Понятие о чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:08, лекция

Описание работы

В Словаре русского языка С.И. Ожегова слово "чрезвычайный" трактуется
как "исключительный, очень большой, превосходящий все".
Словосочетание "чрезвычайная ситуация" определяет опасные события или
явления, приводящие к нарушению безопасности жизнедеятельности.
Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в
результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного,
экологического происхождения, военного, социального и политического характера,
вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики,
социальной сферы или природной среды.

Файлы: 1 файл

Бжд 1 семинар.docx

— 68.09 Кб (Скачать файл)

а иногда и суток.

Дети любят пользоваться спичками и зажигалками, свечками и  горящими лучинками  - не допускайте

этого.

При утечке газа из поврежденных коммуникаций открытый огонь приведет к взрыву и дополнительным

жертвам.

Может случиться, первые толчки застали вас на улице:

1.Немедленно как можно  дальше отведите детей от зданий  и сооружений, высоких заборов  и столбов -

они могут разрушиться.

2.Работникам детских  учреждений и учебных заведений  в сейсмически опасных районах  следует твердо 

усвоить, что в момент разрушения или повреждения зданий опасность представляют не только падающие

стены и перекрытия, а  также разлетающиеся кирпичи, стекла, дымовые трубы, карнизы, лепные украшения,

балконы, осветительные  устройства, вывески, дорожные знаки.

3.Если вы увидели травмированных  детей, тут же окажите им  первую медицинскую помощь.

Наводнения, которые довольно часто бывают во многих районах,  приводят к человеческим жертвам.

Чтобы этого не произошло, надо с максимальной пользой использовать время, которого не так много:

1.При угрозе затопления  работа школ и дошкольных учреждений  прекращается. 2

2.Детей отправляют домой  или переводят в безопасные  места. 

3.Может быть принято  решение об эвакуации из опасной  зоны, тогда в первую очередь  вывозят 

малышей, детские учреждения и больницы.

4.Если это сделать  не удалось, надо поднять ребят  на верхние этажи зданий, на  чердаки, а по мере 

подъема воды - и на крыши.

5.Оттуда их следует  вывозить на ботах, катерах,  баржах, лодках.

6.На плавающие средства  входить они должны по одному, ступая на середину настила. 

7.Во время движения  не разрешайте детям меняться  местами, садиться на борта,  толкаться. 

8.После причаливания  один из взрослых выходит на  берег и держит лодку за  борт до тех пор, пока все 

дети не окажутся на суше.

9.В крайних случаях  надо предложить каждому ребенку  в отдельности воспользоваться  надежными 

подручными средствами  - бочками, бревнами, деревянными щитами, дверями, обломками заборов,

автомобильными камерами и другими предметами, способными удержать его. Обязательно рядом  должен быть

взрослый.

Вода может застать  вас в поле, в лесу:

1.Как можно быстрее  вывести детей на возвышенные  места. 

2.Если нет такой возможности,  помочь ребенку забраться на  прочное развесистое дерево.

3.К тонущему ребенку  подплывать лучше со спины. 

4.Приблизившись, взять  его за голову, плечи, руки, воротник, повернуть лицом вверх и плыть  к берегу,

работая свободной рукой  и ногами.

5.Если есть лодка,  приближаться к терпящему бедствие  следует против течения, при  ветреной погоде -

против ветра и волны.

6.Вытаскивать ребенка  из воды лучше всего со стороны  кормы. 

7.Доставив его на берег,  немедленно приступить к оказанию  первой медицинской помощи

При загрязнении  местности и помещений тяжелыми металлами

Среди множества  тяжелых металлов, таких как тантал, таллий, висмут, свинец, ртуть как  бы больше всех имеет отношение к  человеку. Этот жидкий серебристо-белый  металл используется не только в промышленности, с ним мы сталкиваемся и в быту. Его применяют при изготовлении люминесцентных и ртутных ламп, различных  измерительных приборов: термометров, барометров, манометров, для производства амальгам, средств, предотвращающих  гниение дерева, в лабораторной и  медицинской практике. 
В связи со стремительным развитием промышленности поступление ртути в окружающую среду заметно возрастает. Так, только за счет сжигания каменного угля в течение XX века количество ртути, выпавшей на землю вместе с осадками, увеличилось примерно в 10 раз (с 0,7 до 6 г/км2). Велики потери ртути в цветной металлургии, при коксовании угля, производстве хлора, каустической соды. Попадает она не только на землю, но и в виде паров в атмосферу. 
Ртуть очень токсична (вредна) для любых форм жизни (для человека, животного и растительного мира). 
Острое отравление людей парами ртути обычно связано с авариями на производстве. Немало их происходит и в быту, в результате элементарной нашей безграмотности, беспечности, халатности и пренебрежения мерами безопасности. Особенно усиливается опасность тогда, когда увеличивается площадь испарения. А это происходит при растирании ее по поверхности или когда множество мелких капелек забивается в щели и другие углубления. 
Вот несколько примеров. 
Более двух недель камчатский г. Елизово жил в напряжении. Были закрыты одна из школ, отделение связи, детский клуб, выселены жильцы из 64-квартир-ного дома, госпитализировано 23 человека. Причина  детские шалости. Пятеро сорванцов, старшему из которых 13 лет, забрались на склад одной из котельных города, где хранились списанные приборы - дифманометры, и слили из них ртуть. Жидкого металла, пары которого ядовиты, набралось около полутора литров. Мальчишки разлили его в бутылки, банки и даже в карманы. Несколько дней они играли с ртутью; бросались друг в друга блестящими шариками, натирали монеты, брали в рот. Взрослые не обращали на что никакого внимания. Даже тогда, когда ребята налили на стол учительницы ртуть, та только смахнула ее на пол, словно мусор. 
Позже, когда произвели замеры содержания паров ртути в школе, прибор закалило. Конечно, начался переполох. Для обеззараживания помещений были подняты формирования гражданской обороны. Немало пришлось потрудиться работникам местной администрации, средствам массовой информации. Чтобы грамотно устранить последствия «ртутного дела», пригласили специалистов из Южно-Сахалинска, Смоленска и Москвы, где уже случалось подобное. 
Таков еще один печальный урок беспечности и халатности, безграмотных и безответственных действий взрослых. А вот еще несколько примеров. 
В г. Химки (Подмосковье) на улице Чкалова в подвале дома находилась лаборатория, которой пользовались студенты заочного машиностроительного института. Летом ее ликвидировали, и при демонтаже оборудования произошла утечка ртути, которую обнаружили только в октябре. 
На первом этаже размещалось детское учреждение. При обследовании в организме некоторых детей, посещавших его, обнаружена ртуть. В связи с хронической интоксикацией кое-кого из ребят пришлось положить в больницу. 
В г. Ангарске на лестничной площадке 5-этажного общежития нефтехимкомбината была обнаружена разлитая ртуть. Эвакуировано 46 семей (112 чел). 
В г. Калининграде в 13 подъездах 4-этажного дома была разлита ртуть. Концентрация вредных паров доходила до 70 ПДК. 
В Москве в одном из частных гаражей обнаружена и изъята одна тонна ртути. Количество происшествий с ртутью продолжает возрастать. Очень часто г этих инцидентах замешаны дети. А это опасно, печально и тревожно.  
Чем все же опасна ртуть, как развивается клиническая картина? 
Отравление проявляется через 8  24 ч и выражается в общей слабости, головной боли, болях при глотании, повышении температуры. Несколько позже наблюдаются болезненность десен, боли в животе, желудочные расстройства, иногда воспаление легких. Известны даже смертельные исходы. 
Хроническая интоксикация (отравление) развивается исподволь и длительное время протекает без явных признаков заболевания. Затем появляются повышенная утомляемость, слабость, сонливость, апатия, эмоциональная неустойчивость, головные боли, головокружения. Одновременно развивается дрожание рук, языка, век, а в тяжелых случаях  ног и, наконец, всего тела. 
Что же надо делать, если будет обнаружена ртуть? Во-первых, категорически запрещается находиться в помещениях, где имеют место выделения паров ртути, без средств защиты (промышленного противогаза марки Г, респираторов РПГ-67Г или РУ-60МГ). Не может быть и речи о хранении там продуктов питания или о приеме пищи. Во-вторых, не допускать контакта детей с этим металлом, удалить их из помещения, открыть для проветривания окна и, в-третьих, немедленно поставить в известность о случившемся главного врача  
санитарно-эпидемиологической станции (СЭС), начальника территориального о штаба ГО и ЧС (района, города, области), органы здравоохранения и милицию. 
Неотложная помощь при тяжелых острых отравлениях. Через рог немедленно обильно промыть желудок водой с 2030 г активированного угля или белковой водой, после чего дать молоко, взбитый с водой яичный белок, а зятем слабительное. При острых, особенно ингаляционных, отравлениях после выхода из зоны поражения пострадавшему необходим полный покой. Затем госпитализация. 
При легкой или начальной форме интоксикации немедленно исключить контакт с ртутью или ее парами и направить на лечение в поликлинических условиях. 
Демеркуризация. В закрытом помещении случайно пролитую ртуть необходимо собрать самым тщательным образом. Не допускать ее растекания и дробления на мелкие шарики. Для извлечения забившихся в щели капелек лучше всего воспользоваться амальгамированной медной пластинкой или листочками станиоля, к которым капельки как бы прилипают, а точнее растекаются по их поверхности (смачивают). Для нейтрализации обычно используют мыльно-содовый раствор, 20% раствор хлористого железа и перманганата калия. После тщательного выполнения такой работы все места, где капельки еще могли сохраниться, засыпать серным цветом (мелким порошком серы) или алюминиевой пылью, а помещение хорошо и долго проветривать.

Эвакуация детей

При некоторых  крупных авариях, катастрофах или  стихийных бедствиях могут сложиться  такие условия, которые потребуют  срочной эвакуации детей. Скажем, из зоны радиоактивного или химического  заражения, из района землетрясения  или катастрофического затопления. 
В такой ситуации особое внимание должно быть уделено организованному и быстрому проведению всех необходимых мероприятий. 
Эвакуируются дети, как правило, вместе с родителями. Воспитанники детских домов и школ-интернатов обычно эвакуируются в составе этих заведений. 
При подготовке к эвакуации необходимо позаботиться об одежде детей. Она должна быть теплой, легкой и удобной. Следует также позаботиться об удобной обуви для детей старшего возраста, которым может быть придется эвакуироваться в пешем порядке. Детям дошкольного возраста пришиваются к одежде и белью ярлычки с указанием фамилии, имени и отчества ребенка, года рождения, места постоянного жительства и конечного пункта эвакуации. Из вещей в дорогу следует подготовить лишь самое необходимое: одежду, обувь, белье, теплые вещи, а также запас продуктов на 2-3 дня и флягу или термос с водой. 
Посадка детей на транспортные средства производится в первую очередь. Детям разъясняются правила поведения в ходе эвакуации. В пути следования необходимо следить, чтобы они без разрешения старших не выходили на остановках, не переходили из вагона в вагон, не пересаживались с одной машины в другую, не пили воду из непроверенных источников, не ели немытые фрукты и овощи, соблюдали личную гигиену. 
По прибытии на станцию или пункт выгрузки взрослые, сопровождающие детей, должны помочь им организованно выйти, проверить их наличие, а также все ли взяли свои личные вещи и далее действовать, но указаниям местной администрации или представителей эвакоприемной комиссии. 
В загородной зоне дети размещаются вместе с родителями по частным домам или в общественных зданиях: школах, клубах, пансионатах и других удобных для этого помещениях.

Средства индивидуальной защиты для детей

Для защиты детей  промышленность изготавливает противогазы, респираторы, камеры защитные детские, а родители и дети старших возрастов  сами готовят ватно-марлевые повязки, противопыльные тканевые маски (ПТМ). 
Долгое время для защиты органов дыхания, лица и глаз детей в возрасте от 1,5 до 17 лет от аварийно химически опасных, отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных аэрозолей применялись противогазы ПДФ-7 (противогаз детский фильтрующий, тип седьмой), ПДФ-Д (дошкольный), ПДФ-Ш (школьный). Они имеют единую фильтрующе-поглощающую коробку ГП-5 и различаются лишь лицевыми частями. 
На смену им промышленность стала изготавливать более совершенные противогазы ПДФ-2Д для детей дошкольного и ПДФ-2Ш -школьного возрастов. В комплект этих противогазов входят: фильтрующе-поглощающая коробка ГП-7к, лицевая часть МД-4, коробка с незапотевающими пленками и сумка. ПДФ-2Д комплектуется лицевыми частями 1-го и 2-го, ПДФ-2Ш  2-го и 3-го ростов. Масса комплекта: дошкольного  не более 750 г, школьного  не более 850 г. Фильтрующе-поглощающая коробка по конструкции аналогична коробке ГП-5, но имеет уменьшенное сопротивление вдоху. 
Лицевая часть предохраняет органы дыхания от попадания в них зараженного воздуха, а также защищает глаза и лицо ребенка от воздействия вредных, ядовитых, отравляющих веществ, радиоактивной пыли. бактериальных аэрозолей Состоит из корпуса (маска объемного типа с «независимым» обтюратором, отформованным как одно целое с ней) и соединительной трубки. Корпус лицевой части имеет очковый узел, узлы клапана вдоха и клапанов выдоха, наголовник. Соединительная трубка оканчивается накидной гайкой с ниппельным кольцом. 
«Независимый» обтюратор, расположенный но краю корпуса маски, обеспечивает герметизацию, тонкая резина хорошо прилегает к лицу и растягивается независимо от корпуса маски. Наголовник способствует надежному закреплению лицевой части. Состоит из пяти лямок (лобной, двух височных, двух щечных), отформованных как одно целое с затылочной пластиной. На каждой из них с интервалом в сантиметр нанесены упоры, служащие для закрепления лямок в пряжках. У каждого упора  цифра, указывающая его порядковый номер. Лямки присоединяются к корпусу лицевой части пряжками с фиксаторами, что позволяет устанавливать лямки в определенном положении и предотвращать их выскальзывание. 
Узел клапана вдоха состоит из патрубка с седловиной, на оси которой размещен резиновый лепесток. Узел клапанов выдоха  из двух пластмассовых седловин, двух резиновых лепестков и защитного экрана. 
Чтобы не запотевали очковые стекла, используются незапотевающие пленки. Хранятся они в закрытой металлической коробочке. Противогаз носят в сумке с двумя отделениями: для фильтрующе-поглощающей коробки и лицевой части. Внутри сумки  карман для коробочки с незапотевающими пленками, снаружидля индивидуального противохимического пакета. Сумка снабжена поясной и плечевой тесьмами с передвижными пряжками. 
Противогазы ПДФ-2Д и ПДФ-2Ш носят так, чтобы плечевая тесьма была на правом плече, а сумка  на левом боку на уровне пояса. 
Подбирать и собирать противогаз для детей дошкольного и младшего школьного возрастов, а также надевать и снимать его должны только взрослые. Дети среднего и старшего школьного возрастов эту работу могут производить самостоятельно.

  д  е  м  е  р  к  у  р  и  з  а  ц  и  я

Несмотря на все предосторожности при работе со ртутью, в лабораторных и

производственных условиях могут происходить аварии, сопровождающиеся

загрязнением ртутью помещений, оборудования и одежды.

Демеркуризация помещений  включает механическую уборку видимых  количеств ртути

и химическую обработку  загрязненных мест с последующим  тщательным удалением

продуктов реакции ртути  с химическими реагентами.

Для механического удаления пролитой ртути используют стеклянную ловушку с

резиновой грушей. Небольшие  количества пролитой ртути можно  собрать с помощью

амальгамированных полосок  или кисточек из белой жести, медной или латунной

проволоки и других амальгамирующихся  металлов, а также из металлизированных

угольных волкон.

Для собирания капелек  ртути применяют также лейкопластырь, который

прикладывают к поверхности, загрязненной ртутью. Прилипшие к  лейкопластырю

капельки ртути отделяют от него промыванием ацетоном или  другими

органическими растворителями.

Для демеркуризации помещений  в производственных условиях можно  использовать

передвижной агрегат ТД, имеющий камеру, которую можно  нагревать до 2000

С.

Механическая обработка  загрязненных поверхностей от ртути  недостаточна, так

как капельки ртути могут  задерживаться при наличии в  поверхности трещин или

щелей.

Для химической очистки  поверхностей, загрязненных ртутью часто  применяют

растворы пермарганата калия. Рекомендуют употреблять  раствор, в 1л. которого

содержится 1г. пермарганата калия и 5 мл. соляной кислоты (плотность 1,19 г/см

2). Также применяют растворы сульфида натрия и хлорида железа (III),

состав, содержащий 15-20% этилендиаминтетрауксусной  кислоты и 80-85%

тиосульфата (25 г. этой смеси  растворяют в 1 л. воды) и др.

Известно, что ткани, особенно окрашенные в темные цвета, хорошо поглощают  пары

ртути. Однако в производственных условиях или при работе со ртутью в

лабораториях основным источником загрязнения одежды является не сорбция ее

паров, а попадание на одежду мелких капель и брызг при  неосторожном обращении

со ртутью. Ртуть, попавшая на одежду и адсорбированная ей, является

дополнительным источником отравления не только для того, кто  носит эту одежду,

но и для окружающих.  На производстве и в лабораторных условиях, приработе с

большими количествами ртути, следует пользоваться верхней  одеждой, бельем и

обувью, предназначенными только для работы со ртутью. В соответствии с

правилами стирки спецодежды при работе со ртутью (не в домашних условиях)

загрязненную одежду освобождают  от пыли, загружают в барабан стиральной машины

и в течение 30 мин  промывают холодной водой. Промытую спецодежду

заливают мыльно-содовым  раствором и стирают в течение 30 мин при 70-80

0 С. Простиранную спецодежду промывают в барабане сначала горячей, а затем

холодной водой и в  течение 30 мин обрабатывают 1-2%-ным раствором

соляной кислоты. После  этого производят повторную стирку. При такой стирке

ткань освобождается от ртути на 96-99%.

     индивидуальная защита и меры личной профилактики

При работе со ртутью и ртутными приборами возможны аварии, связанные  со

взрывом ртутной аппаратуры, в которой металлическая ртуть  или сильно

токсичные соединения ртути  могут находиться под большим  давлением и при

температурах, значительно  превышающие температуру их кипения. При этом

рабочее помещение загрязняется мельчайшими каплями ртути или  пылью ее

ядовитых соединений. В  связи с этим на рабочих местах для индивидуальной

защиты необходимо иметь  кислородные изолирующие приборы  или промышленные

противортутные противогазы  марки "Г" (желто-черная коробка), которые в случае

аварии надежно защищают работающих от отравлений.

При работе со ртутью очень  важно выполнять меры личной профилактики, так как

в противном случае никакие  санитарно-технические мероприятия  не предотвратят

отравления. Работать со ртутью необходимо в накрахмаленной спецодежде,

изготовленной из плотной  белой ткани, наглухо завязанном сзади балом халате,

не имеющем карманов, белой косынке или в белой  шапочке. Нельзя работать в

валяной или мягкой суконной обуви. Кожанную или резиновую обувь  рекомендуется

защищать поливинилхлоридными  чехлами; пользоваться этой одеждой  можно только

при работе со ртутью, а  затем их нужно оставлять в  гардеробной комнате.

По окончании работы, а также перед едой руки и лицо надо мыть теплой водой с

мылом, а после работы принимать душ и чаще бывать в  бане. При мытье горячей

водой кожа очищается, что  способствует удалению ртути из организма, так как

она, в частности, выделяется и потовыми железами.

Нельзя курить, принимать  пищу  и пить молоко на рабочем  месте, это надо

делать в специально отведенных для этого помещениях. Во время перерывов в

работе следует находиться на свежем воздухе, а там, где это  возможно, -

заниматься производственной гимнастикой; систематические занятия  физкультурой

и спортом повышают сопротивляемость организма вредным воздействиям ртути,

укрепляют нервную систему.

Наряду с профилактическими  мероприятиями общего характера  известны

Информация о работе Понятие о чрезвычайных ситуациях