Основные признаки государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 10:33, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть государственную службу Российской Федерации.
Для достижения цели курсовой работы будут выполнены следующие задачи:
- рассмотрено понятие государственной службы и содержание системы государственной службы;
- выявлены основные принципы государственной службы и их классификация;
- раскрыты функции государственной службы и ее правовое регулирование;
- проанализированы виды государственной службы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Понятие государственной службы и содержание системы государственной службы 5
2 Основные принцыпы государственной службы и их классификации 12
3Функции государственной службы и ее правовое регулирование 17
4 Виды государственной службы 21
Заключение 30
Список изполюзуемой литературы 34

Файлы: 1 файл

ПОРГ.docx

— 61.51 Кб (Скачать файл)

- в-третьих, это деятельность  профессионального характера, отвечающая  специальным требованиям, предъявляемым  к ее субъектам, в качестве  которых выступают государственные  служащие.

Характеризуя государственную  службу, важно понимать, что это  служба не конкретным «государственным органам» или «должностным лицам», а служба государству, государственным  и общественным интересам. Это профессиональная деятельность по выполнению государственных  задач и функций, осуществляемая лицами, которые находятся на штатных  государственных должностях в государственных  органах. При этом их деятельность оплачивается из государственного бюджета - федерального или субъекта РФ. Иначе говоря, не являются госслужащими лица, привлекаемые к обеспечению исполнения тех  или иных государственных полномочий на «общественных началах» или с  оплатой за счет каких-либо негосударственных  средств - фирм, фондов, корпораций и  других тому подобных спонсоров.

В то же время следует  учитывать, что отнюдь не все должности, включаемые в штатное расписание тех или иных государственных  органов, являются государственными должностями  государственной службы. Не являются таковыми, например, должности младшего обслуживающего персонала (водители, вахтеры, гардеробщицы, уборщицы и т.п.). Лица, занимающие эти должности, не относятся к категории государственных служащих, хотя они и числятся в штатных расписаниях тех или иных органов власти и управления.

Не является государственной  службой профессиональная деятельность на госпредприятиях, не имеющих властных функций. Таковой не является и работа во властных органах на должностях, не относящихся к государственным. С другой стороны, государственная служба осуществляется не только в аппаратах органов представительной и исполнительной власти, в судебных и правоохранительных органах, вооруженных силах, но и в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и субъектов РФ к государственной службе. Например, в Федеральном законе «О естественных монополиях» указывается, что в сферах деятельности субъектов естественных монополий - транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии и т.д. - образуются органы регулирования (ст. 4). В ст. 9 данного Закона прямо указывается, что на работников этих органов распространяется правовой статус государственного служащего. Хотя, конечно, следует иметь в виду и то, что распространение статуса госслужащего на ту или иную категорию работников отнюдь не равнозначно отнесению их к категории государственных служащих.

Перечисленные выше особенности  государственной службы в рамках ее законодательного определения развиваются  далее в ее организации: принципах  государственной службы, ее функциях, организационном и правовом статусе  государственных должностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ИХ  КЛАССИФИКАЦИЯ

 

В соответствии с нормами  действующего законодательства установлено по меньшей мере три группы принципов государственно-служебной деятельности. Рассмотрим их в последовательности, отражающей переход от более общего (системного уровня) к более конкретному (функционально-иерархическому) уровню.

Отчасти к освещению этих принципов авторы данного учебного пособия обращались в предыдущих темах, имея в виду их сравнительно-исторический и социально-организационный аспекты. Здесь же мы детализируем собственно их нормативно-правовой аспект.

I. Начнем с основных принципов построения и функционирования системы государственной службы, закрепленных в статье 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации, согласно которой к указанным принципам относятся:

-  федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее государственные органы);

-  законность;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

-  равный доступ граждан к государственной службе;

- единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

-  взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

- открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

-   профессионализм и компетентность государственных служащих;

-   защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация перечисленных  девяти общесистемных принципов  построения и функционирования государственной  службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы, которыми могут быть предусмотрены  также и другие принципы построения и функционирования видов государственной  службы, учитывающие их специфику.

Государственный служащий, сознавая свою ответственность перед  государством, обществом и гражданами, как записано в данном документе, призван:

-  исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа;

-    исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

-   осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа;

-     не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

- исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей;

-  соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих;

-  соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений;

-  соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

-  проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;

-  проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

-  воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

-   при угрозе возникновения конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, — сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов;

-  не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся;

-  воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности;

-    соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

-    уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных Законами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации.

Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными  полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также  призван:

-    принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

-        не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Рассматривая эти принципы служебного поведения государственных  служащих, надо иметь в виду, что  согласно Указу Президента РФ они  действуют впредь до принятия федеральных  законов о видах государственной  службы и рекомендованы в части, не противоречащей их правовому статусу, также и лицам, замещающим государственные  должности Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации.

Подробно реализация основных принципов построения и функционирования системы государственной службы, служебного поведения госслужащих  раскрывается в последующих разделах данного учебного пособия. Здесь же отметим, что многие из законодательно закрепленных принципов в реальной действительности соблюдаются далеко не полностью, что зачастую снижает эффективность государственной службы (например, принципы верховенства Конституции РФ и федеральных законов, приоритет прав и свобод человека и гражданина, равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой, гласности, открытости государственной службы, ее доступности общественному контролю). Для их полной реализации порой не хватает у органов власти не только настойчивости и желания, но и финансовых, материальных ресурсов. Тем не менее, их законодательное закрепление имеет исключительно важное значение для организации и функционирования государственной службы, причем даже в том случае, когда те или иные принципы служат лишь общественно значимыми, хотя и не всегда достигаемыми, ориентирами.

В целом же, поскольку  принципы построения и функционирования государственной службы закреплены Федеральным законом и законами субъектов Федерации, а общие  принципы служебного поведения государственных  служащих - Указом Президента РФ, их несоблюдение и (или) нарушение влечет за собой (может влечь) административную или (и) уголовную, а также дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ И ЕЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

Рассматривая функции  государственной службы, прежде всего  следует отметить, что сама она  «может пониматься в функциональном смысле,т.е. как конкретный вид государственной деятельности персонала, служебного аппарата государственных органов, деятельность административно-управленческих структур».

Деятельность государственных  служащих проявляется (осуществляется) в следующих функциях:

1) правоприменительная функция  - реализация полномочий регулятивного  и распорядительного характера;  осуществление государственных  полномочий от имени государства  либо государственного органа  при исполнении служебных обязанностей;

2) правотворческая функция  - разработка и принятие нормативных  правовых актов, выдача юридически-властных  предписаний для различных субъектов  права в системе государственно-управленческой  иерархии, законопроектная деятельность, издание приказов и распоряжений; их подготовка, принятие и исполнение; дача указаний и т.п.;

3) регулирующая функция  - разработка и реализация государственной  политики во всех сферах общества, реализация юрисдикционных полномочий и действий, т.е. применение мер государственного принуждения к физическим и юридическим лицам; обеспечение согласования различных интересов;

4) организационная функция  - обеспечение практической реализации  компетенции государственных органов,  совершение организационных действий  и материально-технических операций (проведение различного рода совещаний,  оперативок, конференций, заседаний,  экспертиз, проверок и т.д.);

5) правозащитная функция  - осуществление мер по обеспечению  и защите прав и свобод человека  и гражданина, соблюдению ими  обязанностей перед государством; государственных и иных органов  - перед гражданами.

Государственные служащие, как видим, выполняют большей  объем непосредственно административно-управленческих функций, как то: государственное управление, государственно-ориентированные мероприятия, государственный контроль и надзор, государственное планирование и прогнозирование, государственный учет, государственное руководство и координация.

Таким образом, в практико-функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов  представительной, исполнительной и  судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных  сферах общественной жизни в целях  выполнения задач и функций государства.

Информация о работе Основные признаки государственной службы