Миротворческие силы России на границе Грузии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 10:19, доклад

Описание работы

Миротворческие силы ООН (миротворческий контингент ООН) — вооружённые контингенты стран — членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, военная блокада и т. д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными.
Решения о создании, составе, использовании и финансировании миротворческих сил ООН принимаются Советом Безопасности ООН. Стратегическое руководство осуществляется Военно-штабным комитетом.

Файлы: 1 файл

В.docx

— 23.97 Кб (Скачать файл)

Миротворческие силы ООН (миротворческий контингент ООН) —  вооружённые контингенты стран  — членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, военная блокада  и т. д.), если меры экономического и  политического характера окажутся или оказались недостаточными.

Решения о создании, составе, использовании и финансировании миротворческих сил ООН принимаются  Советом Безопасности ООН. Стратегическое руководство осуществляется Военно-штабным  комитетом.

 

 

Грузино-осетинский конфликт начался в 1989 году. Его непосредственной причиной стало возникновение и быстрый рост национального движения в Грузии, и приход к власти президента Звиада Гамсахурдиа, выдвинувшего лозунг "Грузия для грузин". 23 ноября 1989 года националистические группировки пытались провести митинг в Цхинвали: со всей Грузии сюда было стянуто около 50000 человек. Колонна была остановлена у въезда в город и после двух суток противостояния повернула обратно. В январе-апреле 1991 года правительством Гамсахурдиа в Южную Осетию направлены военные формирования, принадлежавшие различным грузинским политическим партиям и группировкам. Начались ожесточенные военные действия с вооруженными отрядами осетин. Сдерживающее влияние на развитие конфликта поначалу оказывало лишь присутствие в Южной Осетии двух полков советских войск - инженерно-саперного и вертолетного. Одновременно в результате конфликта и этнического прессинга образовались три группы беженцев. Значительное число осетин бежало из Южной Осетии на территорию Северной Осетии (впоследствии, после установления перемирия, большая часть из них вернулась домой). Вторая группа беженцев - около ста тысяч (по осетинским данным) осетин, вынужденных бежать из внутренних районов Грузии, не входящих в состав Южной Осетии. Они поселились на территории как Южной, так и Северной Осетии. Наконец, в Грузию была вынуждена бежать часть грузинского населения Южной Осетии, - хотя численностью эта группа заметно уступала осетинским беженцам. Республика Южная Осетия была провозглашена 20 сентября 1990 года. После перехода конфликта в вооруженную стадию был принят Акт о государственной независимости РЮО 29 мая 1992 года. В январе 1992 года, параллельно со свержением режима Звиада Гамсахурдиа в Тбилиси, на территории Южной Осетии был проведен референдум о ее статусе, с вопросами, поддерживает ли народ независимость или (и) воссоединение с Северной Осетией в составе России. По его итогам Южная Осетия была объявлена независимой. Весной 1992 года военные действия в Южной Осетии возобновились. К середине июня 1992 года грузинские отряды вплотную подошли к столице ЮО Цхинвали. После ультиматума российского руководства (вплоть до угроз бомбардировки Тбилиси) глава Госсовета Грузии Эдуард Шеварднадзе и лидеры Южной Осетии начали переговоры и подписали 24 июня 1992 года соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта. 9 июля в зону конфликта были введены миротворческие силы, состоящие из российского, грузинского и осетинского батальонов (последний финансируется МЧС Российской Федерацией). Прекратились вооруженные столкновения, 18-месячная война в Южной Осетии завершилась. В ходе конфликта убиты и пропали без вести более 1000 человек, ранено свыше 2500.

 

Ровно 4 года назад между  Россией и Грузией произошел  военный конфликт, который стал крупнейшим для России со времен боевых действий на территории Чеченской республики. Агрессия со стороны Грузии началась в ночь на 8 августа 2008 года. В день, когда весь мир готовился к  открытию Пекинской Олимпиады-2008, в  который во все времена принято  было прекращать любые войны, Грузия предприняла попытку силового решения  конфликта Южной Осетии, которая  на тот момент находилась в статусе  непризнанной республики. В результате конфликта, который продолжался 5 дней, агрессия со стороны Грузии была прекращена при помощи вмешательства в конфликт российских войск, которые нанесли  вооруженным силам Грузии ощутимое поражение. При этом столица Южной  Осетии – Цхинвал оказалась серьезно разрушена. Южноосетинская сторона  заявила о том, что в ходе боев погибло около 1 500 мирных жителей.

 

С вступлением в данный конфликт России, которая защищала своих граждан, грузинские войска были отброшены с территории Южной  Осетии, также в ходе данного конфликта  вооружённые силы Грузии оставили, контролируемую ими, верхнюю часть  Кодорского ущелья на территории другой непризнанной республики Абхазии. Спустя 2 недели после окончания активной фазы боевых действий Россия официально признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Уже 9 сентября 2008 года между странами были установлены дипломатические отношения. В память о погибших в результате конфликта мирных жителях и миротворцах на сороковой день были зажжены тысячи свечей, во многих храмах прошли траурные панихиды. Траурные мероприятия и памятные акции в ночь с 7 на 8 августа проходят в Южной Осетии и России ежегодно. Чтят память погибших в войне и на территории Грузии.

 

О данной войне уже много  сказано и написано. Как о причинах конфликта, так и о его последствиях для сторон. Спустя 4 года, так до конца и неясными остаются потери среди гражданского населения со стороны Южной Осетии. Цифры здесь  сильно разняться от нескольких сотен  до практически 2-х тысяч погибших. При этом наиболее реальной представляется цифра в 300-400 погибших мирных жителей, без учета потерь военных и  южноосетинских ополченцев. Схожая ситуация складывается и с потерями российской армии, которые по различным данным составили от 48 до 74 погибших. В свою очередь грузинская сторона опубликовала официальный поименный список своих  потерь в ходе пятидневной войны. В ходе боев грузинская армия потеряла 170 человек убитыми и пропавшими без вести. Потери среди гражданского населения составили 228 человек, при  этом по 62 из них информация проверяется.

 

Говоря о пятидневной  войне в Южной Осетии, необходимо особое внимание уделить информационной составляющей данного конфликта. Россия, которая не готовилась к ведению  современной информационной войны, закономерно потерпела в ней  поражение. Если общественное мнение внутри страны сформировалось в правильном ключе естественным образом, то информационную войну за пределами страны Россия проиграла, отметил профессор Дипломатической  академии МИД РФ Игорь Панарин. Так соотношение позитивных и негативных статей о России в ходе данного августовского конфликта в англо-американской прессе составляло 1:12, в немецкой 1:4. Исходя из этого, можно с полной уверенностью утверждать, что в мире был создан негативный информационный фон против нашей страны.

 

Вызовы XXI века

 

Информационная войны, которая  была развернута против России в августе 2008 года, стала информационной войной в 3-м поколении. Доктор технических  наук Сергей Гриняев дает следующую классификацию подобных конфликтов:

 

Войны 1-го поколения –  это РЭБ (радиоэлектронная борьба). Частотная и проводная связь, сотовая связь, глушилки, подслушки, помехи, блокировки и т.д.

 

Войны 2-го поколения –  это РЭБ + контрпартизанская и партизанская пропаганда. Так было в Чечне в 1990-е годы. У сепаратистов были созданы собственные интернет-сайты, также они занимались распространением боевых листков и газет, организовывали интервью для сочувствующих им западных изданий. В свою очередь Россия занималась контрпропагандой доступными федеральному центру средствами, как на территории Чечни и смежных с ней территорий, так и на более широкую общественность.

 

Войны 3-го поколения –  это глобальные информационные войны, которые специалисты также называют «войной на эффектах». Информационная война, которая шла вокруг конфликта  в Южной Осетии в августе 2008 года была именно информационной войной 3-го поколения.

 

Вот как описала данную «войну на эффектах» американская газета «The Exile», которая выходила в Москве на английском языке. По информации издания, лидеры Грузии обзвонили чуть ли не каждого влиятельного человека с Уолл-стрит, убеждая их в том, что Грузия стала жертвой российской агрессии еще в том самое время, когда грузинская армия занималась обстрелом Цхинвали и даже до того момента, как российская армия вступила в данный конфликт. После этого президент Грузии Михаил Саакашивили сделал себя круглосуточно доступным для интервью каналам BBC и CNN. Он повторял в интервью одни и те же простые строчки на превосходном английском языке и всегда на фоне флага ЕС. Все его посылы сводились к тому, что Россия является агрессором.

 

Саакашвили заявлял о  том, что Грузия – это маленькая  демократическая страна и просил о помощи. При этом эффективности  грузинской пропаганды помогал тот  факт, что страна не препятствовала попаданию западных журналистов  в зону конфликта. В свою очередь  Россия сделала практически невозможным  доступ к Южной Осетии для представителей нероссийских СМИ, что было большой  ошибкой. По этому поводу недовольство выражалось даже в российских изданиях. Пока Россия в очередной раз доказывала, что не наносит удары по гражданским  объектам, Грузия заявляла о том, что  российские истребители наносят  бомбовые удары по финансируемому странами Запада нефтепроводу глубоко на территории Грузии. Данное заявление являлось абсолютной ложью, но это не помешало данной новости провисеть в заголовках западных СМИ не менее 2-х дней.

 

Кто готовил информационную войну против России

 

Информационная операция, которая была связана с событиями  в Южной Осетии, подготавливалась американцами не менее года, для  этих целей применялись европейские  и американские СМИ – была создана  глобальная система воздействия  на все возможные информационные потоки, контроль за которой осуществлялся из единого центра. По словам Игоря Панарина, информационную войну против России вел не Саакашвили, он был только инструментом этой войны. Для ведения информационной войны был создан трехзвенный штаб: Совет Национальной безопасности США – Тбилиси (президент Михаил Саакашвили и его окружение) – Медиа-центр в Гори, который был создан американцами по схеме, которая применялась ими во время вторжения в Ирак.

 

При этом информационная война  против России началась еще до начала грузинской агрессии. Войну предваряли информационные скандалы со сбитым, якобы  российским беспилотником, перехваченной, якобы российской ракетой, задержанием российских миротворцев, которые везли якобы запрещенный груз – все это можно отнести к заблаговременной информационной подготовке. Задолго до начала грузинской агрессии шло формирование негативного образа России, как агрессора, в первую очередь для западной аудитории. Именно на эту удобренную почву в будущем упали информационные зерна с обвинениями в агрессии российской стороны.

 

Россия в ответ на все  эти ракеты и беспилотники отвечала лишь оправданиями, то есть практически лишь отбивала информационные нападения, упустив при этом стратегическую инициативу, отметил журналист и доктор технических наук Сергей Гриняев. В это время Грузия занималась заготовкой информационных образов: «Россия – агрессор» (шпионы-беспилотники, сбитые ракет, задержание запрещенных грузов), «Грузия – член цивилизованного мира» (интервью на чистом английском языке, флаг ЕС у Саакашвили всегда за спиной), «НАТО - миротворец» (чуть что за помощью Грузия обращается не к ООН, а к НАТО, как «гаранту безопасности и справедливости»). Параллельно с этим в США и Европе шло создание групп сочувствующих из представителей грузинской диаспоры, а также правозащитно-либеральных центров.

 

Сергей Гриняев достаточно подробно описал методику подготовки Грузии к информационной войне. На базе канала «Триалети» был развернут информационный центр в Гори, который обслуживал и грузинских и иностранных журналистов. При этом российские СМИ и интернет в Грузии были заблокированы, а телемосты с США и Европой проводились регулярно и на английском языке. «Грузия-онлайн», «Имеди», «Рустави-2» и другие грузинские медиа-ресурсы всех видов действовали в тесной спайке, выступая единым информационным кулаком. В то же время Россия не создала на территории Южной Осетии оперативного пресс-центра. Не применяла домашние заготовки – их попросту не существовало. Министерство обороны и МИД действовали нескоординировано, давали недостоверную и противоречивую информацию, которая достаточно легко опровергалась. При этом не были не предварительно, ни в ходе конфликта «задушены» антироссийские интонации в комментариях ряда российских СМИ, а также отдельных журналистов, отметил Сергей Гриняев.

 

В итоге, победив в вооруженном  противостоянии, Россия проиграла на информационном поле. Конфликт в Осетии показал, что Россия не имеет структуры  для ведения современной информационной войны. В МИДе, Минобороны, ФСБ есть отдельные структурные подразделения, которые специализируются на работе со СМИ и информацией, но на общегосударственном  уровне такой системы, которая бы занималась координацией работы всевозможных ведомств в информационной среде, в  нашей стране нет. Как нет и  конкретных людей, с которых можно  было бы спросить за эту работу, что  автоматически означает, что и  спрашивать за проигрыш в информационной войне не с кого. Игорь Панарин  считает, что вооруженный конфликт в августе 2008 продемонстрировал  организационно-управленческую проблему Правительства и Администрации  Президента. В России нет целевой  работы по воздействию на СМИ, общественное мнение стран участниц СНГ и мира.

 

По мнению профессора Панарина, решением проблемы могло бы стать  создание Совета по публичной дипломатии, который возглавил бы премьер-министр  России. В данный совет могли бы войти руководители всех структур, направление деятельности которых  заставляет их заниматься информационно-пропагандистской деятельностью: МИД страны, спецслужбы, информационные агентства, крупнейшие национальные телеканалы, газеты и  интернет-издания, неправительственные  организации, а также сотрудники профильных министерств и члены  бизнес-сообщества.

 

От полного разгрома на информационном фронте Россию спасли отдельные удачные действия талантливых  политиков и журналистов. Главными героями информационной войны стали  спецпредставитель России в ООН  Виталий Чуркин, который активно  работал, озвучивая реально происходящие факты перед широкой мировой  общественностью, а также донося до мира позицию России. Также эксперты отметили активную роль представителя  России при НАТО Дмитрия Рогозина. Если Чуркин работал в США, выступая в ООН, то Рогозин на время конфликта  стал информационным центром России в Европе. По словам Игоря Панарина, также активно, современно и профессионально  действовали в информационной среде  Багапш и Шаманов.

4 года спустя, Саакашвили: "Мы обязательно все вернем!"

 

В канун четырехлетней  годовщины грузино-российской войны 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили посетил приграничные с Южной  Осетией территории и встретился с местными жителями. Он им пообещал, что восстановит целостность Грузии и изгонит "оккупантов".

 

"Я много ходил по  этим ущельям, и для меня  огромная боль, незаживающая рана  то, что они растоптали. Мы обязательно  все вернем! Я твердо убежден  в этом. Исторически, в сердце  Картли не сумел удержаться ни один захватчик, не удержатся и они", - цитирует президента Грузия Online.

Информация о работе Миротворческие силы России на границе Грузии