящимися к первой категории, являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, ЭКОСОС, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат. Компетенция Генеральной Ассамблеи является почти неограниченной, поскольку ст. 10 уполномочивает ее «обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава» и давать государствам-членам «рекомендации» по таким вопросам.

Совет Безопасности в соответствии со ст. 34 Устава уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Подобные «ситуации» часто бывают обусловлены массовыми и постоянными нарушениями прав человека либо сопровождаются ими. Это главная причина, по которой Совет Безопасности может заняться проблемами прав человека. Решения Совета по данным вопросам являются окончательными.

К специализированным органам по правам человека относится, прежде всего, Комиссия ООН по правам человека (1946 г.), ответственная за разработку международных стандартов в области прав человека и контроль за их соблюдением. Комиссия по правам человека ввела десятки специальных процедур для конкретных проблем и конкретных стран: учреждены должности и полномочия специальных докладчиков и представителей, рабочие группы и независимые эксперты. В последние 10 - 15 лет Комиссия уделяла особое внимание изучению положения в отдельных странах, включая такие проблемные с политической точки зрения страны, как Гватемала, Иран и Бирма. Актуальными сегодня для Комиссии являются вопросы соблюдения прав человека в КНР, положение палестинцев в Израиле, ситуация в Чечне. Как правило, комиссия работает через специального докладчика - полунезависимого эксперта, который официально отчитывается перед комиссией и ведет непрерывный диалог с правительством данной страны для создания постоянного присутствия и канала влияния.

В последние годы работа комиссии и вообще деятельность ООН в области прав человека все чаще наталкивается на препятствия политического характера: как межправительственная организация она стремится решать вопросы консенсусом, что требует постоянных компромиссов, и привносит политические мотивы при решении вопросов правового характера. Это обстоятельство вызывает критику тех правозащитников, которые отрицают политические компромиссы и отказываются от снижения уровня международных стандартов и не мирится с грубыми нарушениями прав человека. Но компромиссы в условиях глобализирующегося мира неизбежны.

Комитет по правам человека как контролирующий орган ООН за реализацией Международного Пакта о гражданских и политических правах рассматривает жалобы отдельных граждан государств. Государства, ратифицировавшие этот пакт, не всегда признают государственные жалобы. Они должны заявить о признании компетенции этого Комитета путем подачи письменной декларации (к сожалению, постсоветские государства Центральной Азии еще не признали государственную жалобу в качестве контрольного механизма, а, значит, они не подпадают под его действие).

Наиболее эффективным контрольным механизмом для всех государств являются доклады государств (первичный, дополнительный, периодический). Нередко используются Комитетом и альтернативные доклады, предоставляемые неправительственными организациями и способные повлиять на мнение членов Комитета. Последний вправе издать рекомендации по улучшению ситуацию с правами человека в стране. Хотя решения, принимаемые Комитетом, не являются обязательными для выполнения, ряд государств уже принял по ним соответствующие меры. Так, Канада пересмотрела законодательство в отношении прав индейцев, проживающих за пределами своих племенных земель; Маврикий внес изменения в законодательство о правах женщин, Нидерланды поменяли существовавшее прежде дискриминационное законодательство о социальном обеспечении др.

Наиболее важными органами защиты прав человека являются институт Верховного комиссара ООН по правам человека (далее ВКООНПЧ) (1993 г.). Сфера деятельности ВКООНПЧ - это поощрение и защита прав человека во всем мире; укрепление международного сотрудничества в области прав человека; достижение диалога с правительствами в целях обеспечения уважения прав человека; координация усилий, предпринимаемых в данной области различными органами ООН, и др. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека в качестве общесистемного координационного центра по правам человека укрепило партнерские связи с другими подразделениями системы. В настоящее время Управление ведет работу по исполнению просьб около 60 государств-членов о создании или укреплении национального потенциала и инфраструктуры прав человека. Установлены связи между специалистами по разработке политики в области прав человека и кадровыми сотрудниками на местах по поддержанию мира и гуманитарной помощи.

Информация о работе Правовом статус комбатантов, некомбатантов и иных участников вооруженных конфликтов