Методы борьбы с последствиями теневого бизнеса в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 17:35, реферат

Описание работы

Куда идут теневые средства из России? В. Зубков отметил: «Основной поток уходит в Швейцарию, Гонконг, Латвию, Францию, Великобританию, Кипр и часто оседают в зарубежной недвижимости. Это тенденция последних лет. Средства, которые инвестируются в дорогие апартаменты, часто сомнительного происхождения, потому такие операции нужно тщательно отслеживать».

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД.docx

— 195.54 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Доклад

 

По дисциплине: Экономика

Тема: Методы борьбы с последствиями теневого бизнеса в современной России.

 

 

 

 

 

Работа выполнена: студенткой 1 курса ИГиМП

 группы № 132

Ячменёвой Светланой Евгеньевной.

 

 

Екатеринбург2013

РЕПОРТАЖ

 

Новости России.Теневой бизнес в России процветает.

Виктор Зубков, первый вице-премьер правительства России, в интервью для программы «Вести недели» отметил: «В 2011-ом году из России с признаком «отмывания» выведено около одного триллиона рублей».

 Данные подтверждаются  банкам, которые информируют Росфинмониторинг о сомнительных операциях. Если оценить весь теневой рынок России, с учетом денег, которые крутятся в стране, то общий объем средств, будет выше названной суммы, уточнил первый вице-премьер.

 
Куда идут теневые средства из России? В. Зубков отметил: «Основной поток уходит в Швейцарию, Гонконг, Латвию, Францию, Великобританию, Кипр и часто оседают в зарубежной недвижимости. Это тенденция последних лет. Средства, которые инвестируются в дорогие апартаменты, часто сомнительного происхождения, потому такие операции нужно тщательно отслеживать».

 
Аналитики компании Nord FX, входящей в международный рейтинг брокеров Форекс академии Masterforex-V, отмечают, что над этим работает межведомственная рабочая группа, её задачей будет пресечение противозаконных финансовых операций. Группа провела анализ методов совершения теневых операций с последующим уводом денег за рубеж, и наметила план работы на ближайшие шесть месяцев. Первым шагом рабочей группы станет борьба с «фирмами-однодневками».

 
Такой борьбе, члены рабочей группы уделили немало времени и внимания. Они обсудили и разработали эффективные способы противодействия. По мнению первого вице-премьера, подход к решению проблемы был найден. Сначала, группа намерена выборочно проверять ряд финансовых учреждений и предприятий. 
Среди компаний, которые будут проверять, есть крупные предприятия, и компании с государственной долей. По словам Зубкова, эти предприятия и компании, имеют фирмы, на счетах которых, аккумулируется много финансовых ресурсов, которые затем обналичивают и выводят в страны-оффшоры. Все подобные механизмы, рабочая группа фиксирует и анализирует. Помимо этого, чиновник добавил, что, в совершении таких операций активное участие принимают финансовые учреждения.

 

 

Введение

 

1.Понятие и причины теневой экономики………………..

    1. Теневой бизнес

2.Методы борьбы с последствиями теневого бизнеса в современной России…………………………………………

        2.1Социально-правовой контроль России

          2.2Регистрационный контроль

         2.3Лицензионный контроль и надзор

   3.Антимонопольный контроль и контроль за соблюдением законодательства о правах потребителей………………..

 

  4.Подходы к «высветлению» теневой экономики………

 

  5. Перечень мер, улучшающих среду бизнеса………….

 

 Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Введение-

Во всех странах с рыночной структурой экономики была, есть и, по-видимому, будет существовать теневая экономика. Масштабы ее могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Это все равно, что преступность, масштабы явления можно уменьшить, но ликвидировать вовсе – практически невозможно. Теневая экономика имеет много названий – незаконная, нелегальная, скрытая – но суть этого явления не меняется. Теневая экономика - это сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и причины теневой экономики.

Для обозначения теневой экономики используют ряд характеристик — «подпольная», «параллельная», «криминальная», «нелегальная» и др., но они не являются синонимами, поскольку разные исследователи по-разному понимают содержание этих терминов.

Альтернативные определения теневой (скрытой, неформальной, серой, и т.д.) экономики были даны многими авторами, среди которых можно отметить: Е. Фейге (Feige, 1979), В. Танци (Tanzi, 1980), К. Макафи (Macafee, 1980), М. Картер (Carter, 1984).

Наиболее распространенное определение теневой экономики — это «рыночное производство товаров и услуг, как запрещенных, так и не запрещенных законодательством, которое не учитывается официальной статистикой национального продукта и не связано с какими-либо обязательствами по уплате налогов государству. Таким образом, теневая экономика оказывается полностью (или частично) свободной от уплаты налогов (что является одним из мощных стимулов для ухода в «тень» отдельных частей экономики, включая рынок труда)»[1]

Теневая экономика скрыта от государства. Это отражает ее главный признак — теневая экономика юридически не существует, она функционирует вне форм государственного публично-правового контроля, сопровождается извлечением неконтролируемого дохода.

В настоящее время существует огромное количество работ зарубежных и отечественных исследователей, посвященных выявлению причин ухода экономики в «тень». Вот основные из них.

•             Высокий уровень налогообложения:   

 Существуют разные оценки  доли изымаемой у предприятия  прибыли: от 60 до 80-90%. Как известно, налоговое  изъятие свыше 50% прибыли лишает  предприятие стимулов к активной  произвольной деятельности.

•             Экономическая нестабильность, кризисное состояние экономики.

Уход экономики в «тень» является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в её теневом секторе может иметь множество преимуществ. С другой стороны кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор.

•             Незащищенность прав собственности.

Незащищенность прав собственности порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что, если права собственника рано или поздно могут быть нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантирует их надежную защищенность надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплату налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать.  

•             Неблагоприятный социальный фон. 

Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т. д. являются прекрасной "питательной средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения. Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес "хозяина" оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо.

•             Политическая нестабильность.

Этот фактор также, как и "незащищенность прав собственности", стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем ее объем уменьшается не только за счет "затенения", но и по причине элементарного свертывания деятельности "до лучших времен".

В зависимости от развития рыночных отношений страны, состояния её экономики в целом, причин существования теневой экономики будет больше или меньше, степень влияния разных из них будет варьироваться.

 

 

 

1.2 Теневой бизнес представляет собой весьма разнородное и многообразное явление, проникающее во все сферы жизнедеятельности общества. От масштаба незаконной предпринимательской деятельности, ее структуры и организации зависят способы борьбы с этим экономическим феноменом.

Теневой бизнес практически в каждой стране или отдельно взятом регионе имеет свою национальную и культурную специфику, ареалы преимущественного распространения и степень вовлеченности в него населения. 

С учетом национального менталитета, особенностей местных обычаев и норм законодательства формируются способы борьбы с теневым бизнесом, определяется соответствующий инструментарий и приоритетные направления деятельности.

Инициаторами борьбы с теневым бизнесом выступают, как правило, наиболее заинтересованные в его уменьшении институты – государство, легальный бизнес и общественные организации

 

 

 

 

2.Методы борьбы с последствиями теневого бизнеса в современной России.

Социально-правовой контроль над экономической преступностью в России

2.1Социально-правовой контроль представляет собой деятельность по контролю над противоправным поведением в сфере экономики, осуществляемую государственными органами и институтами гражданского общества, преследующую цель эффективного воздействия на криминогенные факторы, детерминанты экономической преступности. Сущностью социально-правового контроля над экономической преступностью в самом общем виде является установление правового порядка в жизни и деятельности общества. Он не связан, как правило, с применением уголовно-правовых норм. Уголовно-правовая составляющая присутствует здесь лишь в той мере, в какой выполняет предупредительную функцию при неэффективности других мер. Большинством криминологов признается, что именно социально-правовой контроль является основным в общей системе контроля над экономической преступностью. Его антикриминогенная роль подтверждается международными исследованиями. Как отмечает В.В. Лунеев, "…коэффициент корреляции между углублением социально-правового контроля и удержанием преступности на терпимом уровне выше, чем между социально-экономическим развитием и уровнем преступности"1.

Зарубежные и отечественные криминологи отмечают взаимосвязь и взаимообусловленность между гражданскими, административными правонарушениями и преступлениями. В особенности это касается правонарушений и преступлений в сфере экономики. Они имеют общие детерминанты противоправного поведения, общую правовую природу, схожесть механизма формирования личности преступника и деликатной личности, совершаются в одинаковых типичных условиях, порождены сходными причинами и имеют единую направленность. Поэтому эффективная борьба с менее опасными видами правонарушениями - административными, гражданско-правовыми, финансовыми, которую осуществляют контролирующие органы, является эффективным средством предупреждения преступности в сфере экономики.

Объектами социально-правового контроля являются материальные и финансовые средства, экономическая деятельность различных субъектов экономических отношений. В зависимости от субъектов контроля различают следующие его виды:

 

Государственный контроль - осуществляется государственными органами.

Контроль негосударственных организаций. В зависимости от конкретного субъекта можно выделить:

 

  • банковский контроль - его субъектами выступают коммерческие банки;

  • страховой контроль - осуществляется страховыми организациями при страховании ответственности, а также при некоторых видах имущественного страхования и страхования предпринимательских рисков;

  • потребительский контроль - осуществляется потребителями и обществами защиты прав потребителей.

  • аудиторский (независимый) контроль - осуществляется специализированными негосударственными аудиторскими организациями;

  • контроль, осуществляемый специализированными негосударственными организациями на договорной основе (частные охранные, консалтинговые и другие организации на рынке услуг безопасности экономической деятельности).

  • Внутренний контроль - осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих субъектов: подразделения внутреннего аудита, ревизионные комиссии, службы экономической безопасности организаций.

В зависимости от предмета и сферы контроля различают:

· финансовый контроль (в том числе - налоговый, валютный, бюджетный, аудиторский и т.п.)

  • финарегистрационный контроль - контроль за соблюдением законодательства при регистрации субъектов предпринимательской деятельности;

  • лицензионный контроль и надзор - контроль за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию;

  • антимонопольный контроль - контроль за соблюдение антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления;

  • контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей;

Информация о работе Методы борьбы с последствиями теневого бизнеса в современной России