Типовое проектирование ИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 22:35, реферат

Описание работы

Ключевые особенности технологии типового проектирования
Причины применения:
Существенно снижаются затраты на проектирование, разработку и даже на модернизацию ИС;
Больше возможностей обеспечивать должный научно-технический уровень разработки ИС (в отличие от технологии индивидуального проектирования).

Файлы: 1 файл

PRIS_Lections08.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Типовое проектирование ИС

 

Ключевые особенности технологии типового проектирования

  • Причины применения:
    • Существенно снижаются затраты на проектирование, разработку и даже на модернизацию ИС;
    • Больше возможностей обеспечивать должный научно-технический уровень разработки ИС (в отличие от технологии индивидуального проектирования).
  • Сущность: Является одной из разновидностей индустриального проектирования. Заключается в создании информационной системы из готовых типовых элементов.
  • Область применения: автоматизация деятельности таких объектов, для которых характерны общие правила функционирования и управления. В первую очередь, сюда относятся экономические системы, для которых характерны:
    • Схожая структура и правила управления;
    • Единые стандарты отчетности;
    • Схожие комплексы используемых технических и программных средств;
    • Единая цель существования: извлечение прибыли.
  • Содержание: Процесс проектирования ИС состоит из следующих основных этапов:
    • Разбиение проекта информационной системы на отдельные составляющие (компоненты).
    • Выбор и приобретения имеющихся на рынке типовых проектных решений (тиражируемых продуктов) для каждого компонента ИС.
    • Настройка и доработка приобретенных типовых проектных решений в соответствии с требованиями конкретной предметной области.
  • Условия применения:

Должна быть принципиальная возможность декомпозиции информационной системы на множество составляющих компонентов (комплексов, подсистем, программных модулей и т.д.). В зависимости от уровня декомпозиции информационной системы различают следующие классы типовых проектных решений: элементные, подсистемные, объектные.

 

 

Понятие, виды и особенности типовых проектных решений

 

Определение. Типовое проектное решение (ТПР) – это представленное в виде комплекта проектной документации и/или набора программных модулей проектное решение, пригодное к многократному использованию.

 

 

Основные черты ТПР:

  • Типовые проектные решения ориентированы на автоматизацию деятельности множества однородных объектов (путем настройки под конкретные особенности каждого из них).
  • Основная цель применения ТПР – уменьшение трудоемкости и стоимости проектирования и/или разработки ИС.
  • Создание ТПР возможно только после тщательного и всестороннего изучения предметной области и предполагает обобщение накопленного в частных случаях опыта (путем классификации, типизации, абстрагирования, унификации и т.п.).
  • Типовые решения бывают простыми или комбинированными. Простые ТПР охватывают только какой-либо один вид обеспечения ИС, комбинированные – два и более. Примеры простых ТПР: Классификаторы (ИО), прикладные программы общего и специального назначения (ПО), инструктирующие руководства по управлению бизнес-процессами (ОО),  рекомендации по составлению ТЗ (МО) и т.п.

 

Требования, выдвигаемые к типовым проектным решениям:

  • Возможность использования для создания новой ИС при минимальном участии разработчиков ТПР;
  • Соответствие требованиям положений и стандартов, распространяемых на информационную системы в целом или ее часть.
  • Способность удовлетворять максимально возможному числу потребностей в рамках своего функционального назначения.
  • Возможность адаптации к конкретным условиям проекта путем изменения параметров.

 

Методы типового проектирования

 

  • Элементное проектирование

В качестве типового элемента используются простые ТПР, относящиеся к отдельной задаче ИС. В этом случае ИС комплектуется как множество ТПР по отдельным разрозненным задачам. Дополнительные элементы, для которых отсутствуют ТПР, разрабатываются вручную. Обычно рассматривают три группы ТПР:

    • Типовые проектные решения, обеспечивающие оптимальный выбор и организацию технических средств;
    • Типовые проектные решения, относящиеся к основным задачам ИС (алгоритмы решения задач, описание входных и выходных данных, программные модули общего и специального назначения и т.д.);
    • Типовые проектные решения, описывающие должностные инструкции всех категорий работников, связанных с проектированием и функционированием ИС.

Существенный недостаток метода: между отдельными ТПР, как правило, отсутствует информационная/техническая/программная совместимость (проблема «лоскутной автоматизации»).

  • Подсистемное проектирование

Типовыми элементами выступают  пакеты прикладных программ (ППП), которые  применяются для автоматизации  отдельных функциональных подсистем  ИС. ППП обладают следующими свойствами:

    • Функциональная полнота;
    • Минимизация внешних информационных связей;
    • Параметрическая настраиваемость;
    • Полная интеграция внутри ППП и более высокий (хотя и не полный) уровень интеграции с другими пакетами и отдельными программными продуктами.

С точки зрения проектировщика ИС ППП представляет собой «черный ящик», который преобразует входные информационный и параметрический потоки в выходной поток результатов. В схеме ППП можно выделить следующие элементы:

Информационный поток – исходные данные в электронном или бумажном виде, предназначенные для обработки пакетом;

Результаты работы – представляются в виде отчетов, графиков или документов (в электронном или бумажном виде);

Блок функционирования – обрабатывает исходные данные.

Параметрический поток – содержит информацию, необходимую для настройки пакета на конкретные условия функционирования. Обычно параметрическая информация предоставляется пользователю в виде справочников и/или конфигурационных таблиц. В зависимости от принципа использования параметрического потока выделяют два способа привязки ППП к конкретным условиям системы:

    • Принцип интерпретации (поглощается самим ППП);
    • Принцип генерации (на его основе специальная программа-генератор генерирует ППП, настроенный под конкретные условия).

Блок обработки параметров – интерпретирует значения параметров и переносит их непосредственно в прикладные программы.

Блок адаптации – позволяет пользователю адаптировать существующие типовые решения путем доработки существующих или добавления новых модулей ИС. В блок адаптации обычно включаются такие средства как генераторы отчетов, генераторы форм, встроенные макроязыки и т.п.

Пример ППП: «1С: Предприятие».

Недостаток: недостаточный уровень совместимости различных ППП в рамках единой корпоративной ИС.

  • Объектный метод

Идея метода заключается в создании и повторном использовании законченного (т.е. с полным набором функциональных и обеспечивающих подсистем) типового проекта для автоматизации управления объектом определенной отрасли. Например, ИС школы, ИС больницы, ИС товарного склада и т.п. Сложность применения объектного метода заключается в огромном разнообразии различных объектов, что требует от разработчиков предусматривать все возможные варианты. Современные типовые проекты должны обладать следующими свойствами:

    • Ориентированы для применения на объектах с высоким уровнем стабильности;
    • Открытость архитектуры (возможность использования на различных программно-технических платформах);
    • Высокий уровень масштабируемости;
    • Высокий уровень адаптивности (возможность конфигурирования в широких пределах).

Объектный метод по определению  обеспечивает полную программную совместимость  компонентов системы.

 

Модельно-ориентированный  подход

 

Одна из реализаций объектного метода проектирования – это модельно-ориентированный  подход. Развивается как результат использования знаний о инжиниринге бизнес-процессов, автоматизации проектирования и методах типового проектирования информационных систем. Суть его заключается в следующем. Сначала строится модель предметной области, а затем по ней выполняется моделирование информационной системы, то есть конфигурирование и связывание между собой типовых модулей. Все это проводится с использованием единой системы CASE-средств.

 

Инструментарий типового проектирования ИС на основе модельно-ориентированной  технологии включает в себя следующие элементы:

  • Репозиторий (база метаинформации) содержит:
    • Множество типовых моделей, которые поставляются разработчиком системы автоматизированного типового проектирования, и расширяются по мере накопления опыта проектирования информационных систем для различных отраслей и типов производства.
    • Базовую модель, которая содержит описание всех бизнес-функций, бизнес-процессов, бизнес-объектов, бизнес-правил и элементов организационной структуры, которые поддерживаются программными модулями типовой ИС.
    • Модель конкретного объекта автоматизации, которая, возможно, создается с использованием типовых моделей и на основе которой осуществляется конфигурирование программного обеспечения. Строится как структурированное подмножество базовой модели.

Модель бизнес-функций представляет собой иерархическую декомпозицию функциональной деятельности предприятия (подробное описание см. в разделе "Анализ и моделирование функциональной области внедрения ИС").

Модель бизнес-процессов отражает выполнение работ для функций самого нижнего уровня модели бизнес-функций. Для проверки семантической целостности бизнес-процессов, а также для автоматизации их управления разрабатывается набор бизнес-правил.

Модель организационной  структуры предприятия представляет собой традиционную иерархическую структуру подчинения подразделений и персонала.

  • CASE-средства для проектирования модели объекта автоматизации (мы их рассматривали ранее). Эти средства обычно интегрированы в систему автоматизированного типового проектирования.
  • Конфигуратор ИС – программа, которая автоматически генерирует конфигурацию информационной системы по построенной модели предметной области.

 

Примеры систем автоматизации типового проектирования: SAP, BAAN.

 

 

Критерии оценки типовых  программных элементов

 

Самостоятельно

 

 

Понятие и особенности IT-консалтинга

 

Определение. IT-консалтинг – это комплекс услуг, обычно предоставляемый компании сторонними специалистами и нацеленный на наилучшее применение информационных технологий для достижения поставленных целей бизнеса.

 

Содержание IT-консалтинга:

  1. Анализ и формализация требований к информационной системе;
  2. Разработка технического и (в некоторых случаях) рабочего проекта ИС;
  3. Управление процессом проектирования;
  4. Внедрение (в том числе обучение сотрудников) и администрирование ИС;
  5. Анализ и реорганизация бизнес-процессов (спорный вопрос);
  6. Разработка программного обеспечения для выполненного проекта ИС.

 

Особенности консалтинговых структур:

  1. Главный и единственный их продукт – информационные услуги;
  2. Опыт персонала накапливается постепенно по мере участия в различных проектах;
  3. Независимость от организации-клиента;
  4. Объективность.

 

Основные виды консалтинговых услуг:

  • Анализ предметной области и построение соответствующих моделей (представление деятельности организации и принятых в нем технологий в виде иерархии диаграмм, обеспечивающих наглядность и полноту их отображения);
  • Формирование (на основании проведенного анализа) предложений по:
      • реорганизации организационно-управленческой структуры;
      • упорядочиванию информационных потоков (в том числе – документооборота) внутри предприятия;
      • построению рациональных схем работы подразделений предприятия и его взаимодействия с «внешним миром».
  • Анализ требований и проектирование спецификаций корпоративных информационных систем;
  • Выработка рекомендаций и предложений по применимости и внедрению существующих систем управления предприятиями.

 

 


Информация о работе Типовое проектирование ИС