Тоталитарный политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

«Политический режим» в узком смысле - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более широком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Вместе с тем понятие политический режим совместно с понятиями форма правления и форма государственного устройства определяют

Файлы: 1 файл

Политологиия.docx

— 34.20 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

«Политический режим» в узком смысле - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более широком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Вместе с тем понятие политический режим совместно с понятиями форма правления и форма государственного устройства определяют характеристику формы государства. В этом случае «политический режим» используется как синоним «государственного режима», хотя очевидно, что первое понятие по своему содержанию гораздо шире второго, поскольку включает в себя методы и способы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики - политических партий и движений, общественных объединений и т.п.

Эмпирическое описание политических режимов прошлого и современности выявило бы их большое разнообразие и существенные особенности. Однако это разнообразие укладывается в три основные теоретические модели - демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов.

 

  1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима

Тоталитаризм как определенный политический режим, а в более широком смысле - специфический и экономический строй - феномен именно XX века. Но это не означает, что он появился недавно, тоталитарные идеи возникли уже в глубокой древности, по крайней мере, одновременно с гуманистическими и демократическими идеалами. Теория тоталитаризма складывалась в 40 – 50-х гг. и получила развитие в последующие десятилетия.

Тоталитаризм – тип политической системы и общества. Характеризуется тоталитаризм на всеобщей идеологии общественной жизни, чрезмерным разрастанием власти и поглощением ее гражданского общества. Это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. Эту новую форму организации политической власти, сложившуюся в нашей стране в 30-е годы, часто называют тоталитаризмом. Употребляя его, имеют в виду, что граждане государства целиком и полностью подчинены центру, сосредоточившему в своих руках политическую, экономическую, социальную и духовно – информационную власть. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Осуществление политического господства над всеми сферами жизнедеятельности общества возможно лишь в том случае, если власть широко использует развитую карательную систему, политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного мнения.

Тоталитаризм не возникает случайно. Он имеет свои социальные предпосылки и причины возникновения.

Одной из важнейших субъективных предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Это приводит к желанию человека убежать от холодного и бездушного мира, от одиночества и бессмысленности своего существования, преодолеть бессилие и страх перед рыночной стихией, найти упоение и смысл жизни в новых идеологических ценностях и коллективистских формах организации. Тоталитаризм имеет для социально отчужденной, одинокой личности психологическую привлекательность. Он дает надежду с помощью новой веры и организации утвердить себя в чем-то «вечном», несравненно более значительном. Кроме того, тоталитаризм соблазняет многих людей возможностью дать выход своим агрессивным, разрушительным инстинктам, преодолеть комплекс собственной неполноценности и возвыситься над окружающими с помощью принадлежности к избранной социальной (национальной, расовой) группе или партии. Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность

тоталитаризма резко возрастают в периоды острых социально - экономических кризисов.

Итак, общие предпосылки тоталитаризма достаточно разнообразны. Это — индустриальная стадия развития; нарастание рациональности и организованности в жизни общества; появление монополий и их срастание с государством (с этой точки зрения тоталитаризм — всеобщая государственная монополия); этатизация общества, особенно усиливающаяся во время войн; массовое коллективистско - механистическое мировоззрение; эмоциональная уверенность в возможности быстро улучшить жизнь с помощью рациональных общественных преобразований; психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее беззащитность и одиночество; острый социально-экономический кризис, резко усиливающий беды и недовольство населения; появление многочисленных маргинальных слоев.

Но самой главной предпосылкой возникновения тоталитарного

политического режима считают стадию современного общества. В принципе с этим можно согласиться, но данное положение нуждается в уточнении. Два события XX в. породили полное господство государственной власти над отдельной личностью. Во-первых, усиление социального контроля благодаря развитым средствами транспорта и связи (железные дороги, телефон и телеграф). Во-вторых, шаги в сторону создания новой, виртуальной реальности средствами телевидения и радиовещания сделали возможным манипулировать общественным созданием путем прямого и непосредственного обращения Вождя Отца к массам. Иначе говоря, отдельный индивид остался один на один с могучей, безжалостной и беспощадной государственной машиной.

Тоталитаризм имеет как свои идеологические предпосылки, так и психологические корни. К первым относятся утопические мечты трудящихся масс о справедливом общественном строе, где не будет имущественного и социального неравенства, эксплуатации человека человеком. Превращение тоталитарной утопии в единственно истинную идеологию – закономерный этап в развитии человечества. К психологическим корням тоталитаризма следует отнести открытый З. Фрейдом механизм инфантилизма. Суть его заключается в том, что вполне взрослый человек в стрессовой ситуации способен подобно ребенку делегировать свои права всемогущей сакральной Власти, отождествляемой им с Вождем – Отцом. Происходит слияние отдельного индивида с властью в форме искренней любви к диктатору.

Мировая практика позволяет выявить две разновидности тоталитарного режима: правую и левую. Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами: итальянским фашизмом и германским национал - социализмом. Правыми они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт собственности, опирались на механизмы экономического саморегулирования. Левой разновидностью тоталитаризма был советский коммунистический режим и подобные режимы в странах Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе. Он опирался на распределительную плановую экономику, уничтожает рынок, если тот существует.

В целом тоталитарному политическому режиму присущи следующие

отличительные черты:

  • оптимистическая вера в возможность человеческого разума и, как

следствие, – отождествление общества, этой сложной, саморегулирующейся на основе обратной связи социальной системы с относительно. Отсюда – ошибочный вывод, обществом в целом можно управлять как большим заводом чисто административными методами, игнорируя обратные связи и связи внутри социума. Развитие горизонтальных структур, характерных для гражданского общества, не стимулировалось;

  • практически полное огосударствление экономики, проявившееся в

замене рыночных отношений и конкуренции командно – административными методами управления в форме планирования в общегосударственном масштабе. В советском варианте – непримиримое отношение к частной собственности, тунеядству и нетрудовым доходам;

  • принудительная идеологизация всех сторон общественной жизни, в

первую очередь – духовной сферы, нетерпимость к инакомыслию;

  • всемогущество власти на основе сращивания правящей партии с

государством;

  • репрессивный характер режима: карательные органы находятся под

контролем правящей партии;

  • реальным субъектом власти выступает правящая партия.

Безусловным признаком тоталитаризма является то, что власть сосредоточивается в одних руках не для решения актуальных задач общенационального значения, а для защиты узкогрупповых интересов и лишения политических оппонентов права на ее использование. С другой стороны, концентрация власти имеет всепроникающий характер. Тоталитарная власть имеет все основания интересоваться мелочами, поскольку может контролировать общество только в том случае, если все его элементы, безусловно, и безоговорочно подчиняются системе. Тоталитарную власть интересует все. Она стремится к достижению полной и повсеместной лояльности к себе всех элементов и членов общества.

Любое проявление даже слабого политического несогласия безжалостно уничтожается и искореняется. Это первое и безусловное правило функционирования тоталитаризма. Тоталитарная система управления не выносит любой критики. Сделать невозможной, нецелесообразной и невыгодной любую критику по отношению к власти — основа тоталитарного управления.

Тоталитаризм — монополен по определению. Он может обеспечивать собственную жизнедеятельность только в том случае, если безраздельно господствует во всех сферах общественных отношений. С первого взгляда может показаться, что в тоталитарных обществах присутствует некоторое подобие конкуренции. Хотя бы между кланами — за власть или право распределения ресурсов. Однако это не так, поскольку война между отдельными финансово – политическими группами в тоталитарных системах ведется за монопольное влияние, и в любом случае речь идет не об ослаблении или ограничении полномочий противника, а о его полном устранении, не исключая физического.

Тоталитарная система стремится к глобальному манипулированию сознанием людей. Тоталитаризм в его коммунистической форме оказался наиболее живуч. В отдельных странах он существует и сегодня. История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения ограниченных целей.

Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жестоким подавлением всякой оппозиции.

И все же тоталитаризм — исторически обреченный строй. Его общество-самоед, не способное к эффективному созиданию, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения.

Тоталитаризм — закрытое общество, не приспособленное к своевременному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

Тоталитаризм находится в ином измерении, нежели экономика и политика, ему присуща иная логика, нежели логика объективного процесса. Выражаясь с известной долей условности, можно сказать, что тоталитаризм есть душа, телом которой является командно - административная система, это явление не экономического, социального или политического плана, а культурно- идеологическое по своей сущности.

 

 

  1. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации

 

Ведущей тенденцией второй половины XX века является переход от тоталитарных и авторитарных систем власти к демократии. Как правило, этот процесс происходит в результате глубоких внутренних кризисов экономических, политических структур общества, краха идеологии и системы ценностей и поэтому напрямую связан с проблемами модернизации и является ее инструментом. В разных странах смена авторитарных режимов происходит различными путями, и именно особенности путей перехода формируют основные черты новорождающейся демократии. В СССР политика перестройки переросла в стихийную демократизацию, которая смела на своем пути прежние институты власти. Партийно-номенклатурные власти, выступившие вначале инициаторами перемен, в ходе реальной перестройки оказались неспособными к само демократизации, что вызвало саморазрушение всей социалистической системы.

В современном мире многие страны решают проблему перехода общества от политически простых к более сложным формам организации политической жизни. Особую актуальность эти вопросы имеют для России. В политической науке переход от одного типа политической системы к другому обозначаются терминами "политическое развитие" или "политическая модернизация".

Первые концепции политической модернизации появились в 50-60-е годы ХХ в. в США. В то время политическая модернизация понималась преимущественно как заимствование освободившимися от колониальной зависимости странами политического устройства и политической культуры западных стран, прежде всего США. В качестве основных направлений политической модернизации рассматривались: демократизация политической системы по западному образцу (централизованное государство, парламент, многопартийность, всеобщие выборы), активное сотрудничество развивающихся стран с государствами Западной Европы и Северной Америки. Во второй половине 60-х годов, однако, выявились основные недостатки первых исследований политической модернизации. Более пристальное изучение конкретных политических процессов в развивающихся странах показало, что в ранних концепциях политической модернизации недооценивались внутриполитические факторы борьбы за власть, и абсолютизировалось внешнеполитическое влияние. Попытки преодоления этих недостатков, с одной стороны, и усиление интереса к изучению политического развития европейских стран - с другой, привели к качественно иному пониманию сущности процесса политической модернизации. В 70-80-е годы концепция политической модернизации превратилась в обоснование общей модели процесса развития цивилизации, суть которой состоит в описании перехода от традиционного общества к рациональному. В этот период активно разрабатывают теорию политической модернизации Г. Алмонд, Д. Аптер, С. Верба, Л. Пай, С. Хантингтон. В рамках современной концепции выделяется два исторических типа модернизации.

Информация о работе Тоталитарный политический режим