Учение Платона о государстве. Политические идеи Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:42, контрольная работа

Описание работы

Политология - одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она завершила процесс институционализации и сформировалась как самостоятельная отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов ХХв. Термин "политология" (от греч. polis - город, государство, а также politike - дела государства, общества, искусство управления государством и logos - учение) означает политическая наука или учение о политике.
Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития.Первые представления о власти, государстве, политике относятся к глубокой древности. Они были одной из самых ранних попыток человека уяснить смысл своего бытия, найти цивилизованные формы совместного существования людей в рамках общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 4
Политические идеи Древней Греции…………………………………………… 6
Учение Платона о государстве………………………………………………….. 7
Политические идеи Аристотеля………………………………………………… 9
Заключение……………………………………………………………………… 11
Литература……………………………………………………………………… 13

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по  дисциплине Политология

Учение  Платона о государстве. Политические идеи Аристотеля 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 4

Политические  идеи Древней Греции…………………………………………… 6

Учение Платона  о государстве………………………………………………….. 7

Политические  идеи Аристотеля………………………………………………… 9

Заключение……………………………………………………………………… 11

Литература……………………………………………………………………… 13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Введение

      Политология - одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она завершила процесс институционализации и сформировалась как самостоятельная отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов ХХв. Термин "политология" (от греч. polis - город, государство, а также politike - дела государства, общества, искусство управления государством и logos - учение) означает политическая наука или учение о политике.

      Политика (politike - дела государства, общества, искусство управления государством) - одна из основных сфер общественной жизни (наряду с экономической, социальной и духовной), связанная с отношениями по поводу установления, организации, функционирования и изменения публичной власти в обществе и государстве. Политика - это основные принципы, нормы и направления деятельности (в более широком смысле - вся деятельность) социальных субъектов по осуществлению государственной и общественной власти.

      Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления  и развития. Без изучения истории  политической мысли невозможен анализ современных политических процессов  и явлений. Изучение истории политической мысли важно не только само по себе, но и для правильного и глубокого понимания и решения проблем современности, т. к. в истории обобщен опыт прошлого всего человечества. Наблюдая за сегодняшней политической жизнью, насколько лучше и быстрее она была бы обустроена, если бы современные политики глубже знали, шире и правильнее использовали этот опыт. Важно учитывать, что, если история политической мысли насчитывает тысячелетия, то политология как специфическая самостоятельная наука возникла всего столетие назад.

      Первые  представления о власти, государстве, политике относятся к глубокой древности. Они были одной из самых ранних попыток человека уяснить смысл  своего бытия, найти цивилизованные формы совместного существования людей в рамках общества. Первые политические идеи органично переплетались с верованиями, традициями, обычаями. Среди гениальных мыслей и суждений древних философов и богословов о государстве и власти мы находим гениальные идеи, которые были положены в основу политической науки и практики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Политические идеи Древней Греции

      История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они  носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до н. э. дошли до нас крупные памятники законотворчества и такие выдающиеся сравнительно систематические произведения, посвященные политической  проблематике, как «Республика» («Государство»), «Политика» и «Законы» Платона (427–347гг. до н.э.) и «Политика» и «Афинская политика» Аристотеля (384–322 гг. до н.э.).

      Термин  "политика", ввел  древнегреческий философ Аристотель, он понимал под политикой цивилизованную форму общности, которая служила достижению "общего блага" и " счастливой жизни". Такой формой, где достигались "благо народа и государства", он считал античный полис (само понятие "политика" берет свое начало от греч. "polis", т. е. древнегреческий город-государство).

      Надо  учитывать, что в слово "политика" тогда вкладывалось очень широкое содержание, включавшее не только собственно политические, но и социальные, экономические, этические и иные проблемы в современном их понимании. Политика рассматривалась как знание о высшем благе и счастье государства-полиса и его граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Учение Платона  о государстве

      Одним из выдающихся мыслителей античности был Платон.

      Предшественники Платона – софисты (Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика –  это чисто человеческое дело. «Человек – есть мера всех вещей», а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое и изменчивое творение человеческого разума.

      Подобные  учения Платон находил неверными  и вредными, т.к. они, по его мнению, призывают людей к неповиновению законам. Ведь люди могут договориться о чем угодно и тем самым нарушить незыблемый порядок в обществе. Согласно Платону, «естественным путем возникают лишь «порочные» формы государства». К таким порочным формам он относил тимократию, олигархию, демократию и тиранию.

      Тимократия  – это власть честолюбцев. Честолюбие ведет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию – господство немногих богачей. При этой форме общественного  устройства существует как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии – власти большинства. Демократическое государство «сверх должного опьяняется свободой». Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В условиях такого общего беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию – наихудшую форму государственного устройства. Но и она не вечна, а постепенно разлагается. Все опять повторяется заново.

      Чтобы разорвать этот порочный круг господства, своеволия, порожденного «порочным» избытком свободы и демократии, Платон несовершенным формам государства противопоставляет идеальное государство.

    В труде «Государство» он нарисовал  образ идеального общества, которое  состоит из трех сословий: правителей-философов, воинов-стражей, ремесленников и  землевладельцев. Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души – разумному, яростному и деловому.  Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество, а ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни. Первые два сословия не имеют ни собственности, ни семьи. Государство регулирует всю жизнь граждан вплоть до заключения брака и рождения детей. Подлинная добродетель – истинное знание – возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию – правление философов-мудрецов. Именно при ней возможен приход к власти самых лучших и благородных представителей общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Политические идеи Аристотеля

    Аристотель  был учеником Платона. Учение Аристотеля более реалистично, чем учение Платона, поскольку он обобщил опыт функционирования 158 греческих полисов. Свои выводы он изложил в работе «Политика».

    Аристотель  утверждал, что человек – «политическое животное и поэтому несет в себе инстинктивное стремление к совместному жительству», развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству – полису. Он связывал функции и предназначение государства с высшей природной целью человеческих существ – общением. Государство, как семья и община, выступает формой общественных связей, к тому же высшей. Поэтому, по мысли Аристотеля, человек есть «животное государственное».

    Государство Аристотеля менее едино, чем у  Платона. В нем есть место частной собственности, семье. По Аристотелю, государство – воплощение справедливости, закона, сфера выражения общего интереса свободных граждан. Главная цель государства – достижение «лучшей жизни», общего блага для всех граждан.

    Однако  не все существующие формы государства способны в равной мере справедливо распределять блага согласно достоинству лиц. Формы государственного устройства Аристотель классифицировал по двум критериям: 1- количество правящих и 2- цели правления. Все формы государства Аристотель разделяет на правильные и неправильные. Правильными являются те, где истинная цель государства состоит в общем благе. КК неправильным относятся такие формы, в которых имеются выгоды одних правителей, а не народа. Государственный строй, по Аристотелю, представляет из себя такой порядок, при котором господство принадлежит законно установленной власти. К правильным государствам он относил монархию или царство, аристократию или господство лучших и «политию» или республику. Лучшей формой  государства Аристотель назвал политию – правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Полития была конкретной формой воплощения идей о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Говоря современным языком, полития – это правление в интересах среднего класса.

    Каждой  правильной форме противопоставляется  неправильная: тирания, где имеется  в виду только польза правителя; олигархия, где правят богатые для собственной выгоды; демократия, где властвуют бедные, имея в виду только самих себя.

    В учении Аристотеля, как и у Платона, имеют место тоталитарные тенденции: человек – часть государства, личные интересы строго подчинены общественному  благу. Гражданин – это частица единой политической общности. Граждан Аристотель называл свободными людьми, но свободу он понимал как противоположность рабству. Граждане занимаются военными, судебными и законодательными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство – это удел рабов. Граждане могут иметь частную собственность, но пользоваться ею, по мнению Аристотеля, следует сообща, т.к. неравенство становится причиной возмущения и переворотов.

    Политический  идеал Аристотеля – государство, в котором только закон есть сила, а наиболее подходящей в политическом отношении выступает смешанная форма государственного строя, основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Заключение

      Задача  политологии как науки о государстве  заключается в том, чтобы научить политического деятеля искусству государственного управления, показать ему какой государственный строй при данном состоянии общества является наиболее пригодным.

      Первые  представления о власти, государстве, политике относятся к глубокой древности. Они были одной из самых ранних попыток человека уяснить смысл своего бытия, найти цивилизованные формы совместного существования людей в рамках общества.

      В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий, признаки целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств. Общественное разделение труда обусловило не только рост его производительности, классовое деление общества на рабов и рабовладельцев, но и создало возможности определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства. Кроме того, активное развитие политических теорий было востребовано самим полисом - уникальной формой организации общественной жизни.

      Полис - это город-государство с многочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В таком государстве занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба между рабами и рабовладельцами, а также внутри господствующего класса за власть, поэтому поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были для них весьма актуальны.

      Одним из выдающихся мыслителей античности был Платон. Свои политические идеи он изложил в диалогах «Государство», «Политика», «Законы». Платон был объективным идеалистом: он полагал, что сам по себе, объективно существует вечный и неизменный мир идей, а мир явлений представляет собой лишь его искаженную копию. Общество Платон понимал как отражение вечных идей, которые существуют независимо от людей и окружающей их действительности. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества является государство. Философ стремился дать картину идеального общества и государства. Важно отметить, что Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства и социальных изменений (разделения труда, появления классов, неравенства). Идея Платона о разделении труда, лежащая в основе возникновения государства, относится к важнейшим политическим обобщениям.

Информация о работе Учение Платона о государстве. Политические идеи Аристотеля