Свобода слова и право граждан на информацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Общая цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть два тождественных института прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации: свободу слова и право граждан на информацию, их историю возникновения в нашей стране, ключевые особенности и содержание. Очень важно выявить регулирование данных институтов законодательством данной страны, их реализацию и защиту. Немаловажно отметить судебное производство по делам, касающимся данной темы, рассмотренных не только Конституционным судом Российской федерации, но и Европейским судом по правам человека, так как данный суд рассматривает дела о нарушении прав и свобод граждан России наряду с гражданами других стран.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………………………………….
Глава 1. Свобода слова
1.1. История и содержание ………………………………………………………………………………..
1.2. Свобода слова в Конституции Российской Федерации ……………………………..
1.3. Законодательное регулирование свободы слова в России ……………………….
Глава 2. Право граждан на информацию
2.1. История и содержание ……………………………………………………………………………......
2.2. Право граждан на информацию в Конституции Российской Федерации …..
2.3. Законодательное регулирование право на информацию в России …………….
Глава 3. Судебное производство
3.1. Европейский суд по правам человека ………………………………………………………….
3.2. Конституционный суд Российской Федерации ……………………………………………
Заключение …………………………………………………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы …………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая по КПРФ.docx

— 54.31 Кб (Скачать файл)

В России право человека и гражданина на информацию впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. в виде права на охрану личной, персональной информации и права на получение  общедоступной информации (ст. 9 и 13). Право на информацию закреплено в  ныне действующей Конституции РФ 1993 г.

Из 50 конституционных прав и свобод около 25% можно отнести к собственно информационным, в том числе:

· право на неприкосновенность частной  жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23);

· право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);

· свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29);

· свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29);

· право на свободу выражения  своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29);

· право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29);

· право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления (ст. 33);

· право каждого на достоверную  информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42);

· свобода всех видов творчества (ч. 1 ст. 44);

· свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);

· право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44);

· право на получение квалифицированной  юридической помощи (ст. 48)».20

Этот перечень можно дополнить  следующим:

· право каждого знакомиться  с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его  права и свободы, если иное не предусмотрено  законом (ч. 2 ст. 24); в данной норме  установлено право на доступ к  информации путем закрепления обязанности  органов государственной власти и органов местного самоуправления по подготовке и предоставлению запрашиваемой  информации;

· право на доступ к информации о фактах и обстоятельствах, создающих  угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41).

В указанном перечне основополагающей нормой, центральным, системообразующим  звеном в регулировании права  граждан на информацию является ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. И как отмечает С.А. Авакьян, в ст. 29 Конституции  РФ предусмотрена возможность широкой  реализации права на информацию в  обществе, государстве.21 Статья 33 является одновременно и политическим правом, и условием реализации права на доступ к информации. Часть 3 ст. 41, ст. 42 являются продолжением сущности права на доступ к информации и его содержанием. Часть 1 ст. 44, ч. 2 ст. 44 являются содержанием права на информацию, поскольку закрепляют право на интеллектуальную собственность, полученную в результате творчества, доступ к культурным ценностям. Разумеется, правовую основу права граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц составляет ч. 2 ст. 24 Конституции РФ.

С точки зрения борьбы с сокрытием  информации важной является ч. 1 ст. 15 Конституции  РФ. Из нее следует, что право на доступ к информации гарантировано  Конституцией РФ и по большому счету  не нуждается в подтверждении  какими-либо еще правовыми актами. В соответствии с Постановлением Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении  правосудия»22 суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, «когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения».

Это положение подтвердил Конституционный  Суд Российской Федерации в Постановлении  от 18 февраля 2000 г. N 3-П23: «Информация... в силу непосредственного действия ст. 24 (ч. 2) Конституции Российской Федерации должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты». В силу предписаний ст. 23, 24, 29 и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации «не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Отечественная правовая практика исходит  в вопросе о доступе граждан  к информации о деятельности органов  государственной власти и органов  местного самоуправления из такого толкования отмеченных статей Конституции РФ, в соответствии с которым требуется  принятие федерального закона для реализации конституционного положения. Данная позиция  имеет право на существование: ч. 2 ст. 24 заканчивается фразой «если  иное не предусмотрено законом». С  моей точки зрения, по крайней мере, в отношении права на доступ к информации о деятельности органов власти устоявшееся в отечественной практике толкование, обусловливающее реализацию этого субъективного права принятием федерального закона, является справедливым. Без конкретизации порядка доступа граждан к информации в стране, которая не имеет соответствующего правового опыта, говорить о возможности воплощения права на доступ к информации на практике бессмысленно.

 

 

 

 

 

 

2.3. Законодательное регулирование право на информацию в России.

 

Федеральный Закон «Об  информации, информатизации и защите информации» не допускает сбор, хранение, использование и распространение  информации о частной жизни, а  равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений физического  лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.24

В Федеральном Законе РФ «О СМИ» также содержится ряд ограничений, обусловленных:

  • соблюдением государственной тайны или иной специально охраняемой законом тайны;
  • охраной частной жизни;
  • обеспечения безопасности и целостности государства;
  • охраной здоровья;
  • уважением прав, законных интересов, чести и достоинства граждан и организаций (ст. 49 «Обязанности журналиста»);
  • необходимостью соблюдать принцип равноправия людей независимо от пола, возраста и т. д.

Ст. 4 Закона «О СМИ» говорит  о недопустимости использования  средств массовой информации для  призыва к захвату власти, насильственному  изменению конституционного строя  и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также  для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и  жестокости.

Ст. 51 устанавливает запрет на использование права журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.   

Статья 38 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» предоставляет гражданам право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.  
     Право граждан на информацию тесно связано и с принципом свободы массовой информации. Данная взаимосвязь проявляется, в частности, в том, что «свобода прессы предоставляет обществу одно из наилучших средств узнавать мнения и взгляды политических деятелей и составлять свое мнение о них. В частности, она дает политическим деятелям возможность высказывать и комментировать общественные проблемы и выражать свою озабоченность. Таким образом, пресса позволяет каждому человеку принимать участие в свободном политическом обмене мнениями, который является самой сутью концепции демократического общества». 
     Свобода массовой информации — необходимая составляющая общего принципа «свободы информации», важное условие режима демократии, обеспечения политического плюрализма и культурного многообразия. Для демократии было бы угрозой, если бы в СМИ преобладал только один голос, имеющий власть распространять единственную политическую точку зрения. 
       Поэтому, согласно статье 1 Закона о СМИ, не могут быть ограничены:

  • поиск, получение, производство и распространение массовой информации;
  • учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими;
  • изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ. 25

 

     Все случаи исключения из этого правила  должны быть прямо предусмотрены  в законодательстве о СМИ, т.е. непосредственно  в Законе о СМИ, издаваемых в соответствии с ним законодательных актах  Российской Федерации и ее субъектов. Кроме того, такие случаи могут  быть установлены Конституцией РФ и  международными договорами, участницей которых является Россия.

Кроме того некоторые ограничения  предусмотрены и во время чрезвычайного  положения и в период выборов. Пункт «б» ст. 22 Закона «О чрезвычайном положении» допускает возможное  ограничение свободы печати и  других средств массовой информации путем введения предварительной  цензуры, временного ареста печатной продукции (до отмены чрезвычайного положения), а также временное изъятие  звукоусиливающих технических средств  и множительной аппаратуры.26     

 Свобода информации является основным принципом информационных отношений в современном обществе, провозглашенным Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (ст. 10), Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., конституциями многих стран мира (Швейцарии, Испании, Республики Беларусь, России и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Политическая история России: Хрестоматия для вузов / Сост.: Коваленко В. И.- М.: 1996. С. 575. 

2 Свобода слова. В.Н. Кудрявцев; Рос. Академия наук. – М.: Наука, 2006. С91, 95.

3 Документ Московского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ. Протокол от 3

   октября 1991 года.- п. 19.2

4 Любимов А.П. Комментарий к Конституции РФ - М.: Экзамен, 2005 г.

5Большой юридический словарь. Под ред. А.Я.Сухарева, М.: Инфра-М, 2007г.

6 Лебедев А.В. политические права и свободы граждан Российской федерации (конституционно-правовое исследование): Дис, … канд. юрид. наук. Челябинск, 2003.

7 Права человека: учебник. А.Н. Головастикова, Л.Ю. Грудцына. – М.: Эскимо, 2006. – С. 141 – 142.

8  Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Карповича В.Д. - М.: Юрайт-М, Новая Правовая культура, 2002

9 Права человека в России: Учебное пособие. С.И. Глушкова. – М.: Юристъ, 2006. – С. 294

10 Реализация гражданских и политических прав и свобод в Российской Федерации: конституционные гарантии и ограничения. Жабин. А.Я. Дис, … канн. Юрид. Наук.. М., 2004.

11Права человека: Учебник для вузов. Отв. ред. А.Е. Лукашева. М.: 2002. С. 48.

12 Декларация прав и свобод человека  и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.

13 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 25.12.2009) "О статусе военнослужащих" (принят ГД ФС РФ 06.03.1998)

14 Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "Об Общественной палате Российской Федерации" (принятого ГД ФС РФ 16.03.2005)

15 Устав Союза Беларуси и России" (совершено в Москве 23.05.1997)

16  Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М: Юристъ. – 2003.

17  СЗ РФ, 2001, N 2, ст. 163

18 Права человека. Учебник для вузов. / Под ред. Е.А. Лукашева. – М.: Изд. Норма, 2003. Стр. 86

19 Хургин В.М. Право на доступ к информации, или Как (и чем) сражаться с бюрократом // Информационное общество. 2001. N 4. С. 35 - 43.

20 Графский В.Г. Основные концепции права и государства в современной России (по материалам круглого стола в Центре ИРЛ РАН) // Государство и право. 2003. N 5. С. 23-29.

21 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. М.: Юристъ, 2005. С. 617.

22 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (с изм. и доп. от 6 февраля 2007 г.) // «Российская газета» от 28 декабря 1995 г.

23 Постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана» // > Собрание законодательства РФ. 2000. N 9. Ст. 1066.

24 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) 
     

25 Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 09.02.2009) "О средствах массовой информации"

26 Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.05.2001)


Информация о работе Свобода слова и право граждан на информацию