Западная политическая мысль XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:25, контрольная работа

Описание работы

В ходе развития современной политической мысли сформировались три основные социально-политические доктрины: неолиберализм, неоконсерватизм и социал-демократизм. Все они представляют собой сложные мировоззренческие конструкции, выражающие интересы определенных социальных слоев и групп.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 55.97 Кб (Скачать файл)

По Фридриху и Бжезинскому, главное в тоталитаризме - небывалые  возможности и степень контроля со стороны тоталитарного государства, которые и отличают его от традиционных и современных автократий (в то же время подчеркивается преемственность  авторитарной политической культуры в  соответствующих странах). Такая  постановка вопроса чревата спором о том, является ли контроль над индивидами со стороны того или иного политического  режима тотальным. Например, если советские  рабочие пили на работе и крали все подряд, если в «народном хозяйстве» все добывается и обменивается «по блату», то можно ли послесталинский СССР считать тоталитарным?

Далее, создатели концепции  утверждали, что тоталитарная система  не может изменяться изнутри и  потому её можно разрушить только извне. (Пример умозаключения по недостаточным  эмпирическим основаниям, в данном случае статус всеобщей закономерности придается историческому опыту  падения фашистских диктатур). Однако историческая практика показала, что  тоталитаризм способен эволюционировать, он как бы разлагается изнутри, размывается, теряя часть своих признаков.

Г. Моска – итальянский исследователь, генерал, один из основателей политологии. Основные произведения Гаэтано Моски «Теория правления и парламентское правление», «Основы политической науки», «История политических доктрин». Первую часть своей жизни Моска посвятил критике представительных демократических режимов, которые он называл плутодемократиями. Но во вторую половину жизни, когда он имел возможность познакомиться с жесткими тоталитарными режимами, Моска доказывал, что несмотря на свои изъяны, плутодемократические олигархии – демократические элиты – наименее опасны для индивидуальной свободы.

Теории элит – это теории о разделении людей в любом  обществе на элиты и массы. Моска развивал представление о том, что «во всех обществах (начиная со слаборазвитых или с трудом достигших основ цивилизации до наиболее развитых и могущественных) существует два класса людей – класс правящих и класс управляемых. Первый, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые дает власть, в то время как второй, более многочисленный класс управляется и контролируется первым...». Развивая свою теорию, Моска разработал «закон социальной дихотомии», дал понятие политического класса, определил два типа организации политического управления, качества политического класса и условия доступа к нему, способы закрепления власти политического класса и его обновления, выделил две тенденции развития политического класса и др.

Независимо от Моски концепция элит разрабатывалась Вильфредо Парето – основоположником эмпирической социологии и экономистом, женатым на Александре Бакуниной. Парето интересовался теорией анархизма, изучал русский язык. В области политической науки Парето прославился благодаря своей теории идеологии (рассматривается в соответствующей главе учебного пособия) и теории политических элит. В работах «Подъем и падение элит». «Трактат по общей социологии» он сформулировал основные положения своей теории.

Согласно Парето, элита  – это лишенный ценностного смысла термин, включающий всех тех, кто занимает самое высокое место на шкале, измеряющей любую социальную ценность: будь то власть, богатство, знание, престиж. Элита делится на правящую и неправящую (контрэлиту). Существует два типа элит – «львы» (жесткие, решительные руководители, опирающиеся на силу в управлении) и «лисы» (гибкие руководители, использующие методы переговоров, уступок, убеждения). Развитие общества происходит путем циркуляции или круговорота элит: «История человечества – это история постоянной смены элит; одни возвышаются, другие приходят в упадок». Парето рассмотрел вопрос о «массовой циркуляции элит» или революции: вытеснении и замене старой элиты контрэлитой с помощью масс. В этом процессе революционной смены элит многих представителей старой элиты (пришедшей в упадок) убивают, сажают в тюрьмы, высылают или же низводят до самого низкого социального уровня. Однако некоторые из них спасаются, предавая свой класс, причем они часто занимают ведущие позиции в революционном движении. Вывод Парето состоит в том, что главным результатом революционных перемен становится появление новой элиты с некоторой примесью старой.

Теории макиавеллистской школы были распространены в Италии, Германии, Франции между Первой и  Второй мировыми войнами. Но широкая  известность пришла к ним на американском континенте. В 30-е гг. в Гарвардском  университете состоялся семинар  по изучению Парето (его теория социального  действия была в дальнейшем переработана структурным функционализмом). Идеи Г. Моски об эмпирическом подходе к познанию политических явлений, о том, что объектом исследования является живая реальность, также способствовали становлению Чикагской школы политической науки. Всемирный конгресс политологов (Мюнхен. 1970) отметил особую роль итальянской школы, послужившей отправным пунктом многочисленных исследований политических элит.

К. Поппер Британский философ, социолог и логик, автор и представитель  школы «критического рационализма», непримиримый критик фашизма и сталинизма как тоталитаризма, Карл Поппер родился  в Вене. Его отец был профессором  права, мама - музыкантом. В 16 лет он поступил на учебу в Венский университет, где активно изучал математику, физику и историю музыки. Долгое время  Поппер учительствовал в различных  учебных заведениях Вены. Накануне Второй мировой войны он переезжает в Новую Зеландию. В 1945 году К. Поппер получил британское подданство и  должность профессора Лондонской школы  экономики и политических наук Перу К. Поппера принадлежат такие  работы, как «Логика научного исследования», «Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма», «Объективное знание. Эволюционный подход », « Автобиография (Поиск нет конца) »,« Ответ моим критикам »,« Личность и ее мозг » (совместно с Дж. Экклса),« Реализм и цель науки »и другие.

Основная сфера размышлений  К. Поппера - философия науки, которую  он развивал как теорию критического рационализма в противовес эмпиризма  неопозитивистов. Главная задача философии  К. Поппер усматривал в изучении развития (роста) научного знания, особенно научной  космологии. Наше познание, считал он, имеет давнюю историю, в течение  которой реализуется такой метод  приближения к истине, как фальсификация - принципиальное опровержение любого суждения. Этот метод реализуется  путем ведения дискуссии с  четкой постановкой вопросов и критическим  анализом предлагаемых решений. История  познания, считал философ, является историей смелых предложений и их перманентных опровержений. Философское знание (и  познания) принципиально отличается от научного. Это «перераспределение знания» осуществляется методом «демаркации». В ходе его реализации мы отделяем научное знание от ненаучного, истину от метафизики, эвристическое знания от догматического. Фальсификация, по мнению философа, минимизирует количество ошибок и одновременно приближает человека к истине.

Мир, в воображении К. Поппера, имеет сложную иерархию. Он состоит  из мира физических явлений, мира субъективных (ментальных и психических) представлений, мира объективного содержания мышления и предметов человеческого сознания, отграниченных от субъекта познания. Общественным идеалом К. Поппера является «открытое общество» - общество власти разума, свободы, равенства, справедливости. Оно противостоит «закрытом» - тоталитарному обществу, которое утвердилось в реальной истории и которое теоретически подготовили известные «лжепророки» - Гераклит, Платон, Гегель и Маркс.

Открытое общество», согласно К. Попперу, основано на центральности индивидуума и его основополагающих характеристик—рациональности, дискретности, отсутствия глобальной телеологии в действиях и т.д.

Смысл «открытого общества» в том, что оно отвергает все формы Абсолютного, несопоставимого с индивидуальностью и ее природой.

Такое общество является «открытым» именно за счет того, что вариации сочетаний  индивидуальных атомов не имеют предела (как не имеют цели или смысла), и теоретически это общество должно стремиться к достижению идеального динамического равновесия.

Второй тип общества Поппер определяет как «враждебный открытому  обществу». Он не называет его «закрытым», предвидя возможные возражения, но часто использует термин «тоталитарное». Как бы то ни было, именно исходя из приятия или отрицания «общества  открытого» распределяются, по К. Попперу, те или иные политические, социальные и философские учения.

Враги «открытого общества»  — это те, кто выдвигают против индивидуума и его центральной  позиции разнообразные модели, основанные на Абсолютном. Абсолютное, даже утвержденное спонтанно и волюнтаристически, мгновенно вторгается в сферу индивидуального, резко меняет процесс ее эволюции, осуществляет насилие над цельностью атомарной личности, подчиняя ее какому-то внеиндивидуальному импульсу.

Индивидуум немедленно ограничивается Абсолютным, а значит общество людей теряет качество «открытости» и перспективу свободного развития во всех направлениях. Абсолют диктует цели и задачи, устанавливает догмы и нормы, насилует индивидуума, как скульптор свой материал.

Фундамент политической науки  в Германии закладывали своими работами и немецкие социологи. Назовем произведения М. Вебера «Политика как призвание и профессия» (1918-1919 гг.), К. Шмитта «Диктатура» (1921 г.), «Понятие политического» (1927 г., журнальный вариант), «Легальность и легитимность» (1932 г.), Г.Дарендорфа, Р. Михельса (1876 – 1936).

Бурное развитие в конце XIX в. социологии значительно расширило  возможности политической науки, как в исследовании вечных проблем политологии, так и в освещении ряда новых ее аспектов. Значительным был вклад в политическую науку немецкого политолога и социолога Макса Вебера (1864-1920). Вебер не признавал предопределенности, неизбежности в историческом развитии. Он исповедовал идею многофакторного развития исторического процесса, когда, наряду с экономическим фактором, учитывается воздействие религиозных, политических, географических, культурных и т. п. процессов. Во-вторых, основой общественной жизни, по Веберу, является борьба, господство и насилие, которые связаны с конфликтами, противоречиями, конкуренцией. И закономерности социальной жизни выражаются, значит, не в согласии и солидарности, а в борьбе, насилии, власти. В-третьих, Вебер ищет разгадку социальных явлений в индивидуальном поведении человека и в целях, которые люди ставят перед собой.

В работах М. Вебер утверждает, что в позднекапиталистическом обществе политическая жизнь людей в решающей степени определяется бюрократией – быстро растущим слоем профессиональных управляющих. Тотальная бюрократизация, по М. Веберу, представляет собой неизбежную тенденцию современного общества. Однако в отличие от сторонников теории элиты, М Вебер рассматривал бюрократию не как господствующий класс, а как независимый от общественных групп инструмент власти, которым может завладеть любая из групп. Он разработал и теорию демократии, центральным звеном которой стало учение о механизме социального контроля над обособленным от общества бюрократическим аппаратом. Главное внимание он уделял технике отбора политической элиты, которая должна подчинять себе бюрократию. Здесь им разработаны две взаимосвязанные проблемы: типология господства и способы легитимизации (признание законности) этих типов господства.

М. Вебер рассматривал господство как монопольную власть, а последнюю  как способность навязывать свою волю с помощью обязывающих приказов. Бюрократия является идеальным типом легального господства, воплощением рациональности власти. Учение о бюрократии не потеряло своего значения и в настоящее время. В противовес бюрократической рациональности М. Вебер предложил концепцию харизматического лидерства вождей, опирающегося на иррациональную веру масс в их сверхчеловеческие качества, мобилизующего эти массы с целью подчинения общественным интересам.

Демократизацию М. Вебер  понимал как мобилизацию масс политическими лидерами, рассматривая ее в качестве действенного средства противодействия тотальной бюрократизации.

Р. Дарендорф (род. в 1929) – немецкий социолог и политический деятель, создатель теории социального конфликта. Согласно Дарендорфу наличие господства и подчинения в современном обществе ведет к конфликтам. Дарендорф считал, что конфликты в обществе представляют собой вполне нормальное, закономерное явление и критиковал теорию структурного функционализма Т. Парсонса, представителя Гарвардской школы политического анализа, за функционалистские и интегративные теории, согласно которым конфликт – это социальная аномалия, своего рода болезнь, которую надо преодолеть. Еще в 1959 г. Дарендорф сформулировал, в чем состоят основные расхождения американского подхода и в частности, структурного функционализма, и европейского подхода, где конфликт со времен Маркса и Зиммеля трактовался как мотивационная основа политической жизни. Согласно последнему подходу, любое общество демонстрирует признаки несогласия и конфликтов, насилие одной части по отношению к другой.

Р. Михельс является одним из основателей политической социологии. Его перу принадлежит работа под названием «Социология политических, партий в условиях демократии». Роберт Михельс открыл закон, управляющий всеми социальными организациями, и назвал его «железным законом олигархии». Согласно этому закону, человеческая общественная жизнь невозможна без наличия крупных организаций, руководство которыми не может осуществляться всеми их членами. В государственной организации, а также в партиях, профсоюзных и иных общественных организациях, церкви и пр. власть концентрируется в руках тех, кто способен к управлению, в высших структурах, которые выходят из-под контроля рядовых членов. Даже в партиях рядовые массы, неспособные к управлению, выдвигают вождей, которые со временем отрываются от рядовых членов и превращаются в партийную элиту. «Историческая эволюция смеется над всеми профилактическими мерами, которые применяются для предотвращения олигархии. Если принимаются законы для контроля над господством вождей, то от этого слабеют законы, а не вожди».

Информация о работе Западная политическая мысль XX века