Право вооруженных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

Эффективность системы международного права в целом и отдельных его отраслей и институтов предопределяется полнотой, всесторонностью и добросовестностью выполнения норм международного права участниками международных отношений, в первую очередь, государствами. Одной из основных проблем современного международного права является его реализация.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.УЧАСТНИКИ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА.. 10
2.СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ.. 16
2.1 Средства и методы ведения морской войны.. 17
2.2 Средства и методы ведения воздушной войны.. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 32

Файлы: 1 файл

международное право моя контрольная готовая.docx

— 38.19 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

1.УЧАСТНИКИ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА.. 10

2.СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ.. 16

2.1 Средства и методы ведения морской войны.. 17

2.2 Средства и методы ведения воздушной войны.. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Право вооруженных конфликтов обозначает специфическую отрасль современного международного права, регулирующую способы и методы ведения вооруженной борьбы в ходе вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера с целью минимизации их вредных последствий для вовлеченных в конфликт сторон и человечества.

       С одной стороны, право вооруженных конфликтов — отрасль международного права, призванная регулировать ведение военных действий в ходе международных и немеждународных вооруженных конфликтов, обеспечить защиту их жертв. С другой стороны, объектом регулирования этой отрасли является широкий спектр отношений между субъектами международного права, которые охватывает не только ограничение применять определенные средства ведения войны, но и такие правила, как:

      а) ограничение во времени применения средств ведения военных действий;

б) пространственные ограничения  применения средств ведения военных  действий;

в) ограничения, касающиеся индивида, т.е. нормы, ограничивающие применение средств ведения военных действий против определенных категорий лиц (раненых, военнопленных, гражданского населения и т.д.);

г) нормы, содержащие гарантии осуществления правил ведения военных  действий, об ответственности за их нарушение и т.д.

Вопросы защиты личности в  условиях вооруженных конфликтов, порядок  ведения военных действий получили широкое международно-правовое регулирование. В качестве особого института  современного международного права  сложилось право международных  конфликтов, которое регулирует порядок  военных действий, выход из войны  и защиту жертв вооруженных конфликтов.

Эффективность системы международного права в целом и отдельных  его отраслей и институтов предопределяется полнотой, всесторонностью и добросовестностью  выполнения норм международного права  участниками международных отношений, в первую очередь, государствами. Одной  из основных проблем современного международного права является его реализация.

 

     В контрольной работе для достижения поставленной цели и вытекающих из нее задач руководствовались нормативно-правовыми актами: Конституция РФ – основной нормативный акт; Женевская Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях [рус., англ.] (Вместе с "Проектом Соглашения о санитарных зонах и местностях") (Заключена в г. Женеве 12.08.1949); Женевская Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море [рус., англ.] (Заключена в г. Женеве 12.08.1949); Женевская Конвенция об обращении с военнопленными [рус., англ.] (Вместе с "Типовым Соглашением по вопросу о непосредственной репатриации и госпитализации в нейтральной стране раненых и больных военнопленных", "Положением о смешанных медицинских комиссиях", "Правилами, касающихся коллективных посылок помощи военнопленным" и "Типовыми правилами, касающихся денежных переводов...") (Заключена в г. Женеве 12.08.1949); Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны [рус., англ.] (Вместе с "Проектом Соглашения о санитарных и безопасных зонах и местностях", "Проектом правил, касающихся коллективной помощи гражданским интернированным") (Заключена в г. Женеве 12.08.1949); Дополнительный Протокол к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) [рус., англ.] (Вместе с "Правилами, касающимися опознавания", "Удостоверением журналиста, находящимся в опасной командировке") (Подписан в г. Женеве 08.06.1977); Дополнительный Протокол к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) [рус., англ.] (Подписан в г. Женеве 08.06.1977) – данные протоколы отражают участников вооруженного конфликта, средства и методы ведения войны и правовое положение раненых и больных; Гражданский кодекс РФ (Часть 1) и научно-учебной литературой.

 

 

2. УЧАСТНИКИ ВООРУЖЕННЫХ  КОНФЛИКТОВ

 

Важнейшим принципом международного права, действующим во время войны, является принцип ведения военных  действий только против вооруженных  сил неприятельского государства, но не против его мирного населения, которое считается неприкосновенным. Тотальная война, когда не проводится различие между вооруженными силами и мирными гражданами, становящимися  объектом вооруженных действий, преступна. Но и вооруженные силы с точки  зрения правомерности применения против них оружия неоднородны. В их составе  различаются сражающиеся (комбатанты) и не сражающиеся (не комбатанты).

Комбатантами называются лица, входящие в состав вооруженных  сил находящихся в конфликте  сторон и имеющие право принимать  непосредственное участие в военных  действиях (п. 2 ст. 43 Дополнительного  протокола I 1977 года).1 Они непосредственно ведут боевые действия против неприятеля с оружием в руках, и только к ним применимо военное насилие, вплоть до физического уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать обращения с ними как с военнопленными.

К комбатантам относятся: личный состав регулярных вооруженных  сил воюющих государств (армии, авиации, флота); личный состав ополчений и  добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил воюющих  государств; партизаны, если они имеют  во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют отличительный  знак, открыто носят оружие, соблюдают  в своих действиях законы и  обычаи войны.2

В свете современного международного права статусом комбатанта обладают и бойцы национально-освободительных  движений, массовых восстаний, участники  внутригосударственных вооруженных  конфликтов.3 К комбатантам также относятся военные корабли и военные летательные аппараты, независимо от вооружения и типа двигательной установки (ядерной или обычной).

На практике нередко возникает  необходимость в разграничениях таких категорий, как военный  шпион и военный разведчик, доброволец и наемник.

Военный шпион (лазутчик) –  это согласно ст. XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 года, «такое лицо, которое действуя тайным образом или под ложным предлогом, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне».4 Лазутчик не имеет право на статус военнопленного.

Военный разведчик – это  законный комбатант, лицо, входящее в  состав вооруженных сил воюющего государства, одетое в военную форму  и проникшее в район действия неприятельской армии для сбора  сведений о противнике. Захваченный  противником при сборе сведений он становится военнопленным и за свою разведывательную деятельность не должен подвергаться, в отличие от лазутчиков, никакому наказанию. Во время  второй мировой войны в связи  с этим остро вставал вопрос о  военных парашютистах. Германское командование в 1942 году издало специальный приказ, согласно которому парашютисты противника подлежали уничтожению, «даже если они с внешней стороны выглядят, как солдаты, и одеты в форму». Международный военный трибунал в Нюрнберге в своем приговоре  расценил эти действия нацистов как  вопиющее нарушение законов и  обычаев войны.5

Доброволец - это лицо, добровольно  поступающее в действующую армию  одной из воюющих сторон. Согласно V Гаагской конвенции 1907 года отдельные лица могут «переходить границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих». С точки зрения современного международного права, осуждающего колониализм и агрессивные войны, действия добровольца будут правомерными, если он вступает в армию, ведущую войну в защиту своей страны от иностранного порабощения. Вступление в такую армию гражданина другого государства не означает нарушения норм права вооруженных конфликтов.6

Наемник – это лицо, которое:

- специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

- фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;

- принимает участие в военных действиях, руководствуясь желанием получить личную выгоду;

- не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

- не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

- завербовано для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его территориальной целостности и неприкосновенности (ст. 77 Дополнительного протокола I 1977 года к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года и Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 года).7

Наемник не имеет права  на статус комбатанта и военнопленного, он привлекается к уголовной ответственности  по законам захватившего его государства.8

Приведенные определения  позволяют установить более четкое отличие наемника от добровольца, а  также провести различие между наемниками и военными советниками.

Военные советники – это  гражданские лица или военнослужащие, не принимающими непосредственного  участия в военных действиях  и направленными на службу в иностранную  армию по соглашению между государствами  в целях предоставления политических советов руководству или обучения личного состава вооруженных  сил иностранного государства обращению  с поставляемой техникой. Их правовое положение международным правом не определено, оно определяется в двухсторонних международных договорах между заинтересованными государствами.

Особый правовой статус имеют  парламентеры. Парламентером называется лицо, уполномоченное военным командованием  на ведение переговоров с военным  командованием неприятеля. Нарушение  неприкосновенности парламентеров, их убийство является видом военных  преступлений, которое совершали  фашистские армии (скажем, убийство советских  парламентеров в районе Будапешта  в 1944 году).9

К несражающимся (некомбатантам) относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающих участия в этих действиях. Это интендантский и медицинский персонал, корреспонденты и репортеры, духовенство и др. Несражающиеся не могут быть непосредственным объектом вооруженного нападения противника. В то же время оружие, имеющееся у них, они обязаны использовать исключительно в целях самообороны и защиты вверенного им имущества.10

Несмотря на большое количество перечисленных участников, в вооруженном  конфликте международного характера  воюющие стороны представлены все-таки, прежде всего своими вооруженными силами. Согласно Дополнительному протоколу  I к Женевским конвенциям 1949 года, вооруженные силы воюющих сторон «состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов» (п. 1 ст. 43)11.

Не секрет, что права  граждан зачастую нарушаются рядовыми солдатами, которые сами находятся  в экстремальных условиях, и зачастую просто не знают определенных норм международного права регламентирующих отношения в возникшей ситуации. Эти вопросы должны решаться в  действующих армиях при подготовке личного состава. Должны проводиться  соответствующие занятия по доведению  норм международного права до сведения солдат и офицеров, которые помогут  не только понять свои права, но и осознать обязанности во время ведения  боевых действий.

 

2. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ

Средства ведения войны  – оружие, снаряды, вещества, применяемые  вооруженными силами воюющих сторон для нанесения вреда и поражения  противнику. Методы ведения войны  – это порядок использования  средств ведения войны[4].

 

Средства и методы ведения  войны делятся на запрещенные (или  частично запрещенные) и не запрещенные  международным правом. Согласно ст. 35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 года, право сторон, находящихся в конфликте выбирать средства и методы ведения войны не является не ограниченным. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или страдания или делающие смерть сражающихся неизбежной, а также ведущие к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей (ст. 22 Приложения к Гаагской конвенции 1907 года о законах и обычаях сухопутной войны).

      Международное право запрещает следующие средства и методы ведения войны (сухопутной, морской, воздушной):

–   Яды или отравленное  оружие, удушливые, ядовитые или другие газы, аналогичные жидкости, вещества и процессы, а также бактериологическое оружие;

–   Средства воздействия  на природную среду во враждебных целях;

–   Любое оружие, если его действие заключается в нанесении  повреждений осколками, которые  не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей (стекло, пластмасса и т.д.); мины, мины-ловушки  и другие устройства в виде детских  игрушек и предметов медицинской  помощи; любое зажигательное оружие против гражданского населения, населенных пунктов и невоенных объектов;

–   Другие виды обычного оружия, которые могут считаться  наносящими чрезмерные повреждения  или имеющие неизбирательное  действие;

–   Осуществление геноцида на захваченной территории; предательское  убийство или ранение сложившего оружие или безоружного неприятеля; объявление обороняющимся, что в  случае сопротивления им не будет  пощады;

–   Бессмысленное разрушение городов и населенных пунктов  и уничтожение неприятельской собственности, если это не вызывается военной необходимостью;

–   И т.д.[5]

Однако международное  право не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение  или побудить его действовать  опрометчиво. Примерами таких хитростей  являются: использование маскировки, ловушек, ложные операции и дезинформация[6].

          Средства и методы ведения морской войны

    К числу международно-правовых актов, регламентирующих ведение морской войны, относятся Парижская декларация о морской войне 1856 года, Гаагские конвенции 1907 года, Лондонская декларация о праве морской войны 1909 года, Лондонский протокол 1936 года и ряд других соглашений. В 1994 году в порядке неофициальной кодификации было принято Руководство Сан-Ремо по международному праву, применяемому к вооруженным конфликтам на море, подготовленное группой специалистов по международному праву и военно-морских экспертов, созданной Международным институтом гуманитарного права. Содержащиеся в этих документах нормативные ограничения касаются методов (бомбардирование морскими силами, применение военно-морской блокады, осуществление захвата торговых судов), а также средств ведения военных действий на море (подводные лодки, морские мины и т.д.).

    Театр морской войны может включать в себя, за определенными изъятиями, территориальные и внутренние воды воюющих государств, открытое море и воздушное пространство над ним. Однако ведение войны в открытом море не должно нарушать свободы плавания судов государств, не участвующих в данной войне. Морские силы воюющих составляет военный флот, в который, в частности, входят военные корабли всех классов и типов (подводные и надводные), а также вспомогательные суда, военные самолеты и иные летательные аппараты авиации военного флота, торговые суда, переоборудованные в военные корабли и отвечающие требованиям об обращении торговых судов в суда военные, закрепленным в VII Гаагской конвенции 1907 года. Там же указывается, что от переоборудования торговых судов в военные корабли следует отличать вооружение торговых судов в военное время. Последнее делается в целях самозащиты и не влечет за собой превращения торгового судна в военное, что означает отсутствие у такого судна права вести военные действия.

Информация о работе Право вооруженных конфликтов